Социализация и ее особенности в юношеском возрасте

2207

Аннотация

Сегодня особенно остро ощущается потребность нашего общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, которым присущи динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, способность интеллектуально и творчески развиваться, принимать решения и нести за них ответственность, т. е. в успешно социализированных личностях. Поэтому мы считаем весьма актуальным обращение к теме социализации личности.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Милёхин А.В. Социализация и ее особенности в юношеском возрасте [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 73–76. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28552 (дата обращения: 30.05.2024)

Полный текст

Сегодня особенно остро ощущается потребность нашего общества в социально активных членах с устойчивой личностно значимой позицией, которым присущи динамичность, умение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, способность интеллектуально и творчески развиваться, принимать решения и нести за них ответственность, т. е. в успешно социализированных личностях. Поэтому мы считаем весьма актуальным обращение к теме социализации личности.

Процесс социализации и основные подходы к его исследованию в отечественной психологии

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление»: земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс. Он в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, — развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человека к социальной жизни [6]. В психологию понятие «социализации» было введено в 40-х годах ХХ века американскими исследователями (А. Бандура, Д. Долард, Дж. Кольман, А. Парк, В. Уолтер и др.). К середине ХХ века социализация стала самостоятельной междисциплинарной областью исследований. Сегодня проблему социализации и ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители ряда других наук [6]. Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как механизма и результата приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.

В настоящее время проблема социализации разрабатывается фактически всеми научными психологическими школами, став одной из центральных для педагогической и социальной психологии. В научных исследованиях идет активный поиск действенных методов влияния на данный процесс, обеспечивающих его успешность [2, 3, 5]. Так, зарубежными исследователями рассматриваются возможности различных институтов социализации (Х. Ремшмидт), анализируется эффективность образовательных технологий и воспитательных приемов на различных стадиях социализации (Р. Бернс, У. Бронфенбрен- нер), исследуется роль конвенциональных норм и регуляции процесса социализации (Л. Кольберг, Т. Шибутани), изучаются субъективные процессы, отражающие результаты социализации (Р. Берн, Э. Эриксон).

 

В отечественной психологии и педагогике проблема социализации личности рассматривается на философском, социально-психологическом и психолого-педагогическом уровнях:

—   на философском уровне решаются вопросы о сущности социального развития (Д.И. Фельдштейн), о становлении социального сознания (С.Л. Рубинш­тейн, В.А. Петровский) и социальной регуляции поведения (М.И. Бобнева, Л.П. Буева);

—   на социально-психологическом уровне рассматриваются механизмы социального взаимодействия, социальные роли, определяется содержание процесса социализации (Г.М. Андреева, И.С. Кон), анализируются условия функционирования личности в больших и малых группах (А.И. Донцов, Я.Л. Коломинский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Платонов), исследуется возрастная специфика процесса социализации (А.В. Петровский, Ю.А. Кобазова, Н.К. Радина, Е.Ю.Терешенко), особенности этнической социализации (А.И. Донцов, Н.М. Лебедева, Л.И. Науменко, Т.Г. Стефаненко). Изучаются такие стороны социализации, как адаптация (А.А. Налчаджян, О.В. Краснова), аккультурация (А.Л. Венгер), инкультурация (Е.П. Белинс­кая, Т.Д. Марцинковская). Активно исследуются влияние социальных переживаний на процесс социализации (С.Т. Дмитриева, И.В. Иванова), роль индивидуальных факторов в процессе социализации (Т.В. Костяк), особенности становления личностной идентичности детей (И.В. Иванова, М.М. Кончаловская) и специфика формирования профессиональной идентичности на различных этапах социализации (А.Л. Григорович, С.А. Ани­щенко, Л.В. Гурылева);

— на психолого-педагогическом уровне решаются вопросы повышения эффективности механизмов социализации через воспитательно-образовательный процесс (А.В. Мудрик, Д.И. Фельдш­тейн), социализации старшеклассников в до- профессиональной подготовке (Н.В. Гарашкина); исследуются психолого-педагогические факторы социализации в образовательном учреждении (Е.А. Жадан, В.В. Игнатова, С.В. Никитина, О.В. Цирюль).

Социализация рассматривается как сложный многогранный процесс, включающий в себя:

—   становление личности, усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

—   усвоение индивидом социально-культурного опыта;

—   включение индивида в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности (Плато­нова Н.М., 1997).

В психологических концепциях при определении термина «социализация» делается акцент на таких понятиях, как социальная роль, социальное поведение, внутренние и внешние факторы регуляции (социального) поведения, социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности (механизмы социализации), этапы социализации.

В отечественной литературе преобладает выделение этапов социализации на основе отношения человека к трудовой деятельности: дотрудовой, трудовой, послетрудовой. А.В. Мудрик [6] определяет 3 группы задач для каждого этапа социализации: 1. естественно-культурные, которые связаны с достижением на каждом возрастном этапе некоторого уровня физического и сексуального развития, имеющего определенные нормативные различия для тех или иных религиозно-культурных условий;

2.    социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-познавательные задачи);

3.    социально-психологические, включающие в себя становление самосознания личности, самоопределение, самоактуализацию, самоутверждение. Основными факторами социализации считают [6]:

—   мегафакторы (космос, планета, мир, Интернет); — макрофакторы (страна, этнос, общество, государство);

—   мезофакторы (условия социализации больших групп людей, выделенных по национальному признаку, по месту и типу их поселения, по принадлежности к тем или иным субкультурам);

—   микрофакторы (семья, микросоциум, группа сверстников, учебные, воспитательные, профессиональные, религиозные организации).

Анализируя процесс приобретения индивидом социального опыта, отечественные психологи уделяют внимание как внутренним процессам психики человека, а так и факторам, влияющим на нее извне. Внутренние процессы человеческой психики складываются на основе интрапсихических, межличностных процессов. Индивид формирует свой внутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает, экстериоризирует свои психические процессы. Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказываются связанными друг с другом. Для каждого возраста сочетание внутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику (Выготский Л.С., 1996).

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях: биологическом, психологическом и социально-педагогическом. Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека.

Результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни благодаря завязыванию новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.

В процессе социализации происходит развитие следующих механизмов взаимодействия индивида и общества:

—   нормативно-регулятивного, формирующего и регулирующего жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

—   личностно-преобразовательного, индивидуали­зирующего человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

—   ценностно-ориентационного, формирующего систему ценностей определяющих образ жизни человека;

—   коммуникативно-информационного, приводящего человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающего человека информацией с целью формирования его образа жизни;

—   прокреативного, порождающего готовность действовать определенным образом;

—   творческого, в процессе реализации которого рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

—   компенсаторного, восполняющего дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Социализация рассматривается рядом ученых как двоякий процесс (Д.Н. Дубровин, Д.И. Фельдш­тейн и др.). Во-первых, социализация — это процесс освоения (присвоения) и реализации растущим человеком социального (норм, отношений, различных проявлений духовности и пр.), которая противостоит индивидуализации. Во-вторых, социализация — это реальное содержание взросления ребенка, реализуемое в двуедином процессе социализации—индивидуализации, в котором осуществляется становление значимого в своей индивидуальности субъекта. Личностное становление ребенка рассматривается как процесс реализации в нем индивидуально-социального, которое проявляется в определенном уровне самосознания, самоопределения, и как процесс социализации—индивидуализации (т. е. процесс социального созревания), который осуществляется как осознание, освоение (присвоение) и реализация (с учетом индивидуальных особенностей — темперамента, характера, способностей и пр.) социальных норм, принципов, отношений. Эти процессы приводят к возникновению нового уровня самосознания и самоопределения личности, обеспечивают формирование ее новой социальной позиции и дальнейшее осуществление себя как действенного субъекта. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, социализация по своей сути — это движение, а не ряд локальных действий присвоения. Это процесс, содержание которого определяется, с одной стороны освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств; с другой — отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я», раскрытием возможностей, потенциалов личности, ее творческой природы [9].

В ряде исследований отражены факторы, определяющих успешность и трудности процесса социализации (В.В. Барабанова, А.С. Волович, М.В. Деми­денко, Д.Н. Дубровин, М.Е Зеленова, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн и др.). Среди факторов, существенно затрудняющих и дестабилизирующих процесс социализации, выделяют такие, как: распространение в современном обществе агрессии, корысти, жестокости, обострение проблемы «отцов и детей», снижение ценности семьи, примитивизация потребностей и интересов [7]. Успешности социализации, в частности, способствует правильная государственная политика в области образования, построенная на принципах гуманизма, демократизма, толерантности, сотрудничества, которые основаны на психологических законах общения людей, их развития и взаимодействия (И.В. Дубровина).

Социализация как одно из важнейших направлений развития личности в юношеском возрасте

Старший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностных ориентиров как устойчивого образования личности, способствующего становлению мировоззрения (Д.Н. Дубровин, Д.И. Фельдштейн). Другое важное новообразование этого возраста — жизненное и профессиональное самоопределение, осознание своего места в будущем (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн). Это возраст активного развития различных видов самоопределения: личностного, межличностного, профессионального, социального. Критериями их благоприятного развития является удовлетворенность настоящим и устремленность в будущее.

В старшем школьном возрасте отмечается увеличение стремления к самопознанию через ценностное освоение «Я-концепции» и активный поиск жизненных перспектив. Актуализируется потребность познать себя, свою индивидуальность, на новый уровень поднимается самопознание в сфере межличностных отношений, совершенствуются способности к самоосмыслению, самоанализу, самоконтролю. У старшеклассников формируется более или менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем становится одним из основных компонентов саморегуляции личности [11]. Возникает и новый тип саморегуляции — самоконтроль переходит от ориентации на оценку к самооценке (Л.С. Выготс­кий, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Наступает новый этап в развитии мышления — образование понятий и оперирование ими. Появляется способность абстрагировать понятия от действительности, делать предметом анализа собственную мысль (Л.С. Выготский).

Старший школьный возраст — время активного формирования мировоззрения, определения жизненных ценностей и нравственных позиций, возникновения устойчивой структуры иерархии мотивационной сферы (Л.И. Божович). В это время наиболее ярко проявляется чувство взрослости, независимости, желание совершать самостоятельный выбор, наблюдается тенденция к развитию временной перспективы и ориентированности на будущее.

Период юности связан с формированием чувства идентичности и освоением новых социальных ролей (Э. Берн, Э. Эриксон, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Именно в этот период наиболее активно происходят процессы социализации молодого человека, формирование его социального опыта. Основными критериями сформированности социального опыта выступают следующие показатели (А.Н. Хузиахиемтов):

1.   усвоение опыта социально-экономических отношений: устойчивое отношение к профессии, социальная ориентация, умение правильно оценить свой труд;

2.   усвоение опыта политических отношений: готовность к участию в управлении, умение оценивать политические события и поступки, готовность к отстаиванию своего мнения;

3.    усвоение опыта нравственных отношений: умение давать сравнительную оценку поступкам людей, готовность совершать гуманистические поступки, готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей [10].

В исследованиях, посвященных изучению представлений старшеклассников о будущем, отмечено, что для успешной социализации необходимы: удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, реалистичные и адекватные семейные и профессиональные установки (В.В. Барабанова, М.Е. Зелено- ва). Подчеркивается важность наличия нескольких референтных групп и свободы выхода из них, что позволяет неригидно усваивать групповые нормы, расширяет социальное «Мы» человека (А.С. Волович).

Выделяются следующие критерии социализированной личности в юношеском возрасте [5]:

—   сформированность установок, стереотипов, ценностей, «картины мира» человека;

—   адаптированность личности;

—   социальная идентичность, заключающаяся в осознании индивидом себя как представителя биологического вида человечества (общечеловеческий уровень), в осознании своей принадлежности к общности (групповой уровень) и в осознании своей собственной неповторимости (индивидуальный уровень);

—   инициативность, независимость, «незакомплек- сованность».

Литература

  1. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. — М., 1997.
  2. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков. — Н.Н., 2003.
  3. Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средств социализации старших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Самара, 2000.
  4. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: Автореф. дисс. … доктора пед. наук. — Челябинск, 2000.
  5. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии// Психология обучения, 2007, №5. — С. 47—55.
  6. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., 2006.
  7. Никандров Н. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Народное образование, 2006, №9. — С. 21—26.
  8. Практическая психология образования: Учебник для студентов высш. и ср. учеб. заведений. — СПб, 2007.
  9. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация — содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве—времени детства. — М., 1997. — С. 67—80.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избр. труды в 2 т. — М.—Воронеж, 2005.
  11. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. — Казань, 1998.
  12. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования,2005, №2. — С. 42—52.

Информация об авторах

Милёхин Андрей Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3030-2053, e-mail: milehinav@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3066
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 37

Скачиваний

Всего: 2207
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 12