О логике формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале знаково-символических действий)

437

Аннотация

В статье раскрываются возможности развития у детей универсальных учебных действий за счет обучения их знаково-символическим действиям.

Общая информация

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гуружапов В.А. О логике формирования познавательных универсальных учебных действий (на материале знаково-символических действий) [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 30–33. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n3/Guruzhapov (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Согласно ФГОС начального общего образования, формирование универсальных учебных действий является важнейшей составляющей основной образовательной программы школы. Среди познавательных универсальных учебных действий необходимо обратить особое внимание на знаково-символические действия, а именно: моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели для выявления общих законов, определяющих данную предметную область, в чистом виде.

Литература

  1. Алехина Т.И. Развивающие функции моделирования текстовых задач как метод активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках математики в начальных классах. — [Электронный ресурс.] — http://festival.1september.ru/articles/551413/
  2. Берцфаи Л.В., Поливанова К.И. Функция действия моделирования в учебной деятельности младшего школьника // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сб. научн. тр. — М., 1983. — С. 70–78.
  3. Горбов С.Ф., Чудинова Е.В. Действие моделирования в учебной деятельности школьников (к постановке проблемы) // Психологическая наука и образование. — 2000. — №2.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
  5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
  6. Давыдов В.В.. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
  7. Деветьярова Л.А. Использование приема моделирования на уроках математики в начальной школе. — [Электронный ресурс.] — http://festival.1september.ru›articles/ 570944/
  8. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителя для новой школы // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6 (43–44).
  9. Марголис А.А., Рубцов В.В. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России // Образовательная политика. — 2010. — № 4 (42).
  10. Моро М.И., Волкова С.И, Степанова С.В. Математика. 1 класс: Учебник для общеобразовательных школ. — Ч. 1. — М., 2009.
  11. Поливанова К.Н. Действие моделирования как способ диагностики контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научн. тр. — М.: Издание НИИ общей педагогики, 1981. — С. 40—48.
  12. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. — 2010. — №4.
  13. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. — М., 1988.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» (050400), МОН РФ. — М., 2010.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования, МОН РФ. — М., 2009.
  16. Чудинова Е. В. Работа с гипотезами детей в системе Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова // Вопросы психологии. — 1998. — №5.
  17. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) // Педагогика и логика. — М., 1993.

Информация об авторах

Гуружапов Виктор Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 714
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 437
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 11