Вестник практической психологии образования
2014. Том 11. № 3. С. 3–8
ISSN: 2658-3100 (online)
Начинающий педагог-психолог: где он ошибается и как это исправить
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пономарева Г.М. Начинающий педагог-психолог: где он ошибается и как это исправить [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 3. С. 3–8. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n3/Ponomareva (дата обращения: 02.11.2024)
Полный текст
Педагог-психолог сегодня является полноправным специалистом образовательной организации, а курируемая им психологическая служба занимает одно из ведущих мест в структуре учебно-воспитательного процесса школы. С деятельностью психолога педагоги, родители и учащиеся связывают множество своих социальных ожиданий, зачастую относясь к нему как к человеку, знающему ответы на все вопросы.
Психологи-практики, много лет отработавшие в школе, понимают несостоятельность таких ожиданий, но именно практика дает им возможность успешно решать множество разнообразных задач, направленных на психическую поддержку, личностное становление и индивидуальное развитие школьника.
Начинающий педагог-психолог, только что получивший диплом вуза, мотивирован на активное применение новых знаний, научной диагностики, опыта исследовательской деятельности для оказания помощи участникам педагогического процесса. Но недостаток практического опыта в работе школы ведет к тому, что молодой специалист, сам не желая того, допускает ошибки практически во всех сферах своей новой деятельности. Молодому специалисту необходимо пройти в своей работе долгий путь — «через тернии к звездам», — доведя содержание и технологию своей деятельности до высокого профессионализма.
Считается, что педагог-психолог адаптируется к работе в школе примерно один год. Наибольшее количество ошибок молодого специалиста приходится именно на период начального этапа работы. Этому есть объяснение, ведь специфика подготовки практических психологов в педагогических вузах такова, что, изучая психологию как науку, они не всегда обладают конкретными методами ее практического использования. Опыт тех, кто проработал в школе много лет, поможет начинающему специалисту избежать ошибок, ответит на некоторые волнующие их вопросы.
В своей же статье я актуализирую ошибки, наиболее часто наблюдаемые в деятельности начинающего педагога-психолога, объясню причины их возникновения и, опираясь на свой личный опыт работы в школе, предложу рекомендации, как в период адаптации избежать этих ошибок.
Трудности в работе бывают у каждого начинающего педагога-психолога, и происходят они порой по ряду не зависящих от специалиста причин. Но знать их и, по возможности, избегать будет полезно, так как это сократит период адаптации в новой профессии и укрепит первое положительное впечатление от результатов работы психолога в школе у членов педагогического коллектива.
Одна из таких причин — определенный набор личностных качеств молодого специалиста, не соответствующих требованиям, предъявляемым к данной профессии, профессиональная некомпетентность, недостаточный уровень образования. Многие годы причина непрофессионализма педагогов-психологов заключалась в том, что они становились психологами в результате переквалификации. А до этого они были педагогами-учителями.
Педагог и психолог имеют различные профессиональные установки и ценности, и часть педагогов-психологов после переквалификации сохраняла неизменными свои педагогические установки. Сегодня в школы приходят специалисты с базовым психологическим образованием, однако, заканчивая педагогические вузы, они зачастую «заражаются» и педагогическими технологиями взаимодействия с учащимися в противовес психологическим.
Следующей причиной трудностей психолога является его неумение сотрудничать с педагогами и администрацией школы. Бывшему студенту бывает трудно четко выполнять свои функциональные обязанности в режиме рабочего времени, а установлению доброжелательного и равноправного отношения с педагогами и родителями мешает разница в возрасте и пока еще не забытая позиция учащегося.
Родителей учеников, с которыми приходится работать психологу, можно назвать особой категорией. При работе с семьей сложности возникают потому, что подготовка педагогов-психологов включает малый объем информации, направленной на оказание помощи семье, а у самого специалиста отсутствует методический опыт по работе с детьми и их родителями при психологическом сопровождении. Молодому специалисту, зачастую не имеющему собственной семьи, трудно адекватно оценить воспитательные возможности конкретной семьи с ее психолого-педагогическим уровнем взаимоотношений, кризисного состояния, трудностей и проблем, возникающих при взаимодействии со школой.
Проанализируем наиболее часто наблюдаемые ошибки в деятельности школьного специалиста в области психологии. Они напрямую связаны с основными направлениями деятельности психологической службы школы.
Психодиагностика
1. Диагностика как самостоятельный вид деятельности
В чем ошибка: психодиагностика становится самоцелью. Рабочие планы психолога пестрят этим видом деятельности, включая индивидуальную, групповую диагностику, массовую по запросу администрации школы или вышестоящих организаций. Зачастую психолог диагностирует детей без определенного запроса, используя только известные ему методики, не всегда адекватные проблеме. Результаты таких диагностик пополняют пухлые папки «дел» и никак потом не используются. Зато внешне наблюдается бурная деятельность психолога — до определенного времени.
Как поступить: всегда задавать себе вопрос «а в чем, собственно, проблема?». И, в соответствии с ответом подбирать методики диагностики. Можно процесс диагностики заменить другим видом деятельности, например, просветительской беседой, в ходе которой слушатели сами разберутся со своими проблемами. В случаях же массовых опросов по запросам администрации рекомендую создать мобильную группу из старшеклассников, которые после соответствующего обучения продиагностируют и обработают результаты по стандартным методикам, освободив психологу время для другой нужной работы.
Пример из опыта работы: психологу в начале учебного года предстояло продиагностировать учащихся 5-ти первых классов и подать сведения в городской отдел образования. Цель: определить, насколько сформирована учебная мотивация у бывших дошколят. Представьте объем работы: с каждым провести беседу по рисуночному тесту, обработать результаты, внести в сводный отчет и — просто так отдать кому-то... Поэтому после совета с директором школы и учителями было решено, что строгой индивидуальной диагностике подвергнутся выборочно те дети, которые вызовут тревогу у учителей, а для отчета и массовой диагностики в школе пройдет игра «Твоя игрушка хочет в школу». Для этого приготовили плакаты с увеличенными рисунками стимульного материала и под каждым поставили корзину, куда дети складывали принесенную из дома любимую игрушку, как бы отвечая на вопрос «Если бы твоя игрушка пришла в школу, то что бы она больше всего хотела? Играть? Узнавать новое? Любоваться новой формой? Научиться читать?». Дети быстро раскидали по корзинам игрушки, учителя подсчитали количество игрушек в каждой корзине и помогли психологу подготовить отчеты с графиками, а потом эти корзины изучили родители, и на собрании психолог смог очень наглядно и достоверно провести беседу о проблемах школьной адаптации. Кстати, родителям не назывались фамилии детей, они и так по игрушкам узнавали своего ребенка.
2. Неверная постановка диагноза
В чем ошибка: психолог ставит диагноз на основании результатов стандартизированных методик диагностики без подключения других видов анализа. Неопытность практического психолога заключается в том, что, сопоставляя полученные им данные с «ключом» стандартизированной методики, он определяет заключительный диагноз, что явно ошибочно. «Ключи» с кратким описанием результатов тестирования не заменят глубокий психологический анализ, грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике, развитую интуицию как личностную составляющую специалиста.
Как поступить: взять за правило, что постановка диагноза следует после того, как перелистаны тетради с лекциями и научные книги, проведены все возможные варианты методик, сопоставлены их результаты в динамике, взяты за основу возрастные и личностные особенности пациента, учтены культурные традиции и социальное окружение, подключены субъективные мнения сторонних людей (например, отзывы одноклассников, родителей, соседей...). И даже после этого лучше поставить знак вопроса.
Пример из опыта работы: на предварительной диагностике социометрии в 7 классе был выявлен ученик-изгой. Классного руководителя смутил такой результат, она не замечала, что этот подросток был бы отвергаемым в коллективе, о чем она сказала психологу. Тогда психологом были проведено индивидуальное исследование по группе тестов на изучение личностных особенностей ученика, его стиля поведения в конфликтных ситуациях, реагирования на фрустриру- ющие ситуации, прошло анкетирование одноклассников и опрос близких друзей подростка, с которыми он занимался в спортивной секции. Ничего настораживающего не было обнаружено — обычный подросток. Тогда психолог собрал весь класс и без всяких предисловий спросил: «За что вы не любите Глеба?» После небольшой паузы поднялся сам Глеб и сказал: «Ладно, игра закончилась. Мы знали такой тест, как социометрия, проводили с нами раньше его ваши предшественники. Мы договорились, что все назовут меня как самого неприятного и отвергаемого, а потом посмотрим, что вы будете дальше делать.» В общем, потом было о чем поговорить психологу с подростками.
3. Использование в практике новых методик
В чем ошибка: начинающий педагог-психолог делает ошибку, применяя новые, неадаптированные к уникальным условиям местных социальных и культурных традиций диагностические процедуры. Когда же психолог применяет сложные методики, не имея достаточного уровня знаний по их использованию, и ставит диагноз, превышающий пределы его профессиональной компетентности, он может нанести непоправимый вред клиенту.
Как поступить: изучение новых диагностических методик школьным психологом должно приветствоваться и поощряться администрацией школы, но обучение им необходимо проводить в специализированных учреждениях с получением сертификата или иного документа, подтверждающего профессиональную компетентность. Однако и сам психолог должен строго соблюдать границы своих возможностей и не бояться перенаправить клиента к специалисту другого профиля, например, к психиатру.
Пример из опыта работы: на консультации сидит мама первоклассника, который, по словам учительницы, не усваивает учебную программу. Диагностика познавательных процессов, продуктов учебной деятельности, изучение медицинской карты явно показывают на умственное недоразвитие. Как сказать маме, что по всем признакам ребенку надо учиться во вспомогательной школе? А никак не говорить! Ведь постановка такого сложного диагноза, который в случае ошибки психолога может негативно отразиться на ребенке, не входит в компетенцию школьного специалиста. Психолог только может:
— высказать сомнение в результатах проведенной им диагностики и добавить фразу, что он может ошибаться;
— затем сказать, что именно по этой причине предлагает маме посетить более узкоспециализированного специалиста, который глубоко разбирается в физиологических нарушениях развития мозга;
— направить маму и ее ребенка, например, к детскому психиатру в психологический центр или ПМПК;
— как вариант, направить к коллеге из соседней школы с большим опытом работы;
— можно поговорить с родителями детей, обучающихся во вспомогательной школе (дать телефон), которые тоже сомневались в диагнозе ребенка.
Психологическое консультирование
1. Самоутверждение психолога как специалиста на консультации
В чем ошибка: приходя на консультацию к психологу, клиент надеется получить помощь и поддержку в решении своих личных проблем. Психолог же иногда использует эту ситуацию для самоутверждения, демонстрируя себя как успешного и сильного человека, у которого вообще никогда не возникает похожих или других проблем и в силах которого одной рукой развести проблему клиента. Это вызывает сомнение и недоверие у последнего.
Как поступить: не надо занимать и нейтральную «безликую» позицию. Научитесь быть «подругой на кухне». Она может выслушать, посочувствовать, посомневаться, ненавязчиво задать вопросы, перебрать все возможные варианты решения проблемы, а потом отпустить и закрыть дверь, «разбирайся, мол, сама.»
Пример из опыта работы: на консультации клиентка (молодая учительница, кстати) рассказала о своей проблеме. А затем она вдруг задала явный вопрос- ловушку: «Что вы мне посоветуете как психолог?» И услышала в ответ: «А давайте-ка с вами выпьем кофе с конфетами». Выяснилось, что конфеты молодая женщина любит, но не ест, боясь потолстеть. В течение 30 минут между женщинами шла веселая беседа о разных способах похудения и сохранения фигуры, пока психолог не задала свой вопрос: «Прямо не знаю, что вам посоветовать... А хотите, напишите-ка самой себе письмо, расскажите в нем о всех своих проблемах, придумайте, как их можно решить, и отправьте на несуществующий адрес куда-нибудь в далекий город. Оно потом к вам обратно обязательно вернется. Вот тогда приносите его мне, вместе почитаем и подумаем, что и как». Клиентка пришла к психологу через два дня: «Из всей галиматьи, что я написала в письме и отправила в Тмутаракань, мне понравилось поступить вот так. Я не буду дожидаться возврата письма. Вы одобряете мой поступок? Мне очень важно, чтобы вы меня поддержали!»
2. Огромное желание посоветовать, как поступить
В чем ошибка: психолог навязывает клиенту готовое решение проблемы, не давая ему самому найти выход из сложившейся ситуации. Да, если уж клиент пришел на консультацию к психологу, он заинтересован в его советах, надеется на быстрое разрешение своих проблем. Однако, данная выше рекомендация «стать подругой на кухне» только рекомендация, не более. Психолог делает большую профессиональную ошибку, предлагая клиенту четкий вариант решения проблемы, даже если он единственно правильный — он же все-таки не на кухне и не подруга.
Как поступить: к сожалению, не в каждом вузе студентов учат грамотному владению технологией проведения консультаций, поэтому при возможности лучше пройти соответствующее обучение. Пока же следовать главной цели психолога-консультанта: своей профессиональной беседой подвести клиента к самостоятельному выбору способа решения его личной проблемы. Именно так: как самому измениться, а не изменить мир! Запаситесь подборкой философских высказываний о смысле жизни, пригодятся.
Пример из опыта работы: после неудачного урока учитель пришла к психологу проконсультироваться о своей проблеме. Весь ее монолог можно было свести к фразе: «Она (завуч) ко мне незаслуженно придирается, не замечает моих успехов, но критикует мои промахи! Поговорите с ней, пусть она от меня отстанет!» Психолог же предложил послушать анекдот: «Плывут в море две рыбы. Одна такая большая! Другая такая маленькая! Большая и говорит: «Большие рыбы всегда пожирают маленьких!» «Да, — отвечает маленькая, — но где мы их найдем?» Учитель помолчала некоторое время и вдруг заявляет: «Все понятно! Пойду и заявлю свою кандидатуру на краевой семинар и дам открытый урок! Она еще у меня попляшет!»
3. Проекция трудностей других на проблемы клиента
В чем ошибка: психолог акцентирует свое внимание только на тех проблемах клиента, которые уже встречались ему у других и которые с его помощью удачно разрешились. Еще хуже, когда психолог приписывает клиенту чужие проблемы, основываясь на схожести ситуаций.
Как поступить: научиться принимать каждого нового клиента как уникального и неповторимого. Конечно, нельзя отрицать наличие схожих социальнопсихологических показателей, но пусть они станут основой, на которую потом сам клиент и будет опираться. Задача психолога — подвести его к собственному решению, и пусть клиент завершит консультацию с верой в то, что его проблема уникальна и решение его единственно верное.
Пример из опыта работы: проблема неразделенной любви возникает почти у каждого второго подростка, и все, в том числе и психолог, знают, что это просто ситуация взаимодействия полов, пройдя которую, человек приобретет определенный опыт. Став взрослым, он еще и посмеется над своими слезами, но сейчас. Девочке проще — поплакалась подружкам или в подушку и успокоилась, а юноше как? У психолога есть множество примеров выхода из похожих ситуаций, которые уже им решались с другими подростками в школе. Но пришедшему на консультацию она сказала следующее: «Подели свою жизнь на части до 100 лет и расскажи, как ты прожил или проживешь каждую». Когда подросток дошел до последнего пункта, выяснилось, что он ни разу не назвал по имени свою будущую жену. На вопрос «А как зовут твою жену?» ответил: «Я еще не знаю». На следующий вопрос психолога «Ну, если ты не хочешь, чтобы ее звали Лариса через 80 лет (девочка, которая отказывается от его сегодняшних притязаний), то почему тебя она волнует сегодня? Для чего ты ее к себе привязываешь?» прозвучал ответ: «Наверное, потому, что она многим в классе нравится и я ее люблю, а вот нужна ли мне будет жена, которая всем нравится, а меня не любит, — это вопрос, надо подумать. Я пошел думать!»
Коррекционная работа
1. Замена коррекционного занятия уроком или воспитательным мероприятием
В чем ошибка: педагог-психолог ошибается в построении методики проведения коррекционного занятия, заменяя психологические приемы педагогическими вплоть до выставления оценок. При постановке цели и подборке игр и упражнений явно делается акцент на учебную и воспитательную составляющую. Еще хуже, когда психолог использует приемы, которые с легкостью мог бы по его рекомендации применить на уроке учитель.
Как поступить: школьная практика накладывает свой отпечаток на процесс коррекции и развития учащихся при проведении психологических занятий. Тем не менее, практикующий психолог должен тщательно продумывать цели и содержание своих групповых и индивидуальных занятий, максимально используя технологии психологической коррекции. Таких, которые кроме него никто другой в школе не смог бы применить. Задания, выполняемые учащимися, должны быть подобраны в строгом соответствии с результатами диагностики, изменяться в соответствии с динамикой коррекции дефекта и с опорой на зону ближайшего развития.
2. Излишняя театрализованность занятия, увлеченность игровыми техниками
В чем ошибка: психолог излишне акцентирует внимание на внешне-поведенческой манере работы группы на психологическом занятии. Ведущий артистичен и эмоционален, группа активна, создана общая атмосфера веселья и удовольствия. Однако результат работы в группе учащиеся не могут оценить, так как анализируемые проблемы ими не поняты, новые знания не сопоставлены с будущим поведением, технологии общения и поведения не приняты серьезно и участники такого занятия не мотивированы на их внедрение в жизнь. Да и сама психология ими воспринимается как развлечение.
Как поступить: необходимо строго следить за составом группы, направляя в нее детей с максимально схожими проблемами (проводить тренинг в абстрактном 8-А классе с подростками разных типов реагирования нежелательно). Включать упражнения на рефлексию проделанной ранее работы, строить беседу без излишней эмоциональности, даже если до этого было весело. Включать в структуру общего занятия или тренинга так называемые «задания на дом», в которых ребенок будет обязательно упражняться в обычной социальной среде с последующей рефлексией своих результатов.
Просветительская работа
1. Использование в речи сложной психологической терминологии
В чем ошибка: начинающий педагог-психолог по студенческой привычке или же из желания самоутвердиться переносит специальную терминологию из профессиональной литературы в свою лекцию. Если психолог слишком часто в своей речи использует научные понятия при выступлении перед неподготовленной аудиторией, то слушатели не могут понять выступающего и испытывают своеобразный «комплекс профессиональной неполноценности».
Как поступить: научитесь использовать один и тот же привычный вам текст из профессиональной литературы для слушателей разных категорий. При этом постарайтесь записать его для себя такими словами, как будто вы читаете его, например, перед учителями, старшеклассниками, родителями младших школьников и коррекционных классов, подростков, на психологическом симпозиуме... Согласитесь, что одна и та же фраза «Ваша каузальная атрибуция представлена не в тех сенсорных висцеральностях» должна звучать по разному в зависимости от аудитории.
Пример из опыта работы: перед выступлением на педсовете психолог раздала учителям листочки с написанными на них психологическими терминами, которые была намерена использовать в устной речи, и сначала задала вопрос аудитории: «Кто знает, что означают эти слова?» Часть терминов учителя понимали, поэтому тому, кто смог объяснить термин на понятном языке, был вручен жетон «Энциклопедист», и к нему потом обращалась психолог с просьбой перевести то, что она сказала. Учителя с удовольствием приняли игру, а «энциклопедисты» внимательно следили за текстом выступающего и быстро реагировали с переводом. В конце лекции психолог задала другой вопрос: «Как вы поняли вот эти термины?» (и показала карточки, слова на которых в начале лекции были непонятны). И оказалось, что с ними тоже все было в порядке, их изучили, как иностранные слова, интуитивно. По окончании педсовета психолог получила слова благодарности от учителей за то, что она такая умная и не зануда.
В чем ошибка: неопытные психологи демонстрируют некоторое высокомерие общаясь с профессионалами из других сфер, забывая при этом, что высокомерная позиция создает дистанцию между психологом-лектором и слушателями и не способствует взаимопониманию и психологическому контакту.
Как поступить: специалист, более других осведомленный в области человеческой души, наверняка имеет малые представления о других научных и практических сферах деятельности человека. Созданию уважительной атмосферы беседы со слушателями поможет шпаргалка, приколотая к тексту лекции: «Чтоб разобраться в истинном и ложном, нам забывать не следует о том, что мастер просто говорит о сложном, а подмастерье — сложно о простом!».
Пример из опыта работы: свою речь на родительском собрании психолог начала со слов: «У нас с вами общая цель — найти выход из сложившейся ситуации. Предлагаю: я вам расскажу, почему так произошло и какое решение могло бы быть теоретически, а вы расскажете, как это было с вами и вашими родителями, когда вы были такого же возраста, что и ваши детей сейчас. Истина, как говорится, посередине». Разговор получился долгий, заинтересованный, и решение было принято. Кстати, часть родителей впоследствии попросились к психологу на индивидуальную консультацию — и такие проблемы приходится решать в школе.
3. Неэффективная подача теоретического и практического материала
В чем ошибка: сегодня педагог-психолог уже не опирается во время лекции на исписанные от руки пожелтевшие листы и не зачитывает монотонно информацию, не отрывая взгляда от бумаги. Каждый лектор умеет составлять презентации с разнообразными мультимедийными эффектами. Ошибка заключается в том, что иногда гаджеты заменяют человека; все внимание слушателей направлено на красивые картинки, хотя слушатели приходят на встречу с психологом для общения, они хотят и сами поговорить.
Как поступить: разделите виртуально свое выступление на части и две трети из него уделите простому общению с аудиторией. Подготовьте заранее вопросы, занимательные ситуации, по которым слушатели смогли бы сами высказаться, а вы, в случае необходимости, потом добавили бы своего научного материала. Хорошо помогает раздаточный материал, который можно перелистывать, перебирать во время лекции или изучать самостоятельно после недолгой инструкции лектора. А еще слушателям нравятся короткие видеозарисовки «из жизни». И коротенькое видеовыступление ученого тоже заинтересует аудиторию. Далее психолог может повторить текст понятным языком, сохранив эффект научности.
Пример из опыта работы: на одной из лекций психолога перед родителями с подготовленной прекрасной презентацией периодически (по договоренности с электриком) выключался свет. Когда такое происходило и наступал полумрак, психолог предлагала поговорить «по душам» на тему лекции. В первый раз родители были насторожены, потом разговорились, а под конец вообще заявили, что включать свет нет необходимости, в темноте даже интересней! Добавлю, что сама психолог заранее приготовила несколько провокационных ситуаций, обсуждение которых вызвало интерес у аудитории. И сама психолог постоянно давала научные пояснения по ходу спора. Презентацию же потом скачали с сайта школы!
Таким образом, мы дали начинающему педагогу- психологу еще одну группу знаний, которые, надеюсь, помогут ему в период адаптации в новой профессии, а рефлексия собственного практического опыта приведет молодого специалиста через несколько лет к высоким профессиональным результатам. Удачи!
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 563
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 337
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0