Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области)

3427

Аннотация

Представлена региональная модель организации психологического и социально-педагогического сопровождения образовательных учреждений в условиях перехода системы образования на нормативное финансирование.

Общая информация

Ключевые слова: нормативное финансирование, организационно#управленческая модель психологического и социально#педагогического сопровождения образовательных учреждений

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 1. С. 63–69. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n1/31903 (дата обращения: 15.12.2024)

Полный текст

 

Экономические преобразования, проходящие в системе образования, в частности — переход образовательных учреждений на финансирование по нормативам, установленным законами субъекта Российской Федерации (ст. 29, п. 6.1.Закона РФ «Об образовании»), отрицательно сказываются на развитии школьной психологической службы, часто ставя под сомнение саму возможность ее существования. Почему это произошло?

Согласно п. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании», государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования в пределах государственных образовательных стандартов в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ. В большинстве регионов России нормативы на оказание общеобразовательных услуг определяются на основе стандартной базовой стоимости педагогической услуги в соответствии с количеством обязательных часов Базисного учебного плана. Напомним, что Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждены приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312.

Предоставление же услуг по психологическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса в рамках реализации основных общеобразовательных программ, к сожалению, не предусмотрено. В большинстве регионов наиболее распространена модель предоставления услуг по психологическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса, предполагающая что педагог-психолог и социальный педагог введены в штат образовательного учреждения. Поэтому в рамках нормативного финансирования (когда норматив рассчитывается так, как было указано выше и не предполагает дополнительных коэффициентов) фонд оплаты труда данных специалистов не предусмотрен.

 

Выход из сложившейся ситуации возможен при переходе на другую организационно-управленческую модель предоставления услуг по психологическому и социально-педагогическому сопровождению образовательного процесса. В данной модели услуги предоставляются от внешней организации. В качестве такой организации могут выступать образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, другие образовательные учреждения, оказывающие подобные услуги и имеющие соответствующую лицензию.

Примером может служить организация психологической службы в Самарской области, где при переходе учреждений образования на финансирование по нормативам, установленным законами Самарской области, руководствовались целым рядом нормативных актов1. Признавая важность организации психологического сопровождения образовательного процесса в школе, в первую очередь, как меры профилактики асоциального поведения детей и подростков, безнадзорности, наркомании, насилия, а также учитывая ранее принятые обязательства Самарской области по организации психологической службы в системе образования области, Министерство образования и науки области при поддержке Правительства Самарской области посчитало целесообразным провести реструктуризацию службы и организовать психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Регионального социопсихологического центра.

Учитывая, что в соответствии с п. 6.2 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» «организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации», все ППМС-центры, за исключением трех центров города Самары, переведены в статус государственных образовательных учреждений.

Приказом Министерства образования и науки Самарской области №97 от 24.08.07 г. было утверждено новое «Положение о службе психологического обеспечения образования в системе министерства образования и науки Самарской области». Данный документ стал правовой, организационно-управленческой и методической основой формирования и организации службы в новых условиях.

Согласно данному Положению, служба психологического обеспечения является необходимым компонентом образования, реализующим социально­психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования.

В организационную структуру Службы входят: — педагоги-психологи образовательных учреждений различных форм собственности, типов и видов;

—   образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико­социальной помощи (далее — ППМС-центры);

—   психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (далее — ПМПК) в системе образования;

—   подразделения высших учебных заведений, занимающиеся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой специалистов для Системы психологического обеспечения;

—   государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — центр повышения квалификации: Региональный социопсихологический центр (далее — ГОУ ДПО РСПЦ).

В соответствии с названой структурой, в областной системе образования в 2009 году действовало 14 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее — ППМС-центры). Из них: 12 являются центрами психолого-медико-социального сопровождения, 1 — социально-трудовой адаптации и профориентации, 1 — диагностики и консультирования.

Деятельность Службы направлена на создание эффективной образовательной среды в учебно-воспитательных учреждениях как системы влияний и условий, а также возможностей для саморазвития личности, содержащихся в социальном, психодидак­тическом и пространственно-предметном окружении. При этом решаются следующие задачи:

—   проведение социопсихологического мониторинга образовательной среды по критерию соответствия психического и личностного развития ребенка образовательно-возрастному нормативу;

—   анализ эффективности деятельности учреждений образования разного типа и вида с опорой на критерий состояния и динамики психического развития и психологического здоровья субъектов образовательного процесса;

—   проектирование совместно с педагогом развивающей образовательной среды в ее компонентах: социальном, психодидактическом, предметно­пространственном;

—   создание условий для формирования психологической культуры субъектов образовательного процесса;

—   обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса.

К основным направлениям и видам деятельности Службы по психолого-педагогическому сопровождению образования относятся:

—   повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса;

—   информационно-аналитическое обеспечение системы управления образованием, в т. ч. обеспечение психологической безопасности и развивающего компонента образовательной среды:

1)   социально-психологический мониторинг,

2)   социально-психологическая экспертиза,

3)   социально-психологическое проектирование;

—   оказание психологической помощи участникам образовательного процесса;

—   обеспечение качества психологических услуг участникам образовательного процесса.

Сейчас организация психологического и социально-педагогического сопровождения образовательных учреждений Самарской области осуществляется в соответствии с государственным Заданием на основании Постановления Правительства Самарской области от 31.10.07 г. №230 «Об утверждении Методики расчета норматива бюджетного финансирования находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также иных учреждений, созданных для реализации отдельных функций государственного управления в сфере образования и науки» (в редакции от 18.02.09 г. №52) и определяется конкретным объемом трудозатрат.

Для осуществления эффективного управления деятельностью специалистов в Региональном социопсихологическом центре созданы отделы психолого-педагогического сопровождения (всего 6 отделов: 3 отдела по городу Самара, 2 отдела по городу Тольятти и один отдел по малым городам и сельским районам), а также отдел социально-педагогического сопровождения. При этом педагоги-психологи и социальные педагоги работают непосредственно в школах на удаленных рабочих местах.

Между Региональным социопсихологическим центром и каждой обслуживаемой школой заключен договор о безвозмездном оказании услуг, согласован план работы специалистов и циклограмма рабочего времени. Школа предоставляет помещение, оборудованное необходимой мебелью. Диагностический инструментарий, бланки для проведения обследования, другие расходы, связанные с материальным обеспечением профессиональной деятельности специалистов, берет на себя Региональный социопсихологический центр. За методическое обеспечение специалистов, их повышение квалификации, проведение аттестации также отвечает Региональный социопсихологический центр

Рассмотрим кадровый потенциал всей системы психологического и социально-педагогического сопровождения:

15,4% имеют высшую категорию,

18% — первую,

28,5% — вторую,

38,1% — не имеют категории.

Более 80% — специалисты, имеющие базовое психологическое образование. Распределение специалистов по образовательным учреждениям области представлено на рис. 1. Обеспеченность специалистами Службы представлена на рис. 2.

Изучение эффективности работы системы психологического и социально-педагогического сопровождения системы образования в 2008/09 учебном году показало, что с переходом на новую организационно-управленческую модель психологического и социально-педагогического сопровождения (это произошло в 2007 году) увеличилось число обращений к педагогу-психологу, особенно со стороны учащихся (рис. 3), повысилась удовлетворенность качеством оказываемых психологических услуг (рис. 4).

 
 

Изменилась и структура запросов к педагогам- психологам: педагоги в большей степени стали обращать внимание на возрастные особенности детей, родители — на поиск эффективных методов воспитания, учащиеся — на вопросы, связанные с самоопределением и саморазвитием (рис. 5, 6, 7).

Необходимо также отметить положительные тенденции в перераспределении видов работ психологов с педагогами, учащимися, их родителями: больше внимание стало уделяться психологическому просвещению, консультированию, тренинговой работе (рис. 8, 9, 10).

Результаты анкетирования руководителей образовательных учреждений Самарской области относительно деятельности педагогов-психологов, работающих в данном образовательном учреждении, показывают, что:

—   при составлении плана работ на учебный год 96,5% педагогов-психологов учитывает планы работы и требования администрации своего образовательного учреждения. Администрация большинства из них, в свою очередь, тоже принимает во внимание план работы педагога-психолога. Практически все педагоги-психологи (98,2%) согласовывают свою отчетную документацию с администрациейобразовательных учреждений;

—   более 90% опрошенных директоров сошлись во мнении, что педагог-психолог работает на высоком профессиональном уровне и выполняет свои функциональные обязанности надлежащим образом;

—   75% опрошенных директоров отметили, что никаких проблем в работе педагога-психолога они не видят. Среди имеющихся, по мнению директоров, проблем в работе педагогов-психологов отмечались следующие: недостаточность опыта; неумение выстраивать межличностные отношения. Нередко в качестве проблемы в работе фигурировала низкая зарплата специалиста;

—   одним из качественных показателей хорошей работы педагога-психолога является использование администрацией образовательных учреждений в своей работе рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, предлагаемых педагогом-психологом. 93,2% опрошенных директоров так или иначе пользуются такими рекомендациями, тем самым подтверждая высокую значимость и качество работы педагога-психолога;

—   в современных условиях постоянное саморазвитие и профессиональный рост являются необходимостью для хорошего специалиста. В этом вопросе педагогу-психологу, как и любому другому специалисту, важна поддержка администрации- образовательного учреждения, в котором он работает. Согласно результатам опроса, такую поддержку получают в той или иной форме все 100% педагогов-психологов. Чаще всего поддержку со стороны администрации получает участие педагога-психолога в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, повышение своей квалификации.

Одно из основных направлений деятельности Системы — это психопрофилактическая работа. В образовательных учреждениях области создано 32 кабинета профилактики негативных зависимостей в детско-подростковой среде, оборудованных мультимедийной и компьютерной техникой, оснащенных программами биофункционального управления. В первом полугодии в разных программах приняло участие около 7000 учащихся начиная со 2-го класса.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы о том, что представленная модель организации психологического и социально-педагогического сопровождения образовательных учреждений позволяет:

—   обеспечить устойчивость системы в условиях экономических реформ;

—   создать системы методического обеспечения и контроля за профессиональной деятельностью специалистов;

—   повысить качество и мобильность предоставляемых социально-психологических услуг в связи с созданием единого профессионального пространства;

—   расширить диапазон применяемых психолого-педагогических технологий, методов и форм работы;

—   обеспечить возможность более узкой специализации педагогов-психологов и социальных педагогов;

—   исключить нарушения, связанные с использованием психологических методов в целях отбора детей под образовательные программы;

—   реализовать социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса в соответствии с целями и задачами / I > ~ системы образования;

—   унифицировать методы психологического воздействия в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13.06.96 г №245 «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия».

Информация об авторах

Клюева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, директор, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр», Самара, Россия, e-mail: klyueva_tatyana@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 952
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 3427
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 6