Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии (продолжение)

583

Аннотация

Продолжение. Начало программы — в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2, 3 за 2007 год.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Чиркина Р.В. Программа социально-психологического тренинга подготовки к выходу на свободу детей из воспитательной колонии (продолжение) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 4. С. 73–77. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n4/28923 (дата обращения: 07.10.2024)

Полный текст

Блок 10. Ролевой тренинг мужского поведения.

Роль отца как ключевой фактор идентификации (по фильмам «Папа», «Вор», «Возвращение», «Заплати вперед», интервью с С. Безруковым из видеосерии «Уроки нравственности»)

Цель: развитие рефлексивных способностей в ракурсе ролевого репертуара.

Задачи:

• рассмотреть и обсудить роли свободного человека, характерные для мужчин;

•     помочь воспитанникам определиться с образцами для идентификации.

Оборудование: видеомагнитофон, кассеты с фильмами, просмотренными в программе воскресного киноклуба.

Ход тренинга

1.    Вводная часть (вспоминаем предыдущий тренинг, фильмы, которые произвели наибольшее впечатление).

2.    Загадка: Шли два отца и два сына. Сколько всего человек? (3 человека: дед, отец, внук).

Ведущий: «Это роли, которые играют мужчины в своей семье. Какие еще семейные роли вы знаете? Какие роли вам приходится играть в жизни, в своей семье?» (Муж, брат, племянник, внук и др.)

3.    Ведущий: «Какие еще роли, кроме семейных, приходится исполнять вам в жизни? Какая, по вашему мнению, самая главная роль мужчины? Почему?»

4.    Подводим ребят к обсуждению роли отца. Вспоминаем фильмы, в которых эта тема была главной. («Возвращение», «Папа», «Вор», «Заплати другому» и др.)

•     Какие из этих фильмов или эпизоды произвели наиболее сильное впечатление? Почему?

•     Какого из этих отцов дети любили? Кого не любили и почему?

•     Отец родной и отчим — в чем различия?

5.   Ребятам предлагается дать характеристику плохого и хорошего отца в трех проекциях: глазами ребенка — отца — матери. Группа делится на три подгруппы. Дается пять минут на обсуждение. Затем формируется список положительных и отрицательных качеств отца на доске.

Анализ, рефлексия.

6.   Игра «Успокой ребенка» (по индийской притче «Хитрый Бирбал»). Выбирается один человек, который будет изображать безутешно плачущего ребенка. Задача участников — найти слова, жесты, которые могли бы успокоить и порадовать героя. Рефлексия чувств «ребенка» и остальных участников игры. Что нужно для счастья каждому ребенку?

7.   Эпизоды из фильмов (наказание, ссора, рассказ о жестоком обращении). Анализ по вопросам: Что стоит за таким поведением отца? Как в этом случае должен был бы поступить отец? Какие реакции отцов пошли бы на пользу сыну? Как должен был поступить сын?

8.   Что делать, если не повезло с отцом? (обсуждение по кругу). Если нет позитивного образа отца в реальной жизни, то важно сформировать желаемый образ как модель будущего поведения.

9.   Проблемное задание: Как научиться быть хорошим отцом? Варианты, которые можно подсказать: наблюдать за хорошими отцами, спрашивать, консультироваться у специалистов, учиться любить (слышать, видеть, сочувствовать, интересоваться). Для этого нужно всегда быть в контакте с ребенком, говорить с ним, спрашивать, поддерживать в нем хорошее.

10.  Закончить предложение по кругу: Когда я буду отцом... Ради своих детей я готов... Настоящий отец всегда. (Если группа не расположена к доверительным контактам, предложения даются для письменного завершения и ответы зачитываются ведущим.)

Наиболее яркий эмоциональный отклик мы получили на фильм режиссера-дебютанта Звя­гинцева «Возвращение». Фильм черно-белый, тяжелый по восприятию, с неожиданным трагическим финалом. Потрясение, которое пережили ребята, посмотрев его в одно из воскресений, они отрефлексировали сразу же после просмотра в своих традиционных письменных отзывах. Многие захотели посмотреть фильм еще раз. На тренинге в группах примеры, иллюстрирующие спорные позиции, были взяты ребятами именно из него. По отзывам о фильме мы сделали целую газету, поместив ее в отрядах. Поэтому отсроченный эффект картины очень повлиял на тональность обсуждения темы отцовства в тренинге. Проек­тивность сюжета выразилась в том, что в зависимости от собственного опыта отношений с отцом ребята разделились на две группы. Одни считали, что герой, вернувшись через 10 лет к сыновьям- подросткам, не имел права воспитывать их, тем более так жестоко, пренебрегая их чувствами и интересами. Другие — что вырастить мужчину можно только так, жестко, без сантиментов и поблажек. Смерть отца в финале первые восприняли как справедливую расплату за жестокость, вторые — как результат глупости и непослушания младшего сына. Но и те, и другие поняли, что именно эта внезапная смерть придала особую остроту отношениям и выявила ту самую глубину и трагизм, которые не видны в обыденной жизни. И после фильма, и после тренинга нам пришлось консультировать некоторых ребят индивидуально, помогая проработать психологические травмы детско-родительских отношений.

Практическим результатом работы в этой теме стали изменения, которые воспитанники формулировали таким образом: стал понимать своего отца, простил отчима, по-другому стал смотреть на отношения своей матери с отчимом, избавился от ненависти к отцу, точно знает — каким отцом быть не хочет и не должен и т.п.

Комментарий к тренингу

Дж. Мид под идентичностью понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Он выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознаваемая базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающий от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознанная идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от первой ко второй возможен только при наличии рефлексии.

Несовершеннолетние правонарушители не видят последствий своих действий, не видят себя со стороны и ситуацию в целом, т.к. у них не развита рефлексия.

Блок 11. Тренинг отношения к проступкам

Цель: Формирование культуры нравственного оценивания своих проступков, направленности поведенческих установок на совершение добрых поступков в пользу кого-то. Проработка чувства вины, раскаяния. Базовая психологическая позиция блока: человек ценит то, во что он вложил собственные усилия, ресурсы, душу.

Ход тренинга. Работа начинается с традиционного напоминания правил.

1.  Ведущий поздравляет с наступающим Новым годом.

 

Этот блок тренинга для первой нашей группы совпал с новогодними и рождественскими каникулами. В остальных группах мы старались приурочить его к другим праздникам. Но если ничего по календарю на эту тему не было, вектор пожеланий адресовался Судьбе, Волшебнику, св. Николаю Чудотворцу — в зависимости от особенностей группы.

2.   Ведущий: «Наш первый круг начнем с упражнения “Если бы я был Дедом Морозом...”». Продолжает эту фразу ведущий, его помощники, нацеливая на положительные поступки для кого-то, а затем передают эстафету участникам группы.

«.Я бы для своей мамы купил.»

«Я бы для своего брата.»

3.   Ведущий: «Продолжим предложение “От Нового года я жду.”». Начинаем с ребят, в конце - свои предложения.

Пример: «Я жду от Нового года безопасности и покоя».

«Я жду, чтобы не произошло ничего неприятного».

«Я жду от Нового года, чтобы меня не разочаровали люди».

4.   Обсуждение: какие неприятные ситуации могут случаться с нами в жизни? Ведущий и волонтеры рассказывают о своих неприятностях.

Например, ситуация с хулиганским нападением на молодого человека, избиением его, кражей мобильного телефона. Другая девочка стала жертвой кражи кошелька, в котором находились последние деньги (описать чувства и ощущения).

Ведущий: «А вы когда-нибудь подвергались нападению, краже? Что вы при этом чувствовали?»

Резюме. Так что же чувствуют люди, которые попадают в подобные ситуации (обсуждение)?

5.   Обсуждение: как не стать жертвой.

На листе схематично нарисован человек.

Представим себе, что этот человек — жертва преступления.

Задача: Придумайте способы, как помочь человеку справиться с неприятным осадком. Что должно произойти, чтобы человек перестал чувствовать себя жертвой (обсуждение).

Напишем, что может помочь ему пережить этот стресс.

Подвести к версии возмещения урона:

•     если материальный — вернуть имущество;

•     если моральный — принести извинения;

•     если телесный — оплатить лечение.

Кроме всего перечисленного ребята отметили, что нужно оказать моральную поддержку. Нужно показать пострадавшему, что хороших людей больше, чем плохих.

6.  Упражнение «Молекулы» для эмоциональной разрядки.

7.   Притча

К мудрецу пришел ученик и спросил:

— Что нужно делать, чтобы быть по-настоящему добрым человеком?

И мудрец ему ответил:

— Если ты сделал добро людям — забудь про это, если тебе сделали добро — запомни это навсегда.

Ведущий: «Вас лишили свободы за то, что вы причинили кому-то вред. Но ведь вы наверняка делали и много хорошего. Напишите о своих добрых делах, которые вы совершали по отношению к другим людям». Записки, анонимные или подписанные, складываются в Корзину добрых дел. Затем ведущий их зачитывает.

Рефлексия: Что вы чувствовали, когда делали добрые дела? Что вы думали о себе, когда делали что-то хорошее?

Похвалить, если среди высказавшихся окажется человек, который не думал о том, как его отблагодарят.

8.   Ведущий: «Давайте вспомним, а кто вам сделал что-то хорошее?»

Проговаривание по кругу вслух. Если ребята будут говорить, что никто никогда не сделал им ничего хорошего, надо прослушать всех, а потом снова спросить об этом. Если ответ будет тот же, спросите: а что он расценивает как хорошее по отношению к себе. И предложить ребятам в группе помочь рассмотреть те или иные события как проявление хорошего отношения, помощи, доброты. Например, это может быть напоминание о том, какое общение было у мальчика с волонтерами, или о гуманитарной посылке общественной организации. Хорошим стимулом для изменения отношения к этой проблеме будет индийская притча о собаке, лежащей посреди дороги. На вопрос прохожего, почему она не уходит, та ответила, что таким образом пытается научиться отличать добрых людей от злых. Злые, проходя мимо, обязательно пинают ее, тогда как добрые не трогают. Кто-то из ребят заметил, что по-настоящему добрые должны были бы накормить или даже забрать собаку к себе. А упорствующий в своей отверженности мальчик сказал, что в притче все верно, добрый — это уже тот, кто не причиняет зла.

Резюме: Чье-то тепло, добро — это самое главное, что может примирить человека с тяготами, трудностями жизни.

9.   «Месть»

Ведущий: «Сейчас я вам расскажу реальную историю, которая была опубликована в газете «АиФ» за 2002 год».

 

Молодой человек уходит в армию. Через некоторое время он получает письмо от матери с известием, что его девушку изнасиловали и убили двое молодых людей, заманив на пикник. Парень убегает из армии, приезжает к матери и излагает ей план своей мести. Мать отговаривает сына, объясняя ему, что девушку уже не вернешь, а убийства грозят ему тюрьмой. Молодой человек обращается к священнику, который также отговаривает его от мести. Прислушавшись к этому совету, он возвращается в армию. Спустя некоторое время одного из преступников убивают кредиторы за долги, а другой попадает в аварию, в результате которой его парализует и, в конечном счете, он тоже умирает. А подруга девушки, знавшая о преступлении и не сообщившая в милицию, умирает при родах.

Рефлексия:

•     Как вы думаете, нужно ли мстить обидевшему вас? (обсуждение)

•     Вы бы предпочли, чтобы вас судил суд Линча (т.е. родственники потерпевшего выбирают сами способ мести), или чтобы вас судили по закону, правовой суд?

10.   «Покаяние»

Ведущий: «Кроме суда мести, т.е. самосуда, и юридического суда есть суд нравственный или Божий суд. Людей из истории наказал Бог, но этого бы не произошло, если бы они покаялись.

Бывают ситуации, когда «рука сама чешется» взять что-нибудь чужое».

История о воровстве шоколадок в детстве (рассказывает один из волонтеров).

Есть такая пословица «На воре и шапка горит». Знаете ли вы, что означает эта пословица? Что за этим стоит? (Обсуждение.)

Резюме: Только покаяние может снять этот груз. Покаяние — это осознание своей вины. Человеку кажется, что кто-то догадывается о его проступке. Это состояние пропадает, когда не просто раскаиваешься, но и пытаешься как-то загладить свою вину.

11.   «Логическая цепочка»

Ведущий: «Осознание вины происходит у человека с нормальным интеллектом и с нормальной психикой. Цепочка такова: Проступок ^ Осознание вины ^ Раскаяние ^ Исправление, возмещение.

Первый сигнал: человека начинает мучить совесть. Покажите, где у вас находится совесть?» Сначала реакцией были усмешки, протест. Но потом все как-то определились и нашли телесную проекцию совести в районе солнечного сплетения, сердца или горла. Ведущий говорит, что жжение, неприятные ощущения или спазмы в этих областях являются психосоматическими симптомами тревоги и напряжения.

«Иногда наше сознание играет в самооправдание: вместо того чтобы действительно признать свою вину, мы начинаем оправдывать себя и искать виноватого. Такая тактика не освобождает ни от тревоги, ни от напряжения. А раскаяние и покаяние — не всякому под силу.

Кто из вас был на исповеди»? Если ответ отрицательный, или ребята отказываются говорить, надо, не настаивая, перейти к домашнему заданию. В одной из групп в нашей колонии был случай, когда мальчик очень охотно поделился своими негативными воспоминаниями о церковной исповеди, бывшей у него до заключения: священник был невнимателен, сзади стояла очередь, и все слышали его слова и т.п. В подобном случае можно переакцентировать разговор на адресата исповеди: не священнику, а Богу приносит свое покаяние человек, и не всегда нужно говорить об этом вслух, главное — искренне чувствовать.

Домашнее задание. Когда у вас будет встреча со священником — поговорите с ним о раскаянии, задайте ему свои вопросы.

12.   Библейская Притча о блудном сыне. Хорошо бы показать ребятам иллюстрацию.

Ведущий: «Какие мысли возникли у вас?»

Резюме: Покаяние дает шанс на новую жизнь. Любой, даже самый плохой наш поступок не перечеркивает нашу жизнь, он помогает нам извлечь уроки.

13.   Игра «Добрые пожелания»

Ведущий: Сейчас мы будем передавать еловую веточку (карандаш, мяч, что-то другое) по кругу с пожеланиями друг другу в Новом году.

14.   «Письмо Деду Морозу».

Ведущий: «Напишите свои просьбы и пожелания Деду Морозу». Помимо традиционных пожеланий здоровья всем близким, чтобы почаще писали из дому, присылали посылки, скорее отпустили на условно-досрочное освобождение были и такие: вернуть время назад, когда еще ничего не произошло, начать жизнь заново, родиться в другой стране, вернуть жизнь матери и т.п.

Можно рассказать о каких-либо обычаях, например, оставлять записки с пожеланиями в нишах храмов, в иных культовых местах. Но основной упор сделать на то, что пожелания сбываются, если приложить собственные добрые усилия к их осуществлению.

15.   Заключительный рефлексивный круг

 

Блок 12. Гражданское самоопределение.

Правовой тренинг

Темы, которые затрагиваются в данном блоке: выборы, жилье, пособие и льготы, ответственность, права,договор и пр.

Цель: напомнить или познакомить воспитанников с гражданскими ролями, ожиданиями, правами и обязанностями, которыми наделяет человека общество.

В этом блоке мы лишь конспективно затрагиваем весь тот огромный и трудоемкий пласт социальной жизни человека на свободе, без освоения которого он неизбежно попадает в маргинальные слои. Поэтому дальнейшая проработка этих тем переадресуется нами учителям обществознания, а также социально-педагогическому персоналу воспитательной колонии.

1.   Вводная часть.

2.   Исторический экскурс в становление правового общества на примере государства лилипутов из романа Свифта «Путешествие Гулливера». Примерная цепочка, которую выстраивают участники группы, выглядит так: чтобы взаимодействовать, люди должны договориться о правилах — правила закрепляются в виде законов и кодексов — выполнение этих законов обеспечивает государство и контролируют специальные структуры (правоохранительная система). Невыполнение правил, законов, договоренностей делает невозможным достижение социальных целей.

3.   Рассматриваются разные ситуации «от противного», где участники додумывают развитие событий в предложенной логике повествования. Например, что будет, если при строительстве дома вместо дорогого качественного цемента подрядчики используют дешевый поддельный с целью присвоить разницу в стоимости? Последствия: дом рухнет, погибнут люди. Какие правила, договоренности, законы нарушаются в этой ситуации? Какие санкции и кто применит в этом случае к нарушителям? Сопоставимы ли выгоды, полученные ими, с будущей расплатой и с уроном, нанесенным другим людям?

4.   Задание группе: дать определение понятиям права и обязанности.

5.   Группе предлагается задание:

•     Перечислить права, которые имеют в нашей стране несовершеннолетние.

•     К каждому праву воспитанники должны присовокупить одну или несколько обязанностей, которые из этого права вытекают.

Например, праву на жилье соответствует обязанность содержать его в порядке, оплачивать коммунальные расходы, не причинять вреда и не создавать проблем членам семьи и соседям.

6.      Дается перечень прав, которые обеспечивает государство (право на образование, социальное обеспечение и льготы при потере здоровья, кормильца, работы, низком уровне материального обеспечения, право выбирать и быть избранным и т.д.). Но для того чтобы реализовать эти права, надо знать определенные социальные процедуры, проявить желание и активность, уметь доводить дело до конца. Основная мысль, которую должны усвоить участники тренинга: никакие блага не свалятся на нас с небес, пока мы сами не сделаем соответствующих шагов. Обижаться на государство и чиновников нет смысла. Они не должны угадывать наши потребности. Государственные механизмы отклика на проблемы гражданина запускаются после процедуры подачи заявления. (В этой работе мы использовали пособие НПО «ИНДЕМ», в котором все эти процедуры подробно прописаны.)

Таким образом прорабатываются те сферы правового поля, в которые воспитанники будут вовлечены после освобождения.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Чиркина Римма Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: rimmach@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 815
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 583
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0