Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение)

1204

Аннотация

Продолжение. Начало программы — в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 3, 4 за 2006 год и №№ 1, 2,3 за 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: доклад

Для цитаты: Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 64–72. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28922 (дата обращения: 21.04.2024)

Полный текст

Упражнение-активатор

Ведущий просит придумать ассоциацию на слово «семья». Затем проанализировать, позитивные или негативные ассоциации возникают у участников в связи с этим понятием? Чем это обусловлено?

Изучение добрачных установок

Участникам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся их установок на брак. (Приложение 1)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Что такое любовь?

2.  Что вы считаете ценным в отношениях между супругами в браке?

3.   Сколько детей вы бы хотели иметь в браке?

4.  Как будут в вашей семье распределяться домашние обязанности? Что будет делать муж? Что жена? Что лучше делать вместе?

5.   Кому будет принадлежать решающее слово в семье?

6.  Какими качествами должен обладать ваш избранник (-ца?)

7.   Что я как будущая (-ий) жена (муж) должна (-ен) знать о своем (-ей) муже (жене)?

Рефлексия. Что нового о себе, своих установках вы узнали, выполняя это упражнение?

Беседа о механизмах возникновения гендерных стереотипов. Обсуждение Всеобщей декларации прав человека, статья 16:

1.   Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2.  Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

Ведущий: Соблюдаются ли положения данной статьи в реальной жизни нашего общества? Всегда ли наблюдается равноправие между супругами в семейной жизни? Приведите примеры из жизни.

Соблюдению равноправия зачастую мешают гендерный стереотипы относительно места и роли в семье мужчин и женщин. Каковы механизмы их возникновения?

Притча «Про то, как варили мясо»

В одной семье было фирменное блюдо: особые мясные рулетики. Однажды молодая девушка заметила, как ее мать разрезает мясо на две части, из-за чего вытекает сок, и мясо становится менее сочным. Она спросила у нее:

— Мама, почему ты разрезаешь мясо перед тем, как класть в кастрюлю? Оно ведь получается менее сочным.

— Так учила меня готовить моя мама.

Тогда девушка пошла к своей бабушке и сказала:

— Бабушка, когда ты готовишь мясные рулети­ки, ты разрезаешь мясо, оно ведь получается менее сочным!

— Так учила меня готовить моя мама.

Девушка пошла к самой старой бабушке и спросила ее:

— Уважаемая бабушка, почему ты разрезала мясо перед тем, как класть в кастрюльку? Ведь оно получается так менее сочным.

— А у меня кастрюлька была маленькая, и мясо не помещалось.

Обсуждение

•    Каков механизм возникновения этого стереотипа?

•    Приведите примеры из своей жизни, где вы бы следовали стереотипно за своими родителями.

•    Что вы видите негативного в воспроизводстве и действии гендерных стереотипов? А что позитивного в этом вы находите?

•    Необходимо ли следовать гендерным стереотипам в жизни?

Итак, подражание своим родителям является одним из механизмов существования гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы могут проявляться и на бессознательном уровне как самоисполняющиеся пророчества, когда индивид внешне заявляет независимость от гендерного стереотипа, а в жизни реализует стереотипные представления.

Упражнение «Ваш личный сценарий»

Выполняется в парах, состоящих, желательно, из юноши и девушки, которым следует обсудить друг с другом следующие вопросы (Приложение 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1.   Знаете ли вы, кто вам дал ваше имя? Хотели бы вы его поменять на другое?

2.   Соответствовал ли ваш пол ожиданиям родителей? Если нет, то как вы об этом узнали?

3.   Какие ограничения накладывали родители в связи с вашим полом?

4.   Вспомните, какими были установки ваших родителей о женственности и мужественности. Какие из них вы приняли, а какие — отвергли?

5.    Какие роли, обязанности родители исполняют из тех, что считаются мужскими и женскими? Входит ли сюда работа по дому?

6.    Намерены ли вы выполнять те же роли, что и они?

7.    Есть ли в вашем доме места, считающиеся отцовскими, материнскими?

8.    В чем заключается их досуг?

9.    Соперничают ли они? Как выражают свою любовь, гнев?

10.    На ваш взгляд, считает ли отец, что женщины — о’кей?

11.    А ваша мать, считает ли она, что мужчины — о’кей?

12.    В чем вы подражаете своим родителям: матери, отцу?

Рефлексия. Обсуждение установок участников в кругу. Сравнение между собой установок юношей и девушек.

Разыгрывание ситуаций

Участникам предлагается сыграть одну или несколько семейных ролей, участвуя в разыгрывании следующих ситуаций (Приложение 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Ситуации для разыгрывания

Ситуация 1.

5-летний ребенок 5 лет хнычет в магазине и требует, чтобы ему купили дорогую мягкую игрушку, которую вы не хотите приобретать, к тому же у вас нет на нее денег.

Участники: мать, отец, дочь.

Ситуация 2.

Подросток был замечен в курении в группе своих сверстников.

Участники: отец, мать, сын (12 лет).

Ситуация 3.

Брат с сестрой спорят, кто из них будет смотреть телевизор, так как на разных каналах одновременно идут их любимые передачи.

Участники: мать, отец, сын (10 лет), дочь (15 лет).

Ситуация 4.

Трехлетний ребенок, бегая по дому, нечаянно разбил дорогую вазу.

Участники: мать, отец, сын.

Ситуация 5.

Семилетний ребенок привел в дом без разрешения родителей щенка.

Участники: мать, отец, дочь.

Рефлексия. После разыгрывания каждой ситуации участников просят проанализировать, кого из родителей они копировали, кто из родственников реагирует подобным образом? Согласны ли они с типом реагирования, или же хотелось бы выработать свою собственную линию поведения в аналогичных ситуациях?

Третьим механизмом воспроизводства гендерных стереотипов является влияние СМИ, литературных произведений, фильмов, фольклора.

Взять хотя бы анекдоты на семейную тематику.

***

В семье муж и жена равноправны. Особенно жена.

***

Выходит казак из дома, смотрит — сосед на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа детей собрала- накормила, лошадь запрягла, огород пропахала, за скотиной сходила, в доме убралась.

На следующий день выходит казак из дома — сосед опять на крыльце сидит, саблю разглядывает, трубку покуривает да по сторонам смотрит. Жена у соседа огород засеяла, детей накормила, за скотиной сходила.

На третий день — та же картина. Спрашивает казак у соседа:

— Как так, сосед? Ты чего на крыльце сидишь, отдыхаешь, а жена твоя изработалась вся?

А сосед отвечает:

— Дак вдруг завтра война, а я уставший.

***

— Мам, а когда я вырасту, я буду на тебя похожа?

— Будешь, будешь.

— Ну и зачем тогда быть?

Вспомните анекдоты о семье, в которых звучат гендерные стереотипы.

Дискуссия

1.   Каким образом влияют сказки, литературные произведения, мультфильмы на возникновение ген­дерных стереотипов? Приведите примеры сказок, мультфильмов, где женщина изображена как хранительница домашнего очага, а мужчине предоставлены все остальные возможности. Что внушают эти произведения детям? Есть ли нестереотипизированные сказки и мультфильмы? Приведите примеры.

2.   Создает ли телевидение стереотипы о предназначении женщины и мужчины в этом мире? Приведите названия подобных передач. Существуют ли гендерно нестереотипизированные передачи? Какие?

3.   Какое влияние оказывает реклама на формирование гендерных стереотипов? Какие товары чаще всего рекламирует женщина, мужчина? Встречается ли нестереотипизированная реклама? Приведите примеры.

4.   Приведите примеры формирования гендерных стереотипов посредством газет и журналов? Какие женские и мужские журналы вам известны? Какие темы обсуждаются на страницах этих журналов?

Информация

Стереотипные представления в литературе зависят от пола автора.

Авторы-мужчины рисуют мужа яркой, творческой личностью, женщин — скромной, заботливой подругой без особых способностей.

Авторы-женщины создают эмансипированный образ жены, более яркой, чем самодовольный и заурядный муж.

Одной из групп гендерных стереотипов являются представления о распределении семейных ролей.

Заполнение опросника «Пословицы»

Цель: изучение гендерных установок, касающихся распределения ролей в семье. В качестве утверждений использованы русские народные пословицы, собранные В.И. Далем (Приложение 4).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Опросник «Пословицы»

В какой степени вы согласны с приведенными ниже суждениями? Поставьте плюс в графе, соответствующей вашему мнению.

 
 

Суждения

Полностью согласен

Скорее согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее не согласен

Совершенно не согласен

1. Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи

 

 

 

 

 

2. Муж вези гуж, а жена шей рубашки

 

 

 

 

 

3. Муж — голова, жена — душа

 

 

 

 

 

4. Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит

 

 

 

 

 

5. Муж — дому строитель, нищете отгонитель

 

 

 

 

 

6. От плохой жены — состаришься, от хорошей — помолодеешь

 

 

 

 

 

7. Муж молоти пшеницу, а жена пеки паленицы

 

 

 

 

 

8. Мир в семье женой держится

 

 

 

 

 

9. Без мужа, что без головы, без жены, что без ума

 

 

 

 

 

10. Бабе дорога — от печи до порога

 

 

 

 

 

11. Не всякую правду муж жене сказывает, а и сказывает, так обманывает

 

 

 

 

 

12. Баба да кошка завсегда в избе, мужик да собака — во дворе

 

 

 

 

 

13. Мужик тянет в одну сторону, баба в другую

 

 

 

 

 

14. Пусть нередко и дура, только бы огонь пораньше раздула

 

 

 

 

 

15. Жена верховодит, так муж по соседям бродит

 

 

 

 

 

Обработка. Опросник включает в себя 15 утверждений, касающихся супружеских отношений. Десять утверждений отражают традиционные представления о распределении ролей в семье. Это утверждения 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 10, 12, 14. Утверждения 6, 9, 11, 13, 15 фоновые и в обработку не включены. Каждому варианту присваивается соответствующий балл:

«совершенно согласен» — 5 баллов;

«скорее согласен» — 4 балла;

«трудно сказать» — 3 балла;

«скорее не согласен» — 2 балла;

«совершенно не согласен» — 1 балл.

Чем больше сумма баллов, тем в большей мере испытуемому присущи традиционные установки о распределении ролей в семье.

Часто для женщины едва ли не единственно значимой гендерной ролью считается роль домохозяйки, матери. Ей предписывается дом, рождение детей, ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающая стереотипное представление о социальной роли женщины: Kuchen, Kirchen, Kinder, Kleiden (кухня, церковь, ребенок, платье). Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми для него являются профессиональные роли.

В чем же заключается негативная роль гендерных стереотипов?

Информация

Гэндерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности. Следование им часто связано с механизмами долженствования. По мнению К.А. Абульхано- вой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируются покорность и зависимость. Подобные самоощущения и самовосприятие не соответствуют идеям самореализации и свободного выбора. Они закрепляют гендерное неравенство в семье и в обществе.

Следование гендерным стереотипам приводит к тому, что, согласно исследованиям, 69% домашней работы выполняют работающие женщины, а второй наиболее распространенной причиной развода, по словам женщин, является то, что их мужья пренебрегают своими обязанностями по дому и присмотром за детьми.

Рефлексия участия на занятии. Заполнение бланков обратной связи.

ЗАНЯТИЕ 14. Лидерство в семье. Поведение в семейном конфликте

Цели:

•     социально-психологический анализ гендерных ролей;

•     развитие умений и навыков ведения семейного диалога, цивилизованного способа убеждения другого, конструктивного взаимодействия в ситуации семейного конфликта.

Удел женщины — владычествовать, удел мужчины — царить, потому что владычествует страсть, а правит ум.

И. Кант

Жажда первенства рождается вместе с мужчиной и длится 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Упражнение-активатор

Назовите три вещи в доме, которые вы бы назвали «мамиными», и три вещи «папиных». Всем ли удалось без труда обнаружить в своем доме такие вещи? Сравнение того, что чаще всего относят к «мужским» и «женским» вещам.

Беседа с анализом гендерных установок участников

Извечный вопрос, который неминуемо встает перед молодыми супругами: кто в семье главный — муж или жена? Понятие главенства в семье связывается с осуществлением управляющих функций, принятием ответственных решений, выбором методов воспитания и т.д.

Лидерство в семье бывает трех типов:

1)   традиционное (патриархальный стиль), где лидер — муж;

2)   нетрадиционное (матриархальный стиль), где лидер — жена;

3)   эгалитарное, где оба супруга — лидеры и руководство осуществляется совместно.

Но и в эгалитарной семье выделяется два стиля лидерства:

а)  «инструментальный», направленный на решение проблем, задач, его осуществляет обычно муж;

б)  «экспрессивный», направленный на сохранение эмоционального согласия в семье, его осуществляет, как правило, жена.

По данным Н. В. Ляхович, лишь 35% юношей считают, что главой семьи должен быть муж, остальные 65% выбирают равноглавие. Среди девушек за мужа- главу семьи проголосовало 23%, выбрали биархат (равноправие) — 73%, и только 4% считают, что главой должна быть жена.

Сравнение данных с результатами опроса участников программы. Обратить внимание на сходство или же отличие данных между двумя опрошенными группами.

Следует отметить, что в эгалитарных семьях решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности (финансы, хозяйство, досуг).

Любопытный пример

В газете «Комсомольская правда» был описан следующий случай. В 100 опрошенных семьях 90 жен назвали себя главой семьи, и их мужья подтвердили это. Десять мужей попробовали претендовать на главенство, но почти все жены им возразили. И лишь одна женщина сказала, что главой семьи у них является муж. Этого единственного счастливца из 100 мужчин решили наградить, предложив ему самому выбрать подарок. И тогда муж, обратившись к жене, спросил: «Как ты считаешь, Мария, какой лучше выбрать?» Так и не состоялся единственный глава семьи, делает заключение автор.

Признание главой семьи мужа или жены не означает, что в их руках сосредоточены все управленческие функции. На деле наблюдается распределение их между мужем и женой. Согласно теории власти в семье, тот из супругов, кто обладает большими экономическими возможностями, обладает также и большей властью. Так, главенство мужа признается в материальном обеспечении семьи и связано зачастую с его превосходством в уровне образования. Но если уровень образования и общественная активность выше у жены, то главенствует в семье она. Известно, что работающие женщины имеют больший вес в семье, чем сидящие дома (труд женщины в доме не оплачивается, и люди часто считают его менее ценным).

Анализ данных членов группы относительно распределения функций («добытчика» и «домохозяйки») в семье

Какая опасность скрывается в этих данных? Что может испытывать мужчина, если он недостаточно «хорошо» играет роль «добытчика» в семье? А что ощущает женщина, зарабатывающая значительно больше своего мужа?

Несмотря на то, что 40% мужчин и женщин считают, что каждую из ролей супруги должны делить поровну, на деле же женщинам все чаще отводится роль «домохозяйки». Оказывается, что работающие женщины выполняют в среднем 69% домашних работ, т.е. отработав смену вне дома, женщина работает дома вторую смену.

Л.Н. Толстой говорил, что существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянченье составляют исключительно женское дело и что делать то же мужчине — стыдно. Между тем, считал великий писатель, стыдно обратное: мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, когда усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает или нянчит больного ребенка.

Изменяется ли ситуация с лидерством в семье в современном мире?

В настоящее время во многих странах ролевая структура семьи изменяется: наблюдается повышение авторитета и влияния женщины, переход от традиционной семьи к эгалитарной. Американские семьи перешли от модели дополнительности (лидер-ведомый) к модели симметричности, где оба супруга лидеры, занимаются и карьерой, и домом. В Швеции был принят вариант, по которому годовой оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком может взять любой из родителей, однако, если его возьмут мать и отец по очереди, им будет выплачена повышенная компенсация.

Рефлексия.

Заполнение опросника «Распределение ролей в семье» (Приложение 5)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Опросник «Распределение ролей в семье»

1.    От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи?

A.    В основном от мужа

Б. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже

B.    В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже

Г. В основном должны зависеть от жены

2.    От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье?

A.    В основном должно зависеть от жены

Б. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже

B.    В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже

Г. В основном должно зависеть от мужа

3.    Если возникнет необходимость, кто в первую очередь должен найти, где можно занять крупную сумму денег?

A.    Это сделает жена

Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже

B.    В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже

Г. Это сделает муж

4.    Кто в семье чаще должен приглашать в дом гостей?

A.    Чаще муж

Б. Обычно муж, но и жена тоже

B.    Обычно жена, но и муж тоже

Г. Чаще жена

5.    Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удобстве в квартире?

A.    В основном муж

Б. В большей степени муж, но и жена тоже

B.    В большей степени жена, но и муж тоже

Г. В основном жена

6.    Кто из супругов должен первым обнимать и целовать другого?

A.    Это должен делать муж

Б. Это должен делать муж, но и жена тоже

B.    Это должна делать жена, но и муж тоже

Г. Это должна делать жена

7.    Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписывать и покупать?

A.    Обычно должна решать жена

Б. В большей степени это должно зависеть от жены, но и от мужа тоже

B.    В большей степени это должно зависеть от мужа, но и от жены тоже

Г. Обычно должен решать муж

8.    По чьей инициативе чаще супруги должны ходить в кино, театр?

A.    По инициативе мужа

Б. В основном по инициативе мужа, но и жены тоже

B.    В основном по инициативе жены, но и мужа тоже

Г. По инициативе жены

9.    Кто в семье должен играть с детьми?

A.    В основном жена

Б. Чаще жена, но и муж тоже

B.    Чаще муж, но и жена тоже

Г. В основном муж

10.   От кого в семье должна зависеть удовлетворенность интимными отношениями?

A.    В основном от мужа

Б. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже

B.    В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже

Г В основном должны зависеть от жены

11.    Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях. Как вы считаете, от кого это больше может зависеть?

A.    Чаще мужа

Б. От мужа, но и от жены тоже

B.    От жены, но и от мужа тоже

Г Чаще от жены

12.    Чьи жизненные принципы и правила должны быть определяющими в семье?

A.    Жизненные принципы жены

Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа

B.    Как правило, мужа, но в некоторых случаях жены

Г Жизненные принципы мужа

13.    Кто в семье дожжен следить за поведением маленьких детей?

A.    Это должна делать жена

Б. Это должна делать жена, но и муж тоже

B.    Это должен делать муж, но и жена тоже

Г. Это должен делать муж

14.    Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр, цирк?

A.    Это должен делать муж

Б. Это должен делать муж, но и жена тоже

B.    Это должна делать жена, но и муж тоже

Г. Это должна делать жена

15.    Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?

A.    Муж

Б. В большей степени муж, но и жена

B.    В большей степени жена, но и муж

Г. Жена

16.    Представьте ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?

A.    Это сделает жена

Б. Скорее жена, чем муж

B.    Скорее муж, чем жена

Г. Это сделает муж

17.    Кто в семье должен заниматься повседневным покупками?

A.    В основном муж

Б. В большей степени муж, но и жена тоже

B.    В большей степени жена, но и муж тоже

Г В основном жена

18.    Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?

A.    Муж

Б. В большей степени муж, но и жена тоже

B.    В большей степени жена, но и муж тоже

Г. Жена

19.    Если в семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов должен заняться поисками дополнительного заработка?

A.    Это должен сделать муж

Б. В первую очередь муж, но и жена тоже

B.    В первую очередь жена, но и муж тоже

Г. Это должна сделать жена

20.    Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?

A.    В основном жена

Б. Чаще жена, но и муж тоже

B.    Чаще муж, но и жена тоже

Г. В основном муж

21.    Кто в семье должен вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры?

А. Это должна делать жена

Б. Это должна делать жена, но и муж тоже

 

В. Это должен делать муж, но и жена тоже

Г Это должен делать муж

Упражнение «Гендерная роль»

Роль — это то, во что мы играем, она имеет свою цель, тактику и стратегию. Гендерная роль — это разделение труда, прав и обязанностей в соответствии с полом. Любая роль приносит, с одной стороны, выгоду, с другой стороны, создает определенные трудности. Участники делятся на две группы: группа юношей и группа девушек. Группам дается задание — описать роли (юношам — «домохозяйки», девушкам — «добытчика») по следующим параметрам:

1)   лозунг (идея роли);

2)   преимущества роли;

3)   недостатки роли;

4)   ценности (цели, убеждения);

5)   действия, в которых она проявляется;

6)   необходимые способности (умения);

7)   сфера реализации роли (дом, производство).

По окончанию выполнения задания группы зачитывают описание роли, которую чаще всего приходится выполнять представителям не своего, а противоположного пола.

Рефлексия. Какие трудности были при выполнении упражнения? Какая гендерная роль имеет больше негативных сторон? В чем вы видите негативные последствия принятия в семье лишь одной роли, например «добытчика»? Смогли бы вы взять на себя в полном объеме выполнение этой роли в своей будущей семье?

Кстати, негативные последствия возложения на мужа роли «финансового мешка» заключаются в следующем: во-первых, выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины; во-вторых, вследствие работы днем и ночью ради больших денег у мужа ослабевает контакт с детьми. В Японии отцы проводят с детьми 3 минуты по будням и 19 минут по выходным; в-третьих, на психику оправдывающего ожидания семьи мужчины работа давит настолько сильно, что может стать причиной серьезного психосоматического заболевания.

Конфликты

Конфликты — дебют молодой семьи. В любой семье возникают противоречия и конфликты как средства их разрешения. Существуют конфликт — спор и конфликт — ссора. В чем, на ваш взгляд состоит различие между ними? Спор направлен в первую очередь на разрешение спорного вопроса и достижение цели, ссора же, чаще всего отходит от предмета спора и переходит на личностные качества партнера. Искусство семейного общения заключается в том, чтобы оставаться в рамках спора, поскольку частые ссоры приводят к обидам, которые ведут к раздражению и, в конечном счете, — распаду семьи.

Упражнение «Кодекс толерантности семьи»

Вначале ведущий рассказывает притчу о хорошей семье.

Притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на начертаны на бумаге...

— Как вы считаете, что за три слова написал старик?

ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ», «Сто раз ПРОЩЕНИЕ», «Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

— И все?

— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. — И, подумав, добавил: — И мира тоже.

Далее ведущий спрашивает участников, всегда ли в их семье царят согласие и мир? Если нет, то чего, с их точки зрения, не хватает для этого? И предлагает разработать кодекс толерантной семьи. Участникам раздаются листочки с ролями: «мать», «отец», «бабушка», «дедушка», «дочь», «сын», «сестра», «брат». Каждому достается по одной роли, при этом желательно, чтобы одна и та же роль была как минимум у двух человек. Ведущий произносит слова: «Пусть сначала каждый от имени своей роли напишет, какие три правила нужно соблюдать, чтобы отношения в семье были толерантными, чтобы от их выполнения всем в доме было лучше».

Далее в упражнении используется техника «развивающая кооперация». После написания индивидуального списка правил происходит работа в парах (отец - отец, мать - мать, дочь - дочь, сын - сын и т.д.), когда из шести индивидуальных правил предлагается сделать список, состоящий только из трех. Затем происходит объединение в четверки (отцы - матери, дедушки - бабушки, дочери - сыновья, сестры - братья), но теперь из десяти правил создается перечень пяти законов от «квартетов». Следующий аналогичный шаг - объединение в октеты (отцы - деды - матери - бабушки и дочери - сестры - сыновья - братья), и снова должно остаться только три правила. Если группа меньше 16 человек, то стоит остановиться на квартетах.

 

Следующий этап — объединение результатов, в итоге которого на доске появляется список законов, предложенных каждым квартетом (октетом). Если кодекс содержит более 10 правил, то следует их количество уменьшить путем мягкого ранжирования, оставив в списке 5-6 самых главных законов. К следующему занятию список красиво оформляется и подписывается лично каждым, для включения механизма личного присвоения выработанной сообща нормы. Следует отметить, что подписание кодекса — это добровольный акт, поэтому за каждым остается право какие-то законы не подписывать.

Далее ведущий просит подсчитать, сколько правил из составленного списка соблюдается в их семье? Есть ли среди участников те, кто проживает в семьях, где соблюдается весь кодекс целиком?

Разыгрывание конфликтных ситуаций

Группа делится на три подгруппы, каждая из которых получает по одной ситуации для инсценировки конфликта и его разрешения (Приложение 6).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Примеры конфликтных ситуаций

Ситуация 1

Вас уже давно настораживает дружба вашего мужа с его школьным другом, который демонстрирует достаточно легкомысленное поведение и даже злоупотребляет спиртными напитками.

Ситуация 2

Ваша супруга всякий раз допускает замечания в вашу сторону за столом, где присутствуют гости, придирается к вашим словам, манерам и следит за количеством потребляемого спиртного.

Ситуация 3

Ваш муж частенько стал поздно возвращаться домой, не предупреждая, что может задержаться. Вследствие этого он совсем перестал заниматься воспитанием детей.

Анализ конфликтных ситуаций после их разыгрывания. Исчерпана ли конфликтная ситуация? Может быть, у кого-то имеются другие варианты ее разрешения? Можно проиграть ту же самую ситуацию, но с другими участниками, если кто-то видит другой путь снятия напряжения в конфликте.

Техника безопасности в конфликтной ситуации

Для того чтобы конфликты играли позитивную роль и служили средством разрешения противоречий, возникающих в семье, необходимо стараться соблюдать следующие правила техники безопасности.

1.   Не провоцируйте конфликт. Кстати, умение их провоцировать считается женским искусством.

2.   Используйте использовать при прояснении ситуации технику «Я»-высказываний.

3.    Говорите только о предмете конфликта, держитесь в рамках темы.

4.   Не превращайте деловой конфликт в личностный, не вешайте ярлыков, не упоминайте имена дорогих людей или родственников.

5.   Помните, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, на то, чтобы оставаться при своем мнении.

6.   Выслушивайте собеседника до конца, не прерывая своими репликами.

7.   Терпимее относитесь к обычным недостаткам.

8.   Контролируйте свои эмоции в момент их возникновения.

9.    Предостерегайтесь посредничества третьего лица.

10.   Не ссорьтесь на глазах у других людей.

11.   Избегайте обобщений типа «всегда», «никогда» и др.

12.   Не стремитесь выиграть любой ценой.

13.   Избегайте неясностей, применяйте приемы активного слушания.

Рефлексия участия на занятии. Заполнение бланков обратной связи.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Шустова Любовь Порфирьевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ИПКПРО, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 772
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1204
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0