Вестник практической психологии образования
2007. Том 4. № 3. С. 67–70
ISSN: 2658-3100 (online)
Личность педагога как «инструмент» воспитания (тренинг «Я – воспитатель»)
Общая информация
Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством
Тип материала: доклад
Для цитаты: Битянова М.Р. Личность педагога как «инструмент» воспитания (тренинг «Я – воспитатель») [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 67–70. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28859 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
О том, что воспитание по своей природе субъект-субъектный процесс, что никакие технологии не заменят живого слова значимого взрослого, что воспитывают собственной личностью, знают все. Как правило, еще со времен студенчества. Само по себе это знание, как мне кажется, мало что добавляет к мастерству. И оттого, что мы на педсоветах и совещаниях по воспитанию как заклинание произносим слова о Гуманистическом Воспитании и роли Личности Педагога, слова эти только выхолащиваются и теряют всякую надежду на воплощение.
Чтобы собственная личность стала «инструментом» профессиональной деятельности, нужно как минимум два условия. Во-первых, свой личностный ресурс следует изучить и критически осмыслить: чтотам за содержание такое имеется, что нужно, а что и не стоит транслировать другим. Во-вторых, овладеть некоторыми приемами (опять технологии!)трансляции своего личностного содержания другим людям. Согласитесь, само по себе, автоматически, ни первое, ни второе не происходит. А значит, и личностный ресурс воспитания чаще всего используется в общении педагога с ребенком интуитивно, как получится, без должной критической оценки. То еще воспитание может получиться и получается, как мы знаем на практике.
Конечно, мелкими шажками и конкретными локальными действиями эту проблему в целом не решить. Но тем из педагогов, кто внутренне (опять-таки —личностно) готов осмыслять свой личностный ресурс и обогащать им свою профессиональную деятельность, в этом благородном деле может помочь предлагаемый нами тренинг-размышление о себе, который мы назвали «Я - воспитатель».
«Я — воспитатель» — полнометражный однодневный тренинг, направленный на решение следующих задач: 1) знакомство с собой и своими индивидуальными личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания; 2) осмысление своих личных интересов, ценностей; 3) нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в воспитательной работе с детьми.
Тренинг рассчитан на работу группы 15-20 человек. Это могут быть классные руководители, освобожденные педагоги-воспитатели, методисты по воспитательной работе. Группа может быть «сборной» или формироваться на базе педагогического коллектива одной школы. В первом случае уменьшается объем содержательной обратной связи, которую могут дать друг другу участники, но зато возрастает психологическая безопасность. Во втором случае надо работать осторожнее, бережнее, но в сплоченном, доброжелательном коллективе у участников появляется возможность обратиться к коллегам за обратной связью и тем самым расширить границы самопознания.
Длительность работы — 8 часов. При необходимости тренинг может быть проведен в два дня более короткими сессиями.
Очень важно: данный тренинг предполагает, что у педагогов уже есть опыт групповой психологической работы.
Первый этап. «Это Я: знакомимся сами и знакомим других»
Задача этого этапа работы — настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности и индивидуальности каждого участника.
Используемые техники.
«Гоецкий орех»
Для проведения этого упражнения необходим мешочек в грецкими орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центр круга и просит каждого взять себе орешек. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его «индивидуальные» черточки. Затем орешки складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника — найти свой орех.
Как правило, свой орешекузнается с первого взгляда. После того, как все они нашли своих владельцев, ведущий приступаетк обсуждению. Интересно узнать, кто как свой орехзапоминал и кто какой стратегией пользовался, чтобы потом свой орех найти (запоминал его особенности или просто ждал, пока все свои орехи не разберут, а в конце останется нужный). С первого взгляда кажется, что все орехи очень похожие, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, но можно заметить, что они очень разные, и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные «черточки», неровности, своя красота и привлекательность. Нужно только ее почувствовать и понять.
Орешек можно подарить на память.
«Три цвета личности»
Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета. Ведущий объясняет значение каждого цвета. Например: зеленый — «как все»; синий — «как некоторые», розовый — «как никто больше». Каждому участнику предлагается на листочках соответствующего цвета сделать запись про себя, свои собственные свойства и черты. При этом на листочке «как все» должно быть записано качество, реально присущее данному человеку, и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы. На листочке «как некоторые» качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни и т.д.), роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы. Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
После заполнения листочков всеми участниками, ведущий просит всех взять в руки тот, на котором записаны черты «как у всех». Задача участников — в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив, действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2-3 минуты, затем организуется общее обсуждение. Подобным образом ведущий просит обсудить содержание листочков «как некоторые». Каждый должен убедится в том, что в группе есть люди, обладающие подобными особенностями с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем — с другой. Если условия не выполнены, нужно написать другое качество и также подвергнуть его «проверке».
С листочками «как никто больше» работа организуется непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное качество.
Упражнение проходит довольно лирично и искреннее. Оно позволяет участникам увидеть себя как некоторое «единство непохожих», помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.
«Я учусь у тебя...»
Это завершающее упражнение данного этапа. Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя...» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться.», или «Да, я могу научить.». Затем он бросает мячик другому участнику.
Второй этап. «Мое «Я» как профессиональный инструмент»
Задача данного этапа — проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того, какие возможности они открывают в воспитательной деятельности и какие ограничения накладывают.
Практическая часть предваряется небольшим монологом ведущего о том, что в школе невозможно полностью развести личное и профессиональное, а если и возможно, то это вряд ли пойдет на пользу жизни и работе. В том, что и как мы говорим детям, как реагируем на различные ситуации, какие поступки совершаем — много профессионализма и не меньше — личностных особенностей, личных ценностей и пристрастий. Изучение своих личностных особенностей — мощный ресурс профессионального развития, так как мы научаемся строить свою деятельность и свое общение с воспитанниками, максимально используя свои личные достоинства и возможности и нивелируя недостатки.
Социодрама
Дальнейшая работа предполагает анализ участниками своих личностных особенностей и осмысление их в качестве ресурса своей воспитательной деятельности. Для проведения социодрамы могут быть использованы результаты «Теста геометрических фигур» или материал книги (мультфильма) «Винни-Пух и все-все-все».
В случае использования теста участникам предлагается выбрать одну из 4-х геометрических фигур, нарисованных на их бланке: круг, треугольник, квадрат или зигзаг, — и разбиться на группы по выбранной фигуре. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста (в том объеме, который касается их фигуры) и кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры». На этом этапе работы у каждого участника есть возможность сообщить группе о том, что он ошибся с выбором, обосновать, почему он так считает, и перейти в более подходящую для него «фигуру».
Затем каждой группе дается время на подготовку презентации своей «фигурной» воспитательной программы и ответов на следующие вопросы:
2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?
4. Что как правило хорошо получается, чему мы можем научить?
5. Что получается с трудом, плохо, без «искорки»?
6. Почему без нас детям плохо?
7. Возможные профессиональные деформации воспитателей типа... (круг и т.д.)
Список вопросов может быть изменен, дополнен.
Презентация выполняется в виде сценки, скульптуры, пантомимы, отражающей существенные черты воспитательного стиля людей данного «фигурного» типа.
Если тренер решил использовать литературный материал, он прежде всего вместе с участниками вспоминает персонажей книги (или мультфильм; главное — договориться об общем источнике создания образов): Винни-Пуха, Пятачка, Кролика, Ослика Иа, Сову, Кенгу, Тигру и т.д. После общего группового обсуждения особенностей поведения и чертхарактера всех героев, каждый участник должен определиться, на какого персонажа похож больше всего лично он. Выборы озвучиваются, и одинаковые персонажи объединяются в группы. Следующий этап — создание презентации и ответы на вопросы — осуществляется по описанной выше схеме.
«Чем я могу быть интересен (интересна)?»
Ведущий кладет в центр круга стопку карточек с ситуациями. Участники тренинга по очереди берут карточки и озвучивают текст Нужно приложить его к себе и решить, если в «запасниках опыта и личности» неожиданные ходы и решения, которые могли бы сработать в этой ситуации. Первое право ответа принадлежит тому, кто зачитывал карточку, затем говорят все желающие.
Примеры ситуаций, которые могут быть записаны на карточках.
«Неожиданно, посреди рабочего дня выяснилось, что у коллеги день рождения. Нужно срочно придумать подарок. Есть ли у вас что-то оригинальное на этот случай?»
«Вы с детьми отправились в поездку. Неожиданно, ближе к вечеру, в гостинице и на окружающих улицах на несколько часов погас свет. Есть ли у вас «заготовочки» на этот случай? Чем бы вы могли бы быть интересны детям?»
«Назначен праздничный концерт, предполагается несколько номеров от педагогов. Неожиданно все ангажированные педагоги-артисты заболевают! Чем вы можете быть интересны в такой ситуации?». И т.д.
Третий этап. «Мои интересы и жизненные ценности»
Если на предыдущем этапе речь шла о тех психологических особенностях личности каждого участника, которые задают возможности и ограничения его воспитательной деятельности, то на третьем этапе участникам предлагается проанализировать свои собственные ценностные ориентации и личные приоритеты. Ценности и жизненные приоритеты — это то, что стоит за нашими выборами и поступками, то, что определяет наши реакции на поведение и поступки других. Деятельность, соответствующая нашим ценностям, личностно окрашена, глубока, в нее легче погрузить других людей, видящих нашу заинтересованность и включенность. Воспитатель, осознающий свои ценности и приоритеты, будет более успешен в построении системы работы с детьми, так как сможет ее сделать личностно значимой, а значит — живой, настоящей, идущей от сердца. Размышлениям на эту темы посвящен монолог ведущего и последующие практические упражнения.
«Мне интереснее...»
Ведущий предлагает участникам ситуации, построенные по типу «Или - или.». Каждый раз у участников есть возможность индивидуально выбрать первый или второй вариант, или ответ «Не знаю». Свой выбор участники осуществляют, передвигаясь по комнате. Ведущий заранее сообщает, где собираются выбравшие первую альтернативу, где — выбравшие вторую, и где — остановившиеся на ответе «Не знаю».
После того, как все участники сделали свой выбор в отношении конкретной ситуации, ведущий задаетуточняющие вопросы представителям всех трех групп.
Для выбора участникам могут быть предложены следующие ситуации.
Мне интереснее:
• сходить с ребятами в театр, обсудить спектакль;
• поставить спектакль вместе с ребятами.
Мне интереснее:
• провести классный час, поговорить «до душам»;
Мне интереснее:
• сходить в поход, пожить в палатках;
• съездить в туристическую поездку.
Мне интереснее:
• адаптировать готовый сценарий.
Мне интереснее:
После нескольких ситуаций, озвученных ведущим, можно предложить самим участникам побыть в роли задающего ситуацию «Мне интереснее...»
«Мне важнее...»
Упражнение предваряет небольшой монолог ведущего о ценностях. В каждой ситуации, которая разворачивается в общении педагога с детьми, жизни детского коллектива, содержится некоторая ценность. В конфликтных ситуациях чаще всего можно говорить о попранной, ущемленной ценности, в доверительных отношениях — о реализующихся ценностях. Педагогу очень важно уметь вычленять из ситуации, возвращать детям, в других случаях — удерживать в общении с ними то, что он сам считает важным и ценным. Предлагаемое упражнение направлено на тренировку умения вычленять ценность из ситуации, объяснять ее окружающим людям своими словами.
Для проведения этого упражнения могут быть использованы цитаты, афоризмы, сказки или притчи. Работа может быть организована одним из двух способов. Первый вариант: каждый участник получает набор цитат (афоризмов или притч) и выбирает из них 1-2, содержащих наиболее значимые для него ценности. Затем он пытается донести содержание этих ценностей до других. Второй вариант: каждый участник получает карточку, на которой напечатан текст афоризма или притчи. Его задача — вычленить содержащиеся в тексте ценности и так же донести их суть до других участников.
Затем ведущий предлагает перенести данный прием работы с текстом на реальные ситуации. Он просит одного из участников привести в качестве примера некоторую значимую ситуацию из опыта воспитательной деятельности. Затем в совместном обсуждении участники формулируют ценности, содержащиеся в этой ситуации, а озвучивший ее участник выбирает ту ценность, которая была самой важной именно для него. Можно также обсудить, насколько действия воспитателя соответствовали ценностному содержанию ситуации.
Вслед за этим участники делятся на пары и осуществляют подобную работу в парах, разбирая две воспитательные ситуации и содержащиеся в них ценности.
Заключительный этап. «Я — воспитатель»
Ведущий предлагает участникам синтезировать новые знания и новый опыт, полученные во время данного тренинга. Наша личность ярче всего проявляется в деятельности. Если задуманное дело насыщено важными для нас ценностями и смыслами, если в нем мы можем реализовать самые сильные и любимые стороны своей натуры — нам удалось совместить воспитание и собственную личность. Последняя «заиграла» в работе как уникальный многозвучный инструмент.
«Сотворение Праздника»
Ведущий предлагает участникам представить следующую ситуацию: у каждого из них есть возможность придумать и провести для своего класса (а может быть, и не только класса) мероприятие, которое стало бы для всех настоящим Событием, Праздником. Естественно, и для самого педагога тоже. Никто не ограничивает в выборе темы, формы, времени и прочего. Можно все в пределах законов природы.
Участникам дается 15-20 минут на придумывание идеи, фабулы праздника и написание самого общего его сценария.
Работа на этом этапе может быть организована и по- другому: участники индивидуально придумывают только общую идею и жанр праздника. Затем они объединяются в группы по схожести, близости идей и вместе разрабатывают общую канву будущего События.
В любом случае работа заканчивается презентацией. В первом варианте она может занять довольно много времени, во втором пройдет значительно быстрее.
Последний круг посвящен рефлексии всего дня, эмоциям и оценкам участников, построению перспектив совместной работы на будущее.
Проведение этого тренинга с реальными педагогами-практиками показало, что тренинг неплохо выполняет свою задачу: актуализирует личностный ресурс, настраивает педагогов на процесс самопознания и рефлексии и делает это мягко, не нарушая тех хорошо известных любому тренеру границ, когда тренинг превращается в группу поддержки и помощи.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1350
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 1592
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0