Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 1, 2, 3, 4 за 2009 год.
2. Содержание деятельности службы практической психологии (педагога- психолога) общеобразовательного учреждения
2.6. Дополнительные направления деятельности и виды работ педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса
Наряду с выделенными ключевыми задачами (направлениями деятельности) педагога-психолога общеобразовательного учреждения, прописанными для каждой возрастной ступени, можно говорить о ряде дополнительных задач по сопровождению других участников образовательного процесса, работа с которыми строится на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. Важно отметить, что сфера деятельности педагога-психолога ориентирована в данном случае преимущественно на психолого-педагогическое сопровождение решения вопросов профессионального становления и развития специалистов, формирование и развитие коммуникативных и управленческих компетенций специалистов и руководителей и эффективного стиля их деятельности, повышение психологической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей, информационно-аналитическое обеспечение образования.
В работе с педагогами это задачи, связанные с сопровождением адаптации молодого специалиста, повышением психологической компетентности, сопровождением взаимоотношений в педагогическом коллективе, формированием эффективного стиля деятельности, сохранением и укреплением психического здоровья, профилактикой профессионального выгорания и др.
В работе с администрацией это задачи, связанные с сопровождением профессионального развития, повышением психологической компетентности, построением взаимоотношений с педагогическим коллективом, а также задачи формирования и сопровождения организационной культуры ОУ, информационно-аналитического обеспечения образования. Работа педагога-психолога по информационно-аналитическому обеспечению образования предполагает ряд таких значимых видов работ, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза, социально-психологический мониторинг. Это участие в проектировании психологически безопасной и развивающей образовательной среды, в выработке стратегии развития образовательного учреждения. Это также экспертиза воздействия психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т. п.) поставленным образовательным, развивающим и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
В работе с родителями это задачи, связанные с сопровождением адаптации обучающихся (воспитанников), построением понимающих взаимоотношений родителей и детей, повышением психологической компетентности родителей и др.
Выполнение с родителями и педагогами работ, не предусмотренных логикой учебно-воспитательного процесса конкретного образовательного учреждения, должно оговариваться отдельно [2, 12, 15, 40].
В соответствии с п.1.3. «Этического кодекса психолога службы практической психологии в системе образования Ярославской области», участие обучающихся, родителей и педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным. В случаях если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие [Этический кодекс психолога].
Психологическая служба образовательного учреждения является основой интеграции действий педагогов-психологов, педагогов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Одним из вариантов такой интеграции является работа ПМПк — психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения. ПМПк выявляет детей и подростков с отклонениями в развитии на основе комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик, психологического, педагогического, клинического обследования, а также динамического наблюдения за развитием детей в общеобразовательном учреждении. Он разрабатывает рекомендации, направленные на определение психолого-педагогических условий для получения детьми и подростками с отклонениями в развитии образования и сопутствующего медицинского обслуживания; консультирует родителей и учителей по вопросам профилактики, лечения, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с трудностями в обучении.
Работа со специалистами других учреждений и ведомств подразумевает организацию взаимодействия с педагогами, логопедами, дефектологами, медицинскими работниками, другими специалистами и региональными, муниципальными структурными единицами системы психологического обеспечения образования и воспитания с целью оказания комплексной многопрофильной помощи обучающимся. Примером такой помощи может быть определение наиболее адекватных состоянию ребенка условий обучения и воспитания через направление на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Основой такого взаимодействия могут быть образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). ППМС- центры могут осуществлять первичную и специализированную психологическую помощь всем субъектам образовательного процесса; организовывать и проводить социально-психологический мониторинг образовательной системы; анализировать состояние психологического здоровья обучающихся в образовательном пространстве территориального (муниципального) управления и предоставлять необходимую информацию территориальному (муниципальному) управлению образования для принятия управленческих решений; осуществлять психологическое проектирование образовательной среды в образовательных учреждениях своего района, осуществлять информационное, организационное и консультативное обеспечение деятельности, в том числе супервизию, педагогов- психологов общеобразовательных учреждений и психологов учреждений профессионального образования на территории своего района [Концепция развития системы].
3. Глоссарий
Адаптация к школе — психофизическое приспособление к окружающим условиям, обеспечивающее возможность выполнять учебные функции, выстраивать адекватную систему отношений со сверстниками, родителями, педагогами.
Аддиктивное поведение — поведение, включающее употребление различных токсических веществ и алкоголя на том этапе, когда еще не сформировалась физическая зависимость от них.
Ведущая деятельность — деятельность, с которой на данном этапе онтогенеза связано возникновение важнейших психических новообразований.
Готовность к школьному обучению — уровень психологического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Девиантное поведение — поведение, отклоняющееся от нормы. Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение, в свою очередь, может быть разделено на аморальное (совершение поступков, противоречащих нормам морали), противоправное, или делинквентное (совершение поступков, противоречащих нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).
Дети «группы риска» — дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. п.
Дидактогения — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и пр.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях.
Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.
Индивидуальный образовательный маршрут (индивидуальная образовательная траектория):
1) персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании;
2) разработанная старшеклассником совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражается понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, а также предметной направленности образовательных интересов и необходимости сочетания их с потребностями общества. В ней представлены результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности.
Компетенция — некая комплексная характеристика человека, проявляющаяся в конкретной деятельности или в конкретной предметной области и включающая в себя наряду со знаниями, умениями, навыками определенную мотивационную базу, когнитивные, аффективные и волевые компоненты, способности.
Общеучебные навыки — приемы учебной деятельности, которые являются общими при усвоении различных предметов: умение выделять главную мысль, владение навыками пересказа, умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять существенные признаки предмета.
Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Понятие «образовательная среда» выступает как родовое для таких понятий, как «семейная среда», «школьная среда» и т. п.
Организационная культура (ОУ) — сложная композиция важных предположений, традиций, социальных норм, образцов деятельности (часто неосознаваемых и не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации и определяющих индивидуальность организации.
Психогенная школьная дезадаптация — психогенные реакции, психогенные заболевания и психогенное формирование личности ребенка, нарушающие его субъективный и объективный статус в школе и в семье. Понимается как неадекватный способ реагирования на те или иные сложности в школьной жизни. Помимо этого понятия в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз», «дидактогенный невроз».
Психологическая служба школы — специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) — форма работы по информационному обмену участников сопровождения школьников (учителя-предметники, классные руководители, социальные педагоги, школьные психологи, врачи) в целях разработки программ сопровождения и помощи. Продолжением работы консилиума могут быть групповые и индивидуальные консультации педагогов- предметников, в результате которых общая «стратегическая» программа превращается в систему конкретных психолого-педагогических технологий работы с данным учеником, классом.
Рефлексия — анализ собственного психического состояния.
Самосознание — осознание человеком себя, своих психологических качеств и свойств.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Система образования — совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов различных уровней, государственных требований; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
Совладающее поведение (педагога):
1) осознанное поведение субъекта, направленное на устранение травмирующих факторов или адаптацию к ним способами, адекватными личностным особенностям и ситуации;
2) поведение людей, преодолевающих трудности (в отличии от избегания, защитных реакций и т. п.).
Сопровождение (психологическое) ребенка — система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития.
Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Статус — положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.
Умение учиться — специфическое обобщение способов осуществления отдельных учебных действий в целостное образование. Сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности.
Полноценная учебная деятельность включает умения:
— выделять и удерживать учебную задачу;
— самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;
— адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность;
— владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;
— использовать законы логического мышления;
— владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими;
— уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;
— иметь высокий уровень самостоятельности творческой активности.
Учебная деятельность (У. д.) — один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний. Усвоение (учение) является существенной характеристикой У. д., но это различные явления: усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности, а У. д. — это вид деятельности, особая форма социальной активности личности.
Сущность У. д. заключается в решении учебных задач, целью и результатом которых является изменение самого действующего субъекта, приводящее к овладению определенными способами действия, а не изменение предметов, с которыми действует субъект. Решение отдельной учебной задачи определяет целостный акт У. д., т. е. ту ее простейшую «единицу», внутри которой проявляется строение этого вида деятельности в целом. Осуществление такого акта предполагает актуализацию специфического мотива У. д.; определение конечной учебной цели; предварительное определение системы промежуточных целей и способов их достижения; выполнение системы собственно учебных действий; выполнение действий контроля; оценку результатов У. д.
Школьная зрелость — ступень нервно-психического развития, на которой ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья, овладевать умениями, знаниями, навыками, способностями, мотивами и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Я-концепция — организованная когнитивная структура, извлеченная из собственных переживаний своего «Я». Выделяют пять функций данного феномена: определение собственной идентичности; выявление собственных интересов, симпатий и антипатий; осознание своих целей; определение системы отношений, в центре которой находится сам индивид; самооценивание.