Отчет о Всероссийском психологическом форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2010»

610

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Отчет о Всероссийском психологическом форуме «Обучение. Воспитание. Развитие — 2010» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2010. Том 7. № 4. С. 5–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2010_n4/47526 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

 

5 октября 2010 года в Сочи состоялось торжественное закрытие Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание Развитие — 2010». Для того, чтобы оценить значимость и масштабы мероприятия, начавшегося 26 сентября 2010 года, достаточно сказать, что оно проходило при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Организаторами же выступили Московский городской психолого-педагогический университет, Федерация психологов образования России и Центр практической психологии образования.

Без преувеличения можно сказать, что каждый Всероссийский психологический форум — мероприятие уникальное. Он проходит раз в год и объединяет психологов системы образования. В рамках Форума этого года проводился Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2010», психологическая мастерская «Новые технологии для “Новой школы”», а также три научно-практические конференции:

—   «Поликультурное образование в рамках “Новой школы”: научно-методические, содержательные и организационные аспекты»;

—   «Реализация концепции духовно-нравственного воспитания в рамках “Новой школы”»;

— «Реализация Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения». Каждая научно-практическая конференция включала в себя проведение секционных заседаний, семинаров, круглых столов и мастер-классов.

Выступление Алины Афакоевны Левитской с дкладом на конференции Форума

С самого начала рабочий тон атмосфере Форума задал Юрий Михайлович Забродин, доктор психологических наук, профессор, вице-президент Федерации психологов образования России. В своей открытой лекции «30 лет практической психологии в России: уроки, проблемы, перспективы» он рассказал, какой сложный путь прошла за эти годы отечественная практическая психология — путь экстенсивного и интенсивного движения в системе социальных институтов. И в итоге создала то разнообразное поле предложений коллективных и персональных психологических услуг, которое мы видим сегодня.

Последующее секционное заседание, проведенное в рамках конференции «Поликультурное образование в рамках “Новой школы”: научно-методические, содержательные и организационные аспекты», открыла Алина Афакоевна Левитская, директор Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации. На заседании рассматривались вопросы поликультурного образования в современной школе как основы воспитания российской гражданской идентичности.

Финалисты конкурса

 

С докладами также выступили:

— Тамерлан Таймуразович Камболов, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института (г. Владикавказ). Тема доклада: «Поликультурная образовательная модель как основа формирования российской гражданской идентичности»;

— Зинаида Васильевна Корнаева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института (г. Владикавказ). Тема доклада: «Полилингвальный аспект поликультурной образовательной модели». Одновременно было проведено секционное заседание в рамках научно-практической конференции «Реализация Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения» (руководители: Татьяна Николаевна Клюева, директор ГОУ «Регионального социопсихологического центра», г. Самара; Зинаида Васильевна Корнаева, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института, г. Владикавказ).

В своей лекции «Профилактика эмоционального выгорания педагога-психолога» Игорь Викторович Вачков, доктор психологических наук, профессор МГППУ обозначил основные стадии эмоционального выгорания и обрисовал методы выхода из подобного неконструктивного состояния.

На мастер-классе «Дистанционное обучение психологии: за и против» Бронюс Броневич Айсмон- тас, кандидат педагогических наук, профессор МГППУ (г. Москва), представил дистанционную программу обучения психологии, продемонстрировал электронные учебники в виде курса лекции, раскрыв особенности применения дистанционных технологий обучения психологии студентов с ОВЗ.

Мастер-класс «Использование сказкотерапев- тических методов в работе с учителями по сохранению и укреплению их психологического здоровья» провели Виктория Анатольевна Ардзинба, педагог-психолог, научный сотрудник МГППУ, и Ольга Станиславовна Мелентьева, педагог-психолог, исполнительный директор Федерации психологов образования России (г. Москва). На мастер- классе были продемонстрированы авторские технологии в области сказкотерапии.

Особо следует отметить Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2010», в котором приняли участие победители региональных конкурсов профессионального мастерства из 31 региона. Дух соперничества, волнения конкурсантов, стремление обойти конкурентов — все эти нешуточные страсти удивительным образом сочетались с размеренностью секционных заседаний, и в этом видна большая заслуга оргкомитета Всероссийского психологического форума. На всех этапах конкурса участники охотно помогали друг другу, поддерживали коллег-соперников. Сегодня подобное можно увидеть далеко не на всяком конкурсе.

Жеребьевка

В составе жюри под председательством Ирины Владимировны Дубровиной, доктора психологических наук, профессора, действительного члена Российской академии образования, работали ведущие ученые и практики психологической службы образования Российской Федерации.

Жюри за работой

На первом туре «Стенгазета» конкурсанты представили себя и свою профессиональную деятельность. Творческий потенциал педагогов-психологов оказался поистине неисчерпаемым. Во втором туре участники продемонстрировали свои «Открытые занятия». В этом году третий этап конкурса был проведен в новом формате. Участникам были предложены кейсы — проблемные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью педагогов-психологов, которые они должны были разыграть на сцене. Конкурсантов приглашали в зал поочередно. При этом они не знали о предстоящем задании и не слышали ответов соперников, что позволяло поставить всех в равные условия. Этот конкурс вызвал бурю позитивных эмоций и помог выделить явных лидеров.

Одегова Евгения Валерьевна, победитель конкурса «Педагог-психолог России — 2010»

Победителем Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2010» была признана Одегова Евгения Валериевна (педагог-психолог, Калининградская область, г. Калининград). Ей был торжественно вручен Диплом I степени Министерства образования и науки Российской Федерации, Знак Победителя и ценный подарок.

Сурикова Яна Алексеевна, II место в конкурсе «Педагог-психолог России — 2010»

Вторе место было присуждено Суриковой Яне Алексеевне (педагог-психолог, Камчатский край, г. Петропаловск-Камчатский). Она была отмечена Дипломом II степени Министерства образования и науки Российской Федерации, Знаком Победителя и ценным подарком.

Макарьев Игорь Сергеевич, III место в конкурсе «Педагог-психолог России — 2010»

Третье место было присуждено Макарьеву Игорю Сергеевичу (педагог-психолог, г. Санкт-Петербург). Он был отмечен Дипломом III степени Министерства образования и науки Российской Федерации, Знаком Победителя и ценным подарком.

В этом году были присуждены звания Лауреатов Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2010». Ими стали финалисты, вышедшие во второй тур конкурса и не занявшие призовых мест. Лауреатам вручили памятные знаки и Дипломы Министерства образования и науки Российской Федерации.

Лауреатами Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2010» стали:

1.   Белуш Яна Михайловна (Краснодарский край);

2.   Брядова Елена Николаевна (Ярославская область, г. Углич);

3.   Духачева Евгения Вячеславовна (Пензенская область, г. Пенза);

4.   Кириллов Денис Сергеевич (Архангельская область);

5.   Куулар Салбакай Опееновна (Республика Тыва);

6.   Федотова Людмила Александровна (г. Москва);

7.   Чудаева Виктория Геннадиевна (Московская область, г. Лыткарино).

По итогам Конкурса были присуждены дипломы за победу в номинациях:

—   «Общественное признание» — Вербицкому Роману Николаевичу (Кировская область, п.Тужа);

—   «За творчество и профессионализм» — Оленевой Наталье Сергеевне (Нижегородская область, г. Нижний Новгород);

—   «За верность профессии» — Федотовой Людмиле Александровне (г. Москва).

Отдельно хочется отметить новый формат проекта — психологическую мастерскую «Новые технологии для “Новой школы”». Психологическая мастерская — это масштабный, уникальный двухуровневый проект, состоящий из конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»» и авторских мастерских. Такой формат позволил педагогам-психологам повысить уровень своего профессионального мастерства, а также передать личный опыт коллегам из различных регионов России.

Победители II Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы»» провели презентацию своих программ:

 

 

 

—   Береснева Влада Геннадьевна (с. Верховондан- ка, Кировская обл.) — «Повышение квалификации работников социальных (коррекционных) учреждений в области информационно-коммуникационных технологий»;

—   Галеева Нина Ивановна (г. Москва) — «Психология в культуре, искусстве и творчестве»;

—   Герасимова Вера Вадимовна, Карпов Анатолий Михайлович (г. Казань) — «Шаг за шагом к сознательной трезвости (профилактика наркотизации “трудных” подростков на основе психологической самозащиты от агрессивной наркогенной среды)»;

—   Денисова Татьяна Николаевна (Белгородская область, п. Прибрежный) — «Ступеньки роста» (программа психосенсомоторного сопровождения обучающихся 1—4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида);

—   Егорова Валентина Никифоровна (г. Якутск) — «Проблема отбора старшеклассников в профильные классы»;

—   Ларечина Елена Викторовна (г. Санкт-Петербург) — «Растем вместе»;

—   Лупанова Елена Вячеславовна (г. Пенза) — «Психолого-педагогическая программа “Здравствуйте, это Я”»;

—   Мартыненко Людмила Александровна, Постоева Людмила Дмитриевна (г. Бородино) — «Играй, слушай, познавай!»;

—   Павлова Оксана Юрьевна (г. Казань) — «Программа преподавания элективных и профильных курсов по психологии в 9—11-х классах»;

—   Ситкина Ирина Геннадьевна (г. Ярославль) — «Психологическая поддержка и развитие стрессоус- тойчивости»;

—   Соколова Лилия Анатольевна (г. Белгород) — «Комплексная психолого-педагогическая программа профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения»;

—   Соловьева Дарья Юрьевна (г. Сыктывкар) — «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в период адаптации в школе»;

—   Ушева Татьяна Федоровна (г. Иркутск) — «Будущее Сибири».

С докладом «Современные технологии профориентационной работы: традиции и новаторство» выступила Резапкина Галина Владимировна, старший научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления (г. Балашиха, Московская обл.).

В рамках психологической мастерской были проведены авторские мастер-классы, которые были не только познавательными, но и захватывающе-интересными. Авторские мастер-классы провели: — Ардзинба Виктория Анатольевна, педагог-психолог, сказкотерапевт (г. Москва) — «Использование методов арттерапии в работе с семьей»;

—   Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор МГППУ (г. Москва) — «Волшебство воображения: возможности сказкоте- рапии»;

—   Клюева Татьяна Николаевна, директор ГОУ «Региональный социопсихологический центр» (г. Самара) — «Гражданская идентичность»;

—   Мелентьева Ольга Станиславовна, педагог-психолог, исполнительный директор Федерации психологов образования Росии (г Москва) — «Использование танцевально-двигательной психотерапии для раскрытия личностного потенциала»;

—   Смирнов Глеб Борисович, руководитель направления по работе с молодыми специалистами Федерации психологов образования России (г Москва) — «Техники и методы в работе с подростками»;

—   Сукманюк Андрей Николаевич, кандидат психологических наук, директор НОУ «Институт интегративной психологии и профессионального развития» (г Москва) — «Технологии использования интегративного дыхания».

Всероссийский психологический форум «Обучение. Воспитание Развитие — 2010» можно назвать успешно завершенным. И можно быть уверенными, что новый форум 2011 года все будут ждать с нетерпением — ждать новых участников, интересных выступлений, конструктивных дискуссий и просто добрых встреч с коллегами.

Метрики

Просмотров

Всего: 821
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 610
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0