Экономическая социализация детей и подростков: понимание, подходы к исследованию и основные факторы.

2785

Аннотация

Особый интерес к изучению экономической социализации детей и подростков на современном этапе развития общества вызван наличием большого числа проблем, в том числе связанных с взаимоотношениями ребенка и общества. Взрослый играет более значимую роль в процессе формирования личности ребенка в жестко регламентированном обществе, чем в демократическом. Возможно, поэтому в период социальных трансформаций изучение экономического «автономного мира детства», независимого от мира взрослых, стало особенно актуальным .

Общая информация

Рубрика издания: Методологический семинар

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Журавлев А.Л., Дробышева Т.В. Экономическая социализация детей и подростков: понимание, подходы к исследованию и основные факторы. [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 29–35. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28593 (дата обращения: 21.02.2024)

Фрагмент статьи

Отношения в системе «взрослый-ребенок» претерпевают двустороннее влияние разных социальных факторов. С одной стороны, развитие цивилизации привело к «удлинению самого периода детства в индивидуальной жизни человека» [2, с. 44–45], инфантилизации подрастающего поколения, что способствует более позднему его включению в сферу реальных экономических отношений. С другой стороны, современное общество требует от ребенка «недетских способностей к осознанному выбору и принятию решений, личной ответственности, умению действовать в определенной ситуации» [2, с. 46], которые необходимы ему и для экономической социализации. Данное противоречие указывает на важность изучения процессов формирования, динамики тех психологических качеств и свойств личности в процессе социально-экономического развития ребенка, которые предполагают эффективное выполнение им в будущем экономических ролей производителя, потребителя, инвестора и т.п.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1997. — С. 274–287.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 301 с.
  3. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П., Харченко И.И. Неформальный сектор: экономическое поведение
  4. детей и взрослых. — Новосибирск: Новосибирский ун-т, 2001. — 182 с.
  5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
  6. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособ.— СПб.: СПбГУ, 2002.
  7. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. — М.: Генезис, 2004. — 232 с.
  8. Дробышева Т.В. Экономическое образование как фактор экономической социализации в раннем юношеском возрасте: ценностный аспект // Психология образования: подготовка кадров и просвещение. Мат.-лы IV Национальной науч.-практ. конф. — М., 2007. — С. 173–175.
  9. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Исследование раннего экономического образования как фактора экономической социализации (на примере ценностных ориентаций) // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. Т. 1. — С. 412–444.
  10. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 335 с.

Информация об авторах

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089, e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Дробышева Татьяна Валерьевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9578-4463, e-mail: DrobyshevaTV@ipran.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2614
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2785
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0