Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований

5041

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Баева И.А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 47–50. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28917 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст




Одним из направлений научных исследований, активно развивающихся на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена, является изучение психологической безопасности образовательной среды на кафедре психологии развития и образования. За 10 лет существования факультета по данной проблематике защищены докторская и несколько кандидатских диссертаций; написана монография «Психологическая безопасность в образовании» (2002); опубликованы практическое руководство «Тренинги психологической безопасности в школе» (2002) и учебное пособие «Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении» (2006); создана научно-исследовательская лаборатория «Психологическая культура и безопасность в образовании»; проведены: Всероссийская конференция «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании» (г Санкт-Петербург, 2003), Первый международный форум «Психологическая безопасность, сопротивляемость, психотравма» (г Санкт-Петербург, 2006), ставший ежегодным, Второй международный форум «Психологическая безопасность, сопротивляемость, психотравма» (г Тимишоара, Румыния, 2007), Международная конференция «Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура»; открыта образовательная программа магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», которая уже выпустила первых специалистов. Следует отметить значительную поддержку, которую оказала нашему направлению исследований Федерация психологов образования России, в рамках ежегодной декабрьской конференции проводятся секции, круглые столы, дискуссии, происходит обмен результатами исследований и практическими разработками. В 2007 году Российская академия образования утвердила Программу «Психологическая безопасность образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности специалистов в экстремальной ситуации» в качестве приоритетной программы фундаментальных исследований на ближайшие 5 лет.

Образовательная среда психолого-педагогического факультета выстраивалась по критериям психологической безопасности: референтная значимость среды (отражаемая в положительном отношении к ней); удовлетворенность межличностным общением и защищенность от психологического насилия. Мы вывели эти критерии в ходе научного поиска и доказали их эффективность для исследовательской и практической работы. Этим критериям отвечает образовательная среда, которая имеет развивающий характер и порождает профессиональную и личностную активность. В психологически безопасной среде усилия направлены не на борьбу с препятствиями, а на созидание и достижение результата.

Категория психологической безопасности определена нами в трех аспектах:

1.   как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников;

2.   как система межличностных отношений, которые вызывают у участников образовательной среды чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье;

3.   как система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности.

Психологическая безопасность является условием, обеспечивающим позитивное личностное развитие всех участников образовательной среды.

В выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды мы отталкиваемся, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа, вуз являются широко представленными в обществе социальными институтами, которые могут строить свою локальную систему безопасности; и, во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной среде. В современных исследованиях психологическая безопасность используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф, где предусматривается изучение человеческого фактора, подразумевающего детальный анализ деятельности людей на объектах высокого риска.

Современная высшая школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, так как призвана выпускать «сверхсложный продукт» — психологически здоровую личность, обладающую профессиональной компетентностью и требующую для своего «создания» индивидуальных технологий. В этом контексте можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием). Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды. Идею функций безопасности в системе «человек — техника» мы экстраполируем на систему отношений «человек—человек» и дополняем аспектом психологического травматизма, и тогда третьим основанием для выявления сущности функций безопасности в образовательной среде является характеристика психотравмирую­щего воздействия, возможного в педагогическом общении. Сегодня мы продолжаем научный поиск и хотели бы говорить о концептуализации направления «психология безопасности» и попытаться перенести данные, полученные в образовании, на более широкий социальный контекст.

Категория «безопасность» стремительно ворвалась в социальную жизнь общества в 90-х годах XX века и с этого момента нашла свое отражение в психологических исследованиях, так как человек является субъектом и объектом безопасности. В современном российском обществе можно выделить принципиально новые опасности, которые актуализируют потребность в психологическом осмыслении проблемы и ставят задачу интенсификации психологических исследований и практических разработок в этом направлении. Это, прежде всего, стремительность изменений социальной жизни, ее политического и организационного устройст-ва, которая ведет к утрате привычной системы социальной защищенности и, как следствие, снижает психологический ресурс сопротивляемости негативным воздействиям среды. Это резкая «поляризация», расслоение общества по уровню материальных доходов, появление большой категории людей, чей доход ниже прожиточного уровня при наличии постоянной работы. Это появление в обществе ранее отсутствующих категорий — «безработный» и «мигрант», «вынужденный переселенец». Это утрата прежних социальных связей, коллективной ответственности, групповой защищенности и необходимость личной ответственности за выбор стратегии социальной жизни. Основной социальный институт, контролирующий поведение ребенка, — семья, к глубокому сожалению, в значительной степени утратил морально-ценностный потенциал, ситуация здесь тревожна и драматична. Число лиц, лишенных родительских прав, за последние пять лет выросло более чем втрое. По причине неблагоприятного климата в семье, жестокости и насилия ежегодно из дома убегают не менее 50 тысяч детей. Именно эта армия несовершеннолетних и составляет особую группу риска совершения противоправных деяний. Одним из самых опасных социально-психологических явлений, которые деформируют личность, является субкультура насилия, которая иногда складывается в семье и тиражируется средствами массовой информации. Если к этому добавить новую мировую угрозу — терроризм и эскалацию насилия в межгрупповом и межличностном взаимодействии, расширение спектра чрезвычайных и экстремальных ситуаций как следствие технократического развития мирового сообщества, то психологические аспекты безопасности, на наш взгляд, не нуждаются в доказательстве своей актуальности.

Научная и практическая дискуссия вокруг понятия «безопасность» в последние годы усилилась, отражая повышенную востребованность социальной, психологической и физической защищенности в условиях нестабильной ситуации в обществе, происходящих изменений в мире. Значимость исследований по проблеме обеспечения безопасности обусловлена, прежде всего, постоянно возникающими противоречиями, развитие которых может привести любую систему в кризисное состояние, лишить ее устойчивости развития. Традиционно вопросы, связанные с анализом безопасности, поднимаются исследователями в контексте обсуждения проблем национальной, информационной и организационной безопасности.

В психологии категория безопасности активно исследуется с середины XX века, прежде всего в работах психологов гуманистической ориентации (А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни). В российской психологии понятие психологической безопасности начинает изучаться в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере в конце 70-х — начале 80-х годов в связи с интенсивным развитием промышленной социальной психологии. Вопросы, связанные с анализом психологической безопасности, поднимаются специалистами в контексте информационной и организационной безопасности (ГВ. Грачев, В.Е. Лепский, Т.С. Кабаченко). Информационно-психологическая безопасность понимается как состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим жизненно важных интересов личности, общества, государства. Психологическая безопасность определяется как средство защиты от деструктивных культов и тоталитарных сект (Е.Н. Волков). В исследованиях рассматриваются социально-психологические аспекты безопасности, в основе которых лежит конфликтоло­гический подход (А.Н. Сухов).

У безопасности много «лиц». В своих исследованиях я пыталась найти место психологической безопасности в системе национальной безопасности страны, где перечисляются политическая, военная, экономическая, социальная, культурная. И на определенном этапе полагала, что психологическая безопасность включена в социальную безопасность, наряду с медицинской, генетической, потребительской, образовательной и др. На данном этапе осмысления проблемы можно утверждать, что более продуктивным для выстраивания классификации видов безопасности является другой подход. Существуют два главных системообразующих вида безопасности — физическая и психологическая, а все остальные «нанизываются» на них как на стержень. В этом случае мы получаем возможность разделять субъективные и объективные причины и факторы, способствующие или препятствующие сохранению безопасности человека и окружающей его физической и социальной среды.

Сегодня есть основания говорить о возникновении нового направления — психология безопасности, в рамках которого выполняются как теоретические исследования, так и практические программы по обеспечению психологической безопасности в разных социальных сферах. Оформление данного направления в отдельную область психологического знания диктуется необходимостью интеграции теоретических основ исследовательской работы и осмысления технологий практической деятельности специалистов в аспекте психологических характеристик безопасности человека и общества. Психология безопасности изучает социопсихологические явления и процессы, возникающие в ситуации угрозы (опасности). Предметом психологии безопасности является психологическая безопасность личности и социальной среды. Объектом психологии безопасности, как и любой другой области психологической науки, является психическая реальность, особенности определения которой в качестве объекта исследования обусловлены характером удовлетворения потребности в безопасности, состоянием защищенности психики от внешних и внутренних угроз, а также характером взаимодействия человека с социальной средой. Таким образом, объектом психологии безопасности являются психологические характеристики человека, социальной группы, общества как субъектов безопасности. Мы рассматриваем структуру психологии безопасности в двух аспектах: психологическая безопасность среды и психологическая безопасность личности.

Проблема психологической безопасности тесно связана с актуальными неблагоприятными воздействиями на личность (угрозы) и соответствующими прогнозируемыми факторами (риски). Поэтому, рассматривая защищенность личности от неблагоприятных воздействий, мы должны рассматривать ее в тесной связи с условиями ее функционирования.

Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе, с психотравмирующими воздействиями, а также сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям и отражается в переживании своей защищенности/незащищенности в конкретной жизненной ситуации.

Практическими задачами психологии безопасности являются:

• разработка основ культуры безопасности в организации (введение определенных норм поведения; создание условий, в которых вопросам безопасности уделяется то внимание, которое они заслуживают в силу своей значимости; формирование обстановки, в которой все члены организации разделяют взгляды и убеждения, касающиеся рисков и угроз здоровью; усиление мотивации людей в отношении укрепления безопасности; выработка стиля и практических навыков в обеспечении программ по совершенствованию безопасности и укреплению здоровья людей в организации; снижение всех форм насилия в межличностном взаимодействии);

•     профилактика и снижение психологического травматизма на основе использования знаний о психоэмоциональном состоянии и закономерностях поведения человека в условиях физической и психологической опасности; снижение угроз психическому здоровью в социальной среде; мобилизация ресурса сопротивляемости человека;

•     создание образовательных программ подготовки специалистов по вопросам психологической безопасности личности и общества.

На последней задаче мы хотели бы остановиться особо. Национальный проект «Образование» — важная политическая инициатива. Он носит организационный характер и нуждается в содержательном наполнении. Именно в его рамках могут и должны быть созданы и выполнены программы по подготовке и переподготовке специалистов, занимающихся проблемами психологической безопасности, работающих в ситуации опасности.

В психологии безопасности можно выделить следующие направления теоретических исследований и практических разработок:

•     психологическая безопасность личности и общества (определение психологического ресурса, обеспечивающего сопротивляемость личности и социальных групп деструктивному воздействию, выявление психологических факторов, способствующих устойчивому развитию человека и общества в условиях физической и психологической опасности, профилактика психотравматизма и др.);

•     психологическая безопасность в различных социальных средах;

•     психология экстремальных ситуаций (формирование психологической устойчивости населения, методы реабилитации пострадавших, психологическая подготовка специалистов, работающих в экстремальных и чрезвычайных ситуациях и т.д.);

•     психологическая поддержка людей, находящихся в ситуации повышенного риска (специалисты опасных профессий, люди, проживающие в местах с источниками повышенной опасности — атомные станции, военные объекты, постоянные природные катаклизмы и т.д.);

•     информационно-психологическая безопасность;

•     психологическая подготовка руководителей по проблемам культуры безопасности в организации;

•     возрастные и гендерные аспекты психологической безопасности личности;

•     кросскультурные особенности психологической безопасности личности и общества (учет национального менталитета и культуры в кризисных и экстремальных ситуациях, при работе с мигрантами и др.).

Психология безопасности — новое направление психологической науки и практики. Поле теоретических исследований и практических разработок психологии безопасности сформировалось на стыке самых разных психологических и смежных научных дисциплин: общей и социальной психологии, психологии и психофизиологии труда, педагогической психологии, психологии развития, психотерапии, экстремальной психологии, экологической психологии, а также общей теории безопасности, социологии, психиатрии, медицины и др.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. — СПб, 2002.
  2. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в образовании. — СПб, 2002.
  3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. — СПб, 2006.

Информация об авторах

Баева Ирина Александровна, доктор психологических наук, академик РАО, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования, заведующая научно-исследовательской лабораторией «Психологическая безопасность и культура в образовании». Директор образовательной программы магистерской подготовки «Психологическая безопасность в образовании и социальном взаимодействии», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2457-8221, e-mail: irinabaeva@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1474
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 5041
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7