Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение)

1111

Аннотация

Продолжение. Начало программы — в «Вестнике практической психологии образования» №1, 3, 4 за 2006 год и №1, 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 2. С. 51–57. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n2/28732 (дата обращения: 14.12.2024)

Полный текст

Упражнение «Клубок ассоциаций»

Участники рассаживаются в круг Инструкция ведущего звучит примерно так: «Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах. Сейчас я предлагаю встать тем, кто ни разу в жизни не был в конфликте с другим человеком. Мы видим, что никто не встал. Ведь все мы были участниками конфликтов и легко можем представить себе, что чувствует человек, находясь в этой непростой ситуации. Давайте попробуем выразить эти чувства и состояния.

Ведущий берет в руки клубок ниток и просит каждого участника придумать ассоциацию на слово «конфликт». Называя свою ассоциацию, участник дважды наматывает нитку на палец и бросает клубок следующему человеку. Тот, поймав клубок, наматывает нитку себе на палец, называет свою ассоциацию и бросает следующему. И так до конца.

В результате получается своеобразная паутина, в которой «запутались» все участники. Затем учитель просит сильно натянуть нить и поделиться тем, какие ощущения испытывает каждый. Чувствуется ли, что нить связывает всех крепко «по рукам», мешая свободе движений?

Затем ведущий просит постепенно сматывать клубок, бросая его в обратном порядке и повторяя слово, которое назвал предыдущий человек. Внимание акцентируется на том, что все конфликты и связанные с ними ассоциации («скандал», «ссора», «слезы», «драка», «обида») останутся в этом клубке, если участники только этого захотят.

Игра «Крестики — нолики»

Учащиеся делятся на две группы (юношей и девушек) и рассаживаются в два круга. Ведущий показывает им расчерченный для игры «Крестики — нолики» лист бумаги и дает задание: нарисовать как можно больше полос с пятью подряд поставленными крестиками или ноликами. Команды договариваются о том, кто из них будет ставить крестики, а кто нолики, разыгрывают первый ход и приступают к выполнению задания. Для удобства лист от команды к команде передает ведущий. Задание заканчивается в том случае, если поставлены подряд пять крестиков или ноликов, либо выполнить его уже не представляется возможным.

Рефлексия:

—   удалось ли командам выполнить задание?

—   если не удалось, то почему?

—   какую тактику выбрали команды в этой игре?

Как правило, команды выбирают тактику соперничества, не приносящую результата ни той, ни другой команде.

—   а как можно было добиться результата?

Результат был бы возможен, если бы команды выбрали тактику сотрудничества и не мешали друг другу в построении своих полос. Примерно такую же картину часто приходится наблюдать в реальной жизни, когда люди, соперничая друг с другом, не достигают намеченных целей.

Беседа о конфликте

Конфликт (лат. «столкновение») — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, которые неизбежно возникают в процессе общения между людьми.

Как вы считаете, всегда ли конфликт играет негативную роль? В жизни человека время от времени возникают проблемы, противоречия. И существуют конфликты, как одно из средств их разрешения и снятия, в чем и заключается его позитивное значение. Но для этого необходимо удерживаться в рамках конфликта — спора, не переводя его в конфликт — ссору.

В конфликтной ситуации участники часто прибегают к следующим стратегиям поведения, каждый из которых характеризуется своим девизом:

1.   Избегание. «Никто не может выиграть в конфликте, поэтому я ухожу от него».

2.  Конкуренция. «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

3.   Приспособление. «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

4.  Компромисс. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

5.   Сотрудничество. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».

Какой стиль поведения вы используете чаще всего во взаимодействии с людьми? Зависит ли выбор стиля от вида конфликтной ситуации? Какой из этих стилей является наиболее конструктивным? Какой из них вы применяете чаще всего во взаимодействии с противоположным полом? Почему? Как вы считаете, существуют ли отличия между мужской и женской стратегиями поведения в конфликте? (Приложение 1)

Если конфликты неизбежны, то каким образом нужно поступать, чтобы вести себя конструктивно? При конструктивном подходе конфликт предоставляет возможность примирения и становлении гармонии в отношениях. Психологи предлагают следующие советы, как избегать деструктивных ссор. (Майерс, с. 659).

 

Не надо

Надо

1.   Извиняться раньше времени.

2.   Уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем.

3.   Использовать знания другого человека для ударов ниже пояса.

4.   Захватывать в споре новые темы, притягивать не относящиеся к делу вопросы.

5.   Симулировать согласие, лелея обиду.

6.    Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что- либо, представляющее ценность для другого.

7.   Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой.

8.   Использовать «ты-высказывания».

1.   Ссориться наедине.

2.   Ясно формулировать проблему

3.   Раскрыть ваши позитивные и негативные чувства.

4.   С готовностью выслушивать отзывы о своем поведении.

5.   Выяснить, в чем вы сходитесь, в чем расходитесь и что из этого наиболее значимо для каждого из вас.

6.   Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же.

7.   Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению ситуации.

8.   Использовать «я-высказывания».

А еще представляется ценным найти для себя личную, позитивную фразу, которая помогала бы вам справляться с собой в конфликтной ситуации. Примерами позитивных фраз могут быть следующие высказывания:

—     Нет проблем!

—     Это не вопрос жизни и смерти.

—     Смотри на все с юмором.

—     Смотри на жизнь проще.

—     К жизни надо относиться философски.

—     Спокойно, без паники!

Учитель просит участников по кругу высказать свою личную, позитивную фразу — установку.

Упражнение «Решение проблемы по алгоритму»

Одним из продуктивных способов разрешения проблемной ситуации в общении является использование алгоритма решения проблемы. Учитель вывешивает на доску заранее подготовленный лист ватмана с написанным алгоритмом.

Алгоритм решения проблемы

 

Учитель просит учащихся разделиться на три группы, в каждую из которых должны войти как девушки, так и юноши. Группам раздается по одной конфликтной или проблемной ситуации из области взаимодействия юношей и девушек, составленной заранее. Группе необходимо проанализировать ее по алгоритму решения проблемы.

Рефлексия:

—    удалось ли разрешить проблему?

—    какие трудности испытывали при ее решении?

—    какой этап оказался наиболее сложным?

—   хотели бы вы применять данный алгоритм для решения возникающих проблем с противоположным полом?

Деловая игра «Толерантность в группе»

Цель: выявить возможности разных социальных групп в установлении отношений толерантности между юношами и девушками.

Учащиеся делятся на три команды, поочередно представляющие разные социальные группы: семью, педагогический коллектив школы, школьный класс. Внутри каждого из них можно выделить следующие роли:

Семья — мать, отец, брат, сын, бабушка, дедушка;

Педагогический коллектив — директор, завуч по воспитательной работе, вожатая, психолог, классный руководитель, социальный педагог.

Школьный класс — староста, физорг, культорг, отличник, троечник, изолированный член класса.

Учитель дает задание: каждая группа должна написать, что может сделать, семья, педагогический коллектив, сами школьники, для того, чтобы обходиться по возможности без конфликтов, для установления толерантных отношений в классе. На выполнение задания дается в каждом случае пять минут.

Обсуждение результатов работы:

—   каковы возможности семьи в установлении толерантных отношений в классе между юношами и девушками?

Один представитель от каждой группы зачитывает свои предположения: — чем может помочь педагогический коллектив школы в решении этой задачи?

Представители от групп высказывают поочередно свои мнения.

—   что зависит от самих учащихся, чтобы отношения между юношами и девушками были толерантными?

Подведение итогов, выводы.

Упражнение «Скульптура»

В завершении занятия каждой из групп предлагается построить и показать «скульптуру» под названием «Конфликт». Осознать, нравится ли им находиться вместе в этом ансамбле. И, наконец, построить еще один памятник под названием «Гармония» и выяснить, изменились ли ощущения?

Рефлексия участия на занятии.

Заполнение бланков обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСОБЕННОСТИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ

Как показывают психологические исследования, поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях имеет некоторые отличия. Изучая стратегии мальчиков и девочек 1—5-х классов в трудных ситуациях, выяснилось, что уже с детства мальчики в два раза чаще, чем девочки, обращаются к стратегии «борюсь, дерусь» и в 1,5 раза чаще — к стратегии «дразню кого-нибудь». Девочки гораздо чаще мальчиков используют стратегии «обнимаю, прижимаю, глажу» и «плачу, грущу».

И в дальнейшем женщины сильнее переживают семейные и личные конфликты. При этом они проявляют больше терпимости и стремления к компромиссу. Мужчины чаще прибегают к «крепким» выражениям и ругательствам.

При психологической защите женщины пользуются такими стратегиями, как избегание, уход, миролюбие, в то время как у мужчин наблюдается либо избегание, либо агрессия, миролюбие у них практически не выражено.

При преодолении конфликтов у мужчин более выражены стратегии соперничество и компромисс, а у женщин — приспособление и сотрудничество.

Во время ссоры женщины чаще вспоминают старые грехи и ошибки, а мужчины больше придерживаются проблемы, из-за которой возникла ссора.

Кстати, женщины чаще выступают провокаторами ссоры, а мужчины, не выдерживая, первыми начинают конфликт.

Женщины при разрешении конфликтов больше ориентируются на чужое мнение, отсюда в конфликте с участием женщин велика роль посредника или третьего лица.

Гендерный подход к разрешению конфликтов, по мнению Т.В. Бендас, состоит в учете гендерных различий по личностным характеристикам, в учете ген­дерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, и в ожидании соответствующего поведения. Как показывают данные исследований, половые различия в конфликтной ситуации проявляются:

1)   в наличии гендерных стереотипов, влияющих на восприятие участника конфликта — представителя другого пола;

2)   в существовании у мужчин и женщин личностных черт, которые могут вести к конфликту (у мужчин — агрессивность, конкурентность, доминантность, у женщин — эмоциональность, кооперативное поведение, подчиненность);

3)   в предпочитаемых способах разрешения конфликта (женщины выбирают те стратегии, которые способствуют сохранению существующих взаимоотношений, а не достижению личных целей, мужчины же используют давление для того, чтобы добиться своего);

4)   в использовании разных речевых паттернов на переговорах, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов (на переговорах мужчины больше говорят и чаще прерывают партнера, а женщины чаще используют поддерживающие высказывания, они смеются и улыбаются чаще мужчин).

ЗАНЯТИЕ 10. Дискуссия: «Раздельное по полу обучение: «за» и «против»

Цели:

—   выявить взгляд учащихся на проблему раздельного обучения девочек и мальчиков;

—   показать роль школы в гендерной социализации учащихся.

«Тотально одинаковое обучение подростков ...закладывает мощное основание для последующей войны полов».

Б.И. Хасан, Г.М. Бреслав.

Упражнение «Я говорю тебе «спасибо...»

Учащиеся рассаживаются в круг. Ведущий просит ребят, бросая мяч любому из участников, сказать «спасибо!» за то, чем он обязан этому человеку (например, за дружбу, за поддержку, за помощь по физике). Обращается внимание на то, есть ли благодарности лицам противоположного пола?

Подготовка к дискуссии

Учащимся зачитываются две статьи, содержащие противоположные взгляды на раздельное обучение мальчиков и девочек. По ходу прочтения материалов статей учитель просит ребят определиться, какой точки зрения в дискуссии они будут придерживаться. (Приложение 1.)

Учитель просит высказать согласие или несогласие со взглядами авторов на раздельное по полу обучение и разделиться соответственно на две группы: «за» раздельное обучение и «против» раздельного обучения, заняв при этом противоположные половины комнаты для проведения дискуссии. Далее учитель просит подготовить от имени своей группы небольшое выступление, примерно на 3—5 минут, в котором прозвучало бы обоснование своей позиции. В своем выступлении целесообразно коснуться следующих моментов:

—   методов и средств обучения мальчиков и девочек;

—   отдельных областей обучения, учебных предметов;

—   обустройства быта, кабинетов, школы при раздельном обучении;

—   педагогического коллектива, его полового состава;

—   школьных праздников, мероприятий, занятий;

—   дисциплинарных моментов, форм наказания и поощрения и др.

Дискуссия (Вопросы в Приложении 2)

Каждая группа по очереди высказывает свои аргументы в пользу занятой позиции, а учитель фиксирует результаты на доске, разделенной на две части: «за» и «против» раздельного обучения. Учитель по возможности направляет высказывания учащихся по предложенному плану. В случае, если слишком поверхностно охватывают тему, учителю следует для продолжения дискуссии задавать обеим группам заранее подготовленные вопросы на тему

СТАТЬЯ 1.

Один из самых спорных экспериментов начался в 90-х годах на Ставрополье: там юноши и девушки снова учатся в разных школах. Юноши углубленно изучают естественные науки и много занимаются спортом, а для девушек предусмотрены домоводство и вышивание. При этом девушки боятся, что в женских школах сформируется приоритет потенциальных фотомоделей и модных фирменных вещей. Юноши в мужских школах, вполне возможно, будут страдать от тирании агрессивных лидеров. Подростки должны учиться вместе вне зависимости от пола, считает большая часть российского общества: это воспитывает толерантность, писала психолог Елена Борисова. Поэтому она настаивала не только на смешанных классах, но и на приеме детей с физическими недостатками в «нормальные» школы. Большинство родителей приветствуют новшество.

СТАТЬЯ 2

В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает доктор медицинских наук Галина Козловская. Женский и мужской организмы устроены по-разному. Женщине, например, свой- преимуществ и недостатков раздельного и совместного обучения мальчиков и девочек.

Подведение итогов дискуссии. По окончании дискуссии учитель обобщает данные таблицы, заполненной в ходе обсуждения, подчеркивая различия аргументов.

Рефлексия:

—   как вы считаете, при каком виде обучения в большей мере учитываются индивидуальные потребности и интересы самих детей?

—   при каком типе обучения скорее реализуются принципы гуманистического образования?

—   так почему же в настоящее время в нашей стране стали появляться учебные заведения, в которых мальчики и девочки обучаются раздельно?

Задание. В конце занятия учитель просит одного из участников построить группу в одну линию, расставив участников по степени активности в проводимой дискуссии.

Рефлексия занятия.

Заполнение бланков обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость. Совместное же обучение феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную роль ведомого.

Другая проблема состоит в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. Это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках, которые вынужденно перенимают женский тип поведения. Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя — мужчины. Одна из самых распространенных педагогических ошибок — установка на послушного ребенка. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, активные, подвижные. Находясь в ситуации педагогического давления, они испытывают стресс. В результате они зарабатывают школьный невроз. В 90 процентах он наблюдается именно у мальчиков. В смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Есть еще один аспект. В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности. Так что еще и поэтому раздельное обучение целесообразней. Пусть мальчики будут равными среди равных.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для дискуссии:

1.  В последнее время все чаще разносятся слова о том, что мальчики и девочки учатся по-разному. Согласны ли вы с этим? А если согласны, то «по- разному» — это как?

2.  Б.И. Хасан и Г.М. Бреслав в своей книге «Пол и образование» выразили свой взгляд на проблему совместного обучения следующим образом: «Тотально одинаковое обучение подростков ... закладывает мощное основание для последующей войны полов». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ аргументируйте.

3.   К.Д. Ушинский описывал два стиля женского образования: «немецко-хозяйственный» и «фран­цузско-галантерейный». Первый предпочитает сделать девушку доброй христианкой, женой, бережной хозяйкой. Второй — сделать девушку привлекательной и приготовить ее для «парадных» комнат. Какую опасность таит в себе такое женское образование?

4.   Хорошо известно, что для обучения мальчиков вследствие их подвижности требуется гораздо больше пространства, чем для девочек. Как можно учитывать эту особенность ребят при совместном обучении?

5.   Ученые утверждают, что вербальные (словесные) навыки лучше развиты у девочек. Это обусловлено большей активностью зоны Брока, находящейся в лобной доле головного мозга и большей задей- ствованностью левого полушария. Не ущемляет ли этот факт интересы мальчиков, которые заведомо оказываются в невыгодном положении при пересказе текстов и устных ответах? Аналогичная картина наблюдается относительно преимущества мальчиков в решении абстрактных задач, установлении пространственных связей, связанного с преимущественным развитием у них правого полушария головного мозга, что в свою очередь ставит в невыгодное положение девочек в обучении математике, черчению, физике. Каким образом можно попытаться решить эту проблему?

6.   Существует некоторая неудовлетворенность со стороны учащихся содержанием и организацией уроками профессиональной подготовки в школе, как со стороны девушек, так и со стороны юношей. Отдельные девушки высказываются за то, чтобы наравне с юношами обучаться на уроках труда автоделу и по окончанию подготовки сдать на водительские права. Имеют ли они право настоять на том, чтобы проходить профессиональную подготовку в группе юношей? Каким образом можно было бы организовать оптимальную для мальчиков и девочек трудовую и профессиональную подготовку в школе?

7.   Известно, что мужской мозг лучше женского хранит краткую информацию, поэтому при введении тестирования юноши оказываются в более выгодном положении. Зато в развернутых ответах и сочинениях зачастую выигрывают девушки. Как на ваш взгляд можно устранить это противоречие при проведении контроля знаний представителей того и другого пола?

8.   Одним из вариантов решения проблемы индивидуализации при совместном обучении является раздельное изучение отдельных предметов, например, математики, литературы, информатики. Какие бы предметы вы желали изучать отдельно от представителей противоположного пола?

9.    Как можно решить проблему поиска образца для идентификации поведения мальчикам и юношам, если учесть, что большинство учителей в школе женщины?

10.   Считается, что представители мужского и женского пола обладают в разные возрастные периоды различными физическими данными для занятий физкультурой и спортом, к тому же они имеют разносторонние интересы к различным его видам. Какие бы предложения вы могли внести по индивидуализации физкультурных и спортивных занятий в школе?

11.   Одной из потребностей юношеского возраста является потребность в общении со сверстниками противоположного пола. Как может сказаться фрустрация (переживание) этой потребности у юношей мужского лицея или девушек женской гимназии? Какие это может иметь последствия?

12.   Известно, что для юношей референтной (значимой) является группа сверстников своего пола, в то время как большинство девушек предпочитают узнать, какое положение они занимают в системе взаимоотношений «юноши — девушки», т. е. для них более важна оценка со стороны юношей. Как может сказаться раздельное по полу обучение на их самооценке? Кого девушки будут воспринимать в школе в качестве референтной группы?

13.   В некоторых школах (например, школа № 1257 города Москвы) было найдено оптимальное решение проблемы совместного обучения. В них были созданы отдельные классы для мальчиков и девочек, где они учатся «рядом, но не вместе». И только во внеурочной деятельности происходит кооперация с классами противоположного пола. Считаете ли вы такую модель успешной? В чем заключаются ее плюсы и минусы?

14.   Считается, что для мальчиков характерна высокая соревновательность, желание выделиться, любовь к риску. Как можно учитывать эту особенность в условиях совместного обучения?

15.   Основатели модели совместного обучения делали упор на «смягчающее женское влияние» на мальчиков, да и девочки становились менее робкими при общении с противоположным полом. Но существует и другое мнение: тот и другой пол приобретают при совместном обучении «чуждые им свойства». Какой позиции придерживаетесь вы? Поясните свой выбор примерами из вашей школьной жизни.

16.   Каким образом раздельное и совместное обучение мальчиков и девочек может оказывать влияние на толерантность в отношениях между полами?

Продолжение в следующем номере

Информация об авторах

Шустова Любовь Порфирьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии , ИПКПРО, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 815
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1111
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0