IV Всероссийский съезд психологов образования

935

Аннотация

С 8 по 12 декабря 2008 года в Москве прошел IV Всероссийский съезд психологов образования России.

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Решетникова О.В. IV Всероссийский съезд психологов образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 4–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28255 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

С 8 по 12 декабря2008года в Москве прошел IVВсероссийский съезд психологов образования России.

Такие мероприятия, как съезды, всегда воспринимаются нами как значительные события. От них мы ждем тех или иных глобальных решений, которые могут повлиять на нашу жизнь. Если посмотреть на тематику и решения съездов психологов образования, то можно заметить, что они тесно связаны с нелегкой историей становления психологической службы образования в нашей стране. Возникнув в начале восьмидесятых годов, служба прожила и бурное становление, и своеобразную эпоху застоя, и нелегкий период выживания во времена серьезных изменений системы образования.

I Всероссийский съезд психологов образования состоялся в июне 1994 года в Москве. Именно на нем психологи получили общественное признание. Это был, пожалуй, самый многочисленный из четырех прошедших съездов: в его работе приняли участие более 1500 делегатов из всех регионов страны. На нем было констатировано, что психологическая служба становится составной частью всей системы образования, именно она «определяет стратегию педагогики развития».

В начале своего становления психологическая служба образования была по-настоящему инновационной, поскольку не имела традиций, наработок и накопленного опыта. Но она имела главное: поддержку со стороны государства, что позволило ей стремительно развиваться. В этот период во многих регионах возникали психологические центры, а ставки педагогов-психологов появились практически во всех учебных заведениях. Чтобы решить проблему острой нехватки специалистов, на базе многих педагогических вузах создавались курсы двухгодичной и даже девятимесячной переподготовки педагогов- психологов.

На первом съезде была сформулирована основная цель деятельности психологической службы системы образования — максимальное содействие психическому и личностному развитию детей разного возраста: интеллектуальному, мотивационному, эмоциональному, коммуникативному, поведенческому. Большое внимание было уделено диагностике, которая воспринималась психологами как ведущий вид их деятельности.

Год спустя, в октябре 1995 в Перми прошел II Всероссийский съезд психологов образования. Выяснилось, что за этот небольшой период времени психологи, работающие в образовательных учреждениях, стали осознавать себя членами профессионального сообщества. Они приобрели хотя и небольшой, но необходимый опыт, осмыслили свои задачи, цели и методы работы. На этом съезде были проанализированы и определены запросы к психологической службе со стороны педагогических коллективов образовательных учреждений.

В результате была уточнена цель деятельности психологической службы образования: максимально содействуя психическому и личностному развитию ребенка, необходимо уделять больше внимания психологическому здоровью детей дошкольного и школьного возраста. А приоритетным направлением деятельности педагогов-психологов была признана психологическая профилактика. Психологи впервые серьезно заговорили о необходимости более глубокого взаимодействия с педагогами и родителями.

III Съезд психологов образования России состоялся в Москве в декабре 2003 года. Страна только что пережила непростой период, связанный с экономическим спадом. Но психология образования продолжала существовать и развиваться: активно шел поиск приоритетов в работе, определение собственной позиции как в системе образования, так и в самом обществе.

Служба получила свою теоретическую базу, методические наработки. Появилась профессиональная пресса, в массовом порядке стала издаваться научно-методическая литература и диагностические методики. Подготовка практических психологов образования (педагогов-психологов) приобрела массовый характер.

Была уточнена цель психологической службы: не просто психологическое здоровье детей и школьников, но создание психологически безопасной образовательной среды. На съезде была высказана идея о том, что одним из основных недостатков психологической службы образования является отсутствие не только психологической, но и общей культуры при построении теоретических и методических основ самой службы и подготовке специалистов. Тогда было решено провести очередной съезд психологов образования России через пять лет, в 2008 году.

К сожалению, именно эти пять лет стали самым сложным периодом в развитии психологической службы в образовании. На этот период пришлись серьезные перемены в социальной и экономической сфере нашего государства, которые не могли не затронуть как систему образования, так и психологическую службу.

Принятие нового федерального закона «Об образовании» поставило психологов в зависимость от отношения к ним руководителей образовательных учреждений, а переход на региональную систему финансирования лишил психологов поддержки на федеральном уровне. Возникла серьезная угроза самой службе практической психологии в системе образования, которая фактически осталась без нормативно-правового обеспечения и государственной поддержки.

Поэтому 18 декабря 2003 года в соответствии с решением III Всероссийского съезда психологов образования России была учреждена общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России». Основными ее задачами стали развитие практической психологии в системе образования, сохранение и укрепление психологической службы, формирование единого информационного пространства психологов образования России.

С этого момента дальнейшее развитие психологической службы тесно связано с деятельностью Федерации. В самые тяжелые для психологии образования годы, когда в реформированном Министерстве образования и науки РФ не нашлось места не только для ранее существовавшего отдела, курировавшего психологическую службу, но даже для одного специалиста, отстаивающего интересы психологов на государственном уровне, именно благодаря активной деятельности ФПО России психологическая служба продолжала развиваться. В рамках Федерации работали и продолжают работать научно­практические секции по основным направлениям деятельности психологической службы, издается научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования», активно функционирует web-сайт www.rospsy.ru.

Ежегодно в декабре Федерацией совместно с Министерством образования и науки РФ проводятся Национальные научно-практические конференции «Психология образования». Для повышения качества психологической литературы, издаваемой в России, Федерация начала проводить Всероссийский конкурс психологических изданий. В 2007 и 2008 году, совместно с Министерством образования и науки РФ при поддержке ведущих вузов и психологических факультетов в Краснодарском крае прошли Всероссийские фестивали инновационных психолого-педагогических программ и проектов, в рамках которых были подведены итоги конкурсов «Педагог-психолог России — 2007 и 2008».

Очередной, IV Всероссийский съезд психологов образования России был также подготовлен и проведен Федерацией психологов образования России совместно с Министерством образования и науки РФ, ведущими вузами и научными центрами. По времени он совпал с отчетно-перевыборным съездом ФПО России, который проходит также раз в пять лет. Поэтому два этих значимых мероприятия проходили совместно.

В этом году на съезд психологов образования приехало 760 представителей из 78 субъектов Российской Федерации, а также Азербайджана, Белоруссии, Украины и стран Балтии.

По насыщенности научной программы это было одно из самых содержательных мероприятий: за три дня его научной программы прошло 23 секционных заседания, 12 круглых столов и 11 семинаров. Отличительной особенностью съезда стало целых два пленарных заседания. Одно из них, более традиционное, с докладами А.А. Левитской, директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ; Л.Е. Курнешовой, первого заместителя директора Департамента образования г. Москвы; А.Г. Асмолова, доктора психол. наук, профессора, члена-корреспондента РАО; В.А. Иван­никова, доктора психол. наук, профессора, члена- корреспондента РАО; В.В. Рубцова, доктора психол. наук, профессора, члена-корреспондента РАО, прошло в Департаменте образования г. Москвы. Второе, с участие И.И. Калины, заместителя Министра образования и науки РФ, прошло в режиме круглого стола, на котором происходил нелегкий поиск «точек соприкосновения» и согласование дальнейших направлений развития психологической службы между руководителями Минобрнауки РФ, ФПО России и ведущими учеными.

Съездом были обсуждены основные направления и стратегия развития службы практической психологии образования в современных условиях, опыт психологического обеспечения образования в региональных программах развития образования, роль практической психологии в социокультурной модернизации образования, комплексный подход в организации помощи детям и многие другие важные для психологов образования вопросы.

На отчетно-перевыборном съезде Федерации психологов образования России присутствовало 102 делегата, которые представляли семьдесят восемь ее отделений.

Съезд утвердил отчеты Президента ФПО России, Исполнительной дирекции и Ревизионной комиссии и избрал новый состав руководящих и рабочих органов этой общественной организации. Президентом Федерации психологов образования России единогласно был переизбран В.В. Рубцов.

Основными положениями, которые вошли в Проект резолюции съезда, стали конкретные предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы психологов образования. Проект резолюции после окончательной доработки был согласован с руководством Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Миноб­рнауки РФ и направлен руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования для использования в практической работе.

Наверно, должно пройти какое-то время, чтобы мы смогли осмыслить итоги прошедшего съезда, оценить его роль в развитии психологической службы образования. А пока остается надеяться, что основные положения резолюции съезда будут учтены при подготовке Коллегии Министерства образования и науки РФ по развитию психологической службы, на решения которой мы все возлагаем большие надежды.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 837
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 935
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1