Современная зарубежная психология
2024. Том 13. № 3. С. 93–101
doi:10.17759/jmfp.2024130309
ISSN: 2304-4977 (online)
Ролевые ожидания в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса
Аннотация
В статье представлен анализ зарубежных исследований, посвященных ролевым ожиданиям (экспектациям) участников образовательного процесса как важного условия эффективности обучения и воспитания обучающихся. Показано, что, наряду с существенными достижениями в понимании причин и механизмов ролевых ожиданий, большинство исследователей сосредоточивают внимание преимущественно на экспектациях учителей от академических достижений школьников и студентов. Изучаются такие предпосылки формирования ролевых ожиданий учителей, как социально-экономический статус, пол, национальные и расовые особенности учащихся, а также специфика культуры образовательного учреждения. Меньше изучена проблема согласованности взаимных ролевых ожиданий педагогов и обучающихся как основы для построения их межличностного взаимодействия. Не удалось выявить работы, в которых взаимные экспектации участников образовательного процесса рассматриваются как единая система педагогического взаимодействия, оказывающая влияние на эффективность обучения и воспитания школьников. На основании теоретического анализа зарубежных исследований ролевых ожиданий делается вывод о необходимости дальнейшего изучения данного феномена с учетом целей и задач профессиональной деятельности школьных учителей, а также интересов, личностных ценностей и потребностей других участников образовательного процесса, главным образом — учеников и их родителей.
Общая информация
Ключевые слова: ролевые ожидания, экспектации, участники образовательного процесса, педагогическое общение, взаимодействие, школа, учитель, ученик
Рубрика издания: Психология образования и педагогическая психология
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2024130309
Получена: 04.07.2024
Принята в печать:
Для цитаты: Орлов В.А., Крушельницкая О.Б., Терехова Е.С. Ролевые ожидания в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 3. С. 93–101. DOI: 10.17759/jmfp.2024130309
Полный текст
Введение
Ожидания родителей и педагогов от учебных достижений школьников
Какие факторы влияют на формирование экспектаций?
Взаимные ролевые ожидания в системе педагогического взаимодействия
Выводы
Литература
- Коттл Т.В., Крушельницкая О.Б., Орлов В.А. Взаимодействие психолога с субъектами образовательного процесса в школах США // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 2. С. 165—178. DOI:10.17759/sps.2018090211
- Орлов В.А. Структура экспектаций в системе межличностного взаимодействия [Электронный ресурс] // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т: Т. 3 / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. С. 302—305. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24855766 (дата обращения: 05.09.2024).
- Орлов В.А. Экспектации субъектов образовательного процесса относительно роли школьного психолога как фактор эффективности их взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 180 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации»: С изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) [Электронный ресурс] / Государственная Дума РФ. 2012. 184 с. // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.09.2024).
- Aouad J., Bento F. A Complexity Perspective on Parent-Teacher Collaboration in Special Education: Narratives from the Field in Lebanon // Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity. 2020. Vol. 6. № 1. Article ID 4. 18 p. DOI:10.3390/joitmc6010004
- Are family-teacher communication quality and child and family characteristics associated with head start children's classroom engagement? It's complicated / W. Ochoa, L.-W. Li, F. Kiyama, Ch.M. McWayne // Early Childhood Research Quarterly. 2024. Vol. 67. P. 34—43. DOI:10.1016/j.ecresq.2023.11.007
- Associations between teacher expectations and racial disproportionality in discipline referrals / М.R. Santiago-Rosario, S.A. Whitcomb, J. Pearlman, K. McIntosh // Journal of School Psychology. 2021. Vol. 85. P. 80—93. DOI:10.1016/j.jsp.2021.02.004
- Brault M.-Ch., Janosz M., Archambault I. Effects of school composition and school climate on teacher expectations of students: A multilevel analysis // Teaching and Teacher Education. 2014. Vol. 44. P. 148—159. DOI:10.1016/j.tate.2014.08.008
- Consensus and discrepancies on quality: Mentor and student teacher statements on work placement mentoring / L. Manderstedt, H. Anderström, R.F. Sädbom, J. Bäcklund // Teaching and Teacher Education. 2022. Vol. 116. Article ID 103762. 11 p. DOI:10.1016/j.tate.2022.103762
- Educators’ perspectives related to preparatory education and integration training for immigrants in Finland / B.B. Taylor, M. Wingren, A. Bengs, H. Katz, E. Acquah // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 128. Article ID 104129. 10 p. DOI:10.1016/j.tate.2023.104129
- Examining the role of parents and teachers in executive function development in early and middle childhood: A systematic review / S. Koşkulu-Sancar, E. van de Weijer-Bergsma, H. Mulder, E. Blom // Developmental Review. 2023. Vol. 67. Article ID 101063. 40 p. DOI:10.1016/j.cedpsych.2023.101063
- Gershenson S., Holt S.B., Papageorgec N.W. Who believes in me? The effect of student—teacher demographic match on teacher expectations // Economics of Education Review. 2016. Vol. 52. P. 209—224. DOI:10.1016/j.econedurev.2016.03.002
- How teachers form educational expectations for students: A comparative factorial survey experiment in three institutional contexts / S. Geven, Ø.N. Wiborg, R.E. Fish, H.G. van de Werfhorst // Social Science Research. 2021. Vol. 100. Article ID 102599. 20 p. DOI:10.1016/j.ssresearch.2021.102599
- Jackson D., Power T., Usher K. Understanding doctoral supervision in nursing: ‘It's a complex fusion of skills’ // Nurse Education Today. 2021. Vol. 99. Article ID 104810. DOI:10.1016/j.nedt.2021.104810
- Jahreie J. Early childhood education and care teachers’ perceptions of school readiness: A research review // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 135. Article ID 104353. 17 p. DOI:10.1016/j.tate.2023.104353
- Johnston O., Wildy H., Shand J. ‘That teacher really likes me’ — Student-teacher interactions that initiate teacher expectation effects by developing caring relationships // Learning and Instruction. 2022. Vol. 80. Article ID 101580. 9 p. DOI:10.1016/j.learninstruc.2022.101580
- Kupila P., Fonsén E., Liinamaa T. Expectations of leadership in the changing context of Finnish early childhood education // Teaching and Teacher Education. 2023. Vol. 133. Article ID 104277. 10 p. DOI:10.1016/j.tate.2023.104277
- Modifying biased teacher expectations in mathematics and German: A teacher intervention study / M.P. Neuenschwander, C. Mayland, E. Niederbacher, A. Garrote // Learning and Individual Differences. 2021. Vol. 87. Article ID 101995. 9 p. DOI:10.1016/j.lindif.2021.101995
- Novita S., Schönmoser C., Lipowska M. Parent and teacher judgments about children’s mathematics and reading competencies in primary school: Do parent judgments associate with children’s educational outcomes? // Learning and Individual Differences. 2023. Vol. 105. Article ID 102302. DOI:10.1016/j.lindif.2023.102302
- Ogg J., Anthony Ch.J., Wendel M. Student-teacher conflict or student-school conflict? Exploring bidirectional relationships between externalizing behavior and teacher conflict // Early Childhood Research Quarterly. 2024. Vol. 67. P. 44—54. DOI:10.1016/j.ecresq.2023.11.002
- Rajuan M., Beijaard D., Verloop N. The match and mismatch between expectations of student teachers and cooperating teachers: exploring different opportunities for learning to teach in the mentor relationship // Research Papers in Education. 2010. Vol. 25. № 2. P. 201—223. DOI:10.1080/02671520802578402
- Rosenthal R. Interpersonal expectancy Effects: A 30-year perspective // Current Directions in Psychological Science. 1994. Vol. 3. № 6. P. 176—179. DOI:10.1111/1467-8721.ep10770698
- Rosenthal R., Jacobson L. Pygmalion in the classroom: teacher expectation and pupils’ intellectual development. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1968. 240 p.
- Soto-Ardila L.M., Caballero-Carrasco A., Casas-García L.M. Teacher expectations and students’ achievement in solving elementary arithmetic problems // Heliyon. 2022. Vol. 8. № 5. Article ID e09447. 8 p. DOI:10.1016/j.heliyon.2022.e09447
- Systems view of school climate: A theoretical framework for research / K.M. Rudasill, K.E. Snyder, H. Levinson, J.L. Adelson // Educational Psychology Review. 2018. Vol. 30. № 1. P. 35—60. DOI:10.1007/s10648-017-9401-y
- Teacher expectation effects on the development of elementary school students’ mathematics-related competence beliefs and intrinsic task values / F. Siems-Muntoni, S. Dunekacke, A. Heinze, J. Retelsdorf // Contemporary Educational Psychology. 2024. Vol. 76. Article ID 102255. 11 p. DOI:10.1016/j.cedpsych.2023.102255
- Teacher judgements and gender achievement gaps in primary education in England, Germany, and the US / M. Olczyk, S. Gentrup, T. Schneider, A. Volodina, V.P. Casoni, E. Washbrook, S.J. Kwon, J. Waldfogel // Social Science Research. 2023. Vol. 116. Article ID 102938. 17 p. DOI:10.1016/j.ssresearch.2023.102938
- The quality of verbal feedback given by nursing near-peer tutors: A qualitative study / S.Q. Yoong, W. Wang, A.Ch. Wei Seah, H. Zhang // Nurse Education Today. 2023. Vol. 130. Article ID 105944. DOI:10.1016/j.nedt.2023.105944
- Timmermans A.C., Rubie-Davies C.M. Gender and minority background as moderators of teacher expectation effects on self-concept, subjective task values, and academic performance // European Journal of Psychology of Education. 2022. Vol. 38. P. 1677—1705. DOI:10.1007/s10212-022-00650-9
- Timmermans A.C., Rubie-Davies Ch.M., Wang Sh. Adjusting expectations or maintaining first impressions? The stability of teachers' expectations of students’ mathematics achievement // Learning and Instruction. 2021. Vol. 75. Article ID 101483. 13 p. DOI:10.1016/j.learninstruc.2021.101483
- Timmermans A.C., van der Werf M.P.G., Rubie-Davies C.M. The interpersonal character of teacher expectations: The perceived teacher-student relationship as an antecedent of teachers' track recommendations // Journal of School Psychology. 2019. Vol. 73. P. 114—130. DOI:10.1016/j.jsp.2019.02.004
- Van den Broeck L., Demanet J., Van Houtte M. The forgotten role of teachers in students’ educational aspirations. School composition effects and the buffering capacity of teachers’ expectations culture // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 90. Article ID 103015. 11 p. DOI:10.1016/j.tate.2020.103015
- Walker-Dalhouse D., Dalhouse A.D. When two elephants fight the grass suffers: Parents and teachers working together to support the literacy development of Sudanese youth // Teaching and Teacher Education. 2009. Vol. 25. № 2. P. 328—335. DOI:10.1016/j.tate.2008.07.014
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 98
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 37
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 16