Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 3. С. 80–87
ISSN: 2658-3100 (online)
«Навыки конструктивного общения». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: навыки конструктивного общения, эмпатия, агрессия
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Для цитаты: Попова Е.Б. «Навыки конструктивного общения». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 80–87. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27618 (дата обращения: 07.10.2024)
Полный текст
Цели, задачи, формы проведения курса, ожидаемые результаты
Обучение навыкам общения должно стать важной частью воспитания и обучения, особенно школьного. Оно призвано помочь подрастающим молодым людям ориентироваться в непростых жизненных ситуациях и находить из них достойные выходы. Такое обучение дает возможность подростку «примерить» на себя манеру поведения человека уверенного, но не агрессивного, уважающего другого и себя самого. На занятиях можно попытаться взглянуть на мир глазами этого человека, «отработать» его реакции на различные жизненные ситуации, а затем полученные умения активно применять в жизни.
Программа элективного курса «Навыки конструктивного общения»для учащихся 9-х классов предусматривает получение знаний, развивающих общий кругозор, а также навыков и умений, способствующих успешной учебной деятельности и самообразованию. Курс согласуется с такими учебными предметами, преподаваемыми в 9-х классах, как «Риторика» и «Экономика».
Основная цель курса — развитие коммуникативной компетентности учащихся. Для ее достижения необходимо решение задачи развития у учащихся следующих умений и навыков: — навыков общения в различных ситуациях с последующим выбором оптимальной модели поведения;
— способности к рефлексии и к анализу данных самонаблюдения;
— чувства уверенности в своих силах;
— интереса к окружающим людям;
— чувства понимания и сопереживания другим людям.
Курс «Навыки конструктивного общения» рассчитан на 17 часов. Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема содержит теоретический материал и практические занятия, на которых он закрепляется (обсуждение проблемных вопросов и дискуссий, анализ ситуаций, ролевые игры, тренинговые упражнения, разыгрывание ситуаций, проведение и анализ результатов анкетирования и тестирования).
Приемы и методы обучения:
— приемы актуализации субъектного опыта;
— методы диалога и полилога;
— игровые методы;
— рефлексивные методы и приемы;
— тренинговые упражнения;
— методы диагностики и самодиагностики.
Основные формы организации учебных занятий, учитывающие психологические и возрастные особенности учащихся:
— урок-практикум;
— урок-зачет;
— мини-лекция.
Ожидаемые результаты данного курса.
1. Учащиеся должны освоить: понятия «навык», «общение», «конструктивное общение», «потребность в общении», «эмпатия»; отличия уверенного, неуверенного и агрессивного поведения на вербальном и невербальном уровнях; причины неуверенного поведения; особенности восприятия собеседниками друг друга при вербальном и невербальном общении; свои сильные и слабые стороны в сфере общения (что помогает и что мешает им успешно общаться).
2. Учащиеся должны уметь: применять на практике навыки уверенного поведения, правила интерпретации языка тела и речевой коммуникации, способы расположения к себе собеседника; владеть эффективным слушанием; выражать и принимать благодарность; предлагать другому свою помощь и самому просить о помощи; сказать «нет».
Оценка знаний учащихся по программе | данного курса предполагается в два этапа. К первому этапу относится работа во время практических занятия, на которых отслеживается качество усвоения теоретических знаний по каждой теме курса. Данные наблюдения фиксируются в дневнике психолога. Второй этап — это итоговое занятие «Интервью-2», на котором применяются изученные практические навыки общения.
Систематический контроль знаний способствует формированию у учащихся внимательного и ответственного отношения к учебному материалу, гарантирует прочность усвоения знаний и навыков большинством обучаемых.
Учебно-тематический план программы представлен в табл. 1.
Табл. 1. Учебно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение. Философия навыка |
1 |
1 |
|
2 |
Диагностическое занятие. Ролевая игра «Интервью-1» |
1 |
|
1 |
3 |
Сочинение «Письмо себе» |
1 |
|
1 |
4 |
Невербальные средства общения. Что это такое? |
1 |
1 |
|
5 |
Невербальные средства общения |
1 |
|
1 |
6 |
Развитие адекватного понимания вербальных сообщений |
1 |
0,5 |
0,5 |
7 |
Как слушать друг друга? |
1 |
0,5 |
0,5 |
8 |
Особоеумение |
1 |
0,5 |
0,5 |
9 |
Как оказать помощь, когда тебя об этом не просят? |
1 |
0,5 |
0,5 |
10 |
Какбыть, когда необходима помощь? |
1 |
0,5 |
0,5 |
11 |
Учимся говорить «нет» |
1 |
0,5 |
0,5 |
12 |
Уверенность без агрессии |
2 |
1 |
1 |
13 |
Реалистичный взгляд на ситуаци ю неуспеха |
1 |
|
1 |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
Мини-лекция |
Принципы работы на занятиях. Изучение понятий «навык», «общение», «конструктивное общение», «потребность в общении». |
Ролевая игра |
Создание положительной мотивации на работу. |
Уро к-практикум |
Развитие рефлексивного самоанализа учащихся. |
Уро к-практикум |
Правила интерпретации языка тела. |
Уро к-практикум |
Умение интерпретировать позитивные и негативные жесты, способы расположения относительно собеседника. |
Уро к-практикум |
Правила речевой коммуникации. |
Уро к-практикум |
Изучение теории и освоение практических навыков активного, пассивного и эмпатического слушания. |
Уро к-практикум |
Учимся принимать благодарность и благодарить. |
Уро к-практикум |
«Шпаргалка» помощи другу. |
Уро к-практикум |
Умение правильно попросить о помощи. Выяснение ответа на вопрос «почему мне трудно просить о помощи?» |
Уро к-практикум |
Выяснение ответа на вопрос «умею ли я говорить “нет”». Работа с памяткой по выработке этого умения. |
Уро к-практикум |
Умение отличить на вербальном и невербальном уровнях уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Анализ индивидуальных причин неуверенного поведения. |
Уро к-практикум |
Разработка индивидуальной памятки поведения в ситуации неуспеха. |
№ |
Название темы |
Количество часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
14-15 |
Навыкиуверенного поведения |
2 |
|
2 |
Уро к-практикум |
Освоение теории и практических навыков («заигранная пластинка», «игра в туман», «негативное заявление», «негативные расспросы»). |
16 |
Ролевая игра «Интервью-2» |
1 |
|
1 |
Ролевая игра |
Применение на практике изученных практических навыков общения. |
17 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
Дискуссия |
Учащиеся анализируют результаты ролевых игр «Интервью-1»и «Интервью-2». Что изменилось за время проведения курса? |
Методические рекомендации
Основным принципом, на котором строится проведение курса, является принцип активности учащихся. Он предполагает наличие у них высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативность обучения и его соответствие социальным нормам.
Знания и умения у учащихся формируются с помощью специальных тематических упражнений, сочетающих в себе единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. То есть предлагаемая учащимся информация должна быть органически взаимосвязана с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией, а также с обусловленным ею поведением. Такая взаимосвязь предполагает возможность балансировки хода занятий, что является основным подходом к их проведению.
Для выполнения практических заданий на занятии и дома каждый учащийся получает «шпаргалку», в которой фиксируются основные теоретические моменты, что способствует более качественному освоению практических навыков.
Основные темы курса и способы их освоения представлены в табл. 2.
№ |
Название темы |
Содержание темы |
Приемы и средства организации учебно- воспитательного процесса |
Дидактические материалы |
1 |
Введение. Философия навыка |
Установление принципов работы. Изучение понятий «навык», «общение», «конструктивное общение». Выяснение вопроса «существует ли потребность в общении». Создание положительной мотивации на работу. Изучение правил общения. |
Приемы актуализации субъектного опыта |
Раздаточный материал (правила работы), бланки «Памятки 1» |
2 |
Диагностическое занятие. Ролевая игра«Интервью-1» |
Создание положительной мотивации на работу. |
Приемы актуализации субъектного опыта, обратная связь психолога («маленькие рецензии») |
Раздаточный материал, бланки для проведения рефлексии |
3 |
Сочинение «Письмо себе» |
Актуализация представлений об особенностях своего характера. Диагностика коммуникативных способностей. |
Рефлексивные методы и приемы, обратная связь психолога («маленькие рецензии») |
Раздаточный материал, бланки для проведения рефлексии |
4 |
Невербальные средства общения. Что это такое? |
Правила интерпретации языкажестов, мимики, положения тела. |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Раздаточный материал для каждого учащегося |
№ |
Название темы |
Содержание темы |
Приемы и средства организации учебно- воспитательного процесса |
Дидактические материалы |
5 |
Невербальные средства общения |
Способы расположения относительно собеседника. Позитивные и негативные жесты. |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Раздаточный материал для каждого учащегося |
6 |
Развитие адекватного понимания вербальных сообщений |
Правила речевой коммуникации. Что влияет на процесс понимания в речевом общении. |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Раздаточный материал для каждого учащегося, «Памятка 2» |
7 |
Как слушать друг друга? |
Изучение теории и освоение практических навыков активного, пассивного и эмпатического слушания. |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Бланки для проведения рефлексии, «ПамяткаЗ» |
8 |
Особоеумение |
Учимся принимать благодарность и благодарить. Учимся отличать благодарность и манипуляцию (психоаналитическая и экзистенциальная теории). |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Бланки для проведения рефлексии |
9 |
Как оказать помощь, когда тебя об этом не просят? |
«Шпаргалка» помощи другу. Чем рискует помогающий? |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Бланки для проведения рефлексии, «Памятка 4» |
10 |
Какбыть, когда необходима помощь? |
Учимся отличать манеры поведения разных людей в ситуации просьбы. Лесть, шантаж или просьба?! Почему трудно просить о помощи? |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Бланки для проведения рефлексии, «ПамяткаБ» |
11 |
Учимся говорить «нет» |
Отвечаем на вопрос «умею ли я говорить “Нет”». |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Бланки для проведения рефлексии, карточки с заданиями, «Памяткаб» |
12 |
Уверенность без агрессии |
Учимся отличать на вербальном и невербальном уровняхуверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Изучаем причины неуверенного поведения. |
Приемы актуализации субъектного опыта, игровые методы |
Предметные картинки, раздаточный материал, бланки для проведения рефлексии, «Памятка?», «Памятка 8» |
13 |
Реалистичный взгляд на ситуаци ю неуспеха |
Изучение особенностей поведения в ситуациях неуспешности. Разработка индивидуальной памятки поданной проблеме. |
Приемы актуализации субъектного опыта |
Раздаточный материал, карточки с заданиями, бланки для проведения рефлексии |
Дидактические материалы |
Карточки с заданиями, бланки для проведения рефлексии |
Раздаточный материал, бланки для проведения рефлексии |
Бланки для проведения рефлексии |
Приемы и средства организации учебновоспитательного процесса |
Психотренинговые упражнения, приемы актуализации субъектного опыта |
Приемы актуализации субъектного опыта, обратная связь психолога («маленькие рецензии») |
Приемы актуализации субъектного опыта, рефлексивные методы и приемы |
Содержание темы |
Освоение теории и практических навыков («заигранная пластинка», «игра в туман», «негативное заявление», «негативные расспросы»). |
Применение на практике изученных практических навыков общения. |
Учащиеся анализируют результаты ролевых игр «Интервью-1» и «Интервью-2». Отвечают на вопрос «что изменилось за время проведения курса». |
Название темы |
Навыки уверенного поведения |
Ролевая игра «Интервью-2» |
Итоговое занятие |
№ |
14—15 |
CD |
Г- |
Табл. 2. Основные темы курса и способы их освоения
Содержание программы «Навыки конструктивного общения»
Занятие 1
Тема. Введение. Философия навыка
Цели:
— создание атмосферы, способствующей самопознанию учащихся и активному проявлению их личности на занятиях;
— постановка группой целей своей работы;
— знакомство с факторами, обеспечивающими эффективность общения; изучение понятий «навык», «общение», «конструктивное общение»;
— установление принципов работы в группе.
Дидактические материалы: раздаточный материал (правила работы), бланки для проведения рефлексии, «Памятка 1» (по количеству учащихся).
Содержание занятия включает в себя: теоретическую часть и практическое задание.
Теоретическая часть занятия
Ее первый этап — знакомство. Учащиеся разбиваются на пары и в течение 10 минут проводят интервью друг с другом. По окончании его каждый представляет своего интервьюируемого. Слушатели задают любые вопросы. (Для знакомства можно использовать и другую игру — это зависит от особенностей учащихся.)
Второй этап — установление принципов работы на занятиях. Психолог называет примерные принципы работы:
— каждый участник говорит за себя, от своего имени. Не стоит допускать рассуждения типа: «все так думают», «большинство так считают». Рассуждения следует строить примерно так: «я думаю...», «мне кажется.»;
— не критиковать мнение товарищей, признавать право каждого на высказывание собственного мнения. Надо учиться понимать другого, чувствовать, что он хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
После этого учащиеся могут добавлять свои правила работы в группе.
Третий этап — постановка целей. Психолог называет базовую цель программы — развитие психологической компетентности в сфере общения.
После чего он объясняет, что под этим подразумевается и кратко вводит в курс проблем общения: «Если мы обратимся к толковому словарю, то выясним: навык — это опыт; конструктивный — созидательный, создающий условия для дальнейшей работы, могущий быть основой для выработки каких-либо решений; общение — взаимодействие. Многочисленные психологические исследования позволили выделить факторы, обеспечивающие эффективность общения. Каждому из нас важно знать, что это за факторы, какие средства общения мы используем и насколько хороший партнер по общению из нас получается. Для того чтобы быть способным к активному общению, человек должен осознавать как собственные сильные и слабые стороны, так и установки и состояние своего собеседника». (Условно все эти аспекты представлены в виде схемы на рис. 1.)
Средства общения могут быть разделены на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам общения относят:
— умение описывать специфику наблюдаемого поведения других людей без приписывания им собственных мотивов поведения или личностных черт;
— вербализацию чувств — умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;
— активное слушание — принятие человеком ответственности за то, что он слышит, путем подтверждения, уточнения, проверки значения и цели получаемого от другого сообщения;
— эмпатию — умение чувствовать состояние другого человека и сопереживать ему.
Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов вступающих в общение людей. Анализ мотивов предполагает выявление скрытых и явных мотивов, осознанных и неосознанных целей, которые ставит перед собой участник общения.
Предметом общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Значимость предмета общения для собеседников — залог успеха общения.
Наша работа будет направлена на то, чтобы постепенно углублять представление о себе самом и о другом как о собеседнике, и на то, чтобы расширить наши знания и умения в сфере общения».
Затем проводится дискуссия. Учащимся предлагается выразить свое отношение к высказыванию В.А. Сухомлинского: «По своей природе общение — это ежедневный труд». В ходе дискуссии психолог подводит учащихся к выводу занятия №1: общению можно и нужно учиться.
Перед тем как дать учащимся практические задания, ведущий делает три важных замечания.
1. Если у вас не все получается, это не должно обескураживать. Не все мы можем в себе изменить, тем более — сразу. Что-то так прочно вошло в нас, в наш образ мира, в нашу систему представлений, что изменить это сложно. Надо стараться осознать это «что-то» и использовать это знание для последующих попыток.
2. Если же ваши усилия увенчаются успехом, то опасайтесь излишне возгордиться. Будьте горды собой, но не забывайте о самокритичности, будьте терпимы к другим.
3. Помните: чтобы научиться эффективному общению, надо не только иметь нужные знания, но пробовать применять на практике изученную теорию.
Практическое задание
Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя, делит лист на две части вертикальной чертой. Левую отмечает знаком «+» (перечисляет свои сильные стороны в общении), а правую знаком «—» (перечисляет свои слабые стороны в общении). По желанию учащиеся зачитывают свои записи вслух.
Вопросы для проведения рефлексии (отмечается в рефлексивном дневнике):
— оцените занятие в целом по десятибалльной шкале;
— что на занятии понравилось больше всего;
— оправдались ли ваши ожидания от занятия.
Домашнее задание: дома начать вести дневник, в котором описывать все, что происходит, свои чувства, переживания, мысли.
Занятие 2
Тема: Диагностическое занятие. Ролевая игра «Интервью-1: каверзные вопросы»
Цель: мотивация учащихся на работу по развитию навыков общения.
Оборудование: видеокамера, вопросы для интервью, карточки для игры.
Содержание занятия:
Разминка: ролевая игра «Найди своего». Каждому участнику дается одна из карточек, на которых написаны названия животных: медведь, собака, свинья, кошка, корова. Необходимо, перемещаясь по кабинету, найти «своих» и объединиться в группу. Разговаривать при этом нельзя.
Основное содержание
Каждый учащийся дает психологу интервью, которое снимается на видеокамеру. Важно отметить, что учащийся отвечает на вопросы, сидя лицом к аудитории. При этом психолог занимает достаточно конфликтную позицию, задает провокационные вопросы учащимся.
Вопросы для интервью
1. Как ты думаешь, почему тебя избегают окружающие люди?
2. Твое любимое время года?
3. Страна мечты для тебя — это... ?
4. Эпоха, в которой ты бы хотел жить?
5. Назови писателя или поэта, с которым ты бы хотел встретиться?
6. Твой любимый овощ, фрукт, праздник, время дня, книга, музыкальное произведение и т. п. Почему? Объясни твой выбор.
7. Почему ты любишь животных?
8. Ты любишь ходить в гости?
9. Если ты знаешь, что в гостях, куда ты идешь, есть ребенок, берешь ли ты с собой подарок? Почему?
10. Тебе трудно быть самим собой?
11. Как ты думаешь, прожить жизнь достойно — это трудно?
12. У тебя много друзей?
13. Почему ты так выглядишь? Для тебя это важно?
14. Что ты хочешь изменить в себе?
Вопросы для проведения рефлексии (ее важно провести, чтобы снять напряжение у учащихся после пережитого волнения):
— вам было сложно отвечать на вопросы? Почему?
— в чем состояла трудность?
Занятие 3
Тема: сочинение «Письмо себе»
Цель: актуализация представлений учащихся об особенностях своего характера, коммуникативных умениях.
Оборудование: вопросы к сочинению.
Содержание занятия:
Занятие начинается с просмотра материала, снятого на предыдущем занятии.
Вопросы для обсуждения:
— расскажите о своих впечатлениях после интервью и после его просмотра.
— что-то изменилось после того, как вы просмотрели запись?
После обсуждения психолог предлагает детям написать сочинение, в котором надо: описать свои качества характера, особенности общения с окружающими людьми (родителями, учителями, сверстниками); пояснить, как эти качества помогают в общении; проанализировать, что бы тебе хотелось изменить в себе, чего бы ты хотел пожелать себе.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1646
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 2518
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1