Рекомендации семинара-совещания «Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации: проблемы организации и управления» (5—6 октября 2006 г.)

390

Общая информация

Рубрика издания: Приложения

Тип материала: документ

Для цитаты: Рекомендации семинара-совещания «Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации: проблемы организации и управления» (5—6 октября 2006 г.) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 22–23. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29038 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

 

В работе семинара-совещания «Служба практической психологии в системе образования Российской Федерации: проблемы организации и управления» (далее — Служба) приняли участие специалисты органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), педагоги-психологи образовательных учреждений, руководители и специалисты региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), представители ведущих психологических вузов и факультетов.

Участниками семинара-совещания было отмечено, что актуальность психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса повышается в связи с новыми социальными требованиями к системе образования. Качество и доступность образования в общественном сознании тесно связаны с такими понятиями как развитие, самореализация, уважение, здоровье, благополучие, что невозможно обеспечить без учета психологической составляющей.

Задачи психологического обеспечения системы образования могут успешно решаться благодаря таким ресурсам, как:

—   уровень развития отечественной психологической науки;

—   система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов и других специалистов системы образования;

—   мощный кадровый потенциал и уровень подготовки специалистов (согласно статистическим данным в настоящее время в системе образования России работает около 64 тысяч педагогов-психологов (в 2003 г. — 65 тысяч), более 60% из которых имеют вторую и высшую квалификационные категории);

—   материально-техническое оснащение ППМС-центров и кабинетов педагогов-психологов в образовательных учреждениях общего образования и психологов в учреждениях профессионального образования;

—   наличие программно-методического и информационного обеспечения деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях общего образования и психологов в учреждениях профессионального образования;

—   система управления региональными и муниципальными Службами, созданная в 62 субъектах РФ;

—   наличие региональных программ развития Службы и т д.

В Москве, Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском, Краснодарском и Хабаровском краях, Калининградской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Оренбургской, Орловской, Пермской, Ростовской, Самарской, Тюменской, Челябинской и Ярославской областях созданы уникальные организационно­функциональные модели Службы как в условиях города, так и в сельской местности с учётом этно-национальных и социально-экономических особенностей региона.

Важное место в системе образования России занимают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). 740 ППМС-центров ежегодно оказывают комплексную многопрофильную помощь более чем 2 млн. детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, их родителям (законным представителям).

Вместе с тем, участники совещания отметили ряд тенденций, которые негативно влияют на эффективность психологического обеспечения образования, снижая доступность и качество психолого-педагогических и медико-социальных услуг. Так, в ряде регионов отмечено недостаточное финансирование материально-технической базы ППМС-центров и их учебно-методического обеспечения. В условиях перехода на

Документы

нормативное подушевое финансирование сокращается сеть ППМС-центров, ставки педагогов-психологов и социальных педагогов общеобразовательных учреждений выводятся за штатное расписание. Отсутствие утвержденных критериев оценки их деятельности существенно усложняет процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Участники семинара-совещания обсудили проект Концепции развития системы психологического обеспечения образования Российской Федерации на период до 2010 года (далее - Концепция), подготовленный в инициативном порядке группой специалистов и экспертов Московского государственного университета, санкт- Петербургского государственного университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Психологического института РАО, ряда образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России». В ходе обсуждения проекта Концепции было отмечено, что система психологического обеспечения образования по своей сути может стать важнейшей основой интеграции действий педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему психолого-медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам на всех этапах обучения в учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования.

Участники семинара-совещания подчеркнули также необходимость совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов образовательных учреждений и психологов системы профессионального образования, введение дополнительных специализаций для специалистов Службы с учетом современных требований к их профессиональной деятельности.

В целях дальнейшего развития системы психологического обеспечения образования семинар-совещание принял следующие рекомендации:

1.   Доработать проект Концепцию развития системы психологического обеспечения образования на период до 2010 года, предусмотрев:

—   разработку и реализацию системы мер, направленных на повышение доступности и качества психологических услуг;

—   создание службы комплексной (психолого-медико-социально-правовой) помощи участникам образовательного процесса на всех ступенях образования (от дошкольного до высшего профессионального);

—   совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

—   совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов с учетом необходимости профессиональной подготовки специалистов к решению актуальных социально-образовательных проблем;

—   совершенствование нормативной правовой базы деятельности Службы в части финансирования ППМС- центров и сохранения ставок педагогов-психологов в образовательных учреждениях в условиях перехода на нормативное подушевое финансирование;

—   систему мер по психологическому обеспечению воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

—   организацию и проведение мониторинга Службы практической психологии.

2.   Предложить Минобрнауки опубликовать проект Концепции для широкого обсуждения психолого-педагогической общественностью.

3.   Органам управления образования субъектов Российской Федерации разработать систему мер по развитию сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи, финансированию за счет средств соответствующих бюджетов развития их материально-технической базы и учебно-методического обеспечения.

Метрики

Просмотров

Всего: 623
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 390
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1