Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики (окончание)

1574

Аннотация

Работа выполнена сотрудниками Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Ярославской области и Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки “Ресурс”» в 2007 году. Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 2, 3, 4 за 2008 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Кузнецова И.В., Чупрова Л.В., Филина С.В., Бадуркина О.И. Исследование причин роста правонарушений среди несовершеннолетних и возможности их профилактики (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 1. С. 58–62. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n1/28273 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ                                 

Исходя из тезиса о том, что при выборе и осуществлении мер, направленных на предупреждение и устранение противоправного поведения, важно опираться на понимание его причин, было проведено данное исследование.

Программа исследования включала выявление, прежде всего, трех моментов:

1.   представлений о понятии «правонарушение», формах правонарушающего поведения, личности правонарушителя, проблемах и потребностях детей (молодежи) из разных групп, их взглядах на будущее;

2.   представлений о причинах роста правонарушений;

3.    предложений о способах предупреждения правонарушений.

Всего в исследовании принял участие 391 человек. Дети (молодежь) — 241 человек. Из них: дети социально-адаптивные — 168, дети группы риска — 58, дети, совершившие преступление — 16. Родители — 89 человек. Из них: родители детей группы риска — 51, родители детей, совершивших преступление, — 16, родители обычных детей — 52. Специалисты — 31 человек.

Представители всех групп проявили достаточный интерес к исследованию, ими был высказан целый ряд мнений, замечаний и предложений, которые могут стать основой планирования деятельности в области профилактики и устранения правонарушений, совершенствования общей модели и системы работы, построения межведомственного взаимодействия, подготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми и подростками.

В целом ассоциации со словом «преступление» могут быть охарактеризованы как высоко эмоционально окрашенные с некоторым преобладанием понимания, что это форма поведения, предполагающая наказание. При этом выявлены и определенные различия в разных группах.

У детей группы риска преобладающими ассоциациями, связанными со словом «правонарушение», являются: преступление (68%), случайность (65%), наказание (34%). Существенно меньший процент таких ассоциаций, как злость (15%), риск, следование за кем-то и испорченность (по 12%), менее 10% набрали такие ассоциации, как обида, страх, азарт, брошенность, любопытство (расположены по мере убывания).

У детей-правонарушителей преобладают ассоциации эмоционального характера: азарт (33%) и риск (26%), образуя в сумме 59%. Далее идут наказание (26%), злость и преступление (по 20%). Таким образом, если для детей первой группы «правонарушение» — это преступление, а также часто — случайность (нечто незапланированное, сознательно не организованное), то дети второй группы подсознательно связывают правонарушение с эмоциями (азартом, риском, злостью, любопытством, страхом), ассоциации с этими словами в сумме набрали 91%.

У большинства детей из социально адаптированной группы слово «правонарушение» ассоциируется со словом «злость» (53%), чуть меньше половины отметили слово «преступление» (46%), 34% детей отметили слово «наказание», 29% — слово «испорченность», и 23% — «риск». Реже ребята данной группы выбирали такие слова, как любопытство, следование за кем-то, обида, страх, случайность, брошенность, ненужность. Т. е. дети этой группы в качестве ассоциаций для слова «правонарушение» выбирают в первую очередь слова-действия (преступление, наказание, риск, испорченность), а потом уже слова эмоционального содержания.

У подавляющего большинства родителей социально адаптивных детей (81%) слово «правонарушение» ассоциируется со злостью, у значительной части — с преступлением (68%), и только 18% ответивших родителей данной категории соотносят правонарушение с испорченностью и брошенностью.

Для большого числа родителей детей группы риска правонарушение ассоциируется с преступлением — 58%, в то время как с брошенностью всего для 30%, а следование за кем-то, испорченность выбрали по 28% родителей из данной группы.

Несколько иными выглядят ассоциации на слово «правонарушение» у родителей, имеющих детей, совершивших преступление. Около половины ответивших (43%) относятся к правонарушению как к преступлению. У четверти родителей данной категории детей слово «правонарушение» вызывает мысли об азарте и следовании за кем-то.

По данным опроса, у большинства специалистов слово «правонарушение» чаще всего ассоциируется со словами «злость» — 48%, «преступление» — 45%, «наказание» — 41%. В следующую по значимости группу ассоциаций попадают слова: «следование за кем-то», «брошенность», «испорченность», «обида» — их выбрали от 22% до 29% респондентов.

По данным исследования, мнения детей по поводу преобладающих форм противоправного поведения оказались достаточно согласованными, к ним они относят: «воровство», «пьянство», «наркомания, токсикомания», «хулиганство», «драки», «унижение других», «грубость», «побеги из дома», «раннее начало половой жизни».

Родители социально-адаптивных детей относят к правонарушениям такие формы поведения, как (по степени убывания): воровство (91%), хулиганство (86%), переход дороги на красный свет (68%), употребление алкоголя, пьянство (64%), драки, нанесение телесных повреждений (59%), наркомания, токсикомания (45%).

Родители детей группы риска к правонарушениям относят наркоманию, токсикоманию — 96%, употребление алкоголя, воровство — 82%, хулиганство — 80%, переход дороги на красный свет — 76%.

По мнению родителей детей, совершивших преступление, к правонарушениям относятся следующие формы поведения: воровство (81%); наркомания, токсикомания, драки, нанесение телесных повреждений, хулиганство (по 75%); употребление алкоголя, пьянство (62%); нарушение правил поведения в школе, побеги из дома (по 50%).

Интересным представляется тот факт, что чем «сложнее» группа детей, тем более жестко соответствующие группы родителей оценивают формы поведения своих детей. Так, родители благополучных детей и детей группы риска к формам противоправного поведения в значительно меньшей степени относят раннее начало половой жизни (около 10%), ношение «вызывающей» одежды (около 4%). Такую форму поведенческого проявления, как грубость, к правонарушениям относят только 9% родителей благополучных детей, втрое больше родителей детей группы риска считают грубость правонарушением. Что касается родителей детей-преступников, то более трети из них грубость расценивают как противоправную форму поведения (37%). Среди родителей этой группы детей правонарушением считают раннее начало половой жизни 25% респондентов, ношению вызывающей одежды — 18%.

Среди наиболее распространенных форм противоправного поведения специалисты выделили следующие: воровство — 80%, драки, нанесение телесных повреждений — 77%, наркомания, токсикомания — 64%, употребление алкоголя, пьянство — 61%, использование нецензурных слов — 58%, побеги из дома, переход дороги на красный свет — 51%.

Как показывает анализ, среди причин противоправного поведения в разных группах детей доминируют причины социального и психологического характера. Это — неблагополучная ситуация в семье, социальное расслоение, дефекты правового и нравственного сознания, особенности характера, особенности эмоционально-волевой сферы и т. п. Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами (биологические), также присутствуют, но, по мнению представителей всех опрошенных групп, не являются доминирующими. Важно также обратить внимание на то, что большинство участников из групп специалистов и родителей, отметили множественность причин противоправного поведения и необходимость индивидуальной работы по их выявлению в каждом конкретном случае.

Дети группы риска в качестве основных причин правонарушений называют неблагополучную ситуацию в семье — 58%, плохое знание закона, меры своей ответственности и видов наказания — 39% и непонимание последствий правонарушений — 36%. Последние две причины подтверждаются и ответами на вопрос о том, насколько молодые люди понимают последствия правонарушений: 55% ответивших считают, что понимают лишь частично; 20% — что не понимают; и только 10% предполагают, что понимают. Учитывая это обстоятельство, необходимо использовать такое важное средство профилактики подобных явлений, как грамотное правовое просвещение.

У детей, совершивших правонарушение, среди его причин на первом месте стоит повышенная возбудимость, неумение себя контролировать — 40%, на втором — неблагополучная ситуация в семье — 33%, на третьем — четыре причины (по 26%): стремление к самостоятельности и независимости, непонимание взрослыми трудностей детей, непонимание последствий правонарушений, примеры жестокости, насилия, безнаказанности, демонстрируемые СМИ. В отличие от детей группы риска, среди ребят данной группы 33% подростков считают, что понимают последствия своих противоправных действий, 26% — что такое понимание есть лишь частично и 20% — что не понимают.

Социально адаптированные дети среди основных причин правонарушений отметили следующие: попытка самовыразиться, стремление выделиться из какой-либо компании — 70%; неблагополучная ситуация в семье — 63%; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации, — 49%, плохое знание закона, меры своей ответственности и видов наказаний — 42%; стремление к самостоятельности и независимости — 40%; непонимание последствий правонарушений — 39%; непонимание взрослыми трудностей детей — 38%, повышенная возбудимость, неумение контролировать себя — 34%, стремление получить сильные впечатления — 33%. Среди представителей данной группы 70% ребят частично понимают последствия своих противоправных действий, 20% — не понимают и лишь 10% отметили, что понимают последствия правонарушений.

Мнения родителей группы социально-адаптивных детей и детей группы риска об основных причинах молодежных правонарушений практически полностью совпадают: неблагополучная ситуация в семье — 72% и 74%, влияние СМИ — 68% и 60%, непонимание последствий правонарушений — 54% и 44%. Многие родители детей, совершивших преступление, в качестве ключевой причины правонарушений также называют неблагополучную ситуацию в семье — 43%. 37% респондентов данной группы указывают на плохое знание закона, меры своей ответственности, непонимание детьми последствий правонарушений. Очень важным является то, что в качестве одной из значимых причин совершения правонарушений родители детей-правонарушителей называют стремление ребенка получить сильные впечатления (так считают 37% родителей, чьи дети совершили преступление). Необходимо также учитывать факт повышенной возбудимости «трудных» детей, неумение контролировать себя — это отмечает пятая часть родителей таких детей.

Отвечая на вопрос «В какой мере молодежь понимает последствия правонарушений?», все категории родителей практически единодушны в том, что дети частично (около 70% родителей из каждой группы) или полностью (около 7% родителей) понимают последствия правонарушений.

Почти половина участников считают, что на сегодняшний день имеет место рост причин правонарушений (41%). Чуть меньшее количество участников отметили, что наблюдается их стабилизация (33%). О волнообразности в динамике причин правонарушений (т. е. чередовании спада и подъема роста правонарушений) говорили 16% участников. И лишь 8% специалистов отметили, что рост причин правонарушений снижается.

В качестве наиболее распространенных причин правонарушений специалисты выделили две группы: социальные и психологические. Среди социальных они отметили следующие: неблагополучная ситуации в семье; отсутствие системы воспитательной работы; непонимание взрослыми трудностей детей; социальное неравенство, расслоение общества; отсутствие национальной идеи по усилению менталитета, духовности российского населения; несовершенство системы работы по предупреждению правонарушений; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации; непонимание последствий правонарушений. Другая группа причин — психологических — включает стремление молодых людей быть как все, подражание сверстникам, которые уже совершили преступление, повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя, незнание своих прав и возможностей.

На вопрос «В какой мере дети понимают последствия правонарушений?» специалисты ответили следующим образом: понимают частично — 74%, не понимают — 12%, затрудняюсь ответить — 3%. Специально подчеркнем, что ответ «понимают» не был выбран ни одним специалистом.

Большинство опрошенных проявили достаточную активность в оценивании и предложении мер предупреждения и устранения правонарушений. При этом следует особо отметить, что практически никто из опрошенных не высказал тотального оптимизма по поводу легкости достижения желаемых результатов — быстрого устранения всех причин правонарушений.

Большинство детей, совершивших правонарушение, испытывают социальный пессимизм и считают, что мало кто из специалистов может помочь и предупредить (устранить) правонарушение (преступление). Большинство (65% из 72% ответивших) выделили только двух специалистов: психолог (40%) и инспектор по делам несовершеннолетних (26%). При этом, значительную часть ребят (40%) волнует их будущее после выхода из спецшколы. Дети-правонарушители как очень значимых для себя людей называют родителей и друзей (подруг). Именно желание не огорчать своих близких, боязнь их потерять или находиться в разлуке с ними останавливает детей, в первую очередь, от совершения новых преступлений.

Таким образом, осуществляя профилактику правонарушений, важно выстраивать профессиональное и личностное будущее детей, проводить работу по коррекции их эмоциональных состояний, обучать подростков управлению своими эмоциями, а также организовывать их досуг (спортивные секции, технические кружки и пр.).

В оценке того, кто мог бы помочь предотвратить правонарушение, мнение детей группы риска существенно отличается от мнения группы детей-правонарушителей. Три четверти детей группы риска (75%) надеются на себя и считают, что они сами могли бы предотвратить (устранить) правонарушение. Скорее всего, здесь мы имеем дело с не вполне адекватной оценкой ситуации. Многие дети из этой группы, в отличие от детей-правонарушителей, считают, что правонарушения может предотвратить инспектор по делам несовершеннолетних — 44% (в то время как в группе №2 его выбрали лишь 26% опрошенных), классный руководитель — 20% (а в группе №2 — 6,5%). В то же время, дети группы риска, по сравнению с детьми-правонарушителями, преуменьшают роль психолога — их выбрали 22%, а в группе №2 — 40%. При этом дети группы риска считают, что разные специалисты имеют в своем арсенале разнообразные средства воздействия.

По сравнению с группой №2, времяпрепровождение детей группы риска более разнообразно: у них есть такое занятие, как чтение (книг, журналов, газет), о котором дети группы №2 вообще не упоминают. Они занимаются такими любимыми делами, как рисование, написание стихов, программирование, посещение кружков, слушание музыки. Среди них больше процент детей, которым нравится посещать спортивные секции и заниматься спортом (27%, в группе №2 — 19,5%). Такие дети участвуют в различных школьных и внешкольных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, дебатах, концертах, театральных постановках, спортивных соревнованиях, туристических слетах (44%).

Дети группы риска любят проводить время на улице, в кругу друзей (48%), дома (43%), в секциях и кружках (36%), но ни один из них не любит быть в школе на уроках.

Таким образом, в этой группе детей работа по профилактике правонарушений должна касаться выстраивания их профессионального и личностного будущего, правильной организации досуга (спортивных секций, технических кружков), работы с родителями и, конечно, повышения их правовой грамотности, разъяснения законов и последствий правонарушений.

Оказать помощь в случае возникновения правонарушений, по мнению детей из социально благополучной группы, в большей мере могут родители, классные руководители и психологи. Предполагаемая помощь, которую ожидают дети от них, на наш взгляд вполне соответствует тем функциям и обязанностям, которые выполняют на рабочем месте данные специалисты, т. е. у ребят есть представление о том, чем занимаются специалисты данного уровня. Со своей стороны дети готовы оказать помощь знакомым, допустившим правонарушения, что является немаловажным показателем. В основном, это помощь информационная.

Отвечая на вопрос «Какие специалисты могут помочь предупредить (устранить) правонарушения?», родители группы социально-адаптивных детей отдают предпочтение психологу — 45%, 23% родителей этой группы считают, что такими специалистами могут быть классные руководители, социальные педагоги, а 23% родителей считают, что справились бы самостоятельно. В меньшей степени (18%) к специалистам, способным помочь предупредить (устранить) правонарушения, родители относят инспекторов по делам несовершеннолетних и врачей. Интересным представляется мнение некоторых родителей о том, что оказать помощь в предупреждении правонарушений могут священнослужители и другие родители.

Размышляя над вопросом «Что может позволить предупредить (устранить) правонарушения?», родители детей группы риска проявили большую активность и понимание проблемы. Именно эти родители являются ярко выраженными сторонниками системного подхода к решению проблемы детских правонарушений, где значительную роль играет сама семья. Значимым для родителей детей группы риска является также изменение среды, окружения, в которых находится ребенок: половина родителей детей группы риска возможным способом предупреждения правонарушений среди детей называют вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции; 36% родителей говорят о необходимости формирования у ребенка нового круга сверстников, оказывающих на него положительное влияние. Шестая часть родителей, думая о способах предупреждения правонарушений, возлагает надежды на специалистов и своевременное обращение к ним.

Сходную позицию в ответе на вопрос «Что может позволить предупредить (устранить) правонарушения?» высказывают родители социально-адаптивных детей. 54% родителей этой категории считают, что решением проблемы может быть вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции. 45% убеждены, что решать вопросы предупреждения правонарушений необходимо всей семьей. 41% говорит о необходимости системной работы всех специалистов. 32% родителей думают, что вариантом решения обозначенной проблемы может являться формирования у ребенка нового круга сверстников, оказывающих на него положительное влияние.

Группу родителей, чьи дети совершили преступления, отличает некоторое стремление переложить ответственность в вопросах профилактики правонарушений на общество и на самого ребенка. Половина родителей данной категории считает, что надо больше вовлекать ребенка в общественные организации, кружки, секции. 37% считают, что в первую очередь, необходимо желание самого ребенка не совершать правонарушения. Только пятая часть этой родительской группы говорит о необходимости решать подобные проблемы всей семьей.

Общие предложения и пожелания к организации работы по профилактике правонарушений и преступлений среди молодежи, сформулированные родителями в ходе проведения мониторинга, можно сгруппировать следующим образом:

— уделять больше внимания досугу и занятости (в т. ч. организации «интересных» ребенку рабочих мест) детей и молодежи, совместному недорогому отдыху детей и родителей;

— привлекать к работе по профилактике правонарушений общественные организации, движения, оказывающие позитивное влияние на подрастающее поколение;

— ужесточить цензуру СМИ, вплоть до закрытия телепрограмм и фильмов, несущих идеи жестокости, нездорового образа жизни и т. п.;

— проводить профилактическую и просветительскую работу. Такая работа должна быть комплексной (семья, школа, социум), начинать ее надо с младшего школьного возраста (с 9—10 лет);

—   проводить обучение родителей: учить молодые семьи общаться с детьми, «формировать культ благополучной семьи»;

—   не продавать спиртное детям;

— менять отношение самого государства к проблемам молодежи: дети, совершившие правонарушение, остаются детьми, которым нужны понимание и забота.

На вопрос «Что позволит предупредить (устранить) правонарушения?» большая часть специалистов ответила: вовлечение ребенка в общественные организации, кружки, секции, системная работа всех специалистов по предупреждению правонарушений. Больше половины специалистов считают, что снизить рост правонарушений позволит решение вопросов их предупреждения всей семьей (58%). Также специалисты выделяют следующие моменты, способствующие предупреждению правонарушений: желание предупредить правонарушение, своевременное обращение к компетентным специалистам, появление нового круга сверстников, способных оказать положительное влияние.

Предложения и пожелания по организации работы по профилактике (устранению) правонарушений среди молодежи со стороны специалистов включали также ряд моментов, связанных с повышением ее нормативно-правовой обеспеченности и обоснованности, опорой на контакты с семьей, просветительской деятельностью, усилением индивидуального подхода к трудным подросткам, обеспечением условий для нормальной жизни семьи и ребенка и др.

Обобщая полученные данные и предложения представителей различных групп по совершенствованию деятельности по профилактике и устранению правонарушений, можно сказать, что важными являются следующие моменты:

—   создание комплексной системы «семья — система образования — система здравоохранения — силовые структуры — молодежные организации — общество — государство» для проведения работы по предупреждению правонарушений детьми, начиная с более раннего периода;

—   открытие специализированных комплексных служб помощи семье и несовершеннолетнему;

—   разработка концептуальных основ работ по профилактике и устранению правонарушений;

—   повышение гражданского самосознания и гражданской ответственности;

—   изменение отношения специалистов к детям группы риска и совершившим правонарушения в сторону более внимательного и гуманного;

—   усиление индивидуального подхода в работе с детьми — создание индивидуальных программ, проведение бесед, консультаций и т. п.;

—   привлечение к профилактической работе с детьми предварительно подготовленных близких им людей, волонтеров-сверстников, представителей общественных организаций и движений, педагогов;

—   принятие системы мер по повышению уровня жизни, снижению социального неравенства;

—   проведение просветительской работы с населением с целью повышения юридической грамотности, информированности о том, где можно получить помощь в затруднительных ситуациях; введение в школах курса «Основы юриспруденции»; организация выпуска газет, передач, рекламных роликов позитивного содержания;

—   ужесточение цензуры СМИ, вплоть до закрытия телепрограмм и фильмов, несущих идеи жестокости, нездорового образа жизни и т. п.

—   принятие мер, позволяющих выявлять причины правонарушений на более ранних стадиях;

—   увеличение количества и повышение доступности кружков, секций, мероприятий, видов «привлекательной» трудовой занятости, недорогого совместного отдыха детей и родителей;

—   работа по коррекции эмоциональных состояний детей и формированию у них умения управлять своими эмоциями;

—   разработка специальных программ, направленных на оказание помощи детям в их профессиональном и жизненном самоопределении, формировании у них навыков общения и самопознания, позитивного мышления и др.;

—   работа с родителями детей.

В целом проведенное исследование позволило выявить представление о причинах роста правонарушений и наметить основные пути совершенствования системы профилактической работы. Как положительный можно отметить сам факт включения различных категорий участников: детей, родителей, специалистов, — в обсуждение одной из актуальнейших проблем современности.

Созданная методика и процедуры анализа могут быть положены в основу регулярно проводящихся мониторинговых срезов, что позволит более четко отслеживать динамику изменений в ответ на реально предпринимаемые меры.

В будущем возможно также сравнение данных, полученных в различных регионах.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 806
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 1574
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3