Вестник практической психологии образования
2006. Том 3. № 4. С. 89–91
ISSN: 2658-3100 (online)
«На лесной полянке» Развивающее психологическое занятие для учащихся 1 класса
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Лашина О.Л. «На лесной полянке» Развивающее психологическое занятие для учащихся 1 класса [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 4. С. 89–91. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2006_n4/29051 (дата обращения: 07.11.2024)
Полный текст
Занятие проводится в рамках реализации коррекционноразвивающей программы, нацеленной на развитие познавательной сферы первоклассников, имеющих на начало обучения в школе недостаточную школьную зрелость, и, как следствие, проблемы в обучении. (Обследование детей осуществляется с помощью методики определения готовности к школе, прогноза и профилактики проблем обучения в начальной школе Л.А. Ясю- ковой, которая дает возможность не только диагностировать уровень развития ребенка и степень готовности к школьному обучению, но помогает построить систему необходимой коррекционно-развивающей помощи первокласснику).
Главной особенностью предлагаемого занятия является использование ИКТ-презентации, с помощью которой прорабатывается каждое упражнение и осуществляется контроль и самоконтроль за правильностью выполнения заданий.
Достичь эффективности занятия возможно при условии его проведения с группой учащихся не более 8—10 человек и при наличии индивидуального комплекта карточек и заданий для каждого ученика.
Время, необходимое для проведения занятия, — 35—40 мин.
Цель занятия: развитие внимания, произвольной памяти; словесно-логического, образного, опосредованного мышления; формирования процессов категоризации; развитие речи.
Материалы и оборудование:
— карточки с изображением животных (по комплекту на каждого ребенка);
— набор геометрических фигур (по комплекту на каждого ребенка;
— игровое поле дидактической игры «Найди девятый» (для каждого ребенка);
— карточки с буквами алфавита: Б, В, Е, 3, К, Л, М, Н; — цветные карандаши (по комплекту на каждого ребенка);
— музыкальное сопровождение (легкая инструментальная музыка);
— мультимедиапроектор для демонстрации компьютерной презентации Microsoft Power Point, отражающей основные упражнения занятия и предполагающей проверку правильности выполнения заданий детьми.
Ход занятия:
Психолог начинает занятие с приглашения детей на прогулку в зимний лес, на лесную полянку: «Ребята, сегодня на занятии мы не только выполним разные задания, но и совершим прогулку на зимнюю лесную полянку. Как выдумаете, что мы может увидеть в зимнем лесу, кого можем встретить?»
Дети обычно говорят о красоте зимнего леса, а также о животных, которые живут в нашем северном лесу. Педагог-психолог подводит итог высказываниям детей.
Показ демонстрационного слайда №1.
Психолог: «Дорога нам предстоит неблизкая, и чтобы не заблудиться, давайте проверим, хорошо ли мы знаем друг друга по голосу».
1. Упражнение «Узнай по голосу»
Дети встают в круг, один ребенок — водящий. Он встает спиной к детям. Все говорят водящему: «
(имя), ты сейчас в лесу, мы кричим тебе «Ау!». Глазки крепко закрывай, кто позвал тебя, узнай!»
Один из играющих говорит водящему «Ау!», водящий узнает того, кто его позвал (если ребенку не удалось угадать, можно второй раз позвать его, называя по имени). Игра повторяется 2—3 раза.
2. Упражнение «Разведчик и командир»
Чтобы не сбиться с пути, нам нужно запомнить дорогу, ведущую нас на лесную полянку.
Сначала разведчик (им может быть сам психолог) пройдет путь (между партами, стульями), а командир, запомнив путь, проведет по нему остальную команду — всех ребят.
Для придания упражнению большей выразительности и необычности можно использовать в качестве препятствий различный спортинвентарь (кубы, веревки, обручи) или детали мягкого конструктора предварительно расположив их определенным образом в свободной части комнаты (класса).
Упражнение выполняется под легкую инструментальную музыку.
Психолог: «Итак, вот мы и на лесной полянке. Но почему здесь никого нет? Оказывается, звери очень осторожны и, завидев людей, прячутся. Давайте, ребята, попробуем догадаться, какие звери спрятались от нас».
Детям демонстрируются изображения следов различных животных.
Показ демонстрационного слайда №2.
Учащиеся должны догадаться, какому животному принадлежат эти следы.
4. Упражнение «Назови животное»
Психолог: «Как мы уже знаем, в нашем северном лесу живет много разных животных. Давайте еще раз назовем некоторых из них, а помогут нам в этом буквы алфавита».
Детям раздаются различные буквы алфавита. Их задача — назвать дикое животное, обитающего в нашем лесу, название которого начинается на эту же букву. Например:
Б — белка
В — волк
Е — еж
3 — заяц
К — кабан, куница
Л — лиса, лось
М — медведь
Н — норка
Затем на демонстрационных слайдах поочередно появляются определенные буквы алфавита. Ребенок, у которого эта же буква на карточке, должен назвать животное, название которого начинается на эту букву. В случае затруднения ему помогают остальные ребята.
Работа с демонстрационными слайдами №3—8.
Каждому ребенку выдается комплект картинок с изображением диких животных, обитающих в местном лесу (образцы карточек в уменьшенном варианте даны в Приложении №1). Карточки с животными располагаются на парте определенным образом.
Работа по демонстрационному слайду №9.
Психолог на глазах у детей прячет «животных» за геометрические фигуры (образцы геометрических фигур в уменьшенном варианте даны в Приложении №2).
Заяц спрятался за красный квадрат, белка — за синий овал и т д.
Показ демонстрационного слайда №10.
Затем на демонстрационном слайде животные меняют свои места, а на столах детей остаются в прежнем порядке, что несколько облегчает процесс воспроизведения.
Психолог: «Итак, ребята, животные покажутся нам, если мы отгадаем загадки».
В ходе отгадывания загадок осуществляется работа с демонстрационным слайдом №10.
— Кто зимой холодной бродит злой, голодный? (Волк) За какой фигурой спрятался волк?
— Зимой спит, летом ульи ворошит. (Медведь) За какой фигурой спрятался медведь?
— Под кустами, под елками катится клубок с иголками. (Еж) За какой фигурой спрятался еж?
— Зимой белый, а летом серый. (Заяц) За какой фигурой спрятался заяц?
— По веткам скачет, а не птица. Рыжая, а не лисица. (Белка) За какой фигурой спряталась белка?
— По лесу мчится рыжая сестрица. (Лиса) За какой фигурой спряталась лиса?
Психолог: «Ребята, какое из этих животных самое неуклюжее? Кто же до весны спит в берлоге? Верно, медведь. Давайте попробуем изобразить, как дышит медведь, когда он зимой спит в берлоге, как бьется его сердце».
Дети встают в круг, берутся за руки. Делают шаг назад и — вдох. Шаг вперед и — выдох. Два шага назад и — глубокий вдох. Два шага вперед и — глубокий выдох. Движения повторяются несколько раз. Так дышит медведь.
Затем шаг назад и — притопывание ногой, шаг вперед и — притопывание ногой. Два шага назад и — притопывание ногой, два шага вперед и — притопывание ногой. Так бьется сердце у медведя.
Психолог: «Рядом с берлогой медведя стоит могучее дерево. В нем дупло. Как вы думаете, кто в нем живет? Конечно, белка. Да не одна, а много. Там целый беличий домик. У каждой белки своя квартира. Посмотрите внимательно на белочек. Каких не хватает?»
Демонстрационный слайд №11.
Детям напоминаются основные правила работы с дидактической игрой и условиями ее правильного выполнения (в каждом ряду и в каждой строчке должны быть фигуры с разным признаком).
Каждому ребенку выдается игровое поле (образец дан в Приложении №3) и набор цветных карандашей. Дети должны раскрасить силуэты белок в определенный цвет и дорисовать нужный предмет (цветок, гриб или яблоко).
После выполнения задания осуществляется проверка правильности выполнения упражнения. Важно, чтобы учащиеся имели возможность вслух излагать ход своих мыслей, доказать принятое решение. Окончательная проверка правильности заполнения игрового поля осуществляется с помощью слайда №12.
8. Упражнение «Установи связь между словами»
Психолог: «Теперь нам необходимо выяснить, чем же некоторые лесные звери отличаются друг от друга. Чтобы это сделать, выполним следующее задание».
Детям предлагается несколько пар слов и дается краткая инструкция: «Первые два слова находятся в определенной связи друг с другом, подберите к моему слову такое слово, чтобы оно подходило к нему так же, как и первое слово подходит ко второму». Только после ответа детей происходит демонстрация правильного ответа (изображения животного и т д.).
Лиса — мех ? — колючки (слайд №13) Белка — грибы ? — мед (слайд №14) Заяц — трусливый Волк — ? (слайд №15) 9. Упражнение «Несуществующее животное» Психолог: «Один художник нарисовал нам картинку, на которой изобразил странного зверя. С помощью своего рисунка он решил рассказать нам о разных животных, которых он знает. Нет ли среди них тех, которые живут в нашем лесу?»
Показ демонстрационного слайда №16.
Детям предлагается рассмотреть картинку с изображением несуществующего животного и отыскать на нем части, принадлежащие животным, которые живут в лесу.
10. Упражнение «Найди дорогу домой»
Психолог: «Наша прогулка на лесную полянку завершается, и нам, ребята, пора возвращаться. Но чтобы попасть домой, нам нужно пройти знакомой тропкой, но только в обратном направлении».
Звучит инструментальная музыка. Упражнение «Разведчик и командир» повторяется снова, но дети проходят маршрут в обратном порядке.
Показ демонстрационного слайда №17.
Рефлексия занятия
Психолог: «Ну вот, ребята, мы с вами и дома. Давайте подведем итог нашему занятию. Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что, может быть, огорчило? А что лучше всего получилось? Какие упражнения вам больше всего запомнились?»
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1178
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 887
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0