«Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа (окончание)

952

Аннотация

Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» №№ 3, 4 за 2009 год и №1 за 2010 год.

Общая информация

Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Александров М.Ф., Буланова О.Е., Прудникова М.С. «Школа безопасности подростка». Профилактическая развивающая программа (окончание) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 2. С. 105–111. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n2/34684 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

МЕТОДИКА «ВАШ ТВОРЧЕСКИЙ

ПОТЕНЦИАЛ»

Вам предлагается ответить на ряд вопросов. Варианты ответов: «да» или «нет». Не задумывайтесь долго над ответами. Самый интересный результат вы получите, если отметите свою первую реакцию.

1.   Можете ли вы назвать людей, составляющих круг вашего общения, творческими людьми? а) да; б) нет.

2.   Часто ли вы испытываете чувство увлечения, эмоционального подъема, занимаясь, на ваш взгляд, творческой деятельностью? а) да; б) нет.

3.   Придаете ли вы значение самообразованию? а) да; б) нет.

4.   Часто ли вы имеете суждение, отличное от общепринятого? а) да; б) нет.

5.   Часто ли, решая задачи, вы «зацикливаетесь» на одном способе, даже если он явно не приводит к нужному результату? а) да; б) нет.

6.   Характерно ли для вас стремление получить во что бы то ни стало высокую оценку вашей деятельности? а) да; б) нет.

7.   Является ли для вас наибольшей ценностью иметь материальный достаток? а) да; б) нет.

8.   Хотели бы вы в перспективе заняться творческой деятельностью? а) да; б) нет.

9.   Часто ли вы размышляете о том, насколько ваши способности соответствуют выбранной деятельности? а) да; б) нет.

10. Часто ли вы полагаетесь на интуицию при решении творческих задач? а) да; б) нет.

11. Высоко ли вы оцениваете уровень своей сообразительности при решении творческих задач? а) да; б) нет.

12. Часто ли вы отстаиваете публично свою точку зрения, если считаете, что вы правы? а) да; б) нет.

13. Часто ли вы идете на риск, если считаете, что шансы на успех невелики? а) да; б) нет.

14. Способны ли вы организовать и мобилизовать себя в случае временной неудачи? а) да; б) нет.

15. Вы уверены, что не повторяете дважды своих ошибок? а) да; б) нет.

16. Легко ли вам подкорректировать свою деятельность с учетом изменившихся обстоятельств? а) да; б) нет.

17. Испытываете ли вы потребность перенимать что- либо хорошее от своих друзей и коллег? а) да; б) нет.

18. Высоко ли вы оцениваете свою работоспособность в решении творческих задач по сравнению со своими коллегами по работе? а) да; б) нет.

19. Часто ли вы стремитесь найти новый способ решения какой-либо задачи? а) да; б) нет.

20. Вызывает ли у вас раздражение появление научных теорий, пытающихся новым образом объяснить что-либо уже известное? а) да; б) нет.

21. Нравится ли вам сталкиваться с трудными задачами? а) да; б) нет.

22. Случалось ли вам, занимаясь каким-то неинтересным, на первый взгляд делом, впоследствии очень им увлечься? а) да; б) нет.

23. Ваши знакомые считают вас оригинальным человеком? а) да; б) нет.

24. В вашей голове всегда много идей и проектов? а) да; б) нет.

25.  Вы человек импульсивный и непредсказуемый? а) да; б) нет.

26.  Вам нравится работа, которая требует от вас четкого исполнения инструкций? а) да; б) нет.

27.  Вы предпочли бы быть критиком, нежели поэтом? а) да; б) нет.

28.  Вам никогда не составляло труда выдумать какую-либо причину, по которой вы пропустили школу? а) да; б) нет.

Подсчет результатов

Вопросы

Оценочные баллы ответов

Вопросы

Оценочные баллы ответов

да

нет

да

нет

1

1

0

15

0

1

2

1

0

16

1

0

3

1

0

17

1

0

4

0

1

18

1

0

5

0

1

19

1

0

6

0

1

20

0

1

7

0

1

21

1

0

8

1

0

22

1

0

9

0

1

23

1

0

10

1

0

24

1

0

11

1

0

25

1

0

12

1

0

26

0

1

13

1

0

27

0

1

14

1

0

28

1

0

 

В соответствии с набранной суммой баллов определяется уровень творческого потенциала.

1.   У вас высокий творческий потенциал и вы успешно его используете — 28—20 баллов

2.   Вы обладаете средним уровнем творческого потенциала. Это неплохо, но есть перспективы развития — 19—10 баллов.

3.   У вас довольно низкий уровень творческого потенциала, но вы можете поработать над собой и добиться большего — 9—0 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ V

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что Вы возвращаетесь из школы домой, подходите к подъезду, а рядом с дверью стоят два незнакомых парня. Как вы поступите?

2.   Какие правила личной безопасности надо соблюдать при виде посторонних и подозрительных лиц в подъезде дома?

3.   Как вести себя, если ты оказался в лифте с незнакомым человеком?

4.         Как избежать попадания в такую ситуацию?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вы возвращаетесь с друзьями из школы. У дверей своего подъезда вы прощаетесь с друзьями. Рядом с дверью стоят два незнакомых парня. Вы набираете код, входите в подъезд, ребята входят за вами. Вы вызываете лифт и все вместе в него входите. Один из парней нажимает на кнопку. Во время движения один из них хватает вас за руки, а другой, угрожая, обыскивает карманы, забирает деньги и мобильный телефон. Двери лифта открываются. После чего вас выталкивают и лифт уезжает. Вы стучите в двери квартир, но вам никто не открывает. Вы звоните в дверь, вам открывают, приглашают в квартиру, вы объясняете ситуацию. Вам дают телефон и вы звоните.

ПРИЛОЖЕНИЕ VI

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что ваша компания находится на концерте любимого исполнителя. Обсудите в группе, какие опасности для вас могут возникнуть после окончания концерта.

2.   Какие правила личной безопасности надо соблюдать, если вы пошли на массовое мероприятие?

3.         Что делать, если ты вдруг оказался в толпе?

4.         Как избежать попадания в такую ситуацию?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Ваша компания находится на концерте известного исполнителя. Все присутствующие сильно возбуждены. Эмоциональны, активны. Концерт закончился, двое побежали к сцене, чтобы взять автограф. Большинство побежало к двери, чтобы быстрее взять одежду в раздевалке. В дверях возникла давка, несколько человек сзади стали толкать всех вперед, кто-то упал, остальные стали через них перепрыгивать. Рядом два парня затеяли потасовку (драку). Один человек из вашей группы остался в зале, дождался, пока из зала все выйдут, и спокойно пошел в гардероб.

ПРИЛОЖЕНИЕ VII

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что вы поздно вечером возвращаетесь домой. Обсудите в группе, какие опасности для вас могут возникнуть по дороге.

2.   Какие правила личной безопасности надо соблюдать, какой выбрать маршрут, по каким улицам или переулкам идти?

3.        Что делать, если ты вдруг на тебя напали?

4.        Как избежать попадания в такую ситуацию?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вы идете в темное время суток в безлюдном месте домой, на шее у вас мобильный телефон, есть деньги в кошельке. Вы улыбаетесь, только что пообщались с друзьями.

За вами идет незнакомый человек. Вы идете быстрее, но он вас догоняет. Хватает вас за руки, угрожая, обыскивает карманы, забирает деньги и мобильный телефон. После чего он вас отталкивает и убегает. Вы бежите с магазин на другую сторону улицы, объясняете ситуацию. Вас провожают к телефону и вы звоните.

ПРИЛОЖЕНИЕ VIII

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что вы поздно вечером возвращаетесь домой. Обсудите в группе, какие опасности для вас могут возникнуть по дороге.

2.   Какие правила личной безопасности надо соблюдать, какой выбрать маршрут, по каким улицам или переулкам идти?

3.        Что делать, если ты вдруг на тебя напали?

4.        Как избежать попадания в такую ситуацию?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т.е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вы идете в темное время суток в безлюдном месте домой. У вас хорошее настроение, вы только что были в гостях у друга (или подруги).

За вами идет незнакомый человек. Вы идете быстрее, но он вас догоняет. Хватает вас за руки, пытается срывать одежду, толкает вас на землю. Вы кричите, зовете на помощь. Мимо проходит человек. Прохожий подбегает к вам, нападавший убегает. Вы объясняете ситуацию. Вам дают телефон и вы звоните.

ПРИЛОЖЕНИЕ IX

МИФЫ И ФАКТЫ О НАСИЛИИ
НА СТАДИИ СВИДАНИЯ

Мифами называют сложившиеся социальные стереотипы, некие заблуждения, свойственные многим людям. Они возникают по разным причинам, одна из них — склонность бессознательного к мифологи­зации.

Миф 1. Со мной никогда ничего плохого не может случиться.

Правда. Насилие на стадии свиданий очень распространено. По данным российских исследований, каждая четвертая девушка подвергалась принуждению со стороны своего друга к вступлению с ним в сексуальную связь.

Миф 2. Девочки сами провоцируют насилие своим поведением.

Правда. Насильники часто обвиняют свою жертву в том, что произошло, но на самом деле каждый человек имеет выбор и осознанно выбирает свое поведение. Каждый может найти способ адекватно выразить свои чувства, не прибегая к насилию, поэтому в насилии виноват только тот, кто совершает насилие. Никакие действия жертвы не могут служить оправданием насилию.

Миф 3. Любовь и секс — это одно и то же.

Правда. Полноценные сексуальные отношения несут в себе риск появления нежеланной беременности, угрозу заразиться опасным заболеванием, передающимся половым путем. Сексуальные отношения возможны без любви так же, как и любовь возможна без секса. Секс не является доказательством любви.

Миф 4. Если девушка говорит «нет», то на самом деле это означает «да».

Правда. Мужчины и юноши часто истолковывают женский ответ «нет» как «да» или «может быть», но если человек говорит «нет» — это значит «нет».

Миф 5. Пощечина никогда не ранит серьезно, пощечину нельзя считать насилием.

Правда. Пощечина — это насилие. Никто не имеет права ударить другого человека, даже если человеком руководят сильные чувства, такие как обида, гнев, возмущение, ненависть. Никакие причины не могут служить оправданием насилию.

Миф 6. Насилие существовало всегда, с ним бороться бесполезно.

Правда. Таким образом оправдывается существование агрессии. Политика непротивления насилию только увеличивает частоту его проявления в обществе.

Миф 7. Бьет — значит любит.

Правда. Каждый человек имеет свободу на личную неприкосновенность, побои не являются доказательством любви. Признаком любви являются равные и уважительные отношения партнеров, возможность доверия, взаимная поддержка, удовольствие от общения друг с другом.

 

Миф 8. Быстро развивающиеся отношения — признак любви.

Правда. Быстро развивающиеся отношения — скорее признак страсти, мощного влечения к другому человеку, состояния крайнего возбуждения. Страсть — это физиологически переживаемое возбуждение, вызванное человеком, которого мы считаем привлекательным. Но страсть — не любовь.

Миф 9. Насильник — чаще всего незнакомец подозрительной внешности, насильника легко распознать.

Правда. Чаще всего насилие совершается по отношению к знакомым и близким. Насильники выглядят так же, как обычные люди.

Миф 10. Насилие совершается только в темное время суток в подозрительных и опасных местах.

Правда. Насилие на стадии свиданий совершается чаще днем и в хорошо знакомых местах.

Миф 11. Сексуальные преступления совершаются только в отношении молодых и привлекательных женщин.

Правда. Сексуальные преступления совершаются в отношении разных людей.

Миф 12. Насилие происходит вследствие того, что насильник не может сдержать свое желание.

Правда. Насилие происходит вследствие того, что насильник хочет унизить жертву и почувствовать свою власть.

Миф 13. Причиной насилия является алкоголь.

Правда. Алкоголь может усугублять насилие. Состояние алкогольного или наркотического опьянения является отягощающим для преступника фактором. завтра в условленное место деньги, он всем расскажет вашу тайну.

Вы как можно дольше продолжаете спокойно разговаривать, записываете его содержание на магнитофон или хотя бы на бумагу. Вы обратили внимание на особенности речи звонившего, примерный возраст, пол, акцент, манеру говорить, посторонние шумы и звуки при разговоре (музыка, шум воды, улицы, телевизора).

После окончания разговора вы звоните на АТС для выяснения номера телефона злоумышленника.

Затем вы немедленно обращаетесь в правоохранительные органы.

ПРИЛОЖЕНИЕ XI

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что вы сидите в каком-либо помещении. Внезапно в помещение врывается группа людей в масках и с оружием. Какие правила безопасности надо соблюдать, если вас захватили в заложники?

2.   Что делать, если к тебе подошел террорист и говорит, что нужно что-то сделать?

3.         Как себя вести при освобождении?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вас захватили в заложники. Один из вас начинает громко разговаривать и жестикулировать. Его расстреливают. Террорист подходит к одному из вас и говорит, что нужно пересесть. Этот заложник, глядя ему в глаза, начинает спорить. Его расстреливают.

Затем в помещение врывается спецназ, и вас освобождают. Один из заложников встает и бежит навстречу спецназовцам.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ X

Вопросы для обсуждения в группе

1.    Представьте, что у вас есть какая-то тайна. Обсудите в группе, какие опасности для вас могут быть из-за этой тайны?

2.    Какие правила безопасности надо соблюдать при разговоре с шантажистом?

3.    Что делать, если тебя шантажируют по телефону?

4.         Что делать, если тебя шантажируют лично?

5.         Как избежать попадания в такую ситуацию?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

У вас звонит телефон. Вы берете трубку и неизвестный вам человек говорит, что если вы не принесете

ПРИЛОЖЕНИЕ XII

Вопросы для обсуждения в группе

1.    Представьте, что вы идете по улице. Внезапно к вам подходят сотрудники милиции и просят пройти с ними в отделение милиции. Какие правила надо соблюдать, если вас обвиняют в совершении преступления?

2.    Какие права у вас есть? Кто должен присутствовать на вашем допросе?

3.         Как себя вести, если вас запугивают?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вас забрали в отделение милиции и обвиняют в совершении кражи.

При задержании вы оказываете физическое сопротивление представителям власти и сотрудникам правоохранительных органов, эмоционально реагируете на вопросы и замечания, кричите, ругаетесь и бурно протестуете и спорите с ними.

При досмотре или обыске своими руками вы достаете содержимое своих карманов и сумки.

Вы отказываетесь от помощи защитника.

Подписываете протокол, хотя вам не разъяснили ваши права.

ПРИЛОЖЕНИЕ XIII

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что вы идете по улице. Внезапно к вам подходят сотрудники милиции и просят предъявить документы (у вас их с собой нет). Имеют ли право сотрудники милиции забрать вас в отделение милиции для выяснения личности?

2.   Какие права у вас есть? На сколько времени вас могут задержать для выяснения личности? Кому и куда нужно звонить?

3.         Как себя вести, если вас запугивают?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вас забрали в отделение милиции без документов. При задержании вы оказываете физическое сопротивление представителям власти и сотрудникам правоохранительных органов, эмоционально реагируете на вопросы и замечания, кричите, ругаетесь и бурно протестуете и спорите с ними. Вас бьет сотрудник милиции.

При досмотре или обыске своими руками вы достаете содержимое своих карманов и сумки.

Затем сотрудники милиции предлагают вам признать, что вы украли кошелек у какого-то гражданина и как только вы это признаете, вас сразу же отпустят.

Вы отказываетесь от помощи защитника, признаетесь в совершении преступления (которое не совершали). Подписываете протокол, хотя вам не разъяснили ваши права.

ПРИЛОЖЕНИЕ XIV

Вопросы для обсуждения в группе

1.   Представьте, что вы пришли на дискотеку. К вам подходят двое молодых людей и говорят, что вы должны взять у них наркотики и передать определенному человеку в другом конце зала, и угрожают вам расправой, если вы этого не сделаете. Как себя вести, если вас запугивают и принуждают к совершению преступления?

2.   Подлежите ли вы уголовной ответственности в случае совершения преступления под принуждением?

Задание

Изобразите с помощью пантомимы (т. е. без слов, только при помощи мимики и жестов) следующую ситуацию.

Вы пришли на дискотеку. К вам подходят двое молодых людей и говорят, что вы должны взять у них наркотики и передать определенному человеку в другом конце зала, и угрожают вам расправой, если вы этого не сделаете.

Как только они уходят, вы приглашаете на танец девушку/молодого человека, шепотом сообщаете ему о случившемся и просите, чтобы он/она вызвал милицию.

Девушка/молодой человек звонит по телефону доверия МВД, сообщает о готовящемся преступлении и о том, что вас принуждают к его совершению.

Приезжает наряд милиции, и вы даете показания.

ПРИЛОЖЕНИЕ XV

СОВЕТЫ

Как помогать людям, пережившим критическую ситуацию (травму)

1.   Поощряйте человека к рассказу вам о его (ее) чувствах.

2.  Не ждите, что мужчина будет справляться с травмой лучше, чем женщина.

3.   Говорите пострадавшему о своих чувствах и вашем сожалении о причиненной ему боли.

4.   Напоминайте, что переживания человека нормальны.

5.   Не пытайтесь уверять, что все будет хорошо, это невозможно.

6.   Не пытайтесь навязывать свои объяснения того, почему все случилось.

7.   Не говорите пострадавшему, что вы знаете, что он переживает. Вы не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают вам (а не человеку) уменьшить возникающую тревогу в связи с тем, как вы переживаете случившееся с ним (ней).

8.  Будьте готовы вообще не говорить. Пострадавшему может быть достаточно того, что вы рядом.

9.   Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните, что, хотя вы сами и не были жертвой травмы, помогая пострадавшему, можете сами оказаться травмированным.

10.   Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических ощущениях, которые могут быть связаны с вашей обычной работой.

11.   Не бойтесь, если пострадавший просит о более глубокой помощи — например, обращении к профессионалу. И прибегайте по необходимости к такой помощи сами.

12.   Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему.

13.   Не бойтесь спрашивать, как человек справляется с травмой. Но не задавайте вопросов о деталях травмы. Если человек говорит об этом, слушайте его. Самое хорошее и правильное — следовать за ним.

14.   Не составляйте никаких планов восстановления для пострадавшего и для себя.

Как помогать детям справиться

с последствиями катастрофы

1.   Заверьте ребенка, что вы сделаете все, чтобы он был в безопасности. Ваша реакция во многом определяет то, как будет реагировать на событие ребенок.

2.   Выключите телевизор. Развернутая средствами массовой информации вокруг события кампания может быть травмирующей. Если старший ребенок смотрит новости, смотрите вместе с ним. Лучше может быть использование радио при получении новостей — зрительные образы могут быть особенно тяжелы для ребенка.

3.   Имейте в виду, что реакция ребенка может быть разной в зависимости от возраста. Особенно она может влиять на подростка. Будьте внимательны к поведению ребенка и обратитесь за профессиональной помощью, если изменения в поведении особенно острые и длительные. Консультация вскоре после трагедии может смягчить ситуацию. Имейте в виду, что ваш ребенок может быть раздражителен, гипе­рактивен, тревожен, обнаруживать трудности сна и питания, изменения в поведении (например, не хотеть больше играть с друзьями на улице), но имейте в виду, что это нормальные реакции на ситуацию стресса, которую он пережил. Чувства детей часто находят выражение в телесных реакциях (головная боль, боль в животе и т. д.) или поведении (раздражительность, ярость). Если эти симптомы длятся дольше 2 недель, обратитесь за помощью.

4.   Поговорите с ребенком о том, что произошло. Будьте правдивы. То, сколько вы можете сказать ребенку и как эта информация должна быть сформулирована, зависит от возраста. Основная задача вне зависимости от возраста — это помочь ребенку восстановить чувство безопасности.

Для дошкольников достаточно признать, что «что- то нехорошее произошло, мама и папа расстроены, но с ними все нормально, и они оградят тебя от беды». Дети этого возраста не должны смотреть передачи о катастрофе по телевизору.

Начальная школа. Выясните, что дети знают о случившемся, что по этому поводу думают, что слышали в школе и от других детей. В этом возрасте дети испытывают необходимость в логике и понимании. Они могут задавать несколько странные вопросы «во что был одет пилот», «а мама пожарного знает, что он там?». Не бойтесь признаться, что вы не знаете ответа. Заверьте ребенка, что многие люди работают над тем, чтобы случившегося не повторилось, что и родители, и учителя в школе сделают все, чтобы ребенок был в безопасности. Заверьте младших детей также, что никакие его проступки, ничего, что он сделал, не является причиной катастрофы.

Средняя школа. Вы можете поделиться информацией, которая у Вас есть. Постарайтесь организовать обсуждение, опять же, выясните, что ребенок слышал и узнал из других источников. Некоторые подростки могут делать вид или утверждать, что их это не тронуло, или наоборот быть очень возбужденными. Оба типа реакций нормальны в подростковом возрасте. Не заставляйте ребенка выходить на обсуждение, пока он не будет к этому готов.

5.   Спокойно выразите свои эмоции, но помните, что Ваше уравновешенное поведение будет больше способствовать чувству безопасности. Помогите ребенку осознать его собственные чувства. Подчеркните, что это нормально — испытывать те чувства, которые в сложившейся ситуации захватили его.

6.   Уделяйте ребенку больше времени и внимания. Помогите ребенку успокоиться: в этой ситуации ребенку может требоваться не только больше ласки и внимания, но также больше физического контакта со взрослыми для подтверждения своей безопасности. Укладывание спать может быть очень важным моментом. Используйте этот процесс для того, чтобы побыть с ребенком, почитать ему сказку, погладить его по голове, укрыть, посидеть рядом и т. д.

7.   Позвольте ребенку задавать вопросы, говорить о происшедшем, выражать свои чувства. Обеспечьте его необходимым материалом для творчества: бумага, краски, карандаши, фломастеры, глина, пластилин. Не мешайте и не препятствуйте ребенку выражать в своем творчестве даже самые тяжелые свои переживания и впечатления.

8.   Играйте с маленьким ребенком, чтобы помочь ему отыграть свои страхи и беспокойства.

9.   Ребенок может повторять снова и снова игру или рассказ. Это может быть утомительным для родителей. Однако это важно для ребенка. И он следит за реакцией на его рассказ родителей. Если же ребенок застревает и повторение длится многие недели без изменения, обратитесь к психологу.

10.   Придерживайтесь распорядка в еде, игре, сне. Это помогает не только детям, но взрослым восстановить чувство стабильность и безопасности мира, восстановить привычный уклад жизни. Избегайте ненужных изменений.

11.   Поддерживайте отношения со значимыми для ребенка другими людьми — учителями, знакомыми, друзьями и др. Узнайте, как ведет себя ребенок при смене обстановки.

12.   Дети особо чувствительны после травматического события. Они могут остро реагировать на звуки, запахи, места, которые напоминают им о событии. Имейте в виду, что эти факторы могут вызывать сильные эмоциональные реакции и много после травматического события.

13.   Подумайте, чем и как вы и ваш ребенок можете помочь другим детям и людям. Дети гораздо легче восстанавливают чувство защищенности, если они понимают, что сами могут кому-то помочь, быть полезными и нужными. Ребенок может рисовать картинки для спасателей, помочь собрать деньги, игрушки, книги.

14.   Помните, что дети, как многие взрослые, выживают и восстанавливаются даже после травматического события. Дайте ребенку и себе время на это.

15.   Обратитесь за помощью, если Вы сами чувствуете себя тревожно и расстроены. Вы сможете быть полезнее для ребенка, если у Вас у самих будет больше поддержки.

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — М., 1987.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб, 2004.
  3. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. — М., 1991.
  4. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб: СОЮЗ, 2002.
  5. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. Буланова О.Е., Буланова А.К. В помощь потерпевшему. — М.: Правозащитное движение «Сопротивление», 2006.
  7. Бурмистрова Е.В. Концепция психологической безопасности образовательной среды. — М., 2005.
  8. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): Методические рекомендации для специалистов системы образования. — М., 2005.
  9. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. — М., 1998.
  10. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. — М., 1999.
  11. Диагностика и коррекция нарушений социальной адаптации подростков. — М.: Социальное здоровье России, 1993.
  12. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации: Учебное пособие. — СПб, 2005.
  13. Клюева Н.В., Свистун М.А. Программа социально-психологического тренинга. — Ярославль: Содействие, 1992.
  14. Кон И.С. Психология ранней юности. — М., 1989.
  15. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. — М., 1993.
  16. Леванова Е.А. Технология конструктивного взаимодействия с подростком: Методическое пособие. — М., 2002.
  17. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.
  18. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб: Речь, 2000.
  19. Мануэл Дж. Смит Тренинг уверенности в себе. — СПб, 1999.
  20. Марасанов Г.И. Социальнопсихологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998.
  21. Матафонова Т.Ю. Рабочая тетрадь к занятиям в кругу и тренингам «Помоги себе сам желанием учиться, работать, жить». — Новосибирск: Областной центр социальной реабилитации для инвалидов.
  22. Ментс М. dан. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб, 2001.
  23. Насилие над детьми: как защитить наших детей и помочь им / Сост. Лапицкая Н.Н., Соловьева И.Е., Конкина В.А. и др. — Рязань, 2008.
  24. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. — СПб, 2006.
  25. Панов В.И. Экопсихология. — М., 2000.
  26. Практикум по социальнопсихологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгина. — СПб, 1994.
  27. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. — СПб: Питер, 2002.
  28. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
  29. Риэдрон Б.Э. Толерантность — дорога к миру. — М.: Бонфи, 2001.
  30. Родионов В. А. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002.
  31. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. — Екатеринбург, 1992.
  32. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. — М.: Генезис, 2001.
  33. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под ред. А.Ф. Шадуры. — СПб: Речь, 2005
  34. Турнер Д. Ролевые игры: Практическое руководство. — СПб: Питер, 2002.
  35. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. 811 классы. — Киров: Вако 2006.
  36. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — Части 1—4. — М.: Генезис, 1998.
  37. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего. — М.: Генезис, 1999.
  38. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимостей и ИППП. — Новосибирск, 2003.

Информация об авторах

Александров Михаил Федорович, старший преподаватель кафедры психологии безопасности, Московский психолого-социальный институт, Россия

Буланова Ольга Евгеньевна, кандидат психологических наук, директор , ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие» СВОУО, Руководитель отдела психолого-педагогического сопровождения и социализации, педагог-психолог ГБОУ «Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова» г. Москвы. Член Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России». Общественный советник управы района Марьина Роща г. Москвы., Москва, Россия

Прудникова М.С., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2292
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 952
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1