О роли психологической службы образования в профилактике правонарушений несовершеннолетних

994

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Метелькова Е.И. О роли психологической службы образования в профилактике правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 45–49. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28540 (дата обращения: 29.05.2024)

Полный текст

Эффективность решения задач по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому; обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, указанных в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», существенно возрастает в случае применения в практике обучения, воспитания и социальной защиты детей и подростков достижений современной психологической науки и практики. Таким образом, активное участие Службы практической психологии образования в работе органов управления образованием по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является необходимой составляющей единого комплекса мер.

Деятельность Службы практической психологии образования обеспечивает решение основных задач по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по следующим направлениям:

—   выявление детей и семей «группы риска» по безнадзорности и правонарушениям и оказание им качественной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

—   повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

—   прогнозирование и профилактика социальных рисков в системе образования;

—   психологическое проектирование, экспертиза и мониторинг условий и результатов реализации проектов и мероприятий по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время в системе образования Российской Федерации сложилась целостная система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Новые подходы к профилактике безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних предполагают, что профилактика должна носить системный и комплексный характер, осуществляться на принципах социального партнерства. Деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в области профилактики правонарушений ориентирована на предупреждение причин формирования отклоняющегося поведения у детей и подростков. В основе деятельности педагогов-психологов лежит универсальная (первичная) профилактика, т. е. система предупреждающих действий, направленных на обеспечение полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию. Содержание профилактической деятельности предусматривает использование современных форм психологической работы, инновационных технологий и методик, направленных на формирование психологической устойчивости учащихся к социальным рискам (алкоголизм, наркомания, правонарушения).

 

Важным направлением в деятельности Службы практической психологии является оказание качественной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам с девиантным поведением, пережившим насилие, осужденным за совершение преступлений и антиобщественных действий, социально-психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Систематическая целенаправленная работа в этом направлении ведется психологическими службами Московской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Костромской, Пензенской, Псковской, Тамбовской, Челябинской, Читинской, Магаданской, Омской, Ярославской областей, Алтайского, Хабаровского и Красноярского краев, Агинс­кого Бурятского автономного округа, Республик Карелия, Марий Эл, Мордовия, Кабардино-Балкария, Бурятия, Саха (Якутия)[I] .

Так, в 2007—2008 учебном году всем ведомствам Московской области была поставлена задача усилить работу по анализу состояния детской безнадзорности и правонарушений в муниципальных образованиях, по раннему выявлению детей и семей «группы риска», детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечить их защиту и социально-педагогическую поддержку. В образовательных учреждениях Московской области на внутри- школьном учете в 2007 году находилось более 18 тысяч школьников «группы риска», с которыми специальную работу вели школьные психологи и социальные педагоги. Ежегодно 24 муниципальных ППМС-центра оказывают психологическую помощь более 82 тысячам детей и подростков, на областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обследуется более 1500 детей. На муниципальном уровне действуют 64 психолого-медико-педагогических комиссии. По официальной информации ГУВД по Московской области, число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, за 2007 год сократилось на 19,5% (2007 г. — 2534, 2006 г. — 3147), за 1 квартал 2008 года сократилось на 8,9%. Удельный вес подростковой преступности снизился и составил в 2007 году — 4,7%, в первом квартале 2008 года — 4,2%. (2006 г. — 6,1%). Количество ранее судимых несовершеннолетних, совершивших повторные преступления, снизилось на 36,7%.

В системе образования Белгородской области в 2007 году психолого-педагогической помощью было охвачено более 900 детей и подростков, что на 20% больше, чем в 2006 году. За консультациями обратилось около 5 тысяч человек, из них 58% родители (законные представители), проведено 800 индивидуальных консультаций для руководителей и педагогов образовательных учреждений, 20 социально-педагогических исследований, что в два раза больше по сравнению с 2006 годом. В образовательных учреждениях области с целью реализации комплексного подхода к решению проблем ребенка функционируют 672 психолого-медико-педагогических консилиума, работает 481 психолог, 422 социальных педагога. Кроме того, в области развивается служба психолого-педагогической диагностики и консультирования, которая включает областную межведомственную психолого- медико-педагогическую консультацию, действующую на постоянной основе, и 8 зональных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в 2007 году прошли более 700 детей.

За 2007 год различные виды психолого-педагогической и медико-социальной помощи в ППМС-цент- рах Воронежской области получили более 2-х тысяч детей в возрасте от 6 до 18 лет. Всего за консультациями к психологам обратилось свыше 28 тысяч человек (из них детей и подростков — около 70%). Главными проблемами обращений стали: взаимоотношения со сверстниками — 20%, проблемы с обучением — 18%, личностные проблемы — 18%, профориентация — 18%, взаимоотношения с родителями — 14%, проблемы с поведением — 7,5%, проблемы «учитель — ученик» — 3,5%, употребление психоактивных веществ — 1%. В районах Воронежской области развивается служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия», которая является одним из эффективных способов предупреждения асоциального поведения и профилактики правонарушений и безнадзорности среди детей и подростков. Если в 2003 году было 11 служб «Телефон доверия», в которую обратились 2,4 тысячи детей, то в 2007 году функционировал 21 «Телефон доверия», консультативную помощь получили 15 тысяч подростков. Психологами Центра психолого-медико-социальной помощи Хо- хольского района Воронежской области организуются выездные «Телефоны доверия» в сельские школы района с привлечением психологов, медиков, юристов. В течение года Центр осуществляет до 3-х выездов в каждую школу.

 

Особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе сложилась в системе образования Агинского Бурятского автономного округа. На сегодня в 53 образовательных учреждениях округа работают 52 педагога-психолога. В каждом образовательном учреждении округа психологической службой разработана Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, в которой намечен алгоритм действий каждого участника учебно-воспитательного процесса. Педагогами-психологами реализуются программы и проекты по профилактике зависимого поведения и правонарушений несовершеннолетних: «Сохрани жизнь: профилактика употребления пси­хоактивных веществ школьниками», «Школа взаимопонимания и толерантности», «Искусство жить в ладу с собой и миром», «Программа тренинга профилактики психозависимых факторов с учащимися (развитие самосознания)».

Психологические службы образовательных учреждений ориентированы на профилактическую работу и психолого-педагогическую помощь всем участникам образовательного процесса: учащимся, воспитанникам, педагогам и родителям. Во Владимирской области в 283 общеобразовательных школах (65% от общего числа школ) и в 208 ДОУ (37% от числа ДОУ) работает 517 педагогов-психологов (2006 г. — 488 чел.), которые осуществляют психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях работают 242 социальных педагога.

В системе образования Республики Марий Эл с целью поиска эффективных и результативных технологий в области профилактики реализуется программа «Навыки жизни», направленная на формирование коппинг-стратегий и независимого поведения детей и подростков.

Во Владимирской области около 25 тысяч детей в год получают коррекционную и реабилитационную помощь психолого-медико-педагогических комиссий и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. В Республике Карелия действуют 13 ППМС-центров и 15 психолого-медико-педагогических комиссий. Во исполнение ст. 14 п. 1 Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ежегодно психолого-медико-педагогическими комиссиями обследуется около 2% детского населения республики, что составляет более 2000 детей. В 2006—2007 учебном году комиссиями Республики обследовано

2728 детей. В большинстве образовательных учреждений созданы и функционируют Советы профилактики, ведется индивидуальная профилактическая работа с детьми с девиантным поведением. Психологи тесно сотрудничают с органами внутренних дел и судами Республики как в области ювенального судопроизводства (заключены договора с судами), так и в случаях определения места жительства и условий воспитания ребенка. По запросу судебных органов проводится психолого-педагогическая экспертиза.

В Красноярском крае, по данным муниципальных органов, в системе образования работает 1157 педагогов-психологов, действует 45 ПМПК, 149 психолого-медико-педагогических консилиумов, 19 психолого-медико-педагогических центров. В крае утвержден «Порядок межведомственного взаимодействия подчиненных подразделений ГУВД края, РУ ФСКН по Красноярскому краю, учреждений образования, здравоохранения, территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по выявлению и учету несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, психотропные вещества без назначения врача и проведению с ними профилактической работы». Принятые организационно-управленческие меры позволили по итогам 2007 года снизить на 6,6% количество детей и подростков, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, на 5,7% снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними. Из них на 26,4% удалось снизить количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, и на 37,5% — в состоянии наркотического возбуждения.

Наряду со спецшколами, спецПТУ для детей и подростков с девиантным поведением все большее значение приобретают образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). После выпуска из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа или из воспитательно-трудовых колоний несовершеннолетний, как правило, не выдерживает натиска прежнего асоциального окружения и совершает более тяжкие правонарушения и преступления. В условиях ППМС-центров как открытых образовательных учреждений воспитываются несовершеннолетние с устойчивым противоправным поведением, совершившие деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации, осужденные условно с испытательным сроком. Такой опыт есть в Хабаровском крае, где уже шестнадцать лет эффективно работает ГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (директор А.Г. Петрынин). Важно отметить, что при очень сложном контингенте воспитанников (до 88% которых состояли на учете в ПДН или имели судимость, до 98% — употребляли алкоголь, до 78% — употребляли наркотические, токсические вещества, до 46% — участвовали в грабежах и вымогательствах, до 75% — принимали участие в кражах, в т. ч. автомобилей; до 73% — демонстрировали сексуально-де­виантное поведение с половой распущенностью, до 70% — склонны к бродяжничеству) большинство учащихся Центра проживает дома. Обучаясь в Центре и проживая дома, ребенок постоянно находится в культуре выбора между прежним асоциальным образом жизни и новыми ценностями, мышлением, формирующимися эволюционным путем. Адаптация при этом рассматривается как умение противостоять негативному влиянию социума. В Центре воспитываются несовершеннолетние обоего пола, что делает среду их проживания естественной, природосообразной. Шестнадцать лет работы Центра показывают более высокую эффективность деятельности по сравнению с существующими традиционными учебно-воспитательными и пенитенциарными учреждениями. Создание условий для процесса реабилитации подростков с девиантно-криминальным поведением неразрывно связано с разрушением стереотипов и моделей отношений, соответствующих правилам уголовной субкультуры; с ориентацией на появление у подростков позитивных реакций и желаний к самоизмене- нию в соответствии с иными ценностными ориентациями. Большинство выпускников Центра работают, продолжают обучение (в том числе в высших учебных заведениях), служат в рядах Российской Армии, воспитывают собственных детей; рецидив (направление в места лишения свободы) составляет лишь 3—5%; отслеживается устойчивая тенденция к преодолению детьми отклонений в поведении; ремиссия от нарко- и токсикозависимости у воспитанников к концу обучения составляет 65%.

В Костромской области разработана и реализуется программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений в подростковой и молодежной среде», в рамках которой проводится психолого-профилактическая работа на базе экспериментальной площадки Костромской воспитательной колонии для несовершеннолетних и на базе центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, а также по месту жительства освободившихся воспитанников колонии. За 2006—2007 год в тренин­говых занятиях «Школа освобождающегося колониста» по Программе «Ступени» приняли участие 68 человек. В 2007 году в Костромской области осуществлялось сопровождение по месту жительства 10 молодых людей, вернувшихся из мест заключения.

Психологической службой ведется активная работа по проблеме ранней детско-подростковой наркотизации. Разрабатываются программы организации досуга детей и подростков как способа профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Осуществляется методическая и организационная поддержка волонтерского движения школьников по пропаганде здорового образа жизни. Во Владимирской области продолжается работа по созданию в образовательных учреждениях кабинетов профилактики наркомании, активно развивается сеть «школ здоровья», медико-педагогических школ, реабилитационных центров, профилактической деятельностью которых охвачено 15 тысяч учащихся критического возраста (7—11 классы).

В последние годы усилилась межведомственная работа по анализу состояния детской безнадзорности и правонарушений в муниципальных образованиях, разработке и реализации межведомственных планов, а также по решению задач оперативной адресной работы с детьми и семьями «группы риска» в Московской, Владимирской областях. Учитывая социальные корни существования проблемы правонарушений среди несовершеннолетних и ослабление воспитывающей функции семьи, органами управления образованием Владимирской области на базе 144 дошкольных образовательных учреждений созданы консультационные пункты по оказанию психолого-медико-педагогической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

В рамках региональных целевых программ развития образования реализуются проекты по формированию психологической и социальной компетентности педагогов в аспекте их профессиональной воспитательной деятельности, совершенствованию психолого-педагогических программ работы с детьми «группы риска».

Для обеспечения работы по педагогическому просвещению родителей во Владимирской области реализуется Региональная программа педагогического сопровождения семейного воспитания на 2006— 2010 гг. (утвержденная приказом департамента образования от 29 марта 2006 г. №167). В содержание Программы включены вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних, создания условий здорового образа жизни детей в семье и предупреждения семейного неблагополучия. Во всех общеобразовательных учреждениях области работают родительские всеобучи, регулярно проводятся родительские собрания, консультирование родителей. За 2007 год в области групповыми формами работы было охвачено около 25 тысяч родителей. Новой ступенью в психологическом просвещении родителей и педагогов стали ежемесячные передачи психологов социально-психологической службы ЦДО «Созвездие» г. Воронежа на областном радио в программе «Школа для родителей», где затрагиваются проблемы взаимоотношения родителей и детей, поддержки детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы, детей-изгоев, проблемы при поступлении ребенка в школу, при выборе профессии. Отдельная передача была посвящена проблеме подростковой преступности и наркомании.

С целью повышения уровня психологической культуры детей и подростков, развитию навыков межличностного взаимодействия в 71 образовательном учреждении 24 районов Воронежской области организованы факультативы и спецкурсы по психологии, которые ориентированы на учащихся 1—11 классов. В практику работы Службы всех районов Воронежской области входят мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни и ответственного поведения среди детей и подростков, проходящие в форме тренингов по развитию социальных навыков, навыков противостояния групповому давлению, умения сказать «нет», акций «Мы выбираем жизнь!», ролевых игр и дискуссий.

Для повышения психологической грамотности специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, психологической службой Департамента образования Иркутской области проводятся индивидуальные и групповые консультации, деловые игры, семинары- практикумы: «Особенности агрессивного поведения подростков. Взаимодействие с агрессивными детьми», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся “группы риска”» и др.

В практику работы региональных органов управления образованием входит проведение ежегодного мониторинга по оценке эффективности профилактической работы среди детей и подростков, позволяющего определить основные направления профилактической работы. Такой опыт есть в Воронежской, Ярославской, Самарской областях, Красноярском крае, Республике Татарстан и др.

В 2006—2007 гг. в рамках мониторинга причин правонарушений, совершенных несовершеннолетними, специалистами ГОУ Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки “Ресурс”» совместно с областной Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Ярославской области проведено исследование причин правонарушений среди несовершеннолетних и возможностей их профилактики. Проведенное исследование позволило выявить актуальные причины правонарушений и наметить основные пути совершенствования системы профилактической работы. Созданная в ходе работы методика и апробированная процедура анализа положена в основу ежегодных монито­ринговых срезов, что позволит более четко отслеживать динамику изменений в ответ на реально предпринимаемые меры.

Служба практической психологии образования на современном этапе активно включена в систему профилактики правонарушений несовершеннолетних и в ряде регионов успешно решает постав- | ленные задачи. Вместе с тем, необходимо развивать систему образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и распространять опыт регионов (Московской, Челябинской, Ярославской областей, Алтайского, Хабаровского и Красноярского краев, Республик Карелия, Саха (Якутия) и др.) по принятию региональных программ развития и совершенствования психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся, воспитанникам.


[I] Информация о деятельности региональных психологических служб, их подразделений и специалистов по профилактике правонарушений несовершеннолетних предоставлена органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в рамках подготовки к заседанию Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое состоялось 16 июня 2008 г. (письмо Минобрнауки России от 16 апреля 2004 г. № 06-706).

Информация об авторах

Метелькова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, советник ректора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», соучредитель и вице-президент Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», член Межведомственной рабочей группы по развитию психологических служб в образовательных организациях высшего образования, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0005-7668-356X, e-mail: metelkova_ei@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 954
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 994
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8