Актуальные стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников как механизм формирования единого образовательного пространства

8

Аннотация

В настоящей публикации рассматриваются особенности интеграции университетов в систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров. Проанализированы наиболее значимые направления деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников, созданных на базе университетов для совершенствования условий повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. Центральным вопросом обсуждения является определение стратегий деятельности научно-методических центров, направленных на решение проблемных вопросов в рамках формирования единого образовательного пространства в системе образования в Российской Федерации. Стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников рассматриваются с опорой на практический опыт университетов в реализации образовательных и научных проектов в соответствии с критериями, определяющими повышение инновационного потенциала организаций, практической значимости содержания и форм научно-методического сопровождения, сформированности инфраструктуры сопровождения педагогических работников, проблемной специализации и экспертизы в деятельности научно-методических центров, а также развития системы взаимодействия с профессиональными сообществами.

Общая информация

Ключевые слова: образовательное пространство, ВУЗ, центр научно-методического обеспечения, единое образовательное пространство

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290504

Получена: 13.05.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Головина И.В., Папуткова Г.А., Медведева Т.Ю., Рубцов В.В., Вихристюк О.В., Леонова О.И. Актуальные стратегии научно-методического сопровождения педагогических работников как механизм формирования единого образовательного пространства // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 5. С. 49–62. DOI: 10.17759/pse.2024290504

Полный текст

Введение

Реализация «Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров» [9] (далее – Концепция ЕФС) предусматривает формирование единого образовательного пространства для обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в Российской Федерации. В целях реализации задач Концепции ЕФС осуществлен отбор образовательных организаций высшего образования, на базе которых во исполнение решения Комиссии Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2021 года № 2 созданы научно-методические центры сопровождения педагогических работников (далее – научно-методические центры, НМЦ). Деятельность научно-методических центров, являющихся крупными научными, инновационными, а также социокультурными центрами в субъектах Российской Федерации [15], установлена федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование».

Модель функционирования научно-методических центров, заявленная в Концепции ЕФС, призвана обеспечить интеграцию результатов научных исследований в реальную педагогическую практику и сформировать инфраструктуру профессионального развития педагогических работников.

Научно-методическое сопровождение является актуальным и востребованным форматом организации профессионального развития педагогических работников, отличительные характеристики которого систематизировала Е.Р. Бобровникова [1]: «ориентация на динамику развития педагога, использование контролирующих и регуляционных процедур, позволяющих отслеживать заданную траекторию развития, опережающий характер, предполагающий предотвращение затруднений у специалистов, непрерывное взаимодействие субъектов сопровождения, индивидуализация и гибкость, а также многоаспектность».

В соответствии с вызовами времени, уровнем развития педагогических и цифровых технологий, ресурсов профессионального взаимодействия, а также опытом сотрудничества с научно-методическими центрами обновляются направления, задачи и форматы взаимодействия участников научно-методической деятельности [2].

Цель настоящей статьи заключается в обобщении стратегий деятельности научно-методических центров как механизмов формирования единого образовательного пространства в системе образования в Российской Федерации.

Методы

Для достижения поставленной цели в статье с применением общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения проведено рассмотрение нормативно-правовой базы, научно-методической литературы, отчетности научно-методических центров; а также с применением эмпирических методов проведен анкетный опрос, в котором приняли участие руководители научно-методических центров.

Обзор

Стратегия развития единого образовательного пространства предполагает значительные преобразования в деятельности субъектов научно-методического сопровождения, а их реализация осуществляется в формате стратегических инициатив, предполагающих изменения в деятельности включенных во взаимодействие субъектов [3].

В научной литературе перспектива перехода к организационным изменениям характеризуется как нормально развитый инновационный потенциал [4]. При высоком инновационном потенциале осуществляются поддержка, развитие и оценка степени решения стратегических и проектных задач, структуры, функций и ресурсов организации [3].

Инновационный потенциал как категория теоретического анализа одновременно отображает специфику методологических основ происходящих процессов, при этом применительно к области формирования единого образовательного пространства в качестве методологической основы выступают компетентностный и системно-деятельностный подходы [10].

В условиях различий территорий в географическом расположении, национального состава [5] воплощением намеченной стратегии формирования единого образовательного пространства становится поиск соответствующих практико-ориентированных технологий, способствующих приобретению конкретных знаний и способности их применять в социальной и образовательной деятельности, – технологий, представляющих практическую значимость.

Важными характеристиками внедрения практико-ориентированного подхода в процесс подготовки и непрерывного образования педагогических кадров выступают такие условия, как стандартизированность инструментов и технологий, вариативность лучших практик в соответствии с положениями профессиональных стандартов, сотрудничество высшей школы с работодателями в создании, корректировке и реализации образовательных программ [14].

Новые технологии, рекомендации, алгоритмы, стандарты профессиональной деятельности предполагают осуществление пересмотра характера взаимодействия педагогических университетов в качестве субъектов ЕФС, в первую очередь, в поиске и разработке новых принципов системы научного и методического сопровождения.

Одним из механизмов решения обозначенных задач должна стать организация независимой экспертизы образовательных и методических разработок [7]. В системе формирования единого образовательного пространства исследование качества разработок, их верификация ставят задачу выработки единой системы научно-методической экспертизы. В этом плане научно-методические центры становятся координаторами формирования содержания федеральных реестров образовательных и методических продуктов, приобретая профильную специализацию в области независимой оценки и развивая собственный экспертный потенциал проведения научной верификации актуальных практик, методик и технологий профессиональной деятельности и создания инфраструктуры практико-ориентированного обучения педагогов [11].

Важная стратегическая роль в формировании единого образовательного пространства принадлежит профессиональным педагогическим сообществам, она заключается в выявлении профессиональных дефицитов педагогов и потребностей профессионального развития. Своевременная координация и вовлечение профессиональных сообществ в процесс научно-методического взаимодействия [8] повышают качество распространения лучших практик, способствуют развитию открытых реестров рекомендуемых образовательных и методических разработок, оказанию консультационной поддержки по вопросам адаптации и внедрения разработок в практическую деятельность педагогов.

Научно-методические центры в вопросах интеграции в формирование единого образовательного пространства руководствуются целевыми ориентирами развития их деятельности, которые предусматривают:

  • создание условий для исследования существующих проблем педагогического образования в соответствии с единой методологией прикладных исследований;
  • «выявление профессиональных дефицитов и построение на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства» [9];
  • формирование на основе сетевого партнерства профессиональной среды, консолидирующей материально-технические, кадровые и интеллектуальные ресурсы образовательных организаций;
  • распространение лучших педагогических практик психологического и педагогического обеспечения в сфере образования;
  • создание единого информационно-образовательного пространства, обеспечивающего консолидацию, кооперацию и эффективное использование ресурсов, развитие компетенций в области применения лучших практик.

Результаты и их обсуждение

Рассмотрим подробнее ключевые характеристики организации деятельности научно-методических центров через отдельные стратегии, определяющие повышение инновационного потенциала организаций, практической значимости содержания и форм научно-методического сопровождения, сформированности инфраструктуры сопровождения педагогических работников, проблемной специализации и экспертизы в деятельности научно-методических центров, а также развития системы взаимодействия с профессиональными сообществами.

Приведенные данные отражают результаты деятельности научно-методических центров за 2022–2023 годы, а также показатели анализа отчетности научно-методических центров (годовые отчеты научно-методических центров).

Стратегия 1 «Инновационный потенциал»

Научно-методические центры имеют четко определенные перспективы развития, обозначенные в программах и планах их работы.

На текущий момент деятельность университетов позволила обеспечить материально-технические, кадровые и научно-методические условия развития сетевого партнерства и трансфера разработок (рис. 1):

  • в отношении половины научно-методических центров получены показатели значительного повышения вовлеченности работодателей в процесс подготовки педагогических кадров;
  • более 72% научно-методических центров сформировали консорциумы с научными и образовательными организациями для объединения ресурсов и получения высоких результатов трансфера разработок (72,2% НМЦ);
  • подготовлены технологии и разработки для внедрения в систему образования и социальную сферу (72,2% НМЦ);
  • создана инфраструктура научных исследований и разработок в интересах системы образования (66,7% НМЦ).


Рис. 1. Оценка актуального состояния и перспектив развития научно-методического сопровождения в рамках деятельности НМЦ (%)

Одновременно проведенный анализ позволил выявить отдельные характеристики организационных преобразований в функциях научно-методических центров, к которым относятся:

  • активизация научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава (далее – ППС), а также методической компетентности ППС;
  • консолидация усилий научных школ университетов, формирование исследовательских проектов и организация совместной деятельности ППС;
  • привлечение к деятельности научно-методических центров студентов, аспирантов, учителей, преподавателей различных регионов, обладающих опытом междисциплинарного сотрудничества;
  • проведение совместных мероприятий с образовательными организациями по включению студентов в актуальные педагогические практики;
  • организация мастер-классов, дидактических сессий, профессиональных конкурсов и иных мероприятий, посвященных тиражированию лучших образовательных практик для педагогов и студентов, начинающих свой путь в профессию;

разработка практико-ориентированных курсов в рамках будущей профессиональной деятельности студентов – будущих педагогов по педагогическому и психолого-педагогическому направлениям.

Стратегия 2 «Практическая значимость»

Деятельность научно-методических центров сосредоточена в области анализа и поиска решений в ответ на современные вызовы в педагогической практике, стоящие перед специалистами. Изучение практической востребованности и применяемости разработок и иных продуктов деятельности научно методических центров позволило подтвердить значительный вклад университетов в достижение следующих результатов (рис. 2):

  • более 61% научно-методических центров отметили высокий уровень реализации проектов в области адресной методической и консультационной помощи педагогам, более 72% – усовершенствование применяемых технологий при оказании такой помощи;
  • согласно установленным направлениям деятельности на базе 66,7% научно-методических центров [15] сформирован банк научно-методических продуктов;
  • разработанные на базе 61,1% научно-методических центров комплекты рекомендаций, регламентов, инструкций применяются в рамках дополнительного профессионального образования;
  • осуществляется усовершенствование навыков командного взаимодействия у педагогических работников, применяющих в образовательном процессе научно-методические продукты, рекомендуемые научно-методическими центрами (отметили 50% НМЦ).

Полученные результаты позволяют определить задачи развития деятельности научно-методических центров, направленные на решение проблемных вопросов в области повышения практической значимости мер, реализуемых в рамках формирования единого образовательного пространства:

  • содействие формированию запроса на внедрение разработок научно-методических центров;
  • содействие развитию мотивации педагогических коллективов к применению научно обоснованных технологий, практик и подходов в образовательном процессе;

обеспечение вовлечения образовательных организаций из числа общего и среднего профессионального образования в совместную деятельность по научно-методическому сопровождению педагогов.

Рис. 2. Оценка практической значимости НМЦ (%)

Достижению данных задач будет содействовать создаваемая университетами инфраструктура развития практической подготовки выпускников:

  • разработана нормативная база для организации научно-методических проектов, что существенно расширяет и качественно изменяет сферу внедрения результатов и продуктов научно-исследовательских работ;
  • апробирован и реализуется процесс взаимодействия университетов в рамках сбора данных репрезентативных выборок в целях процедур стандартизации;
  • активизируется научно-исследовательская деятельность преподавателей по направлениям работы научно-методических центров, в том числе значительно возрос объем публикаций по темам исследований;

осуществляются проекты по развитию института наставничества в целях поддержки молодых педагогов.

Стратегия 3 «Взаимосвязь научной и методической направленности разработок»

Научно-методические центры осуществляют целенаправленную работу в области тиражирования научно-методических продуктов в системе образования, что требует следования принципам доказательности (доказательный подход). Опора на принцип доказательности предполагает учет критериев оценки качества программ и технологий, прежде всего их соответствия заявленной проблематике, традициям научных школ, требованиям к представлению методических материалов, научной обоснованности, содержательности и аргументированности. На рис. 3 приведены сведения о проведении оценки взаимосвязи научной и методической направленности разработок НМЦ в парадигме доказательного подхода.




Рис. 3. Оценка взаимосвязи научной и методической направленности разработок НМЦ (%)

Важно, что разработки научно-методических центров являются предметом независимой экспертизы и верификации, и в последующем – основным содержанием Навигатора методических разработок Академии Минпросвещения России. Единая методология оценки позволяет транслировать на ресурсах данного федерального реестра разработки, отвечающие следующим критериям: современность тематики для российской системы образования, соответствие вида научно-методической разработки содержанию представленного контента, возможность использования в рамках образовательных и методических мероприятий.

Активная работа научно-методических центров в данной области сопровождалась подготовкой и развитием организационных условий, среди которых:

  • создание единого пространства для обмена научными знаниями и практическим опытом в коллаборации с образовательными организациями;
  • создание экспертных органов в области научно-методической поддержки экспериментов в области экспертизы по верификации в соответствии с направлениями деятельности научно-методических центров;
  • оформление сотрудничества с субъектами научно-методического сопровождения регионального уровня;
  • проведение на регулярной основе экспертизы научно-методических продуктов в соответствии с единой методологией оценки;
  • проведение аналитических исследований по вопросам профессионального развития педагогов;
  • повышение уровня методической компетентности профессорско-преподавательского состава и студенческого состава в части реализации научно-исследовательской и проектной деятельности.

Стратегия 4 «Специализация и экспертиза»

Каждый научно-методический центр специализируется в определенных тематических областях – ключевых направлениях деятельности, что способствует развитию высокой квалификации и компетенций в выбранной сфере знаний. В рамках этой стратегии университеты становятся ведущими экспертами, имеющими значительные преимущества в определенной области.

Приведем некоторые ключевые элементы, демонстрирующие многоаспектность, характер взаимодействия научно-методических центров с субъектами формирования единого образовательного пространства в выбранных тематических направлениях деятельности (рис. 4).

Рис. 4. Актуальные стратегии взаимодействия НМЦ (%)

Сложившаяся система взаимодействия научно-методических центров с субъектами научно-методического сопровождения [9] позволяет высоко оценить ресурсный потенциал научно-методических центров в решении таких задач, как:

  • создание условий для привлечения специалистов университета к экспертной деятельности различной направленности;
  • расширение университетской сети организаций-партнеров;
  • применение единой методологической основы в целях разработки оценочных материалов, формирования онлайн-курсов, проведения персонализированных программ повышения квалификации.

Стратегия 5 «Поддержка профессионального сообщества»

Многолетний опыт значительного числа университетов в организации сопровождения педагогов в разных населенных пунктах (городах и селах) позволяет обеспечить междисциплинарность оказываемой научно-методической помощи, ориентацию на запрос субъектов образования, целенаправленную работу по распространению и внедрению образовательных и методических продуктов в процессе непрерывного педагогического образования.

Создание и поддержание благоприятной и поддерживающей среды для профессионального роста педагогов, обмена опытом и знаниями в рамках деятельности научно-методических центров в 2022-2023 годах характеризуется следующими количественными показателями (рис. 5):

  • проведено 724 мероприятия для субъектов ЕФС, в которых приняло участие 106900 чел.;
  • проведено 863 мероприятия (консультации) для специалистов методических служб (на муниципальном и региональном уровнях);
  • по направлениям деятельности научно-методических центров разработано 417 программ дополнительного профессионального образования, в которых приняло участие 22594 слушателей.

Рис. 5. Категории педагогических работников, в отношении которых НМЦ оказывают поддержку

Заключение

Основные принципы «Национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации» [9; 13], формулируя задачи формирования единого образовательного пространства, определили стратегии деятельности научно-методических центров в системе образования в Российской Федерации.

Проведенное исследование позволило подтвердить целенаправленную деятельность научно-методических центров с опорой на интересы и потребности субъектов единого образовательного пространства [6], в первую очередь, в следующих сферах:

  • конкретизация актуальных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, осуществление научно-методической работы в целях их решения;
  • развитие взаимодействия университетов с региональными инфраструктурами сопровождения педагогов, поддержка деятельности профессиональных сообществ, организация регулярного обмена лучшими практиками;
  • формирование внутривузовских проектных команд, в компетенцию которых входит доведение новых научных идей и технологий в практику персонализированного образования.

Научно-методические центры обладают достаточным ресурсом, позволяющим им организовать научно-методическое сопровождение в соответствии с широким перечнем ключевых направлений, разрабатываемых в рамках действующих научных школ и ресурсных площадок университетов [6]. Данные тематические области встраиваются в долгосрочную деятельность научно-методических центров, определяя содержание комплекса стратегических направлений каждого университета в формировании единого образовательного пространства.

Литература

  1. Бобровникова Е.Р. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 49–53.
  2. Вейдт В.П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления деятельности // Калининградский вестник образования. 2022. № 3(15). С. 14–24. URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/30sntl2022/kvo302/ (дата обращения: 09.04.2024).
  3. Власова Т.И., Костейчук О.В. Выявление и развитие инновационного потенциала педагогов как важная задача опытно-экспериментальной работы образовательного учреждения // Социосфера. 2012. № 2. С. 71–73.
  4. Климова Т.С. Инновационный потенциал организации: сущность и основные особенности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D, Экономические и юридические науки. 2014. № 13. С. 37–41.
  5. Козилова Л.В. Практико-ориентированный подход к организации научно-исследовательской работы магистрантов в педагогическом университете // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 2(51). С. 405–410. DOI:10.25683/VOLBI.2020.51.237
  6. Папуткова Г.А., Головина И.В., Медведева Т.Ю. Нормативно-содержательные аспекты деятельности научно-методических центров сопровождения педагогических работников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2023. № 2(175). С. 35–42.
  7. Пахальян В.Э. Качество профессиональной деятельности и ее продукта в работе практического психолога: проблема определения понятий, критериев и способов оценки [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2021. Том 18. № 4. С. 9–21. DOI:10.17759/bppe.2021180401 (дата обращения: 09.04.2024).
  8. Погодин И.А. Формирование профессиональной идентичности психотерапевта: механизмы и коллизии [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 3. С. 52–56. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n3/47708 (дата обращения: 09.04.2024).
  9. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. № р-303 «О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. № р-174» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3fc484bc2dcf592bee7e324ca2bfda90/?ysclid=lu1n2hm86s335441862 (дата обращения: 09.04.2024).
  10. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы» // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 5–12.
  11. Сорокова М.Г., Леонова О.И., Ботова Ю.Б., Пятаков Е.О. Организация независимой оценки психолого-педагогических программ и стандартизации психодиагностических инструментов в парадигме доказательного подхода // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 4(23). С. 143–156.
  12. Сухоруков А.А. Роль педагогического университета в системе научно-методического сопровождения педагогических работников региона // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 4(23). С. 70–80.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012?ysclid=luu3tkcm1p819448997 (дата обращения: 09.04.2024).
  14. Филимонова Е.А. Практикоориентированность высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 1(25). С. 143–148.
  15. Халадов  Х.-А.С., Головина  И. В., Медведева  Т. Ю., Папуткова  Г. А., Карпухина  А. А., Вотинцев  А. В.  Взаимодействие педагогических вузов как механизм формирования единого пространства подготовки учителя // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2023. Т. 6. № 3(22). С. 21–30.

Информация об авторах

Головина Инна Валентиновна, кандидат химических наук, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» (ФГАОУ ВО «Просвет»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5341-8537, e-mail: igolovina1@gmail.com

Папуткова Галина Александровна, доктор педагогических наук, Заместитель начальника, управление взаимодействия с педагогическими вузами, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» (ФГАОУ ВО «Просвет»), Профессор кафедры «Профессионального образования и управления образовательными системами», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5455-7045, e-mail: pag549@rambler.ru

Медведева Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела стратегии развития педагогического образования управления взаимодействия с педагогическими вузами, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9117-8944, e-mail: ttancher@yandex.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Вихристюк Олеся Валентиновна, кандидат психологических наук, руководитель Центра экстренной психологической помощи, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5982-1098, e-mail: vihristukov@mgppu.ru

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, Руководитель Научно-методического центра сопровождения педагогических работников, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Координатор Президиума ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 27
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 8
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 8