Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение)

976

Аннотация

Продолжение. Начало в № 1, 3, 4 за 2006 год и № 1, 2 за 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: доклад

Для цитаты: Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 3. С. 71–77. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n3/28860 (дата обращения: 30.05.2024)

Полный текст

III. ГЕНДЕР И УВЛЕЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ 11. Гендерные стереотипы в сфере увлечений. Мир моих увлечений

Цели:

— осознание гендерных стереотипов в сфере увлечений и хобби;

— определение самобытности учащихся через раскрытие их увлечений;

— изучение субкультуры юношей и девушек.

«Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин».

Марлен Дитрих

Упражнение — активатор

Вспомните себя в детстве и опишите свои любимые игры в этот период.

Рефлексия. Обращается внимание на различие игр мальчиков и девочек, на то, как в однополой или разнополой, большой или малой группе проходили игры. Допускались в ваши игры лица противоположного пола?

Упражнение «Любимая игрушка»

Упражнение выполняется в кругу.

Известно, что чаще всего мальчики и девочки предпочитают разные игрушки. Вопрос в том, являются ли эти предпочтения «естественными» или создаются окружающими, в первую очередь, взрослыми?

Вспомните свою любимую игрушку. Что это за игрушка? Кто вам ее подарил, к какому празднику? Можно ли ее отнести к разряду «мальчишеской» или «девчачьей»? С кем вы в нее играли? Живали она в настоящее время и кто в нее кроме вас играл (сестра, брат)? Если вы ее храните, то кому в будущем вы предложите ее для игры? Какие игрушки вам дарили чаще всего в детстве? Способствовали ли они возникновению каких-либо увлечений и хобби?

 

Рефлексия. Существуют ли отличия между игрушками мальчиков и девочек? В чем, на ваш взгляд, они заключаются?

В процессе социализации велика роль детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки и игры также способствуют возникновению гендерных стереотипов. Девочкам они помогают практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение.

Если внимательней рассмотреть в магазине игрушки, то можно заметить, что большинство из них предназначено либо для мальчиков, либо для девочек. Игрушки для девочек видны сразу. Их упаковка обычно в розовых или пастельных тонах, по смыслу они связаны либо с уходом за собой (игрушечная косметика), либо с заботой о ребенке (куклы-малышки), либо с домашними делами (посудка, игрушечные плиты, пылесосы). Игрушки для мальчиков находятся в ярко раскрашенных коробках, часто бывают связаны со строительством (конструкторы, кубики) или активной деятельностью (спортивный инвентарь, оружие).

Миллер показала, что игрушки все еще разделяются по гендерному признаку: из 50 игрушек, использованных в ее исследовании, 41 были определены участниками эксперимента как предназначенные для мальчиков и для девочек. В процессе игры с гендерно­соответствующими игрушками ребенок впитывает традиционные половые роли, игры подводят их плавно к выбору соответствующих полу увлечений и хобби, к тому же они влияют на навыки, которые приобретают девочки и мальчики в процессе игры.

Игра «Коллаж увлечений»

Одной из групп гендерных стереотипов являются стереотипы, связанные с различиями содержания труда, характера выполняемой деятельности. Как правило, женской половине человечества приписывается экспрессивная сфера деятельности, больше связанная с проявлением коммуникативных качеств, мужской половине — инструментальная, связанная с предметной деятельностью. Отсюда и возникает деление занятий, увлечений на «мужские» и «женские».

Участники делятся на две подгруппы: юношей и девушек. Им предлагается задание: на листе ватмана составить коллаж из увлечений, типичных для своей группы (мужских и женских). Это могут быть рисунки, аппликации из газет, журналов, высказываний. А с обратной стороны листа — попытаться предположить, какие увлечения будут нарисованы на листе у группы противоположного пола (составить в виде списка). Следует обратить внимание на увлечения спортом, музыкальные увлечения, домашние хобби, виды отдыха.

По окончанию выполнения задания один представитель от группы демонстрирует коллаж и рассказывает об увлечениях и хобби, свойственных своей группе. Особое внимание уделяется сравнению того, насколько совпадают мнения групп друг о друге (коллаж и предполагаемый список).

Рефлексия. Согласны ли вы с отнесением того или иного вида занятий только к одному полу? Аргументируйте свой ответ. Распространяются ли гендерные стереотипы на выбор увлечений и хобби юношами и девушками? Делятся ли они на «типично женские» и «типично мужские»? Существует ли переходная группа «нейтральных» увлечений, которых нельзя отнести ни к мужским, ни кженским? Приведите примеры. К примеру, рыбалка — это мужское или женское занятие?

Следует отметить, что на тему несоответствия выбранного увлечения полу или его непринятия со стороны противоположного пола существует много анекдотов. Вот некоторые из них.

***

Полезный совет: если вашаженахочетнаучиться водить автомобиль, самое главное — не стоять у нее на пути.

***

Муж и жена обкатывают новую машину. Внезапно мотор глохнет.

— Проклятые свечи! — ворчит супруг.

— Вполне естественно, милый, — откликается жена, — на улице такой ветер.

***

Объявление в газете: «Продам дешево рыболовные снасти, рыбацкую лодку с мотором. Телефон: 12-34-56. Если ответит мужчина, следует сказать: «Извините, ошибка».

***

Она:

— Наша машина пришла в негодность! Вода в карбюраторе.

Он:

— Вода в карбюраторе? Это же смешно! Ты даже не знаешь, где карбюратор находится.

— Я тебе говорю, вода в карбюраторе!

— Я должен сам посмотреть! Где машина?

— В бассейне.

Как вы думаете, подобного рода анекдоты формируют наши отношения, предубеждения и установки относительно возможностей того или иного пола? Насколько их содержание соответствует действительности? Какие увлечения лиц мужского и женского пола чаще всего в них высмеиваются? Знаете ли вы анекдоты на эту тему? Как вы считаете, необходимо ли избавляться от гендерных стереотипов в этой области?

Известно, что когда человек, внутренне согласный с содержанием стереотипа, сталкивается с несоответствием его и собственного поведения, он может переживать внутренний дискомфорт. Осознание гендерных стереотипов предоставляет человеку выбор. В каждой жизненной ситуации субъект свободно выбирает способы поведения независимо от того, насколько они соответствуют его гендерным стереотипам.

Исследование субкультуры юношей и девушек (Приложение 1).

Рефлексия участия на занятии. Заполнение бланков обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Изучение субкультуры юношей и девушек

Уважаемые старшеклассники! Просим вас дать ответы на вопросы, касающиеся вашей субкультуры. Надеемся на ваши честные и исчерпывающие ответы.

1.    Расположите в порядке значимости для вас следующие общечеловеческие ценности:

—     взаимопонимание

—     семья

—     карьера

—     творчество

—     любовь

—     секс

—     здоровье

—     деньги

—     свобода

—     дружба

—     дети

2.    Расставьте по степени значимости для вас наиболее предпочитаемые вами источники информации. Укажите названия каналов, книг, газет, журналов, передач, рубрик, сайтов.

—     каналы межличностной коммуникации

—     книги_______________________________

—     газеты______________________________

—     журналы____________________________

—     передачи радио______________________

—     передачи TV_________________________

—     компьютер___________________________

3.    Перечислите любимые вами увлечений, хобби.

4.    Назовите ваши способы свободного времяпрепровождения.

5.    Выберите наиболее популярный вами стиль одежды:

—     классический

—     спортивный

—     романтический

—     деловой

—     авангард

6.    Определите ваши музыкальные пристрастия (по степени значимости для вас):

—     джаз

—     рок

—     авторская песня

—     попса

—     классика

—     рок-н-рол

—     хэви-металл

—     блюз

—     шансон

—     народная песня

—     рэп

—     хаос (электронная музыка)

7.    Напишите наиболее употребляемые вами жаргонные слова и выражения.

8.    Анекдоты на какие темы пользуются у вас наибольшим спросом?

9.    Перечислите наиболее значимые для вас игры (карты, шахматы, футбол, компьютерные...).

10.    Какие нормы поведения и общения имеются в вашей субкультуре?

11.    Наиболее любимыми предметами в школе для вас являются (перечислите по степени предпочтения)...

12.    Назовите ваши любимые места в нашем городе.

13.    Следовать моде в вашей субкультуре:

—     обязательно

—     желательно

—     не обязательно

Благодарим за ответы!

ЗАНЯТИЕ 12. Дискуссия «Обосновано ли деление увлечений и хобби на «мужские» и «женские»?

«Женщины способны на все.

Мужчины на все остальное».

А. Ренье, фр. писатель

Цели:

•       расшатывание в сознании учащихся гендерных стереотипов, касающихся увлечений мужчин и женщин, их проявлений в области искусства, спорта, армии, науки;

•           анализ субкультур юношей и девушек.


Упражнение «Увлечение моей жизни»

Каждому человеку свойственно чем-либо увлекаться. Наши пристрастия, интересы формируются постепенно, порой часто меняясь, или наоборот, возникнув однажды, они характеризуются завидным постоянством. Ведущий просит участников рассказать о любимом увлечении их жизни, без которого они себя не мыслят.

Рефлексия. Обратить внимание, какие увлечения называют юноши, а какие — девушки. Можно ли их разделить на «мужские» и «женские»? Встречаются ли такие виды занятий, которые наблюдаются и у того и у другого пола?

Подготовка к дискуссии

Э.  Маккоби считает, что половая сегрегация (разделение полов) имеет возрастную специфику. Стремление отделиться от противоположного пола появляется на третьем году жизни у девочек и на четвертом — у мальчиков. Факторами, влияющими на нее, являются игры, увеличение круга общения и характер культуры. Считается, что сегрегация по полу выражена сильнее, чем по возрасту и расовой принадлежности. В результате половой сегрегации складываются две субкультуры, принадлежащие мальчикам и девочкам. Показатели этих культур: игровые стили, игровые фантазии и роли, характер активности и интересы, речевые паттерны (высказывания), устойчивость группировок и дружба. Уже в младшем школьном возрасте складываются две различные субкультуры, принадлежащие разным полам, и этот процесс продолжается до юношеского возраста. Специфика «мужской» и «женской» суб­культур сохраняется и во взрослости.

Дискуссия «Анализ сходств и различий юношей и девушек в увлечениях, пристрастиях, играх, интересах (субкультурное сравнение)»

Начинается дискуссия с обсуждения гендерных стереотипов в спорте. Перед обсуждением юношам и девушкам предлагается следующее задание: на фигурках спортсмена и спортсменки написать, какие виды спорта они считают женскими (на женском силуэте), а какие — мужскими (на мужском силуэте). Зачитывание записей и их обсуждение.

Рефлексия. Совпадают ли списки с видами спорта у юношей и девушек?

Дискуссия продолжается обсуждением гендерных стереотипов в армии, науке и других видах человеческой деятельности. Обсуждение сопровождается показом иллюстративного материала из книг, газет и журналов и информационными справками. (Вопросы для дискуссии в Приложении 2)

Подведение итогов дискуссии.

Осталось ответить на главный дискуссионный вопрос: так ли необходимо жесткое деление увлечений, хобби, интересов и пристрастий на «мужские» и «женские»? Свой ответ следует аргументировать.

Рефлексия участия в дискуссии. Заполнение бланков обратной связи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросы для дискуссии

1.   Если вспомнить качества, традиционно относящиеся ктипично мужским (активность, решительность, целеустремленность, соревновательность) и типично женским (пассивность, неуверенность, зависимость, эмоциональность), то какие, на ваш взгляд, качества человека формирует спорт: маскулинные или феми­нинные?

2.   Существует мнение, что для женщин приветствуются такие виды спорта, в которых можно проявить артистизм, эмоциональность, грацию: фигурное катание, синхронное плавание, гимнастика, фитнес. Известная гимнастка Светлана Хоркина в интервью говорила: «Во мне с детства живет артистка, вообще люблю быть в центре внимания... В гимнастике ведь тоже перед публикой приходилось играть роль: может быть тебе сегодня жутко плохо, а ты должна быть как стальная». Только ли типично женские черты проявляются в характере этой спортсменки? А какие черты должны сочетаться в характере спортсмена-фигуриста?

3.   Так сложилось исторически, что именно женщины наступают на мужчин, осваивая один за другим некогда типично мужские виды спорта, а не наоборот. В целом, отклонения от женской роли воспринимаются обществом более спокойно, чем отклонения от мужской. Однако, в связи с тем, что спорт считают одним из допускаемых занятий для выражения своей маску­линности, то женщин, претендующих на традиционно мужские виды спорта, считают вдвойне вторгающимся на чужую территорию (сначала — это практика спорта, затем — мужской спорт). Согласны ли вы с этим утверждением? Обоснуйте свой ответ.

4.   В. Староста писала, что надо учесть тот факт, что большинство видов спорта мужчины создали для себя, учитывая свои двигательные, психические и другие особенности. Поэтому мужские виды спорта не всегда благоприятно влияют на женский организм. Имеются даже смертельные исходы. Так, 34-летняя культуристка З. Ворвик из Англии умерла от принятия тестостерона, такая же судьба постигла еще шестерых девушек, употреблявших «кокс», которым снилась большая слава на поприще культуризма. Как вы считаете, какие виды спорта являются опасными для представительницженского пола? Где будет проходить в спорте граница толерантности?

Информация

По результатам изучения мнений студентов, В. Старостой была составлена классификация видов спорта, разделяющая их на положительно и отрицательно влияющие на женский организм, а также относящиеся к разряду рискованных.

Классификация видов спорта (по их влиянию на организм женщин)

 

 5.   Как вы считаете, какое влияние оказывают опасные виды спорта на женский организм? Какую они таят опасность для детородной функции женщины?

6.   Отдельныхлюдей поражает соревнование между мужчинами и женщинами в постановке рекордов. Они восхищаются тем, что разница рекордных результатов мужчин и женщин уменьшается. Как вы относитесь к этому? Какие последствия влекут за собой эти рекордные показатели для женщин?

7.   Недавно СМИ восхваляли результаты тринадцатилетней девочки по тяжелой атлетике, которые значительно превосходили результаты мальчиков, ее ровесников. Является ли этот факт для вас поводом для восхищения? Следует вспомнить тот факт, что совсем недавно даже мальчикам рекомендовалось заниматься этим видом спорта только с 16 лет. Понимают ли родители, какой опасности подвергается молодой растущий организм подростка?

Информация

Самый сильный мальчик живет в Петрозаводске. Антон весит 23 кг, а отрывает от пола штангу весом 75 кг (в 3 раза больше своего веса). ставлениями о женственности. Насколько оправданы сложившиеся представления о ней и не сменяются ли они иными критериями женственности?» — спрашивает З.А. Гасанова.

9.   Спортсменка М. Гуммель однажды заявила: «Представления о красоте женщины, долгое время определяемые идеалом Венеры Милосской, теперь устарели». Согласны ли вы с этим утверждением?

Информация

В Древней Гоеции олимпийские игры были чисто мужскими мероприятиями. Устав этих игр категорически возбранял приходить на олимпийский стадион женщинам. Нарушительницу этого запрета полагалось сбрасывать в пропасть со скалы. Исключение делалось лишь для жрицы богини плодородия Де­метры, т.к. игры проводились осенью как праздник урожая.

Однако у спартанских женщин был свой праздник, посвященный богине Гере и называвшийся Гереей. Проходил он на том же олимпийском стадионе, и состязались женщины лишь в беге на дистанцию, которая была короче мужской на одну шестую. В дальнейшем их программа расширилась, и спартанки

выступали в конных состязаниях, борьбе, прыжках в длину. А первый официальный женский чемпионат мира состоялся в 1906 году по фигурному катанию. Если в программе вторых Олимпийских игр современности, в которых впервые участвовали женщины, для них было всего два вида соревнований (гольф и теннис) и всего 11 участниц, то сейчас женских видов спорта более 70, а число участниц около 1,5 тысяч.

10.   Эвери Брендедж после берлинской олимпиады 1936 года заявил, что он сыт по горло этими женщинами, состязающимися в легкой атлетике; их очарование равно нулю. Сколь привлекательны девушки, занимающиеся прыжками в воду и плаванием, настолько же неэффективно и даже отталкивающе выглядели легкоатлетки. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Информация

Стремление многих женщин освоить все виды спорта, которыми занимаются мужчины, обусловлено зачастую желанием доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность. При этом наблюдается явное пренебрежение некоторых лиц женского пола своим здоровьем. Данные исследования показывают, что отрицательно относятся к занятиям мужскими видами спорта 61,3% женщин и 61,1% мужчин.

11.   Игра в шахматы — вот, казалось бы, вид спорта, где не важен пол. Однако лучшие шахматистки проигрывают даже среднему шахматисту. Почему, на ваш взгляд, женщины на шахматном поле уступают мужчинам?

Информация

Существует мнение, что на самом деле женщины уступают мужчинам в шахматах не из-за низкого интеллекта, а из-за худшей пространственной ориентации. Мозг мужчины в области абстрагирования и моделирования существенно эффективнее женского.

12.   В последнее время все чаще звучит желание девушек служить в армии наряду с юношами. Как вы относитесь к этому явлению? Какие эмоции вызывает у вас девушка с автоматом в руках? Как вы считаете, каковы мотивы службы в армии у девушек?

Информация

Еще Платон предполагал, что в будущем идеальном государстве оба пола должны будут освоить одни и те же занятия и ремесла, и что женщинам наравне с мужчинами придется участвовать в войне. Его пророчество сбылось. Уже при Петре I право женщин на армейскую службу (в качестве медиков) было зафиксировано в уставе 1716 года. В конце XYIII века по указанию князя Потемкина в Крыму была создана «амазонская рота». Она формировалась из молодых жен и взрослых дочерей офицеров. Командовала этой ротой тоже женщина. Эти российские амазонки, по отзывам современников, отличались храбростью, прекрасно ездили верхом, метко стреляли из ружей.

Первой женщиной-офицером и георгиевским кавалером была Надежда Дурова, прославившая себя в Отечественной войне 1812 года. Женщины-кавалеристки участвовали и в войне 1905 года с Японией. Во время Первой мировой войны прославилась Мария Бочкарева, которую называли русской Жанной Д’ Арк. Она, будучи рядовым солдатом, ходила в штыковые атаки, была полным георгиевским кавалером — имела Георгиевские кресты всех 4-х степеней. Она носила чин унтер- офицера и командовала в конце Первой мировой войны женским отрядом, преобразованным потом в «батальон смерти», с помощью которого Временное правительство А.Ф. Керенского пыталось устыдить солдат-мужчин и заставить их воевать до конца. Правда, следует отметить, что, по свидетельствам очевидцев, она имела мужеподобный вид и была крайне груба и жестока в обращении с подчиненными ей дамами. В Великой отечественной войне участвовало 800 тысяч женщин-военнослужащих. Они были снайперами, связистами, разведчиками, летчиками.

Для сравнения, в Израильской армии 11% женщин, в стране существует всеобщая воинская обязанность; в Канаде — 11%, в США - 13%. Среди российских женщин-военнослужащих офицерские звания имеют менее 3%, из них 61 подполковник и 8 полковников, генералов на 1998 год не было вообще. Тогда как среди женщин-военнослужащих США имеются 11 генералов и 1 адмирал, в Израиле 2 бригадных генерала. Следует отметить, что привлечение женщин для службы в армии на Западе обусловлено демографическими причинами, а также играет роль и тот фактор, что в США, например, служба в армии осуществляется на добровольной основе.

13.  Существует общее мнение, что предлагать идеи может только мужчина, а женщина — лишь хорошо их исполнять. Относится ли это к занятию наукой? Можете вы привести примеры женщин- ученых, прославившихся великими открытиями и изобретениями?

Информация

В науке существует немало женщин-ученых и даже лауреатов Нобелевской премии. Например, Мария Склодовская-Кюри изобрела метод получения радия, но отказалась его патентовать. Она работала в бараке на общественных началах при институте, где числился ее муж. Высокая эффективность этой супружеской пары в науке была потому столь велика, что она соединяла лучшие достоинства мужского и женского ума. Кстати, она была дважды лауреатом Нобелевской премии, по физике — за открытие радиоактивности и по химии - за открытие двух элементов. Их дочь Ирен Жолио-Кюри тоже получила Нобелевскую премию на пару с супругом за синтез новых радиоактивных элементов.

14.  Женщины неуклонно внедряются в мужской мир гораздо с большим напором, чем мужчины в женский. Единственно, что трудно представить, что женщины когда-нибудь смогут так же увлеченно относиться к технике и механике, как мужчины.

Информация

В японской электронике самые тонкие операции выполняют девушки. По тестам, женщинам лучше удаются ручные операции, где требуется точность.

15.  Альберто Савинио, итальянский художник и писатель, утверждал, что в любой сфере женщина не способна найти верный путь. Что вы думаете по этому поводу? И есть ли свой верный путь у женщин в вождении автомобиля? Согласны ли вы с житейским утверждением, что женщина и автомобиль несовместимы?

Информация

Специалисты, изучавшие поведение женщин и мужчин за рулем, пришли к выводу, что женщины попадают в аварии не чаще, чем мужчины. У женщин здесь имеется свой «почерк». Они обычно едут медленней и осторожней, значительно реже нарушают правила движения. В то же время мужчины, наблюдавшие, как женщина ведет машину, обычно убеждены, что она все делает неверно. Дело в том, что для женщины важно доехать до цели. Каким способом она это делает — для нее вопрос второстепенный. Мужчина же воспринимает свое движение как совокупность задач, требующих оптимального решения. Реальная дорога для него скорее проекция идеальной модели, которую он конструирует в мозгу. Отсюда

—   их полное непонимание друг друга. Т.е. женщину интересует, прежде всего, результат, а мужчину

—   сам процесс.

Гэндерные стереотипы влияют на наши убеждения и вызывают поведение, подтверждающее исходные убеждения. Мужчина, убежденный в неумении женщины водить машину и заявляющий об этом своей жене, сидящей в данный момент за рулем, способен настолько взвинтить ей нервы, что она неминуемо начнет совершать ошибки. Не случайно говорят, что самый надежный способ попасть в аварию — посадить рядом с водительницей мужа, который будет ее непрерывно критиковать и поучать. В этом случае уж точно исполнится саморе­ализующееся пророчество.

16.   До сих пор мы обсуждали женское движение в мужскую сторону, но следует отметить, что и мужчины осваивают женские увлечения. Всему миру известны потрясающие воображение изделия кутюрье В. Зайцева, В. Юдашкина. Не менее популярностью пользуются прически, создаваемые парикмахером- визажистом С. Зверевым. Не уступают мужчины женщинам и в кулинарном искусстве. Можно привести множество примеров всемирно известных, талантливых педагогов-воспитателей: К. Д. Ушин­ский, Я. А. Корчак, Л.Н. Толстой и др. Приведите свои примеры мужчин, освоивших некогда «традиционно женские» профессии. Можно ли про них сказать, что в их характере ярко выражены фемининные качества?

Таким образом, мы видим, что социальные сдвиги привели к тому, что мужчины и женщины осваивают нетрадиционные для них сферы, и это является для всех уникальным стимулом для личностного развития. Пришла пора менять стереотипы!

Продолжение в следующем номере

Информация об авторах

Шустова Любовь Порфирьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКПРО, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 733
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 976
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9