80-летие Майи Ивановны Лисиной

709

Аннотация

В апреле этого года научная общественность отмечала юбилей выдающегося детского психолога, основателя оригинальной научной школы Майи Ивановны Лисиной (1929—1984).

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Смирнова Е.О. 80-летие Майи Ивановны Лисиной [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 4–6. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28192 (дата обращения: 14.07.2024)

Полный текст

 

В апреле этого года научная общественность отмечала юбилей выдающегося детского психолога, основателя оригинальной научной школы Майи Ивановны Лисиной (1929—1984).

М.И. Лисина была необыкновенно ярким и во всех отношениях талантливым человеком. Она была широко образована в области науки, музыки, литературы, хорошо играла на пианино, блестяще знала несколько иностранных языков. Ее отличали тонкое чувство юмора, развитое воображение и необыкновенный талант общения. Она была великолепным собеседником, готовым общаться с самыми разными людьми и на самые разные темы. Ведь круг ее интересов был необыкновенно широк. Ее отличали обаяние, эрудиция, душевная щедрость.

Но главным делом ее жизни была, конечно, наука. Работоспособность Лисиной, высокая требовательность к себе, креативность помогли выдвинуть очень важные новаторские идеи и реализовать их в конкретных экспериментальных исследованиях. М.И. Лисина является автором концепции генезиса общения ребенка со взрослым и создателем нового направления в психологии, которое породило целую плеяду научных исследований.

Она прожила недолгую, но яркую и трудную жизнь. Окончив школу с золотой медалью, Майя Ивановна поступила в Московский государственный университет на психологическое отделение философского факультета. В 1951 году она окончила его с отличием и поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР к профессору А.В. Запорожцу.

В начале 50-х умер отец Майи Ивановны и на плечи 22-летней аспирантки легли заботы о слепой матери и младшей сестре. Она достойно выполняла свой долг главы и опоры семьи, что не мешало ее научной работе.

В 1955 году она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «О некоторых условиях превращения непроизвольных реакций в произвольные».

Результаты этой работы внесли выдающийся вклад в науку и до сих пор не теряют своего значения. М.И. Лисина привнесла в отечественную психологию новый предмет — общение ребенка со взрослым — и новый подход к его научному исследованию. Неиссякаемый интерес к научному наследию Лисиной во многом связан с оригинальнос- ||.ю ее I |аучно|о подхода, в ко1о|ом ..о'|е|а- лись гуманистическая направленность и тщательность объективных экспериментальных методик.

21—22 апреля 2009 года в Психологическом институте РАО прошла международная конференция «Общение и развитие в детском возрасте», посвященная памяти М.И. Лисиной, которая была организована ее учениками. В конференции приняло участие около 100 специалистов из разных городов и стран. Приведем лишь некоторые из них: Москва, Уфа, Борисоглебск, Елец, София (Болгария), Кишинев (Молдова).

Тематика докладов и тезисов, поступивших в оргкомитет конференции, была весьма разнообразна. Среди них теоретические доклады, работы, посвященные общению ребенка со взрослым и со сверстниками, исследования детско-родительских отношений, описания методов практической работы с разным контингентом детей, исследования эмоционального и когнитивного развития ребенка. Столь широкая тематика исследований, представленных на конференции, отражает широту научных интересов М.И. Лисиной, которая была первооткрывателем многих научных направлений.

На открытии конференции с приветственным словом выступил заместитель директора Психологического института РАО С.Б. Малых. Он подчеркнул значительность вклада Лисиной в отечественную и мировую детскую психологию и плодотворность ее идей, которые воплотились в многочисленных исследованиях и практических разработках ее учеников.

Он отметил также высокую экспериментальную культуру исследований Лисиной, которая живет в работах ее последователей.

Содержательную часть конференции открыло выступление академика РАО В.П. Зинченко. Докладчик говорил о начале научного творчества Майи Ивановны, им была дана характеристика ее диссертационного исследования, посвященного генезису произвольных движений. Исследование Лисиной, по мнению В.П. Зинченко, на десятилетия предвосхитило целое направление исследований психологических и биологических форм обратной связи для эффективного управления поведением человека. Основной вывод этого исследования состоит в том, что чувствительность, «ощущаемость» движений — необходимая предпосылка произвольности. Это исследование, как полагает В.П. Зинченко, можно считать подтверждением известного тезиса Л.С. Выгот­ского о неразрывной связи осознания и овладения.

В докладе Е.О. Смирновой (ПИ РАО) была дана общая характеристика вклада М.И. Лисиной в психологическую науку. Подчеркивалось, что она обогатила детскую психологию рядом оригинальных глубоких идей, касающихся самых различных сфер развития. Среди них — психология младенчества, генезис общения со взрослым, основы развития личности и мировоззрения ребенка, становление внутреннего плана действия, избирательность ребенка к социальным воздействиям, формирование и развитие потребности в общении со сверстниками, изучение психического развития детей без семьи и др. Е.О. Смирнова считает, что М.И. Лисина предложила свою «объяснительную схему», которая позволила описать структуру общения, определить его специфику, создать оригинальную концепцию генезиса общения ребенка со взрослым.

Такой подход позволил выделить своеобразные этапы развития общения, которые были названы формами общения. Было выделено четыре генетически последовательных формы общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием коммуникативной потребности, ведущими мотивами и средствами общения.

Следует подчеркнуть, что формы общения до сих пор остаются главным и наиболее востребованным в практике инструментом для описания общения ребенка со взрослым.

Вторая часть доклада Е.О. Смирновой была посвящена развитию идеи Лисиной о личности и самосознании как продукте общения. С этой позиции личность является единством внешней направленности субъекта и представленности (переживания) своего «Я». Личность представляется как целостное образование, в котором «сцеплены» субъективное и объективное, внешнее и внутреннее. Это одновременно субъективное восприятие окружающей реальности (выделение в ней значимых, смыс­лообразующих и побуждающих аспектов) и воплощение образа себя (самосознание).

В докладе Л.Ф. Обуховой и М.К. Павловой (МГППУ) была продемонстрирована связь идей М.И. Лисиной и разработок современной западной психологии. Известно, что многие работы Лисиной были посвящены влиянию общения на когнитивное развитие. Представители современной когнитивной психологии рассматривают социокогнитивный конфликт и координацию различных точек зрения как важнейший фактор развития интеллекта. Организация диалога (в том числе на уроках математики), визуализация (схематизация) диалога рассматриваются как эффективный метод когнитивного развития.

А.М. Прихожан и Н.Н.Толстых (ПИ РАО) в своем докладе остановились на воплощении идей М.И. Лисиной в работе с детьми-сиротами. Авторы отметили, что исследование психического развития детей, оставшихся без попечения родителей, явилось общей сферой интересов двух выдающихся представителей отечественной психологии — М.И. Лисиной и Л.И. Божович. В результате согласования их идей были получены новые факты, характеризующие специфику развития детей-сирот на разных этапах онтогенеза. Эти факты находят свое подтверждение и применительно к современным детям, живущим без семьи.

В докладах Д.Б. Эльконина (ПИ РАО) и Б.А. Архипо­ва (Корпорация «Мир детства») была представлена оригинальная схема, описывающая результат развития, в качестве которого выступает субъект— субъектное пространство. Д.Б. Эльконин выделил в нем три конституирующих центра, или «узла». Первый из них назван энергетическим и отвечает за выработку энергии движения и поведения. Второй центр задан функциональной системой, отвечающей за внешние и внутренние опоры движения и поведения. Опорой в пространстве индивидуального действия может быть и часто является другой человек. Третий центр — это функциональная система, отвечающая за дистантные характеристики движения и поведения, т. е. за его перспективу. В самостоятельном и инициативном действии все три центра соотнесены. Соотнесенность данных центров нельзя представлять как фиксированную связь, поскольку она не может быть стабильной, а способна лишь порождаться и воссоздаваться. Данный подход был развит и конкретизирован в докладе Б.А. Архипова, в котором было показано, что многие проблемы развития детей раннего возраста связаны с нарушением телесных ощущений, с «нечувствительностью к своим опорам». Была представлена схематическая модель развития, включающая сложное переплетение трех конституи­рующих центров.

В.С. Собкин (Институт социологии образования РАО) представил результаты последних социологических исследований родителей дошкольников. В исследованиях проанализированы данные об играх и игрушках современных детей, об отношении родителей к разным видам детской деятельности, об участии родителей в игре дошкольников. Были продемонстрированы материалы, показывающие снижение интереса родителей к игровой деятельности ребенка по мере его взросления. Особый интерес вызвали данные, связанные с гендерной спецификой игр и игрушек детей дошкольного возраста.

Вечернее заседание было посвящено развитию идей М.И. Лисиной в экспериментальных исследованиях ее учеников.

Доклад Н.Н. Авдеевой (МГППУ) был посвящен изложению экспериментального исследования, в котором изучались специфические особенности взаимодействия матери и ребенка раннего возраста в различных социокультурных средах (Москве и Одессе). Результаты показали, что матери в Одессе преимущественно ориентируются на групповые ценности (взаимозависимость), а в Москве — на автономные (независимость, индивидуализм). Московские матери менее отзывчивы и склонны использовать во взаимодействии с ребенком первичный контроль (особенно в ситуации слабого стресса).

В докладе Т.В. Ермоловой (МГППУ) был представлен ряд экспериментальных исследований, ставивших своей целью определение содержательных компонентов личностного новообразования, формирующегося на этапе перехода от дошкольного к школьному возрасту (кризиса 7 лет). По совокупности полученных данных автор выделяет в качестве личностного новообразования кризиса семи лет — «чувство социальной компетентности», выступающее в поведении детей в форме реального ролевого поведения, складывающегося у дошкольников в ходе общения с окружающими (взрослыми и сверстниками) и обладающего достаточно надежной прогностично- стью при определении готовности ребенка к школе.

Исследование А.В. Болбочану (НИИ педагогики, Молдова) было посвящено роли общения со взрослым в интеллектуальном развитии ребенка. Экспериментальные данные показали, что в младшем школьном возрасте уровень общения ребенка со взрослым надежно коррелирует с показателями умственного развития ребенка.

В докладе Л. Василевой (Институт психологии БАН, Болгария) было представлено исследование, посвященное взаимосвязи структуры семьи и взаимоотношений между родителями и детьми 11, 13 и 15 лет. Полученные данные показали, что подростки, которые удовлетворены взаимоотношениями в семье, легче разговаривают с родителями о важных для них делах и проблемах. У детей с низкой степенью удовлетворенности семейной атмосферой контакты с родителями гораздо более заторможены: около половины из них беспроблемно разговаривают с матерью и только 26% — с отцом.

О.П. Гаврилушкина (МГППУ) рассказала о своем исследовании соотношения действенных и речевых компонентов общения у детей с расстройствами интеллекта. В докладе были выделены два типа диалога: монологизированный и интерактивный. В исследовании было показано, что у детей с задержками развития ослаблена связь между словом и действием, в результате у них преобладает «монологизиро- ванный» диалог.

Во второй день конференции были заслушаны доклады, посвященные воплощению идей М.И. Лисиной в практику воспитания детей. Л.Н. Галигузова (ПИ РАО) сделала доклад о принципах построения личностно-ориентированных образовательных программ для дошкольников и проиллюстрировала их на примере программы развития и воспитания детей раннего возраста «Первые шаги». С.Ю. Мещерякова (ПИ РАО) рассказала о научных основаниях диагностики психического развития детей младенческого и раннего возраста, построенных на положениях концепции М.И. Лисиной. В докладе К.С. Тага- ревой (Пловдивский университет, Болгария) было представлено содержание коррекционных программ, направленных на развитие коммуникативной и предметной деятельности у детей, лишенных родительского попечительства. Доклад Е.Г. Шеиной (МГППУ) был посвящен вопросам экспертизы игрушек и игровых материалов. Были выделены критерии психолого-педагогической оценки игрушек, показаны достижения, трудности и перспективы в этой области.

В заключение конференции состоялся вечер воспоминаний, где ученики, друзья и коллеги рассказывали о Майе Ивановне Лисиной. Все участники подчеркивали ее разносторонние творческие способности, силу духа и огромное обаяние, которое притягивало к ней самых разных людей.

Информация об авторах

Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 989
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 709
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0