Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 74–78
ISSN: 2658-3100 (online)
Личностное развитие будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие личности, профессионально значимые качества личности, педагогическое общение, подготовка студентов к педагогическому общению
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Для цитаты: Губина Е.В. Личностное развитие будущих педагогов в ходе их профессиональной подготовки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 74–78. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27750 (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
В последнее время в образовательный процесс средней и высшей школы внедряются различные техники и технологии, что заставляет по-иному взглянуть на роль личности учителя в воспитании и обучении детей и, в свою очередь, на процесс подготовки будущих учителей. Однако хорошая технология может служить лишь подспорьем в педагогической деятельности, в то время как решающее значение имеет взаимодействие личностей учителя и ученика.
Личностное развитие лежит в основе формирования профессионально значимых качеств у студента и его становления как профессионала (И.В. Дубровина). На профессиональное становление студентов — будущих педагогов значительное влияние оказывают их личностные характеристики, ни в какой другой профессии они не играют такой большой роли.
Студентами являются молодые люди, как правило, в возрасте 17—22 лет. Это этап активного формирования личности. На данный процесс воздействует несколько факторов, одним из них является изучение психологической науки. Психология является мощным средством развития личностного и профессионального самосознания студентов, их психологической культуры и психологической компетентности. По мнению И.В. Дубровиной [2], изучение психологии может рассматриваться как зона ближайшего развития личности.
На занятиях по психологии, проводимых нами на математическом факультете Московского городского педагогического университета, студенты знакомятся с основными теоретическими и практическими проблемами психологической науки, отражающими особенности личности и ее развития. Более тесное знакомство с вопросами познания себя, других людей, путей саморазвития возможно в рамках специальных курсов по психологии (так как на психологические дисциплины на непсихологических факультетах педвузов отводится не так много времени).
Успешность профессиональной деятельности учителя во многом определяется его способностью к эффективному общению, поскольку общение лежит в основе педагогического труда. Поэтому актуальными задачами совершенствования подготовки студентов к работе с детьми является вооружение их знаниями об особенностях педагогического общения, развитие у них качеств личности, важных для общения, формирование коммуникативных умений и навыков. С этой целью нами проводился спецкурс «Психология эффективного педагогического общения», описание которого мы приводим в данной статье.
Спецкурс направлен на повышение профессионального самосознания и развитие профессионально значимых качеств у студентов — будущих учителей. Достижение этой цели невозможно без работы над развитием личности студентов. Данный спецкурс дает возможность работать над такими личностными образованиями студентов, как самооценка, установка, эмоциональные характеристики и др.
Структура спецкурса была выстроена в соответствии с пониманием педагогического общения как субъект-субъектного взаимодействия. В русле такого подхода факторы, обеспечивающие эффективность общения, условно можно разделить на три группы: — относящиеся к «Я» педагога, к особенностям его личности (способность к рефлексии, наличие качеств, важных для общения и др.);
— связанные со средствами общения (невербальная коммуникация, навыки слушания, умение выражать свои эмоции, поддержка и др.);
— относящиеся к партнеру по общению (знание его индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей, личностных характеристик).
Спецкурс включает в себя введение — вводную лекцию о специфике педагогического общения и его функциях (в данной статье ее текст не приводится, преподаватель может подготовить ее сам) и три основных раздела:
1. личностные особенности учителя как фактор эффективности педагогического
!( общения;
2. приемы эффективного взаимодействия взрослого с ребенком;
3. особенности общения с проблемными детьми.
Всего на спецкурс отводится 26 часов.
Первый раздел спецкурса «Личностные особенности учителя как фактор эффективности педагогического общения» состоит из трех занятий. Темы их следующие.
1. Самопознание как основа успешного общения.
2. Толерантность как профессионально значимое качество личности современного учителя.
3. Эмоциональное состояние учителя как составляющая его профессионализма.
Каждое занятие состоит из лекционной части и практической работы. Теоретический и практический материал для проведения этих занятий представлен в данной статье.
При проведении занятия преподаватель может переструктурировать теоретический и практический материал по своему усмотрению. В частности, возможно подкрепление теоретического материала практическими упражнениями по ходу рассмотрения темы.
Занятие 1. Самопринятие как основа успешного общения
Теоретический материал
Качества личности учителя, важные для общения, — это качества, которые помогают конструктивно решать разнообразные педагогические проблемы, преодолевать трудности, конфликты, возникающие в педагогическом общении.
Различными авторами [1, 4 и др.] в качестве наиболее профессионально значимых выделяются следующие качества личности учителя:
— направленность на другого человека в общении, прежде всего, на положительное в нем;
— умение сопереживать, сочувствовать другим (эмпатия);
— доброта, доброжелательность;
— открытость;
— искренность;
— эмоциональная устойчивость;
— толерантность, терпимость;
— адекватная самооценка;
— принятие себя и др.
Рассмотрим подробнее такие качества, как са- мопринятие и самооценка. Принятие себя, любовь к себе — важнейшие личностные качества, определяющие успешность общения. Принятие себя является основой такого сложного психологического образования, как «Я-концепция». Оно включает в себя всю совокупность знаний, представлений человека о самом себе, систему его многочисленных самооценок и те формы поведения, которые вызываются этими представлениями и самооценками [6]. «Я-концепция» обеспечивает целостность нашего психического облика, нашего внутреннего мира, восприятие получаемой о самом себе информации, поэтому многие психологи закономерно считают это образование центральным в структуре личности. Если человек не принимает себя, то структура его «Я» деформируется, искажаются самооценки, представления о себе, формируется мощная система защитных и манипулятивных механизмов.
Любовь к себе возникает в самом раннем детстве благодаря тому, что родители просто любят ребенка за то, что он есть на белом свете. Во всех исследованиях, проведенных как в нашей стране, так и за рубежом, выявляется, что дети, растущие вне семьи, характеризуются низким уровнем самопринятия. А это влечет за собой существенные нарушения в отношении к себе, к другим людям, к окружающему миру. Часто причина нелюбви и агрессивного отношения многих учителей и родителей к детям заключается в нелюбви и плохом отношении к самим себе. Потому что человек, который плохо относится к себе, не может любить и уважать других.
Высокий уровень самопринятия открывает для человека широкие возможности для самоактуализации, самореализации (А. Маслоу). Такие выдающиеся личности, как Дж. Вашингтон, Б. Спиноза, А. Эйнштейн, П.А. Кропоткин и др.? обладали высоким уровнем самоодобрения. Людям с оптимальным уровнем самоодобрения свойственны следующие навыки и способности:
— верность собственным принципам, несмотря на противоположные мнения других, в сочетании с достаточной гибкостью и умением изменить свое мнение, если оно ошибочно;
— способность действовать по своему усмотрению, не испытывая вины или сожаления в случае неодобрения со стороны других;
— способность не тратить время на чрезмерное беспокойство о завтрашнем и вчерашнем дне;
— умение сохранять уверенность в своих способностях, несмотря на временные неудачи и трудности;
— умение ценить в каждом человеке личность и понимать его полезность независимо от уровня его способностей и занимаемого положения;
— относительная непринужденность в общении, умение как отстаивать свою правоту, так и соглашаться с мнением других;
— умение принимать комплименты и похвалу без притворной скромности;
— умение оказывать сопротивление чужому воздействию;
— способность понимать свои и чужие чувства, подавлять эмjциональные порывы;
— способность находить удовольствие в самой разнообразной деятельности, включая работу, игру, общение с друзьями, творческое самовыражение или отдых;
— чуткое отношение к нуждам других, соблюдение принятых социальных норм;
— умение находить в людях хорошее, верить в их порядочность, несмотря на их недостатки.
Самопринятие и самооценку можно и нужно развивать. Американский психотерапевт Вирджиния Сатир отмечает, что «к счастью для всех нас существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в процессе научения» [9].
Существуют различные пути повышения уровня самопринятия и самооценки.
1. Говорить себе самому о своей самоценности. Этот путь предложила Вирджиния Сатир. В своей книге «Как строить себя и свою семью» [9, c. 22] она приводит «Декларацию моей самоценности» — своеобразный гимн самому себе:
«Я — это Я.
Во всем мире нет никого в точности такого же, как я.
Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, — тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос; все мои действия, обращенные к другим людям и к себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи.
Мне принадлежат все мои победы и успехи.
Я могу полюбить себя и подружиться с собой. Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам.
Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня, и есть во мне что-то, чего я не знаю. Но поскольку я дружу с собой и люблю себя, я могу осторожно и терпеливо узнавать все больше и больше разных вещей о себе.
Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, чтобы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.
Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.
Я — это Я, и Я — это замечательно».
2. Повышение уровня успеха или снижение уровня притязаний. Вспомним формулу самоуважения американского философа и психолога Уильяма Джеймса: самоуважение — это успех, деленный на уровень притязаний.
Добиваясь успеха в различных видах деятельности, мы тем самым сможем повысить свою самооценку. Понижение уровня притязаний также является способом повышения самоуважения личности, хотя и менее конструктивным.
3. Повышение компетентности: развитие умений и навыков в самых разных областях, в том числе умения налаживать контакты, общаться с самыми разными людьми; расширение уровня притязаний.
4. Организация обратной связи, получение поддержки от других людей способствует повышению самопринятия.
5. Самоанализ и самоконтроль, в ходе проведения которых можно выявить сильные и слабые стороны своей личности, найти внутренние опоры для того, чтобы справляться с трудностями в жизни. Самопознание является основой успешного общения, познания другого человека. Эффективное педагогическое общение предполагает осознание учителем самого себя, своих личностных профессионально значимых качеств, своих профессиональных и жизненных целей, установок, которые помогают добиваться успеха.
Практическая работа
I. Диагностика самопринятия с помощью «Теста двадцати высказываний» [6]
Инструкция: «Дайте 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Можно отвечать одним словом или словосочетаниями. Верных или неверных ответов не существует. Записывайте то, что сами считаете характерным для себя».
Критерии оценки самопринятия:
— количество характеристик (уровень самопрезен- тации) находится на среднем уровне (не меньше 8 и не больше 20);
— преобладание личностных характеристик над ролевыми;
— отсутствие темы неуспешности в высказываниях;
— преобладание положительных характеристик над отрицательными;
— высказывания о себе относятся в большей мере к настоящему времени.
II. Упражнения на получение обратной связи от других людей [7, 10, 11]
Цели: повышение самооценки, получение поддержки от группы.
Участники группы стоят в кругу. Один из участников выходит в круг и рассказывает о любом своем качестве, умении или таланте (например, «я умею играть в большой теннис»). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить: «Это здорово!» — и одновременно поднять вверх большой палец. Затем по очереди в круг выходят другие участники.
Участники разбиваются на подгруппы по шесть человек.
Инструкция: «Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладони написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из пальцев полученного чужого рисунка вы пишете какое- нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Мне нравится, как ты танцуешь» и т. п.). Другой человек делает запись на другом пальце и т. д., пока лист не вернется к владельцу».
В конце упражнения участники забирают листы со своими ладонями.
Обсуждение:
— Какие чувства вы испытали, когда читали надписи на своей ладони?
— Все ли достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
Участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится. Затем он говорит об этом вслух, т. е. делает комплимент партнеру. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова соседу, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Участник, которому сделан комплимент, должен поблагодарить, а затем сделать свой комплимент другому и т. д. по кругу до тех пор, пока все участники не скажут что-то приятное партнеру.
Если кто-то из участников не готов к тому, чтобы сделать комплимент, он имеет право пропустить ход и высказаться после всех.
Участники должны подумать над тем, где и чем может быть полезен им каждый член группы. Например, с одним можно сходить на футбол, с другим начать бизнес и т. д. Таким образом анализируется список всех членов группы. При обсуждении в большом кругу каждый узнает ответ на вопрос «На что же я гожусь?».
5. «Социологический опрос “Образ”»
Инструкция: «Сейчас в течение 5 минут мы проведем социологический опрос для того, чтобы выяснить, с кем или с чем вы ассоциируетесь у большинства участников, образ какого литературного героя или персонажа вы напоминаете окружающим. Для этого вы должны подойти к возможно большему числу присутствующих и предложить им продолжить фразу «Больше всего я похож на ...». Человек, к которому вы подошли, может продолжить эту фразу, например, конкретным именем или любым другим наименованием. Это может быть имя киноактера или политического деятеля, название животного или птицы и т. п. Главное — выделить не похожие внешние данные, а сходство характера, привычек, взглядов, всего образа жизни».
По очереди составляются образы каждого участника.
III. Упражнения на самоанализ и самоконтроль [7, 10]
Цель: развитие навыков самопознания, умения мыслить о себе в положительном ключе.
Инструкция: «Доброта лежит в основе взаимоотношений. Вспомните, какие добрые дела вы сделали за вчерашний день и тех людей, кому они были адресованы. Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагодарил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности?»
Обсуждение может проходить либо в большом кругу, либо в группах по 7—8 человек.
Инструкция: «Представьте, что вам надо назначить встречу с совершенно незнакомым человеком. Как он вас узнает? Выделите свою самую яркую индивидуальную черту и запишите на отдельный лист бумаги. Это может быть особенность походки или какая-либо привычка (например, поправлять очки) и т. п.».
Преподаватель собирает листы с записями. Перемешав их, зачитывает текст, а участники группы должны узнать, к кому относится каждое описание.
Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может являться точкой опоры в трудные моменты жизни. Важно высказываться прямо, без всяких «но», «если» и т. п. Любая самокритика и самоосуждение пресекаются.
Инструкция: «Составьте список ваших слабых сторон. Запишите его на левой половине листа. На правой стороне против каждого пункта укажите те положительные качества, которые им можно противопоставить».
Обсуждение может проходить в группах по 3—4 человека.
Домашнее задание
Составьте текст брачного объявления. В нем, прежде всего, укажите свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком большое внимание физическим данным, а также писать о наличии материальных ценностей (квартиры, дачи, машины и т. п.) Как можно подробнее опишите свои личностные характеристики, свои особенности, которые могут влиять на будущую семейную жизнь: отношение к быту, отдыху, семейному хозяйству, воспитанию детей и др.; наличие родственников, друзей, домашних животных и пр.
Не забудьте в нескольких словах охарактеризовать ваш идеал. Каким вы его себе представляете? Описание идеала не должно занимать больше трети всего объявления.
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 934
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 782
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0