Вестник практической психологии образования
2008. Том 5. № 2. С. 98–103
ISSN: 2658-3100 (online)
Домашнее задание в вопросах и ответах (часть 2)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды
Тип материала: доклад
Для цитаты: Болсуновская Н.А. Домашнее задание в вопросах и ответах (часть 2) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 2. С. 98–103. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n2/28637 (дата обращения: 15.12.2024)
Полный текст
1. Что делать, если ребенок делает уроки быстро и небрежно?
Прежде всего, надо проанализировать, почему он так поступает. Здесь возможны самые разные причины:
• Внимание у ребенка недостаточно устойчиво и нормально выполнить работу он просто не может.
• Ему задан жесткий график выполнения домашней работы с угрозой наказания, и, боясь не уложиться в него, малыш выполняет работу небрежно, лишь бы не нарушить временной распорядок. Например, ребенку надо сделать уроки до 19.00, иначе мама будет ругаться. Понимая, что время на исходе, он начинает торопиться.
• У ребенка нет стимула делать работу качественно.
• Ему никто не говорил о том, как должна быть выполнена работа.
• Для ребенка внешние раздражители (телевизор, компьютер) являются более сильными, чем домашние задания, поэтому если он видит, что подходит время любимого мультика, а уроки еще не сделаны, то начинается спешка.
• Не до конца сформирован навык самостоятельной работы: работая один, малыш не может мобилизовать себя.
Что можно предпринять.
1. Если у ребенка есть трудности с вниманием:
- работать на его развитие, возможно, при участии психолога, невропатолога;
- делать более частые перерывы в работе;
- поощрять те моменты, когда ребенок был особенно внимателен;
- через «Лист достижений» стремиться к тому, чтобы у малыша постепенно возрастало время, когда он мобилизован на работу;
- маме нужно находиться рядом и помогать ребенку в организации его внимания.
2. Если у ребенка нет стимула делать работу качественно, то:
- нужно поощрять моменты, когда работа делается качественно;
- с помощью «Листа достижений» вырабатывать навык качественного выполнения работы.
3. В том случае, когда правила качественного выполнения работы не были оговорены, необходимо обсудить их с ребенком. Можно это сделать и в игровой форме. А затем вместе добиваться того, чтобы ребенок соблюдал данное правило.
4. Если у малыша не сформирован навык самостоятельной работы, то стоит на какое-то время вернуться к тому, чтобы мама делала уроки вместе с ребенком, помогая ему следить за их качеством. Также здесь хорошо помогает использование поощрений и «Листа достижений».
5. Когда для ребенка внешние раздражители (телевизор, компьютер) являются более сильными, и он стремится поскорее обратиться к ним, то стоит:
- еще раз проговорить значимость домашней работы;
- в том случае, когда ребенок не успел доделать домашнюю работу, а мультфильм, который он очень хочет посмотреть, маленький, есть смысл дать ему возможность сначала посмотреть мультик, а потом доделать уроки;
- когда процесс игры или просмотра мультфильма затягивается, а уроки делаются небрежно, то возможно стоит подумать о наказании: «Не будешь смотреть телевизор, пока хорошо не сделаешь уроки».
6. Если ребенок небрежно выполняет домашнюю работу, боясь не уложиться в предложенные рамки, то стоит сделать их менее жесткими: ребенок не робот и не всегда может сделать уроки к обозначенному времени. Пусть лучше он посидит за уроками лишние 10 минут, зато сделает их качественно, да и школьная тревожность у него не разовьется.
2. У моего ребенка не получается писать буквы и строчки вечно «уползают». Дома в тетрадке много пишем, но толку нет...
Прежде чем просто писать в тетрадке много раз, надо понимать причины того, почему «убегают» строчки и буквы не вмещаются в линеечку. Письмо
— сложный графический навык, где требуются не только развитая моторика, но и развитые пространственные представления, умения анализа, синтеза, фонематический слух. Если строчки получаются кривыми, а буквы пишутся не так как принято, то у ребенка, вероятнее всего, есть некоторые трудности в развитии пространственных представлений, что как раз и проявляется в том, что ребенку трудно ориентироваться на строчке или начинать писать буквы там, где положено, делать верные соединения в нужных местах, зеркальном письме и т.д.
Одними тренировками эту проблему не решить, мы можем только отбить у малыша желание писать, ведь в этом случае необходима специальная работа, направленная на развитие пространственных представлений, анализа и обучение ребенка ориентировке в пространстве строчки. При этом важно начинать с самого минимального: обучения ребенка тому, как найти вверх и низ строки, где ее середина. В частности, можно порекомендовать следующие упражнения:
- Найти и поставить точки: вверху строчки, внизу строчки, посередине строчки.
- Скопировать знаки, написав их в тех же местах строчки, что и в образце.
Можно рассказать ребенку историю про «Королевство букв», где они «живут» только на строчках и не могут ни «зависать» в воздухе, ни «вылезать» за их пределы. А если дети работают сразу в тетрадях с широкими строчками, надо учить их делить строку пополам и писать, не выходя за половину — здесь, в этом королевстве, маленькие буквы не «выходят» за середину широкой строки. Затем важно отрабатывать и поощрять ребенка за то, что буква вписана в нужное пространство.
Если ребенок пишет буквы зеркально, или ему трудно запомнить образ буквы, понять, где она пишется на строке, то важно:
1. Замотивировать ребенка на занятия письмом, чтобы ему захотелось эти буквы писать и отрабатывать. Это можно делать, объясняя малышу значимость письма. А возможно предложить игру «Поиск клада», в процессе которой нужно писать записки: без этого «клад» не будет найден. Или представить, что к малышу в гости прилетел инопланетянин и его надо научить писать буквы. Если в ближайшем времени ожидается праздник, то можно написать поздравительную открытку маме или бабушке.
2. Разбираем поэлементный состав буквы. Вместе с ребенком вырезаем из бархатной бумаги письменные буквы алфавита, скручиваем их из проволоки, лепим из пластилина — тем самым запоминаем, как буква выглядит.
3. Показываем ребенку, как правильно обвести букву — так же, как мы ее пишем. А затем он учится правильно делать это.
4. Закрепляем навык письма: ребенок может писать буквы пальцем на листе, где насыпана манка, на спине, на ладошке. В этом случае ошибки можно легко исправить. В классе он может показать то, как он усвоил написание буквы соседу, прописывая ее в воздухе. Если мы видим, что ребенок не воспринимает целостный образ букв, можно поиграть в такую игру: ребенок пишет в воздухе букву соседу, а тот проверят правильность выполнения задания. Затем дети меняются ролями.
5. Когда ребенок запомнит, как в целом пишется та или иная буква, можно переходить к ее написанию в тетради. Здесь важно вначале рассказать и показать, как пишется буква: из какого места надо написать ее написание, куда дальше вести линию. При этом важно дать ребенку образец, где стрелочками показать направление. Потом дать ребенку возможность самостоятельно тренироваться в написании: взрослый просто находится рядом и отлеживает, правильно ли ребенок пишет, а при необходимости оказывает помощь. После того как ребенок написал, просим его найти самую красивую букву. Очень важно с первых дней обучения формировать у малыша навык самоконтроля, сравнения сделанного с образцом.
6. Важно замотивировать малыша на правильное написание букв. Ведь часто бывает, что правильный способ освоен, но не используется в полной мере. Это случается потому что:
- новый опыт ребенку труден, поскольку его использование еще не вошло в привычку;
- ребенок не чувствует контроля со стороны родителей;
- у него недостаточно сформированы умения самоконтроля. Он бы и рад писать правильно, но не видит своих ошибок, не приучен сравнивать написанное с образцом.
Поэтому на первых этапах обучения ребенка, важно максимально часто хвалить его за любое достижение, даже за одну верно написанную букву.
Возможно ведение «Листа достижений» ребенка, который для него выступает своеобразным инструментом контроля: каждый день туда заносится символ того, насколько хорошо ребенок выполнил работу.
Как работать с «Листом достижений»?
Для этого вместе с ребенком выбирается навык, над которым взрослый будет работать вместе с ребенком. Например, следить за тем, чтобы все буквы были вписаны точно в строчку. Сначала нужно объяснить ребенку, что и как надо делать, чтобы появились новые умения.
А затем вместе с ребенком составляется «Лист достижений», который будет помогать в фиксации достижений по отработке того или иного навыка. Взрослый вместе с ребенком на отдельном листе чертит таблицу, где по горизонтали указаны навыки, над выработкой которых идет работа, а по вертикали обозначены дни недели.
Вверху листа пишется имя и фамилия малыша (см. Табл. 1).
|
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
суббота |
воскресенье |
Буквы вписаны в строчку |
|
|
|
|
|
|
|
Затем взрослый договаривается с ребенком о том, что каждый день они вместе будут отмечать то, насколько ребенку удалось добиться успеха. При этом варианты оценок могут быть различными. Например, можно использовать смайлики: смайлик-улыбку, грустный смайлик, нормальный смайлик, можно отмечать успехи определенным цветом. Также с ребенком оговаривается вопрос о поощрении за успехи. В качестве поощрений могут выступать самые разные вещи: маленький сюрприз, пять минут дополнительного просмотра телевизора или игры на компьютере, возможность покормить белочку на улице и т.д.
Кроме этого, каждый день ребенок и родитель отмечают в «Листе достижений» особенности поведения, и затем проводят анализ того, что получилось, что не получилось, что можно изменить.
После этого ребенок, если постарался, получает поощрение. В начале работы поощрять ребенка нужно каждый день. Но постепенно, когда мы увидим, что ребенок стал легко соблюдать правила, важно изменить сроки поощрения. Постепенно они сдвигаются, но в те дни, когда поощрения нет, все равно надо анализировать работу ребенка и при необходимости, хвалить его. В один прекрасный момент мы увидим, что поощрение уже не нужно.
Дополнительно можно порекомендовать следующие приемы:
«Угадайка». В этой игре нужно распознать слово, написанное соломинкой или острой палочкой на спине ребенка. Достаточно заменить буквы цифрами, и игра превратится в решение примеров на сложение и вычитание.
«Ассоциации». Ребенок придумывает приемы, которые помогут ему запомнить, в какую сторону должна быть повернута буква, где должна быть определенная закорючка.
«Ошибки». Если мы видим, что буквы ребенка не «укладываются» в строчки, то можно предложить ему вариант работы, написанный инопланетянином, где есть буквы, написанные хорошо, а есть буквы, которые не вписываются в строчки, и попросить ребенка исправить ошибки.
Кроме того, нелишним будет курс кинезиологи- ческих упражнений (например, когда ребенок одной рукой гладит себя по голове, а второй постукивает по животику, или «ладонь-кулак» (одна рука, лежащая на столе, согнута в кулак, а вторая расположена ладонью вниз, после чего происходит смена позиций), а также прохождение нейрокоррекционной программы, но ее может подобрать только психолог, владеющий подобными приемами.
3. Что делать, если ребенок не садится делать уроки без мамы и ждет ее прихода с работы?
Прежде всего, надо понять, почему ребенок сам не садится за уроки. Здесь возможно несколько причин:
1. Ребенок понимает, что сам он не справится, поэтому он даже не пытается делать уроки. Часто такое поведение бывает у неуспешных школьников, которые не справляются с программой. Иногда на это может наложиться синдром «выученной беспомощности», когда отказ работать без мамы переносится даже на те уроки, с которыми ребенок может справиться сам.
2. Малышом не освоены в полной мере навыки самостоятельности — ему трудно самому организовать работу.
3. Он не уверен в себе, боится сделать ошибку, и ему необходимо присутствие мамы как человека, который придает уверенность, и благодаря которому ребенок точно ошибок не сделает. Бывает, что дети не садятся делать уроки, потому что боятся, что они что-то сделают неправильно и их родители, педагоги будут ругать.
Что делать?
Первая причина: «синдром выученной беспомощности». Здесь работа должна проводиться по двум направлениям:
1. Совместное выполнение с ребенком домашних заданий и отдельная отработка наиболее трудных из них. При этом необходимо соблюдать несколько правил:
• Дополнительные задания должны быть направлены на устранение проблемы. Нет смысла предлагать ребенку писать пять строчек букв, если у него не сформирован образ букв или он не видит строчки. Проблему это не решит — целесообразнее поработать над образом буквы или научить ребенка ориентироваться в строчках и линеечках.
• Задания должны быть интересны для ребенка — лучше, если они будут в занимательной или игровой форме. Например, можно попросить малыша написать три строчки цифр, а можно предложить ему игру «Клад», где в качестве одного из испытаний будет списывание цифрового кода объемом в эти же три строчки. Действие одно и то же, но интерес, несомненно, выше во втором случае.
• Заданий не должно быть много — надо знать меру.
• Дополнительные задания не должны восприниматься как наказание — их выполнение должно быть интересно ребенку.
• О выполнении подобных заданий надо договариваться с ребенком, тактично объясняя необходимость их выполнения, а не навязывать их «сверху» родителями.
2. После того как родители подробно рассмотрят с ребенком выполнение определенного типа заданий и убедятся, что он все понял, необходимо дать ему подобное задание для самостоятельного закрепления.
Вторая причина: несамостоятельность ребенка.
Для формирования навыков самостоятельности важно придерживаться следующих рекомендаций.
Во-первых, разбить весь процесс приготовления уроков на отдельные составляющие, которые можно обсудить с ребенком:
• время, когда он садится за уроки, и способы отслеживания момента, когда нужно приступать к выполнению домашнего задания;
• место, где ребенок делает уроки;
• этапы выполнения домашней работы;
• правила выполнения заданий и их проверки.
Затем совместно с ребенком необходимо обсудить каждую составляющую выполнения домашнего задания, выработав правила работы над ними. При этом целесообразно, чтобы формулировка этих правил исходила именно от ребенка. Ведь то, что предложено самим малышом, будет легче выполняться. Возможно, стоит понаблюдать, как малыш поступит при самостоятельном выполнении заданий: будет он придерживаться правил или нет?
В результате такой работы у ученика должно сформироваться желание следовать правилам, малыш должен понять их значимость. Однако важно помнить, что нежелательно сразу разбирать с ребенком все правила выполнения ребенком домашней работы: во всем нужна мера. Лучше разделить работу на несколько этапов, в каждый из которых мы разбираем только одно из правил. Необходимо объяснять малышу правила в яркой, игровой форме. Это делается для того, чтобы ребенок запомнил и осознал их значимость. Возможно, это будет совместно созданный плакат или распечатанные слайды компьютерной презентации.
Порой детям трудно запомнить последовательность действий при выполнении уроков — в этом может помочь такой инструмент как план в картинках — серия заламинированных картинок, отражающих ход выполнения домашних заданий. Например, на одной из них человечек убирает рабочее место, на другой выполняет задание, на третьей — проверяет работу, затем — собирает портфель и т.д. Такой наглядный план действий позволяет ученику самостоятельно контролировать процесс выполнения домашней работы: перед выполнением уроков он раскладывает картинки в нужной последовательности, а по мере прохождения очередного этапа работы соответствующая картинка убирается.
Но никакие картинки сами по себе не сформируют у ребенка навык самостоятельности! Нужно учить его соблюдать правила, неоднократно показывая, что, как и зачем делать. Ребенок под руководством родителей учится следовать правилам и самостоятельно пользоваться планом в картинках. Постепенно, если родители видят, что малыш освоил эти правила, надо увеличивать долю самостоятельности, но делать это следует разумно, выбрав для начала одно или несколько правил, которые ребенок будет пробовать выполнять самостоятельно. Например: сесть за уроки в 16.00 или до прихода мамы сделать все понятные ему задания по математике.
Освоенные навыки вносятся в «Лист достижений» ребенка (о нем мы говорили выше), куда ребенок каждый день ставит отметку о качестве выполнения работы. Родителям при этом важно помнить, что переход к самостоятельности — очень трудный этап для ребенка, поэтому нельзя ругать малыша за то, что у него пока что-то не получается. Лучше помочь ему исправить ошибки, преодолеть возникшие трудности. Но даже когда ребенок начинает выполнять домашние задания сам, это не означает, что родители дистанцируются от работы. На этом этапе они выполняют роль «стороннего наблюдателя» и могут вмешаться в процесс, например, напоминая ребенку звонком или sms о том, что пора сесть за уроки. Можно также поставить будильник на нужное время или приклеить на видные места листочки с «напоминалками».
Но в тех случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные трудности в организации самостоятельной деятельности, родителям необходимо сидеть рядом и пошагово объяснять, что и как надо делать. Может показаться странным, но иногда работа в таком режиме лучше всяких слов позволяет донести правила до ребенка.
Важно как можно чаще хвалить малыша за малейшие продвижения вперед в приобретении самостоятельности, тогда у него все будет получаться намного быстрее.
Третья причина: ребенок не уверен в себе и боится сделать задание неправильно.
Здесь можно:
• Объяснять ребенку, что ошибка и даже двойка — это нормальное явление при обучении. Они указывают на то, что малыш не освоил материал в полной мере. Можно объяснить детям, что ошибки определяют нашу «учебную температуру». Например: знания «заболели» и нуждаются в «лечении» — их закреплении.
• Рассказать детям о механизме действия страха: когда мы боимся, то ум и память начинают работать не так хорошо, как могли бы. Но если мы считаем, что у нас все получится, беремся за дело с хорошим настроением, это придает нам дополнительные силы.
• Родителям нельзя ругать ребенка за двойку, ошибку: малыш все понимает и без слов. Порой одного неосторожного слова или взгляда взрослого достаточно для того, чтобы сформировать у него тревожность.
• Не надо сравнивать ученика с более успешными одноклассниками, которые хорошо и самостоятельно делают уроки, или вспоминать свои детские успехи.
• Нельзя комментировать неудачи ребенка.
• Можно сделать с малышом «волшебный талисман», который «отгоняет» страхи и придает уверенность.
• Как можно больше хвалить маленького школьника за конкретные достижения (пусть минимальные).
Что делать, если ребенок боится сделать ошибку в домашней работе и плачет каждый раз, когда ее допустил?
Вероятнее всего, что у ребенка сформировался страх ошибки. Он возникает когда:
- родители, педагоги постоянно ругают ученика за неправильные ответы, неправильное оформление, грязь, нелестно отзываются об итогах работы, ставят завышенные требования и т.д. Порой даже одна фраза типа: «Ну, ты и написал!» может выбить ребенка из колеи и породить страх ошибки;
- одноклассники смеются над ошибками ребенка.
В этой ситуации стоит:
• Настраивать ребенка на то, что ошибка — это нормально, надо показывать ему, что совершение ошибки естественно и необходимо на пути к успеху. Кроме того, ребенок должен знать, что и взрослые тоже ошибаются.
• Взрослым нужно научиться спокойно реагировать на ошибки ребенка — не ругать, а помогать с ними справиться. Ошибка должна стать для взрослых сигналом того, что ребенок что-то не понимает и ему нужна помощь.
• Для того чтобы у ребенка появилась уверенность в собственных силах, можно вместе с ним сделать «Волшебную ручку», которая избавляет от страха ошибок, или веселое «Дерево счастья», которое также избавляет от страха.
• Надо настраивать малыша на то, что его успехи или неудачи зависят от его настроя. Если он уверен, что у него все получится, то и на самом деле дела будут идти намного лучше, а если настрой обратный, то это часто приводит к неудачам.
4. Мой ребенок отказывается читать дома... Что делать?
Здесь тоже надо понимать, что скрывается за отказом читать. Ведь причины этого могут быть самыми разными:
- у ребенка низкий темп чтения. В этой ситуации дети часто отказываются читать, потому что процесс чтения для них сложен;
- малышу просто могут быть не интересны тексты, которые ему дают читать;
- объем текста может быть неоправданно большим, а слова трудными. Посмотрев на такой текст, ребенок, особенно с низким темпом чтения, может просто испугаться его и выдать протестную реакцию;
- в семье отсутствует стремление к чтению со стороны родителей — если они сами дома не читают, то нельзя рассчитывать на то, что ребенок полюбит чтение;
- родители слишком увлекаются обучением ребенка чтению. Как следствие этого — падение у ребенка интереса к процессу чтения. Часто бывает, что родители в погоне за более высоким темпом чтения ребенка заставляют его «тупо» читать длинные тексты несколько раз. Это может навсегда отбить у ребенка желание читать;
- взрослые бурно реагируют на ошибки ребенка при чтении и сами отбивают у него желание читать;
- ребенок не понимает значимости чтения.
Общие рекомендации:
• Для того чтобы у ребенка появилось желание читать, нужно, чтобы он видел, что мама и папа читают, покупают и обсуждают прочитанные книги. Возможно, стоит установить в семье «час чтения», когда все члены семьи читают, а также регулярно посещать библиотеки, книжные магазины и брать (покупать) новые интересные книги.
• Для отработки навыка чтения необходимо давать первокласснику для прочтения небольшой фрагмент с достаточно крупным шрифтом и небольшими словами — тогда у ребенка не возникнет страх перед большим фрагментом текста.
• Важно, чтобы те тексты, который читает ребенок, были ему интересны.
• Если у ребенка достаточно низкий темп чтения, то для отработки навыка чтения целесообразнее использовать разные занимательные приемы: желательно отказаться от традиционного «Бери книгу и читай до галочки пять раз».
• Вместо того чтобы просто давать ребенку кусочки для чтения, можно:
- организовать игру, например, «Клад», где ребенку надо будет прочитать инструкции, выполнить задания и в результате найти «клад»;
- использовать прием попеременного чтения, когда одну строчку читает ребенок, а другую мама;
- организовать соревнование между мамой и ребенком: кто лучше прочитает. При этом маме целесообразно специально изображать из себя человека, не умеющего читать;
- специально сделать ребенку рекламу литературного произведения или его фрагмента, чтобы у него появилось желание его прочитать;
- задавать ребенку разные необычные вопросы, провоцируя его к тому, чтобы он сам обратился к книге для поиска ответа;
- попросить малыша почитать папе или маме, объясняя это тем, например, что они устали, но им очень бы хочется узнать что-то новое;
- использовать «Лист достижений» ребенка, где каждый день отмечать и поощрять достижения в чтении или просто факт того, что ребенок сел за книгу;
- сейчас есть замечательные CD по обучению чтению — они интересны детям. Кроме того, они позволяют быстрее формировать этот необходимый навык;
- родителям не стоит переусердствовать с чтением: важно соблюдать меру, чтобы не отбить у ребенка интерес к нему. Если у малыша темп чтения 10 слов в минуту, то невозможно требовать от него, чтобы он прочитал текст объем в половину страницы три раза;
- не стоит бурно реагировать на ошибки ребенка в чтении: важно сохранять спокойствие, не ругая, а наоборот, помогая маленькому ученику исправить ошибки;
- важно показывать ребенку значимость чтения — тогда любой навык сформируется быстрее.
5. Ребенок хорошо делает уроки с папой, но мама часто испытывает трудности в том, чтобы усадить ребенка делать уроки...
Для решения этой проблемы важно в проанализировать, как ребенка за уроки усаживает папа и как это делает мама.
Часто причина подобных трудностей заключается именно в различии подходов у мамы и папы, отсутствии единой тактики. Например, мама — мягкий добрый человек, который позволяет себе повторять по 20 раз просьбу о том, чтобы ребенок садился за уроки. А в случае непослушания ничего кроме повторного приказа не следует. При этом папа — более жесткий человек, который не будет повторять просьбу много раз. Он скажет 2-3 раза, а потом прибегнет к наказанию. Дети хорошо ориентируются в ситуации и понимают, каким образом можно себя вести с тем или иным человеком.
В данной ситуации важно стремиться к тому, чтобы требования мамы и папы были идентичными, при этом нужно обязательно помнить о том, что ребенку необходимо задавать определенные рамки поведения, чтобы он четко понимал последствия того или иного шага. Вместе с тем дисциплина не должна строиться только на наказаниях. Важно помнить и про поощрения. Кроме того, рамки не должны быть чересчур жесткими. Это часто приводит к протестной реакции со стороны ребенка и не помогает достигать цели.
В качестве эффективного приема можно порекомендовать правило «трех раз», когда мы дважды предупреждаем ребенка, а на третий применяем то или иное наказание.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 892
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 753
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0