Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании

1452

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 3. С. 18–24. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n3/28534 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

В самом термине «естественный эксперимент», сформулированном А.Ф. Лазурским около века назад [6], заложено противоречие, определяемое в философии диалектикой естественного и искусственного, которые зачастую противопоставляются друг другу. В последнее время появились суждения о том, что эксперимент как контролируемое извне вмешательство не может быть естественным по своей природе. Не соглашаясь с таким мнением, можно обратиться к работе Н.К. Рериха , который, анализируя феномен «естественность», отмечал два его свойства, столь важных в данном контексте: соизмеримость и планомерность. Соизмеримость внешнего и внутреннего, психического и средового, планомерное манипулирование переменными в эксперименте — вот те точки соприкосновения в «естественном эксперименте» (пусть даже этимологического характера), которые в определенной степени снимают отмеченную противоречивость термина. А.Ф. Лазурский и его коллеги [6], создавая естественный эксперимент как промежуточный тип исследования, не без основания считали, что за ним большое будущее, поскольку полученные с его помощью результаты обладают высокой надежностью, точностью и определенностью. Однако до сих пор естественный эксперимент остается наименее разработанным типом экспериментального исследования в отечественной науке, особенно в социальной психологии. Например, за три последних года по социальной психологии была защищена только одна диссертация, в которой применялся метод естественного эксперимента [1], а среди публикаций в ведущих психологических журналах (в течение тех же трех лет) статей, посвященных естественному эксперименту, нами не обнаружено. И это при том, что в России существует научная школа Л.И. Уманского и А.С. Чернышева, в которой более 40 лет проводятся исследования с применением различных типов экспериментирования.

Литература

  1.  Андреева О.С. Микросоциальные технологии в становлении профессионального самосознания студентовпсихологов: Дисс. … канд. психол. наук, — М., 2007.
  2.  Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. — М., 1998.
  3.  Волкова Н.А. Динамика ценностных ориентаций в структуре личностных характеристик у школьников. Дисс. … канд. психол. наук. — Л., 1983.
  4. Жуков Ю.М., Гржегоржевская И.А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
  5. Забродин Ю.М. Психологический эксперимент: специфика, проблемы и перспективы развития // История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. — М., 1990.
  6. Естественный эксперимент и его школьное применение. — Петроград, 1918.
  7. Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. — М., 1997.

Информация об авторах

Дробышева Татьяна Валерьевна, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9578-4463, e-mail: DrobyshevaTV@ipran.ru

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089, e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1181
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1452
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4