Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 4. С. 83–89
ISSN: 2658-3100 (online)
'Я пришел в этот мир'. Коррекционно-развивающая программа (окончание)
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Для цитаты: Галочкина Т.Ю. 'Я пришел в этот мир'. Коррекционно-развивающая программа (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 4. С. 83–89. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n4/27756 (дата обращения: 02.12.2024)
Полный текст
Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №3 за 2009 год.
Занятие 8
1. Игра «Солнечный зайчик» (автор Н.Л. Кряжева)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Оборудование: зеркало, магнитофон, запись спокойной музыки.
Ход игры. Психолог говорит детям: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке. Аккуратно поглаживай, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладь его там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а ты погладь его и подружись с ним.
Улыбнись ему!»
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).
Оборудование: два картонных круга («полянки») двух цветов — желтого и красного, бабочки только одного цвета (желтого или красного) и одинакового размера.
Ход игры. Взрослый кладет перед ребенком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это — ее домик». Затем берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это не такой цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою поляну». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка желтого цвета и все бабочки тоже желтого цвета».
Цели: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, памяти, внимания; обогащение сенсорного опыта.
Оборудование: емкость с песком.
Ход упражнения: психолог обращает внимание ребенка на песочницу, в которой песок лежит ровно, образуя гладкую поверхность. Взрослый показывает ребенку, как можно оставлять следы на песке: пальчиком, кулачком, кистью руки, ребром ладони. Затем он пальчиком ребенка рисует круг и объясняет, что нарисован «круг». При повторении упражнения психолог вместе с ребенком рисует солнышко.
Занятие 9
Цели: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение его эмоционального тонуса.
Ход упражнения: психолог встречает ребенка с двумя мягкими игрушками — утенком и зайчиком. Объясняет ребенку, что у зайчика есть друг — утенок. Ребенок здоровается с игрушками.
Цель: развитие зрительной ориентировки на форму предметов.
Оборудование: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.
Ход игры: психолог предлагает ребенку собрать две пирамидки — одну из кубиков, другую из шариков, нанизывая их на стержни. Он обращает внимание малыша на разную форму этих предметов: «Тут все такие круглые — шарики (указывает на одну подставку), а здесь не такие — кубики (указывает на другую подставку)».
3. Игра «Дорожки для утенка и зайчика»
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).
Оборудование: мозаика двух цветов (желтого и красного), две игрушки — желтый утенок и красный заяц (или наоборот).
Ход игры: психолог показывает ребенку игрушки и предлагает построить для каждого свою дорожку того же цвета, какого эта игрушка. При этом используется метод сличения. Взрослый обращает внимание малыша на цвет кирпичиков: «Для утенка надо построить такую дорожку (показывается кирпичик и называется цвет), а для зайки — дорожку другого цвета, такую, как этот кирпичик». Вначале делается желтая дорожка для утенка, потом — красная для зайчика. Затем зверушки меняют дорожки: утенок идет по красной дорожке, зайчик — по желтой.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог предлагает ребенку помочь утенку найти свою маму. При этом он начинает сжимать и разжимать пальцы рук и произносит потешку:
«Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи».
Ребенку предлагается выполнить упражнение, подражая действиям взрослого.
Занятие 10
Цели: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение его эмоционального тонуса.
Психолог встречает ребенка с мягкой игрушкой — котенком. Ребенок здоровается с игрушкой.
Цель: обучение ребенка умению, удерживая клубок одной рукой, другой выполнять специфические действия — наматывать нитку на клубок.
Оборудование: клубок ниток, игрушка — котенок, привязанный к концу нитки клубка.
Ход игры: психолог предлагает ребенку поиграть с котенком. Он разматывает клубок и вытягивает нитку. Затем просит малыша наматывать нитку на клубок, обращая при этом его внимание на приближающуюся игрушку. При затруднениях используются совместные действия.
Цель: развитие восприятия, внимания.
Оборудование: две карточки с изображением котенка, одна из которых разрезана пополам.
Ход игры: ребенку выдается карточка-образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребенок освоит это задание, можно складывать картинку без помощи образца.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход упражнения: психолог предлагает ребенку показать с помощью пальчиков «кошку» и демонстрирует, какое при этом должно быть положение пальцев: средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец — подняты вверх. При этом произносится потешка:
«А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке».
Занятие 11
Цели: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение эмоционального тонуса ребенка.
Психолог встречает ребенка с мягкой игрушкой — зайчиком. Ребенок здоровается с игрушкой и вместе с психологом называет и показывает части тела на игрушке.
2. Игра «Построй домик для зайчика»
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).
Оборудование: два кубика разного цвета, две призмы таких же цветов.
Ход игры: психолог строит домики — на кубик ставит призму такого же цвета и говорит ребенку: «Смотри, какие получились домики. Но вдруг налетел ветер и сломал домики (он дует на дома и убирает крыши)». Затем взрослый просит малыша: «Помоги, построй такие же домики для зайчика». При затруднениях психолог показывает, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами взрослого: «У этого домика крыша такого же цвета, как сам домик (называет цвет), а у этого домика крыша не такая, другого цвета (называет цвет)».
Цель: обучение умению выполнять соотносящиеся действия.
Оборудование: игрушка — сшитый из плотной ткани зайка, части которого прикреплены одна к другой с помощью липучек.
Ход игры. Психолог читает стихи А. Барто:
«Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок».
Затем он говорит: «Наш зайка промок, у него отсоединились все лапки. Соберем зайку!» При затруднениях используются совместные действия и показ.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог сидит рядом с ребенком. Локоть его руки расположен на столе. Своей кистью он показывает «зайку» (указательный и средний пальцы выпрямлены, большой — прижимает безымянный и мизинец) и произносит потешку:
«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит».
Затем психолог предлагает малышу самому изобразить зайчика из пальчиков. После чего наклоняет кисть своей руки в сторону ребенка и говорит: «Здравствуй, зайка! Вот и у тебя получился зайка».
В конце игры психолог спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в «зайку». Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.
Занятие 12
1. Упражнение «С добрым утром»
См. занятие 2.
Цель: развитие зрительной ориентировки на форму предметов, формирование практических способов ориентировки (метод проб).
Оборудование: коробка с двумя прорезями (квадратной и круглой), шарики и кубики одного цвета и размера, находящиеся на подносе.
Ход игры: психолог ставит перед ребенком коробку с прорезями, обращает внимание на форму прорезей и предлагает опустить в нее предметы с подноса. Вначале взрослый совместно с ребенком опускает разные формы в разные прорези, пользуясь методом проб, и комментирует действия: берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик».
Затем взрослый предлагает ребенку по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и формы предмета. В дальнейшем ребенку предлагается самостоятельно опускать кубики и шарики.
Цель: пробуждение интереса к действиям с предметами окружающего мира, к овладению практическими способами выявления свойств этих предметов.
Оборудование: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.
Ход игры: психолог показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него один шарик и один кубик. Второй кубик он дает ребенку рассмотреть и потрогать. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет и поясняет выполненное малышом действие: «Ты достал такой же предмет — кубик». Задание повторяется с шариком.
Цель: развитие мелкой моторики
Ход игры: психолог предлагает ребенку с помощью пальчиков показать колечко и демонстрирует положение пальцев: большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону. При этом произносит потешку:
«Выйду на крылечко, вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке».
Занятие 13
См. занятие 8.
Цель: развитие ориентировки на количественный признак (много — мало).
Оборудование: два пустых прозрачных кувшина, фасоль в мешочке, кружка.
Ход игры: психолог показывает ребенку, как набирать кружкой фасоль и пересыпать ее в кувшин. Когда ребенок заполнит первый кувшин, психолог говорит: «Здесь много фасоли». Остальную фасоль ребенку предлагается насыпать в другой кувшин. Психолог обращает внимание малыша на количество фасоли в кувшинах: «Посмотри, как здесь мало. Больше нет. Сколько здесь? Ма-а-ало (сопровождает жестом). А там сколько? Мно-о-ого (также сопровождает жестом)».
3. Игра «Опусти игрушку в свой домик»
Цель: пробуждение интереса к свойствам предметов окружающего мира, к овладению практическими способами выявления свойств этих предметов.
Оборудование: две коробки, в одной из которых сделана круглая прорезь, во второй — квадратная. Шарики и кубики одного цвета и размера, находящиеся на подносе.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры. Психолог предлагает ребенку поиграть своими пальцами: сжимает пальцы в кулак, а затем поочередно разгибает их, начиная с большого, и произносит потешку:
«Большой палец встал один,
Указательный — за ним.
Средний будит безымянный, Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все — «Ура!» На работу им пора».
Со словами «Встали братцы все» — широко расставить пальцы в стороны.
Занятие 14
Цели: развитие кинестетических ощущений; развитие воображения и самосознания; релаксация.
Оборудование: мягкие модули, магнитофон, звукозапись спокойной музыки.
Ход упражнения: ребенок ложится на мягкие модули, слушает психолога, выполняет требуемые им действия, комментируя их. Звучит спокойная музыка. Психолог говорит малышу: «Коля, приготовь пальчик. Дотронься им до ушка. До одного, затем до второго, приговаривая: “Это мои ушки”. Дотронься до губок, приговаривая: “Это мои губки”. Дотронься до глазика, приговаривая: “Это один глазик, это второй”» и т. д. Во время упражнения ребенок «исследует» пальцем свое тело, а психолог следит за тем, чтобы сила нажатия была безопасной для малыша.
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов методом сличения.
Оборудование: два воздушных шарика разного цвета, две ленточки таких же цветов.
Ход игры: психолог надувает один из шариков и просит ребенка дать ленточку такого же цвета, как шарик. Если ребенок дает подходящую ленточку, психолог ее завязывает и говорит: «Правильно, ты дал такую же ленточку, как шарик (при этом называется цвет)». В противном случае психолог прикладывает ленточку к шарику и говорит: «Ленточка не такого цвета, как шарик, дай другую».
3. Упражнение «Отыщи картинку»
Цели: развитие тактильных ощущений, зрительного восприятия, мелкой моторики, памяти; обогащение сенсорного опыта.
Оборудование: достаточно широкая, не слишком глубокая емкость с песком, несколько рисунков.
Ход упражнения. Психолог обращает внимание ребенка на емкость с песком: песок лежит ровно, образуя гладкую поверхность. Затем взрослый показывает ребенку свойства песка: сыплет из ладони, сквозь пальцы, разгребает, снова разравнивает. Ребенку дается время насладиться этой игрой. Затем психолог раскапывает один из рисунков, находящийся на дне емкости, обращает на него внимание ребенка и снова закапывает его. Затем также показывает другой рисунок и т. д. Разровняв весь песок, психолог просит ребенка найти тот или иной рисунок.
См. занятие 3.
Занятие 15
См. занятие 5.
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов методом сличения.
Оборудование: нарисованные на листе бумаги круги двух цветов, фломастеры таких же цветов.
Ход игры. Психолог показывает круги и говорит ребенку: «Вот шарики, они могут улететь, их надо привязать. Помоги, нарисуй ниточки к шарикам. Шарики разного цвета, каждому шарику надо нарисовать свою ниточку, возьми подходящий по цвету фломастер. Смотри внимательно, возьми фломастер такого же цвета, как этот шарик».
Цель: обучение ребенка умению продевать шнурок в отверстие.
Оборудование: дидактическая игра «Зайка» (плоскостное изображение зайца, имеющее дырочки).
Ход игры: психолог говорит: «Зайка прибежал, просит сделать ему заборчик, чтобы спрятаться от лисы. Надо помочь зайке». Каждому ребенку дается игра «Зайка». Чтобы помочь зайке, малыш должен продеть шнурок через отверстия в игрушке. При затруднениях используются совместные действия и показ.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: кисть сжата в кулачок, указательный и средний пальцы выставлены вверх. Они шевелятся — то разводятся в стороны, то сгибаются по очереди или вместе. Это ушки зайчика шевелятся. Произносится потешка:
«Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат».
В конце игры психолог спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в «зайку». Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.
Занятие 16
Психолог встречает ребенка с мягкой игрушкой — мишкой. Здоровается от имени игрушки с ребенком и приглашает поиграть вместе.
2. Игра «Построй дорожку из кирпичиков»
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов методом сличения.
Оборудование: кирпичики двух цветов, два игрушечных медвежонка.
Ход игры. Психолог показывает ребенку мишек и предлагает построить для каждого свою дорожку, обращая при этом внимание на цвет кирпичиков: «Для этого мишки надо построить дорожку такого цвета (показывает кирпичик и называет его цвет), а для этого мишки — дорожку другого цвета, такого, как этот кирпичик (показывает другой кирпичик и называет его цвет)». В конце игры мишки меняются дорожками, при этом ребенок называет их цвет.
Цель: развитие внимания, памяти.
Оборудование: игрушки — кукла, елка, зайчик, грибок.
Ход игры. Психолог называет игрушки, которые находятся перед ребенком, затем незаметно переставляет одну из них на другое место и спрашивает: «Что изменилось?»
См. занятие 5.
Занятие 17
1. Упражнение «С добрым утром»
См. занятие 2.
Цель: развитие умения соотносить цвет предметов, слушать и выполнять инструкции.
Оборудование: 4 игрушки красного, желтого, зеленого и синего цветов и столько же картонных квадратиков таких же цветов.
Ход игры: разложив квадратики на столе, психолог говорит, что зверушки заблудились и ищут свои домики. Он просит ребенка помочь зверушкам найти домик подходящего цвета (такого же, как сама зверушка). При этом необходимо помогать малышу сравнивать цвет игрушек с цветом их домиков.
Цель: развитие восприятия, внимания.
Оборудование: две карточки с изображением мяча, одна из которых разрезана пополам по вертикали.
Ход игры: ребенку выдается карточка-образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребенок освоит это задание, он может складывать картинку без помощи образца.
См. занятие 3.
Занятие 18
См. занятие 16.
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по его названию.
Оборудование: мягкая игрушка — мишка, бусы синего и зеленого цвета.
Ход упражнения: психолог обращает внимание ребенка на то, что у мишки есть бусинки разных цветов. Он предлагает малышу помочь мишке разложить бусинки по цветам, отделить синие от зеленых. Ребенок отбирает и складывает синие бусинки в баночку.
Цель: развитие восприятия, внимания.
Оборудование: две карточки с изображением медвежонка, одна из которых разрезана на три части по вертикали.
Ход игры: ребенку выдается карточка-образец и разрезанная карточка. Он должен сложить целое изображение. Когда ребенок освоит это задание, он может складывать картинку без помощи образца.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры. Психолог предлагает ребенку поиграть своими пальчиками: пальчики сжаты в кулачок, указательный и средний — вытянуты вверх и прижаты один к другому, безымянным и мизинцем стучим по большому пальцу. При этом произносится потешка:
«Мишка взял свой барабан
И ударил: трам-трам-трам».
Занятие 19
См. занятие 8.
См. занятие 3.
3. Упражнение «Мишка растерялся»
Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности ребенка, направленной на усвоение обобщающего понятия «цвет».
Оборудование: мягкая игрушка — мишка, бусы красного и желтого цвета.
Ход упражнения: психолог обращает внимание детей на мишку, который расстроен тем, что у него все бусинки перемешались и он не может их разложить по цветам. Взрослый предлагает: «Давай поможем мишке!» Ребенок сортирует бусинки по цвету. Психолог помогает ему воспроизвести название цветов.
См. занятие 13.
Занятие 20
См. занятие 15.
Цель: развитие зрительной ориентировки на цвет предметов (выбор из двух).
Оборудование: две куклы, одетые в платья разных цветов (синее и зеленое), набор посуды — блюдца, чашки, ложки этих же цветов.
Ход игры: психолог обращает внимание ребенка на кукол, которые «пришли к нему в гости». Он говорит: «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки, раздай куклам чашки». При этом объясняется, что чашки должны быть такого же цвета, какого у куклы платье. Затем психолог просит раздать куклам блюдца и ложки. При затруднениях используется метод сличения.
См. занятие 16.
См. занятие 6.
Занятие 21
См. занятие 16.
Цели: развитие умения различать, называть цвета, развитие зрительной памяти.
Оборудование: мягкая игрушка — мишка, бусы желтого и зеленого цвета.
Ход упражнения. Психолог обращает внимание детей на мишку, который грустит, потому что забыл, какого цвета у него все бусинки, и предлагает: «Давайте поможем мишке вспомнить». Малыши называют цвета бусин. В ходе упражнения можно предложить детям найти сначала все зеленые, потом все желтые бусины.
3. Упражнение «Подари мишке бусы»
Цели: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу; стимулирование зрительной поисковой деятельности ребенка, направленной на усвоение обобщающего понятия «цвет»; развитие мелкой моторики.
Оборудование: мягкая игрушка — мишка, бусы разного цвета.
Ход упражнения. Психолог обращается к детям: «Мишка собрался в гости, а подарка у него нет. Но мы можем помочь ему собрать бусы». Взрослый показывает детям, как нанизывать бусинки. Затем дети собирают бусы из разных бусинок, называя цвет каждой.
См. занятие 18.
Занятие 22
1. Упражнение «С добрым утром»
См. занятие 2.
Цели: формирование умения упорядочивать объекты по цвету, устанавливать закономерность в последовательности цветных элементов, достраивать ряд в нужной ритмической последовательности; развитие мелкой моторики.
Оборудование: бусы красного и синего цвета.
Ход упражнения: психолог показывает детям изображение цепочки, состоящей из бусинок, следующих друг за другом в определенной последовательности (красная — синяя, красная — синяя). Он обращает внимание детей на последовательность чередования цветов и предлагает продолжить цепочку, соблюдая заданный алгоритм. При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество бусинок должно постепенно увеличиваться.
Цель: развитие визуальной памяти, закрепление понятия о цвете.
Оборудование: емкость с шариками 4 цветов — желтого, синего, зеленого и красного.
Ход игры: психолог предлагает разложить шарики по цветам. При этом ребенок называет цвета шариков.
См. занятие 13.
Занятие 23
См. занятие 8.
Цель: развитие визуальной памяти, закрепление понятия о форме предмета.
Оборудование: предметы круглой и квадратной формы.
Ход игры: психолог предлагает рассортировать предметы по их форме. При этом ребенок называет форму предметов.
Цель: закрепление понятий о форме, величине, цвете предметов, развитие слухового восприятия, визуальной памяти.
Оборудование: предметы разной формы — кубики и шарики, разного размера и разных цветов: красного, желтого, синего, зеленого.
Ход игры: психолог просит ребенка подавать ему предмет, отбирая его по какому-либо одному признаку, который он назовет. Например, по цвету —любой предмет названного цвета; по форме — кубик или шарик любого цвета и размера; по размеру — любой большой предмет и т. д. Постепенно взрослый усложняет задачу и просит находить предметы, соответствующие сразу нескольким признакам. Например, принести большой кубик или красный маленький шарик и т. п.
См. занятие 11.
Литература
- Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова и др. — СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
- Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста. — М.: Сфера, 2007.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Метод. пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Экзамен, 2006.
- Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. — СПб: КАРО, 2005.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. — СПб: Речь, 2005.
- Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста: актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. — М.: Скрипторий, 2003, 2006.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей» / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Просвещение, 2007. — 164 с.
- Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. — 2000—2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1123
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 911
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0