Родительское собрание как форма работы психолога

4032

Общая информация

Рубрика издания: Аксиологическая и личностно-ориентированная основа сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Родительское собрание как форма работы психолога [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2008. Том 5. № 4. С. 101–106. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2008_n4/28562 (дата обращения: 11.12.2024)

Полный текст

Что такое родительское собрание?

В наши дни психолог в школе из явления экзотического становится почти привычным, он все активнее встраивается в повседневную жизнь школы. К традиционным формам его работы (диагностика, консультирование и т. д.) добавляются уроки психологии, предметные психологические недели, психологические проекты. Психолог сотрудничает с учителями, представителями админи- I С страции, родителями. Но если педагоги и администрация — это коллеги, с которыми можно общаться в школе, то родители — особая категория. Работа с родителями, при всей ее нужности и важности, не является массовой, это, прежде всего, работа по запросу. Однако родители далеко не всегда представляют себе, чем именно занимается школьный психолог, не знают, с какими вопросами можно к нему обратиться, а потому иногда и побаиваются его. Родительские собрания — прекрасная возможность рассказать о содержании работы психолога и наладить контакт с родителями.

У каждого из нас свое представление о родительском собрании. У кого-то свежи воспоминания о том, как в школьные годы они ждали возвращения родителей с собрания с тревожной мыслью: «Что там про меня расскажут?», «С каким настроением вернется мама?», а кто-то сам посещает собрания в классе, где учатся его дети.

Чем является родительское собрание для психолога? Наверное, и на этот вопрос у каждого есть свой ответ. Для кого-то это формальное мероприятие, не имеющее к нему особого отношения. Для кого-то — возможность пообщаться с родителями проблемного ребенка или представить результаты своей работы.

Родительское собрание — это особая форма работы психолога, которая значительно расширяет диапазон его возможностей. Но прежде чем поговорить о том, какие задачи можно решать на родительском собрании, определим, чем оно отличается от других форм взаимодействия психолога с родителями.

Итак, чем родительское собрание НЕ является?

— Родительское собрание — это не тренинг.

Для тренинга характерно обращение к личному опыту участников, работа с их личностными проблемами, достаточно высокий уровень открытости. На родительском собрании отсутствует необходимая для этого атмосфера безопасности и соответствующий стиль общения между участниками.

— Родительское собрание — это не практикум.

Практикум посвящен отработке конкретных социально-психологических навыков и включает большое количество упражнений, психогимнастических игр, практических заданий.

Тренинг и практикум требуют наличия у людей, принимающих в них участие, определенной мотивации, имеют четко заданную логику проведения, которая во многом отличается от логики родительского собрания.

— Родительское собрание — это не лекторий.

Для лекции характерно систематическое, последовательное, монологическое изложение материала. Лектор обычно просто транслирует некоторую информацию, причем, как правило, ее обсуждение и проработка переносится на другое время. Эта форма тоже не является оптимальной для родительского собрания.

— Родительское собрание — это не «круглый стол» и не дискуссионный клуб.

Данные формы работы направлены на обсуждение заявленной темы и предоставляют участникам возможность высказать свою точку зрения. Можно использовать их отдельные элементы при организации собрания, но в целом это разные формы работы. — Родительское собрание — это не группа встреч и

не общество взаимной поддержки.

Собрание не подразумевает обсуждение проблем участников и оказание помощи друг другу.

— Родительское собрание — это не групповая консультация.

На родительском собрании психолог не дает рекомендаций для разрешения конкретных проблем.

А чем же оно тогда является?

На наш взгляд, родительское собрание в школе — это кратковременная встреча родителей с учителями, а в некоторых случаях, и с администрацией школы, в рамках которой решаются организационные проблемы, родители получают информацию об учебном процессе, об успеваемости и поведении детей, а также возможность пообщаться между собой. Обычно собрание проводится несколько раз в течение учебного года.

Условно родительские собрания можно разделить на организационные, где обсуждаются текущие проблемы школьной жизни, организации занятий и внешкольных мероприятий, и тематические, на которых рассматриваются актуальные для родителей вопросы. Организационные собрания обычно проводятся в начале и в конце учебного года, а тематические могут проводиться в течение года как в соответствии с заранее составленным планом, так и в случае возникновения какой-либо проблемы.

Зачем родители приходят на собрание?

— Чтобы получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. (За этим, как правило, кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.)

— Чтобы получить информацию об освоении детьми учебных программ и, возможно, рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать.

— Чтобы составить свое впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

— Чтобы обсудить с педагогами и администрацией конфликтные ситуации.

Специфика родительского собрания как формы работы школьного психолога

Для психолога родительское собрание как форма работы имеет ряд специфических особенностей.

1.   Родительское собрание обычно воспринимается родителями как обязательное формальное мероприятие.

Родительское собрание — одна из наиболее консервативных составляющих школьной жизни. Все родители имеют более или менее четкое представление о том, что собрание в себя включает и как оно должно проходить. В этом смысле психолог, не встраивающийся в традиционную схему собрания, может вызвать самую разную реакцию, вплоть до сопротивления и агрессии.

Психологу важно понимать, что стереотипы быстро не ломаются, и пройдет некоторое время, прежде чем его появление на собрании начнет восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Согласно законам философии, количественные изменения неизбежно переходят в качественные. Если психолог терпеливо, раз за разом, принимает участие в родительских собраниях, то рано или поздно родители начнут воспринимать это как естественный факт. Психологу необходимо осознавать, что он во многом работает на будущее, и ни в коем случае не отказываться от той особой позиции, которую он занимает на собрании.

При организации групповой работы с родителями необходимо учитывать родительские стереотипы, связанные с собраниями, и по возможности использовать другие названия мероприятий, избегая словосочетания «родительское собрание». И наоборот, не следует наполнять родительское собрание не свойственным ему содержанием.

2.   На родительском собрании повышается уровень тревожности родителей.

В психологической литературе не раз отмечалось, что школа сама по себе актуализирует у родителя детские страхи и вызывает страхи совершенно особого рода, связанные с оценкой состоятельности родителя в связи с успешностью его ребенка. Ситуация родительского собрания усиливает эти страхи у родителей. В.К. Лосева и А.В. Луньков пишут: «На родительском собрании ... вполне уверенные в себе взрослые люди превращаются на глазах в притаившихся подростков, со страхом ожидающих, когда прозвучит их фамилия. Родители отмечали, что на собрании им было стыдно, тревожно и вообще “плохо”» (Лосева В.К., Луньков А.В., 1995, с. 56—57) . При выборе форм работы необходимо также помнить, что уровень открытости родителей на собрании минимален, и это связано не столько с самими родителями, сколько с обстановкой.

Понятно, что подобная ситуация во многом осложняет взаимодействие с родителями. Поэтому так важно создание атмосферы безопасности и особая, «неучительская» позиция психолога.

3.   Родители не настроены на общение с психологом, особенно длительное. У них много других проблем, которые они хотят обсудить или решить во время родительского собрания.

Родители приходят на собрание не для того, чтобы пообщаться с психологом! В некоторых случаях они могут вообще не знать о том, что планируется его выступление (например, если их не предупредил об этом классный руководитель). Родители определенным образом рассчитывают свое время, и к этому необходимо относиться с уважением. Поэтому, если психолог занимает слишком много времени, он может вызвать агрессивную реакцию со стороны родителей. Родительское собрание — это именно тот случай, когда краткость характеризует психолога с наилучшей стороны. О предстоящем выступлении на собрании или организации каких- то других мероприятий, требующих времени, следует заранее поставить родителей в известность.

4.   Группа родителей, с которой взаимодействует психолог, связана между собой только формально и может сильно различаться по возрасту, социальному статусу и прочим характеристикам.

Безусловно, родители детей-одноклассников имеют много общего: прежде всего их объединяет возраст детей и их принадлежность к одной группе. Вместе с тем, часто эта общность имеет формальный характер. Даже родительский опыт у многих различен: у кого- то этот ребенок — первый и единственный, у кого-то есть другие дети, старшие и младшие, кому-то помогают бабушки, кто-то воспитывает детей один и т. д. Очень важно понимать, что «родители» — это на самом деле разнородная и разноплановая группа взрослых людей с различными взглядами и опытом.

Может показаться, что наиболее простой способ активизации родителей на собрании — организация взаимодействия между ними. Однако при этом психолог может столкнуться со значительными трудностями именно вследствие неоднородности группы. Поэтому важно сочетать формы работы, направленные на сплочение группы родителей, поиск точек соприкосновения и выработку некой общей позиции, с методами, помогающими родителям выражать их собственную точку зрения.

5.   Поскольку на собрании психолог выступает как сотрудник школы, родители могут воспринимать его как учителя, который обычно занимает оценочную позицию, а это затрудняет обращение к нему.

Психолог на собрании руководствуется рядом принципов, которые позволяют избежать того, чтобы его воспринимали как одного из учителей. Это принципы безопасности, учета реальной ситуации, нейтральной позиции, сотрудничества и распределения ответственности. Более подробно они будут раскрыты далее.

Возможности родительского собрания для психолога

В настоящее время, когда культура психологической помощи в нашей стране только начинает формироваться, психолог вызывает к себе настороженное отношение, особенно со стороны родителей.

Школьный психолог — фигура, пугающая вдвойне: с одной стороны, он принадлежит Школе, с другой — он представитель мистической профессии. Подобный образ может повышать тревогу родителей, и это затрудняет их обращение за психологической помощью.

Взаимодействие с родителями представляет значительные трудности и для самого школьного психолога. В отличие от педагогов, он лишен возможности встречаться с родителями регулярно: постоянно общаясь с педагогами по поводу школьной успеваемости детей, к психологу родители обращаются только тогда, когда у их ребенка возникают серьезные проблемы. Поэтому, если учитель знает родителей, имеет представление об их личностных особенностях и семейной ситуации, то у психолога, как правило, такая информация отсутствует. Иногда он вынужден обращаться к учителю, чтобы узнать что-то о родителях или, к примеру, принять решение о том, в какой форме сообщить им об имеющихся у ребенка трудностях. Такая ситуация ставит психолога в зависимость от учительских мнений и стереотипов, которые могут быть весьма далеки от реальности.

В этом смысле родительское собрание помогает решить сразу несколько задач.

Во-первых, на собрании психолог получает возможность встретиться сразу с большим количеством родителей, чьи интересы во многом сходны (возраст детей, определенные тенденции, существующие в конкретном классе, похожие заботы, связанные с тем или иным этапом школьной жизни). Он может составить собственное представление о специфике данной группы родителей, организовать фронтальные формы работы: провести анкетирование, получить обратную связь. Очень важно, что психолог взаимодействует с родителями напрямую, получая собственный, свободный от чужих стереотипов опыт и личные впечатления.

Во-вторых, собрание способствует налаживанию конструктивного сотрудничества психолога с родителями. Контакт с родителями устанавливается постепенно, и участие психолога в родительских собраниях помогает ускорить этот процесс. Психолог может рассказать о себе, о целях и формах работы, тем самым доведя до сведения родителей факт своего наличия в школе. Как показывает практика, многие впервые узнают о работе школьной психологической службы именно на собрании. Таким образом будет сделан первый шаг для установления отношений сотрудничества с родителями. По возможности это лучше сделать в начале учебного года.

Какую информацию о себе психолог может сообщить на родительском собрании?

— Представиться: назвать свое имя, рассказать о своей квалификации и достижениях.

— Рассказать о структуре и содержании своей работы. Это важно, потому что родители часто плохо представляют себе, круг обязанностей психолога. Недостаток же информации вызывает тревогу. Если ясно, чем психолог занимается, это, с одной стороны, повышает его значимость, с другой — снижает тревожность, связанную с ним.

— Ознакомить родителей с графиком своей работы и объяснить, как можно связаться с ним в случае необходимости (важно продумать заранее, каким образом лучше делать это). При этом лучше избегать слова «консультация», которое может повышать тревогу родителей, и говорить о «встрече» или «беседе». Если психолог работает не первый год, желательно отметить наличие опыта работы.

Можно рассказать о себе следующим образом: «Добрый вечер, меня зовут Анна Александровна, я школьный психолог, имею высшее образование по возрастной психологии, стаж работы по специальности — 8 лет, из них 3 года работаю в нашей школе. Моя работа с детьми складывается из нескольких компонентов: психологическая диагностика, групповые и индивидуальные занятия с детьми. Я работаю по понедельникам, вторникам и четвергам. Если вы хотите встретиться со мной, это можно сделать в мои рабочие дни с 16.00 до 18.00 по предварительной договоренности. Договориться можно, позвонив по телефону».

Присутствие психолога на собрании имеет важное следствие: он становится знакомым, а значит, более безопасным, «своим», что в значительной степени способствует решению родителей в случае необходимости обратиться к нему за помощью.

Наконец, родители часто следуют примеру друг друга. Увидев, что кто-то задает вопросы психологу, они могут тоже решиться обратиться к нему со своими проблемами.

Однако не следует преувеличивать возможности влияния психолога на родителей в рамках собрания. Случаи, когда после выступления психолога позиция родителей по тому или иному вопросу действительно меняется, очень редки.

Педагоги часто склонны бессознательно преувеличивать силу вербального воздействия. Зачастую их просьба к психологу формулируется так: «Поговорите с ним» или «Объясните ей». Типичный педагогический способ воздействия — это разъяснение. Практика же показывает крайне низкую эффективность вербального воздействия на поведение. Даже если каждый день говорить ребенку о том, как он должен себя вести, это вряд ли изменит его поведение. Он ведет себя тем или иным образом не потому, что не знает, как правильно, а потому, что по определенным причинам, зачастую неосознаваемым, именно такое поведение психологически выгодно для него. То же касается и родителей. Как бы убедительно психолог ни говорил, какими бы весомыми ни были его аргументы, в большинстве случаев позиция родителей, их поведение остаются прежними. И в этом смысле вполне можно считать выступление удавшимся, если у кого-то из родителей появилась потребность о чем- то поговорить с психологом.

Возможности родительского собрания для психолога действительно велики, но не безграничны. Оно позволяет вполне успешно осуществлять диагностические или просветительские функции, но психотерапевтические или психокоррекционные задачи должны решаться в ином формате.

Формы участия психолога в родительском собрании

В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач возможны различные формы его участия в родительском собрании.

Выступление-презентация. Такое выступление непродолжительно по времени и решает задачи информационного характера. Родители узнают о деятельности психологической службы, графике и содержании работы, проведении фронтальной диагностики, организации тренинговых групп и т. д. Выступление должно мотивировать родителей на дальнейшее взаимодействие с психологом в виде индивидуальных консультаций и т. д., а также формировать у них представление о том, чем, собственно, занимается школьный психолог, проясняя его роль и расширяя возможности для взаимодействия с ним.

Выступление-исследование. В этом случае задача психолога — получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы, использования интерактивных методов.

Тематическое выступление содержит психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителя теме. По форме это выступление — не обязательно монолог. Оно может включать различные интерактивные методы. Тематическое выступление является частью общего родительского собрания класса.

Вопрос о том, насколько необходимо развернутое выступление психолога на организационном собрании, неоднозначен. С одной стороны, подобное выступление может несколько выбиваться из общей канвы, что может вызвать как положительную, так и негативную реакцию со стороны родителей. С другой стороны, на такие собрания приходит много родителей, что предоставляет прекрасную возможность «охватить» их в большом количестве. Поэтому мы полагаем, что проблема организации тематических выступлений должна решаться психологом совместно с педагогами, причем необходимо учитывать особенности актуальной ситуации в классе и позицию родителей.

Тематическое родительское собрание предоставляет максимальные возможности для психолога. Он может целиком взять на себя организацию такого собрания, а может стать одним из организаторов и действующих лиц вместе с педагогами и администрацией. С одной стороны, посещаемость таких собраний обычно ниже, чем организационных. С другой стороны, те родители, которые пришли на это собрание, в большей степени настроены на взаимодействие с психологом.

Принципы поведения психолога на родительском собрании как основа профессиональной позиции

Формирование конструктивного взаимодействия психолога с родителями в рамках родительского собрания с учетом его особенностей требует от психолога особой позиции. На наш взгляд, наиболее точно можно охарактеризовать эту позицию, описав основные принципы поведения психолога на собрании.

Под принципами мы понимаем некоторые идеи, которыми психолог может руководствоваться при организации работы. Они выступают как некие ориентиры, позволяющие выбирать оптимальные формы и методы работы. Если техники и технологии отвечают на вопрос «как?» в содержательном и тактическом аспекте, то принципы отвечают на этот вопрос в стратегическом аспекте.

Принцип безопасности

Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью и тревогой.

Школа часто формирует у родителей чувство вины, делая их ответственными за поведение и успеваемость их детей. Школьные успехи детей (которые, как правило, измеряются отметками) рассматриваются как показатели успешности их родителей: если мой ребенок хорошо учится, значит, и я хороший родитель. Зачастую можно услышать, как родители говорят: «У меня такое ощущение, что это не мой ребенок учится в школе, а я сам». Если облечь в слова позицию школы, которая неявно транслируется родителям, мы получим приблизительно следующее: «Вы не перестали быть учениками, вы остаетесь детьми. Вы недостаточно хороши как родители, потому что ваши дети недостаточно успешны. Вы должны стараться, чтобы они стали лучше, тогда вы получите хорошую оценку».

Подобное послание приводит к тому, что родители начинают чувствовать себя не взрослыми людьми, а детьми, причем не очень успешными. Это ощущение может подкрепляться педагогами, которые переносят на общение с родителями привычные им способы взаимодействия с детьми, характерные учительские интонации. Родители, находясь в дис­комфортном состоянии, стремятся защититься. Способами защиты могут стать обесценивание педагога и школы, агрессивная реакция или уход от взаимодействия.

Важно понимать, что пока человек находится в состоянии тревоги, он закрыт для конструктивного сотрудничества. Поэтому задача психолога — создать для родителя ситуацию безопасности.

Если психолог рассматривается родителями как часть общей школьной системы, его образ во многом приближается к учительскому, имеющему негативную эмоциональную окраску. Поэтому на собрании ему необходимо дистанцироваться от роли преподавателя, предъявить себя как специалиста другого профиля, проявляя уважительное и принимающее отношение к родителям и избегая учительских интонаций. Отзывы психолога о детях должны кардинально отличаться по форме и содержанию от учительских, в частности, не следует оперировать понятиями учительского лексикона. Отличие психолога от педагога может быть заявлено прямо: «Я вижу ваших детей с другой стороны».

Важно, чтобы психолог демонстрировал безоце- ночное отношение к родительским мнениям и установкам. Необходимо избегать понятий «правильно — неправильно», а также ссылок на «некоторых родителей», которые неправильно воспитывают детей.

Принцип учета реальной ситуации

Как показывает практика, в школе существует негласное убеждение, будто педагоги знают, что должен делать родитель для блага своего ребенка: «Петя абсолютно предоставлен сам себе», «А что вы хотите, если у ее матери второй муж и ей не до ребенка». Эти представления более или менее явно транслируются родителям: «Вам нужно оставить работу и заниматься сыном». Очевидно, что подобные советы не приводят к позитивному результату. Не затрагивая проблемы тактичности и безопасности педагогических «рекомендаций», отметим, что, как правило, они даются на основе собственных убеждений педагога. Соображения педагогов относительно семейной ситуации учеников высказываются и школьному психологу.

У психолога тоже есть свое представление о том, что родитель может делать для блага своего ребенка и что необходимо для психологического здоровья конкретного ребенка. Психолог может предполагать, какую именно поддержку должна оказывать ребенку семья, и иметь определенные убеждения относительно адекватности или неадекватности родительского поведения. Зачастую психологи, движимые самыми лучшими чувствами, склонны предъявлять родителям чрезмерно завышенные требования, причем апеллировать к таким моральным категориям, как «нравственность», «любовь» и т. п.

Вместе с тем, помимо той стороны семейной жизни, которая очевидна для школы, существует внутренняя феноменология семьи, в рамках которой то или иное поведение родителей оправданно. И в этом смысле важно учитывать, что рекомендации психолога так или иначе преломляются той реальностью, в которой живет семья. Конечно, хорошо, если родители уделяют достаточно внимания своему ребенку, но это не всегда возможно, часто повышенная занятость родителей не позволяет проводить много времени с детьми.

Необходимо понимать, что слова психолога на собрании ничего не изменят в реальной ситуации, но могут усугубить у родителей чувство вины за то, что они недостаточно делают для ребенка, и вызвать защитные реакции. Очень важно, чтобы рекомендации и предложения были реалистичными и выполнимыми. Если психолог дает нереальные рекомендации, его значимость как специалиста сразу снижается.

 

Что может являться критерием хорошей рекомендации? Практическая рекомендация содержит ответ на вопрос «как». Рекомендация не должна формулироваться «от противного», например, «Не давите на детей». Такая формулировка не содержит указаний на желаемое поведение. Возможный вариант такой рекомендации: «Чаще выражайте детям свою поддержку и любовь».

Принцип нейтральной позиции

Школьный психолог взаимодействует с различными участниками образовательного процесса: учениками, учителями и родителями. В силу разных причин (возраста, собственного профессионального или родительского опыта) он может испытывать склонность идентифицироваться с детьми (позиция «адвоката детей», «защитника»), учителями («мы коллеги»), родителями («у меня тоже ребенок подросток»). Но, каким бы тесным это взаимодействие ни являлось, психологу необходимо сохранять особую нейтральную позицию. Иными словами, важно, чтобы психолог не вставал ни на чью сторону и ни с кем не был заодно. Если он объединяется с кем-то, появляется опасность, что это будет объединение против кого-то.

Практически нейтральная позиция проявляется в готовности психолога к рассмотрению разных точек зрения и стремлению представить ситуацию в различных аспектах.

Принцип сотрудничества

Мы согласны с Г.Л. Бардиер, которая полагает, что взаимодействие психолога и родителя наиболее точно отражается формулой «Мы вместе помогаем де- тям»(Бардиер Г.Л., 2002). Существуют два различных знания о ребенке. Одно — научное, теоретическое, которым обладает психолог. Другое — личностное, эмоциональное знание родителей. Если психолог и родитель поделятся друг с другом тем, что они знают, вместе они смогут решить проблемы ребенка и создать оптимальные условия для его развития.

Давая родителям психологические рекомендации, следует соблюдать предельную тактичность и осторожность. Для того чтобы родитель внимательно отнесся к предложенным ему советам, начал им следовать, важно не осуждать его поведение, не давать ему отрицательной оценки. Если психолог описывает родителя негативно, делая акцент на его ошибках, это сильно осложняет становление конструктивных отношений между ними. Говоря о родителях во втором лице («вы»), психолог тем самым подчеркивает существование некой границы между собой и родителем: психолог — по одну сторону, родитель — по другую. Для школы часто бывает характерна субъект—объектная позиция по отношению к родителям: родители воспринимаются как некий объект воздействия. На наш взгляд, для психолога наиболее продуктивна субъект—субъектная позиция, позиция «Мы», которая способствует установлению контакта и сотрудничеству.

Как мы уже отмечали, учитель по отношению к родителю обычно занимает позицию «сверху». Являясь носителем знаний, он обладает «правом на истину», оценивая как детей, так и их родителей, причем это право распространяется не только на учебу, но и на воспитание и семейные отношения. Учитель точно знает, как надо себя вести с детьми. Очень важно, чтобы психолог не брал на себя такого права. Поучая родителей, он тоже становится одним из педагогов. Поэтому лучше избегать морализаторства и «раздачи рецептов». В частности, это должно отразиться и на используемой лексике: необходимо отказаться от употребления глаголов, означающих долженствование («должен», «следует», «нужно», «обязан»), и заменить их более мягкими вариантами («важно», «хорошо, если», «по возможности», «имеет смысл»).

Принцип распределения ответственности

Вопрос о распределении ответственности за детей между школой и родителями традиционно относится к числу тех, которые открыто не обсуждаются, тем самым создается почва для недопонимания и взаимного недовольства. Так, успеваемость ребенка, на первый взгляд, относится к ответственности школы. Вместе с тем, в случае неуспешности ребенка обычно ответственность перекладывается на родителей: «Примите меры, у вашего сына двойка по русскому». То же касается и поведения детей в школе.

В настоящее время доля ответственности психолога за детей однозначно не определена. Можно встретить самые разные варианты ее распределения: от практически полного отстранения психолога («что он может сделать») до тенденции возлагать на него полную ответственность («есть психолог, пусть он и разбирается»).

Психологу необходимо четко сформулировать родителям свою позицию, объяснив, что он может сделать и чего не может. Эта четкость особо важна, если родители ранее не имели опыта взаимодействия с психологом. Не следует брать на себя всю ответственность за психологическое благополучие детей. Эта задача нереалистична, а поэтому невыполнима. Взаимодействие родителей и психолога на основе такого распределения ответственности вряд ли что-то принесет, кроме взаимного разочарования.

Сформулировать родителям свою позицию в вопросе ответственности можно следующим образом: «Я могу многое, но не все. Я не могу сделать так, чтобы поведение ребенка волшебным образом изменилось, но я могу помочь понять, почему он ведет себя тем или иным образом, и вместе с вами поискать пути изменения нежелательного поведения. Я не знаю, как правильно воспитывать детей, но я могу помочь ребенку справиться с его затруднениями».

Информация об авторах

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8174-6001, e-mail: marina_jurievna@mail.ru

Пилипко Нелли Владимировна, психолог -консультант, начальник отдела Южного административного округа Московской службы психологической помощи населению, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1470
В прошлом месяце: 98
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 4032
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1