Основные принципы и задачи психологического обеспечения российского образования и проблемы воспитания подрастающего поколения

545

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: доклад

Для цитаты: Беляк И.К. Основные принципы и задачи психологического обеспечения российского образования и проблемы воспитания подрастающего поколения [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 18–20. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29036 (дата обращения: 27.04.2024)

Полный текст

 

Принимаемые в последние годы меры по обеспечению качества, доступности и эффективности образования, в том числе включение сферы образования в число приоритетных национальных проектов, — дополнительное свидетельство особой заботы нашего государства о подрастающем поколении.

На реализацию приоритетного национального проекта «Образование» только в 2006 году выделяется порядка 29 млрд. рублей. Существенную поддержку получат 10 тысяч лучших учителей России и классные руководители учреждений, реализующих общеобразовательные программы. Будут присуждены свыше 5 тысяч премий для государственной поддержки талантливой молодежи. Большое внимание уделяется развитию современных образовательных технологий — господдержка будет оказана 3 тысячам общеобразовательных учреждений, реализующих инновационные подходы, значительная часть школ будет подключена к сети Интернет.

Интенсивно разрабатываются и реализуются на практике новые подходы и концепции совершенствования системы образования. Среди них особо отметим те, при внедрении которых важно осуществлять психологическое сопровождение:

—   введение единого государственного экзамена как основной формы оценки и контроля качества знаний;

—   создание системы предшкольной подготовки для выравнивания стартовых возможностей детей;

—   участие институтов гражданского общества в управлении образованием (создание попечительских и наблюдательных советов образовательных учреждений, органов ученического самоуправления и пр.);

—   введение нормативного подушевого финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений, при котором их финансовое благополучие и конкурентоспособность будут существенно зависеть от уровня и качества предоставляемых ими образовательных услуг. Образовательные учреждения фактически ставятся в условия жесткой конкуренции.

Каждое образовательное учреждение, педагогические коллективы исходят в сво- ■• । ей деятельности из необходимости совершенствовать учебный и воспитательный процесс, внедряя в него инновационные технологии. В силу этого педагогический коллектив основное внимание уделяет обучению детей, зачастую сводя воспитательную составляющую образования к формированию адаптационных возможностей молодого поколения к изменяющимся условиям социума. Порой формирование у детей, подростков и молодежи таких безусловно важных качеств, как мобильность, адаптивность, конкурентоспособность, осуществляется в ущерб воспитанию патриотизма, любви к Родине, стремления к ее процветанию.

Полагаю уместным напомнить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».

В стране пока отсутствуют выверенные подходы и модели воспитания подрастающего поколения. Большинство педагогов методологически и психологически недостаточно подготовлены к воспитательной работе. Необходимо также учитывать, что воспитательная роль семьи объективно ослаблена. Значительная доля детей и молодежи сегодня подвержена влиянию многочисленных, зачастую деструктивных для нравственного и психического здоровья ребенка, объединений, группировок и молодежных субкультур. Дети решают свои повседневные проблемы, опираясь на модели поведения «братков», широко тиражируемые телевидением, кинематографом и СМИ. Не может не вызывать тревогу уровень наркотизации, алкоголизации, половой распущенности в подростковой среде. Серьезной проблемой является распространение экстремизма и насилия среди молодежи.

В связи с этим определяющими в деятельности педагогических коллективов должно стать воспитание уважительного отношения к истории, культуре нашей страны, усвоение нравственных идеалов и общественно одобряемых моделей поведения, формирование активной жизненной позиции молодого поколения, психологической готовности детей и молодежи к противодействию негативным воздействиям социума.

Считаю важным подчеркнуть, что психологическим аспектам при разработке, экспертизе, реализации воспитательных программ и проектов должно быть уделено самое пристальное внимание. «Возвращение» воспитательных функций в общеобразовательные учреждения в данном контексте имеет стратегическое значение, так как именно в этом случае обеспечивается максимальный охват детей целенаправленным воспитательным воздействием.

Изменить существующее состояние дел без активного привлечения достижений психологической науки и практики представляется невозможным. Важно учитывать, что дети как самая незащищенная в психологическом плане часть населения, подвергается воздействию разного рода негативных факторов в самый восприимчивый период жизни.

В силу этого школа, каждый педагог должны принять на себя ответственность за то, чтобы при любом воздействии на ребенка во главу угла ставилось уважение к его личности, забота о его психическом и нравственном здоровье.

Выбор в качестве основной ценности личности ребенка соответствует Конвенции ООН о правах ребенка и означает, в частности, что каждый ребенок в школьные годы не может быть унижен, должен осознать свои права и возможности, приобрести «активный иммунитет» к негативным воздействиям социальной среды.

Сегодня особенно важно объединить усилия педагогов, психологов, медицинских и социальных работников, других специалистов системы образования для выработки единой позиции в отношении целого ряда поведенческих факторов, опасных для здоровья учащихся: девиантного поведения, употребления психоактивных веществ и т д.

Сегодня нужен комплексный подход к совершенствованию системы психологической, медицинской, правовой, социальной помощи всем участникам образовательного процесса — ребенку семье и педагогам. Особое внимание должно быть уделено наиболее уязвимым в социальном плане категориям детей и молодежи (с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и воспитании, одаренным детям, сиротам и т д.).

Считаю, что сегодня мы готовы к созданию комплексной воспитательной системы, адекватной стоящим перед ней задачам, психологически обеспеченной, объединяющей работу педагогов, психологов, медиков, социальных педагогов, юристов, других специалистов.

В данном контексте в качестве основных направлений психологического обеспечения воспитательной деятельности выступают:

—   обеспечение необходимых базовых психологических знаний и постоянное повышение психологической компетентности и психологической культуры самого ребенка и окружающих его взрослых (родителей, педагогов, социальных работников, других специалистов);

—   психологическое проектирование и экспертиза всех методик, технологий, программ воздействия на ребенка;

—   мониторинг и последующий анализ образовательной среды, воздействия на ребенка обучающих и воспитательных программ; сопровождение процессов социализации детей и подростков: разработка и реализация программ развития психосоциальной компетентности, обучения жизненным навыкам; технологий взаимодействия с группой (коллективом) и коррекции межличностных отношений;

—   психологическое сопровождение процесса развития личности, доступное, качественное и своевременное оказание психологической помощи ребенку в решении его проблем;

—   доступное, качественное и своевременное оказание психологической помощи окружающим его взрослым — в формировании у них понимания проблем ребенка, поиске их источников, оказании им помощи в преодолении ошибок и выработке правильной педагогической позиции в отношении каждого конкретного ребенка;

—   разработка программ повышения квалификации педагогических работников (педагогов-организаторов, классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и др.) в области теории и технологий психологического обеспечения воспитательной деятельности;

—   разработка методов оценки эффективности воспитательной деятельности в образовательных учреждениях различного типа.

Для решения задач психологического обеспечения воспитания как важной составляющей качественного образования считаю важным использовать позитивный опыт Службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, опирающийся на:

—   достижения отечественной психологической науки и практики;

—   имеющийся кадровый состав (в настоящее время в системе образования России работает около 64 тысяч педагогов-психологов, более 60% которых имеют вторую, первую и высшую квалификационные категории);

—   развитую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и других специалистов системы образования;

—   наличие региональных и муниципальных Служб практической психологии образования, созданных в 62 субъектах Российской Федерации, а также региональных моделей и программ их развития;

— наличие в системе образования России образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи — ППМС-центров (740 ППМС-цент- ров ежегодно оказывают комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям, законным представителям).

Необходимо предусмотреть воспитательную составляющую в государственных образовательных стандартах нового поколения. Психологическое сопровождение программ воспитания должно стать важнейшим направлением деятельности педагогов- психологов образовательных учреждений.

***

В настоящее время группой специалистов и экспертов Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», Московского государственного университета им. М.В.Ёо- моносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Московского городского психолого-педагогического университета, Психологического института РАО, ряда других научных и образовательных учреждений с участием специалистов Минобрнауки России в инициативном порядке подготовлен проект Концепции психологического обеспечения системы образования на период до 2010 года.

В проекте Концепции определены основные направления и специфика развития службы практической психологии образования. Отмечено, что система психологического обеспечения образования по своей сути может стать важнейшей основой интеграции действий педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему психолого-медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам на всех этапах обучения в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования. Проектом Концепции предусмотрено создание службы комплексной (психолого-медико-социально­правовой) помощи участникам образовательного процесса на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального), а также совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для решения актуальных социально-образовательных проблем.

Считаю необходимым доработать проект Концепции в части требований к организации работы и финансирования ППМС-центров и сохранения ставок педагогов-психологов в образовательных учреждениях в условиях перехода на нормативное поду­шевое финансирование; разработать и реализовать систему мер по психологическому обеспечению воспитательной деятельности в образовательных учреждениях; создать нормативную основу для преподавания в общеобразовательных учреждениях предмета «Психология»; организовать проведение мониторинга службы практической психологии.

Считаю важным еще раз подчеркнуть необходимость разработки концепции (модели) воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. В этой работе должны принять самое активное участие ученые, педагоги, психологи, все специалисты, чья деятельность и профессиональные интересы сосредоточены в сфере образования. Здесь у нас имеется серьезный кадровый потенциал и научно­методический задел, накопленный в Российской академии образования, вузах и научно-исследовательских институтах психологического профиля. Я благодарен И.В. Дубровиной, В.В. Рубцову, Ю.М. За­бродину, И. В. Демаковой, научные идеи и практическая деятельность которых во-многом определили содержание нашего совещания и ряд позиций моего выступления. В целом над решением этой важнейшей задачи работают многие ученые — педагоги и психологи, нужно лишь объединить и скоординировать усилия всех заинтересованных специалистов.

Наша общая цель — обеспечить бережное, уважительное отношение к личности ребенка, признание его права на любовь и принятие его таким, каков он есть. Полагаю — именно на таком фундаменте должны строиться теория и практика воспитания подрастающего поколения.

Информация об авторах

Беляк Игорь Константинович, заместитель директора Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 858
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 545
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3