О результатах апробации инструментария оценки субъективного благополучия подростков

26

Аннотация

Изучение качества жизни детей на основе показателей Росстата и оценки субъективного благополучия заложено в План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации. В данном материале представлены результаты исследования, которые были подготовлены для заседания Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства по вопросу «О проведении апробации результатов доработанного инструментария по оценке качества жизни детей в 2023 году с увеличением охвата субъектов Российской Федерации, в том числе с включением субъектов Российской Федерации, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году» (пункт 5 раздела II протокола заседания Координационного совета от 5 апреля 2023 г. № 1). Всего за три года работ в исследовании приняло участие более 180 тысяч подростков из 35 регионов России. В заключении определены основные задачи на ближайшее время: обоснование и разработка методики расчета новых показателей объективного благополучия, а также организация полномасштабного исследования субъективного благополучия подростков во всех субъектах Российской Федерации.

Общая информация

Ключевые слова: благополучие, субъективное благополучие, подростки, индекс детского благополучия, инструментарий, Десятилетие детства

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050105

Получена: 02.02.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Семья Г.В. О результатах апробации инструментария оценки субъективного благополучия подростков [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 1. С. 59–71. DOI: 10.17759/ssc.2024050105

Полный текст

Введение

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р (ред. от 25.05.2022) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» предусмотрено проведение исследований качества жизни детей на основе показателей Росстата России (объективные показатели) и оценок субъективного благополучия [14]. С 2021 года такая работа проводится в Московском государственном психолого-педагогическом университете в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации. Первоначально на основе анализа иностранного [6; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29] и российского опыта [1; 2; 4; 5; 6; 19] была разработана Концепция оценки благополучия детей в России и предложено авторское определение благополучия ребенка и индекса детского благополучия [12].

Благополучие ребенка — состояние ребенка, сформированное при совокупном влиянии социальных, экономических, культурных, психологических и физических факторов на жизнь детей сейчас, в прошлом и в будущем, направленных на поддержку и улучшение его физического и психологического здоровья, удовлетворение основных жизненных потребностей, обеспечение качественным образованием, возможностями развития в соответствии с его потребностями и возможностями, в условиях безопасности и при участии самих детей, включая их субъективную оценку благополучия.

Индекс детского благополучия — индикатор нормативного положения детей и семей, их качества жизни с точки зрения поставленных страной (регионом/сообществом) целей, уровень которого определяется заданными параметрами и доступностью определенного набора благ. Индекс детского благополучия представляет собой цифровое значение в баллах, отражающее качество жизни детей и семей. Цель и уровень благополучия в данном случае определяются целями и задачами Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства [14]. Такой подход позволяет использовать индекс детского благополучия для оценки уровня благополучия детей (качество жизни) и эффективности реализации мероприятий, включенных в План Десятилетия детства.

В 2022 году разработан инструментарий проведения оценки благополучия детей в субъектах РФ [12; 13] и проведена экспертиза инструментария в 12 научно-исследовательских институтах Министерства науки и образования Российской Федерации, по результатам которой доработана система показателей и индикаторов доменов индекса детского благополучия (ИДБ), согласованная с Росстатом, заинтересованными министерствами и ведомствами.

В этом же году разработана математическая модель, позволяющая визуализировать результаты оценок и строить рейтинги регионов по всем параметрам ИДБ (профили относительного СБ, диаграммы z-оценок) [3; 13; 18].

Возможности использования разработанного инструментария для различных категорий детей, включая проживающих на территории военных конфликтов, подверженных грумингу, представлены в публикациях [7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 18].

В 2023 году для отчета на Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства по вопросу «О проведении апробации результатов доработанного инструментария по оценке качества жизни детей в 2023 году с увеличением охвата субъектов Российской Федерации, в том числе с включением субъектов Российской Федерации, вошедших в состав Российской Федерации в 2022 году» была подготовлена справка о результатах апробации инструментария оценки субъективного благополучия подростков в России (пункт 5 раздела II протокола заседания Координационного совета от 5 апреля 2023 г. № 1), текст которой приводится ниже.

Справка о результатах апробации инструментария оценки субъективного благополучия подростков

В рамках научной исследовательской работы по научно-методическому обеспечению оценки эффективности мероприятий Десятилетия детства с позиции благополучия детей (далее — исследование), проводимой по заказу Минпросвещения России, Московским государственным психолого-педагогическим университетом (далее — МГППУ) доработан инструментарий оценки качества жизни детей с учетом экспертной оценки заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (МВД России, Минздрава России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России), а также 11 профильных подведомственных Минобрнауки России научных организаций.

Предложенный для оценки качества жизни детей индекс детского благополучия, состоящий из объективного (четыре домена) и субъективного (12 субдоменов) компонентов, скорректирован в части оптимизации количества статистических показателей. Кроме того, внесены дополнительные вопросы в опросник для подростков (13–18 лет), позволяющие расширить уровень и глубину анализа получаемых данных в сферах жизнедеятельности детей, а также перечень анализируемых стрессовых ситуаций, влияющих на уровень субъективного благополучия детей.

Индекс детского благополучия включает:

  • объективные домены: «Здоровьесбережение и сохранение жизни», «Благополучие семей с детьми», «Развитие, образование и воспитание», «Безопасность жизнедеятельности»;
  • субдомены домена субъективного благополучия: «Удовлетворенность своими достижениями»; «Удовлетворенность собой»; «Удовлетворенность здоровьем и самочувствием»; «Удовлетворенность собственной психологической и физической безопасностью»; «Учет мнения подростка»; «Удовлетворенность своими отношениями с родителями и другими членами семьи (внутренней поддерживающей сетью)»; «Удовлетворенность отношениями с внешними участниками поддерживающей сети»; «Доверие»; «Нормализация жизни»; «Суверенность индивидуального пространства»; «Удовлетворенность прошлым, настоящим, перспективами будущего («Хронотоп»)»; «Удовлетворенность материальным положением» [7; 10; 12].

Создан программный модуль по обработке и визуализации всех результатов, который позволяет увидеть регион, город, поселок, образовательную организацию и отдельного респондента, а также параметры оценки разных групп респондентов в сравнении со средними значениями по Российской Федерации или внутри региона [3].

В инструментарий оценки качества жизни детей (далее — инструментарий) добавлены фильтры, позволяющие проводить анализ в зависимости от категории опрашиваемых детей (пол, возраст, этническая принадлежность и иные категории).

Инструментарий предусматривает верификацию получаемых данных по субъективному компоненту (проверку на подлинность), а также определение границ значимости данных и достоверность отличий между результатами при сравнении. Это позволяет установить границы допустимых значений оценок по субдоменам субъективного компонента, а также сосредоточить внимание только на тех из них, которые выходят за обозначенные границы.

Доработанный инструментарий в 2023 году апробирован с привлечением 22 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Донецкая Народная Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Чеченская Республика, Краснодарский, Приморский, Хабаровский края, Иркутская, Ленинградская, Нижегородская, Новгородская, Омская, Псковская, Рязанская, Сахалинская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская области, город Москва, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Опрошено более 151,7 тыс. детей подросткового и юношеского возраста от 13 до 18 лет (69,5 тыс. мальчиков (45,8%) и 82,2 тыс. девочек (54,2%)), из них: воспитываются в родных семьях — 105,8 тыс. детей (70,0%), в полных семьях — 97,8 тыс. детей (64,0%) и в многодетных семьях — 48,5 тыс. детей (32,0%); имеют статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, — 7,4 тыс. детей (5,0%); имеют ограниченные возможности здоровья (далее — ОВЗ) — 12,6 тыс. детей (8,0%) или инвалидность — 6,5 тыс. детей (4,0%); проживают на вновь присоединенной территории (Донецкая Народная Республика) — 14,7 тыс. детей (10,0%); проживают в Арктической зоне — 3,8 тыс. детей (2,5%), на труднодоступных территориях — 3,7 тыс. детей (1,6%) и экологически неблагоприятных территориях — 5,0 тыс. детей (3,3%); состоят на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (в том числе на «внутришкольном учете») — 5,5 тыс. детей (3,6%).

По итогам исследования уровень субъективного благополучия у подростков составил 3,91 балла (диапазон оценок от 1,0 до 5,0 баллов (шкала Лайкерта), значимость различий зафиксирована на уровне F - 0,001 по результатам дисперсионного анализа ANOVA), что в целом свидетельствует о высоком уровне оценки собственного благополучия. Сохраняется более низкий уровень субъективного благополучия у девушек в сравнении с юношами (3,88 балла и 3,95 балла соответственно).

В 2023 году впервые проведена оценка качества жизни детей разных национальностей и исповедующих разные религии. Выявлен высокий уровень субъективного благополучия детей, исповедующих православие и мусульманство, и уровень ниже среднего — у детей, являющихся представителями буддизма и иудаизма. Вопрос о своей национальности вызвал затруднение у 12% подростков. Среди опрошенных наиболее высокий уровень благополучия выявлен у представителей русской, чеченской и татарской национальностей. Это дает возможность предполагать, что мировоззрение, формируемое под влиянием этнокультурных и религиозных факторов, также имеет значение при определении уровня субъективного благополучия через формирование различных притязаний по отношению к себе, к своей жизни и окружающему миру.

Результаты исследования показали, что в целом уровень субъективного благополучия растет с процессом взросления подростков. Значительно возрастает удовлетворенность подростков своими достижениями, учетом мнения, перспективами в будущем, но снижается удовлетворенность уровнем здоровья и самочувствия.

По итогам исследования выявлено, что подростки оценивают на высоком уровне удовлетворенность своей жизнью (4,26 балла). Подавляющее большинство несовершеннолетних убеждены, что живут не хуже, чем их сверстники. У них есть то, что позволяет им быть принятыми в своей социальной группе (гаджеты, приемлемая скорость интернета, разнообразие и качество еды, одежда престижных брендов, иное). При этом только по 4 субъектам Российской Федерации, участвующим в апробации инструментария, значения z-оценок объективного домена «Благополучие семей с детьми» ниже среднего значения по анализируемым регионам.

Наблюдается высокая степень доверия у подростков к взрослым, с которыми они живут, к себе и друзьям (4,21 балла). Вместе с тем выявлено, что чаще они доверяют взрослым, чем себе и друзьям. При этом в большей степени — родителям. Это свидетельствует о том, что для подростков семья и семейные ценности являются важными в жизни.

Сохраняется тенденция неудовлетворенности респондентов частотой и качеством взаимодействия с родителями (обсуждение проблем, разговоры «о личном», совместное времяпрепровождение). Такая оценка подростков соответствует результатам опроса родителей, проводимого Росстатом в рамках выборочного обследования населения: суточный фонд затрат времени женщинами на уход и воспитание детей составляет 2 часа 48 минут, мужчинами — 51 минуту (показатель объективного домена «Развитие образования, воспитания»).

Положительно оценивается подростками уровень собственной психологической и физической безопасности (4,2 балла). Наиболее безопасным местом дети считают свой дом; безопасным, но в меньшей степени — школу; менее безопасным — район своего проживания. Вместе с тем 5,8% подростков указали, что подвергаются недружественным действиям со стороны соучеников.

В целом данные результаты коррелируют со значениями z-оценок объективного домена «Безопасность жизнедеятельности», в рамках которого в пяти субъектах Российской Федерации, участвовавших в апробации инструментария, имеются отклонения значительно ниже среднего значения по анализируемым регионам.

Также выявлена взаимосвязь уровня субъективного благополучия подростков и их удовлетворенности жизнью с фактами психологического насилия в киберпространстве. Уровень субъективного благополучия подростков, подвергшихся кибернасилию [16], значительно снижается по всем показателям, в первую очередь связанным с удовлетворенностью своей безопасностью, учетом их мнения, социальными контекстами (школа, район проживания, город, село, страна) и взаимоотношениями с членами семьи. В меньшей степени респонденты удовлетворены своим здоровьем и самочувствием (3,52 балла). Субъективно здоровыми чувствуют себя 97,0% подростков, при этом большинство подростков жалуется на снижение энергетического потенциала (64,0%) и часто переживает состояние значительного снижения настроения (42,0%).

Также в меньшей степени подростки удовлетворены своими достижениями в образовании (особенно это относится к изучению иностранных языков и математики), спорте, «ручных» умениях и тем, как они проводят досуг (3,53 балла).

Уровень субъективного благополучия у подростков с ОВЗ (3,58 балла) и инвалидностью (3,42 балла) значительно ниже по сравнению с условно здоровыми сверстниками (3,94 балла). Они в меньшей степени удовлетворены достижениями во всех значимых для них сферах жизни, своими перспективами на будущее и отношениями с родителями [13]. Одновременно у детей данных категорий наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости.

Самый низкий уровень субъективного благополучия выявлен у подростков и молодых людей с девиантным поведением (3,32 балла). Они не удовлетворены своим прошлым, своими достижениями в различных областях, здоровьем и самочувствием. При этом оценка своей психологической и физической безопасности находятся на среднем уровне, хотя и ниже по сравнению с респондентами с нормативным поведением.

У детей подросткового и юношеского возраста, проживающих в Донецкой Народной Республике [17], наблюдается относительно высокая оценка уровня субъективного благополучия (3,84 балла). Степень удовлетворенности своей жизнью («жизнь не хуже, чем у других сверстников») они оценивают практически так же, как и подростки, проживающие в остальных субъектах Российской Федерации, участвовавшие в апробации, в том числе в своих оценках психологической и физической безопасности.

Таким образом, высокий уровень субъективного благополучия наблюдается по таким субдоменам, как «Удовлетворенность нормализацией жизни» («живу не хуже, чем сверстники»), «Доверие к себе и другим» (доверие к взрослым, окружающим и сверстникам) и «Удовлетворенность подростка собственной психологической и физической безопасностью в разных социальных контекстах» (собственная безопасность в школе, дома, на улице, в городе, в интернете и иных местах).

Следует отметить, что при сравнении значения уровня субъективного благополучия в 2023 году с результатами исследования в 2021 и 2022 годах наблюдается его повышение. Это свидетельствует о росте уровня удовлетворенности подростков различными аспектами своей жизни (в 2021 году — 3,82 балла, опрошено 11,1 тыс. детей; в 2022 году — 3,82 балла, опрошено 14,8 тыс. детей; в 2023 году — 3,91 балла, опрошено 151,7 тыс. детей).

Инструментарий исследования позволяет сравнивать между собой субъективный и объективный компоненты. В разных объективных доменах и субъективных субдоменах один и тот же регион может занимать разные позиции. Это позволяет субъектам Российской Федерации увидеть свои слабые и сильные стороны, а также проанализировать значение показателей и их влияние на итоговую оценку качества жизни детей. Выявление проблемных зон позволяет принимать точечные решения для улучшения качества жизни детей.

В 2023 году из 22 субъектов Российской Федерации, участвующих в апробации инструментария, наиболее высокий уровень субъективного благополучия подростков наблюдается в Ямало-Ненецком автономном округе, Кабардино-Балкарской Республике, городе Москве, Республике Башкортостан, Ленинградской, Ульяновской, Томской областях, Чеченской Республике, Новгородской области.

В рамках исследования в 2023 году проведено обучение представителей субъектов Российской Федерации (500 человек) и разработаны методические рекомендации по проведению оценки эффективности мероприятий, нацеленных на обеспечение благополучия ребенка в Российской Федерации. В указанных методических рекомендациях представлен лучший опыт организации проведения оценки качества жизни детей с использованием инструментария (Приморский край, Ульяновская область, Чеченская Республика и Республика Башкортостан).

Заключение

Разработанный инструментарий позволяет оценить субъективное благополучие подростков, ранжировать его уровни, выявлять ресурсы и мишени развития и социализации детей на уровне региона, образовательного учреждения и конкретного подростка. Но для получения сравнительных данных (относительное СБ) между субъектами Российской Федерации, различными категориями детей необходим расчет среднего значения каждого параметра, входящего в состав доменов. В проведенных исследованиях среднее значение рассчитывалось по данным регионов, принимающих участие в исследовании, что является определенным ограничением для общей оценки ситуации с качеством жизни. Для организации лонгитюдного исследования динамики благополучия детей в России следует провести исследование во всех субъектах Российской Федерации и зафиксировать средние значения показателей как «точку отсчета» для дальнейших расчетов индекса детского благополучия.

Другой проблемой является ограниченный набор статистических показателей, которые могут быть использованы для оценки благополучия и расчета ИДБ. Во-первых, показатели, важные для ряда сторон жизни подростков, не имеют утвержденных соответствующими ведомствами методик расчета. Во-вторых, ряд показателей имеют только абсолютные значения, которые невозможно перевести в относительные из-за отсутствия необходимых данных. В-третьих, в свободном доступе отсутствуют данные, которые характеризуют положение в отдельных сферах жизни детей, например, связанные с качеством образования (результаты ЕГЭ, всероссийских контрольных и пр.).

Таким образом, задачами на ближайшее будущее должны стать: обоснование и разработка методики расчета новых показателей объективного благополучия и организация полномасштабного исследования субъективного благополучия подростков во всех субъектах Российской Федерации.

В 2024 году дальнейшие исследования продолжаются в рамках программы «Приоритет-2030», которая действует на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» в рамках национального проекта «Наука и университеты».

Литература

  1. Арчакова Т.О., Гарифулина Э.Ш. Измерение субъективного благополучия детей в России: от локальных социальных практик до федеральной стратегии [Электронный ресурс] // Мониторинг. 2020. № 1 (155). С. 276–295. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.11
  2. Вайншток А.П., Юрков Е.Ф., Юдина Т.Н., Якуба В.И. Оценивание индекса благополучия детей в субъектах РФ на основе пороговой модели агрегирования [Электронный ресурс] // Информационные процессы. 2021. Том 21. № 1. С. 40–49. URL: https://istina.ipmnet.ru/publications/article/369803804/ (дата обращения: 15.01.2024).
  3. Зайцева Н.Г., Зайцев Г.О., Ослон В.Н., Семья Г.В. Визуализация оценки субъективного благополучия подростков [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 7–31. DOI:10.17759/ssc.2023040301
  4. Индекс детского благополучия: увидеть за цифрами ребенка. Результаты пилотного исследования Фонда Тимченко и РАНХиГС при поддержке АСИ в пяти регионах: материалы для круглого стола 15 декабря 2021 [Электронный ресурс] // Фонд Тимченко. 2021. URL: https://cwb-index.fondtimchenko.ru/upload/iblock/269/0mu25veaiia15ixxrzdat3r8slqlwp7p.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
  5. Калабихина И.Е., Казбекова З.Г. Методология построения индексов детского благополучия для мониторинга положения детей в рамках реализации Десятилетия детства в России [Электронный ресурс] // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 88. C. 52–78. DOI:10.24412/2070-1381-2021-88-52-78
  6. Кислицына О.А. Измерение качества жизни/благополучия: международный опыт. М.: Институт экономики РАН, 2016. 60 с.
  7. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Зайцев Г.О., Колесникова У.В. Субъективное благополучие молодых людей из числа детей-сирот в условиях перехода в самостоятельную жизнь [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 272–293. DOI:10.17759/psylaw.2023130419
  8. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Психологические ресурсы и личностные дефициты у выпускников организаций для детей-сирот [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 69–89. DOI: 10.17759/ssc.2022030205
  9. Ослон В.Н., Одинцова М.А., Семья Г.В., Колесникова У.В. Ресурсы устойчивости у выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей с разными профилями эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 252–271. DOI:10.17759/psylaw.2023130418
  10. Ослон В.Н., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Активность образа жизни, субъективное здоровье и субъективное благополучие детей старшего подросткового и юношеского возраста в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 116–129. DOI:10.17759/pse.2022270609
  11. Ослон В.Н., Семья Г.В., Колесникова У.В., Яровикова О.А. Субъективное благополучие выпускников организаций для детей-сирот в различных условиях проживания [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 211–224. DOI:10.17759/pse.2021260617
  12. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41–50. DOI:10.17759/pse.2020250604
  13. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Структура субъективного благополучия детей-сирот с ОВЗ младшего школьного возраста, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 3. С. 205–221. DOI:10.17759/psylaw.2021110315
  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р (ред. от 27.10.2023) «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375249/ (дата обращения: 15.01.2024).
  15. Семья Г.В. Безопасность и благополучие детей социально уязвимых категорий [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 237–238. DOI:10.17759/psylaw.2023130400
  16. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г., Телицына А.Ю. Влияние насилия в киберпространстве на субъективное благополучие подростков [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2023. Том 4. № 3. С. 32–46. DOI:10.17759/ssc.2023040302
  17. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г., Телицына А.Ю. Особенности оценки собственной безопасности и благополучия подростками на территориях военных конфликтов [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 308–328. DOI:10.17759/psylaw.2023130421
  18. Телицына А.Ю. Оценка детского благополучия: международный и российский опыт в рамках теории новой социологии детства [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2022. Том 3. № 2. С. 120–131. DOI:10.17759/ssc.2022030208.
  19. Тимофеева Я.И. Индекс социального прогресса как основа оценки - благополучия населения стран мира // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сборник научных трудов III Международной научной конференции, Томск, 23–26 мая 2016 года. Часть II. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2016. С. 598–602.
  20. Aymerich M., Cladellas R., Castelló A. et al. The Evolution of Life Satisfaction Throughout Childhood and Adolescence: Differences in Young People’s Evaluations According to Age and Gender // Child Indicators Research. 2021. Vol. 14. P. 2347–2369. DOI:10.1007/s12187-021-09846-9
  21. Cho E.Y.N., Yu F.Y. A review of measurement tools for child wellbeing // Children and Youth Services Review. 2020. Vol. 119. Art. nr 105576. DOI:10.1016/j.childyouth.2020.105576
  22. Dinisman T., Ben-Arieh A. The Characteristics of Children’s Subjective Well-Being // Social Indicators Research. 2016. Vol. 126. P. 555–569. DOI:10.1007/s11205-015-0921-x
  23. For Every Child, Reimagine. UNICEF Annual Report 2019 [Electronic resource] // New York: United Nations Children’s Fund (UNICEF). 2020. 68 p. https://www.unicef.org/media/74016/file/UNICEF-annual-report-2019.pdf (дата обращения: 15.01.2024).
  24. Jordan A., Rees E. Children’s views on well-being and what makes a happy life, UK: 2020 [Electronic resource] // Office for National Statistics. 2020. URL: https://www.ons.gov.uk/peoplepopulationandcommunity/wellbeing/articles/childrensviewsonwellbeingandwhatmakesahappylifeuk2020/2020-10-02 (дата обращения: 15.01.2024).
  25. Land K.C. Child and Youth Well-Being Index (CWI) [Electronic resource]. North Carolina: Duke University Durham, 2010. 29 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED519372.pdf (дата обращения: 17.01.2024).
  26. Mínguez A.M. Children’s Relationships and Happiness: The Role of Family, Friends and the School in Four European Countries // Journal of Happiness Studies. 2020. Vol. 21. P. 1859–1878. DOI:10.1007/s10902-019-00160-4
  27. Newland L.A., Giger J.T., Lawler M.J., et al. Multilevel Analysis of Child and Adolescent Subjective Well-Being Across 14 Countries: Child- and Country-Level Predictors // Child Development. 2019. Vol. 90. № 2. P. 395–413. DOI:10.1111/cdev.13134
  28. Savahl S., Casas F., Adams S. The Structure of Children’s Subjective Well-being // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. nr 650691. DOI:10.3389/fpsyg.2021.650691
  29. The OECD Better Life Index [Electronic resource] // OECD’s Better Life Index. 2020 URL: https://www.oecdbetterlifeindex.org/ (дата обращения: 15.01.2024).

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 69
В прошлом месяце: 60
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 26
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 1