Феномен родительства в современном обществе

551

Аннотация

В статье анализируется роль семьи в воспитании детей с учетом современных условий развития общества

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Решетников О.В., Решетникова О.Н. Феномен родительства в современном обществе [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 3. С. 12–19. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n3/Reshetnikov_Reshetnikova (дата обращения: 24.04.2024)

Полный текст

 

Роль современной семьи в процессе социализации детей и подростков

Семья как идеолог

В ситуации отсутствия жестко регламентированной государственной идеологии ребенок чаще всего принимает мировоззренческую картину, которую формируют его родители. Причем не столько опираясь на их сентенции и устные пожелания, сколько на тот образ жизни и те ценностные реакции, которые родители демонстрируют в своем повседневном бытие. При всем разнообразии нюансов идеологических позиций можно выделить три базисных вектора:

— служение: осознание своей индивидуальной миссии и осуществление личностного предназначения;

— адаптация, приспособление: изучение существующих правил «общественных игр» (политических, профессиональных, семейных и пр.) с целью занятия наиболее удобной и выгодной «игровой» позиции;

— завоевание: осознание, что жизнь — это борьба, и успех зависит от скорости реакции и размера амбиций.

В этой связи видится крайне преувеличенным значение влияние СМИ, поскольку каждый информационный посыл пропускается семьей через свой «идеологический фильтр». Например, такой посыл, как «употребление алкоголя», в семье с доминантой «служения» будет оценен как унижающий человеческое достоинство. В семье с доминантой «приспособление» в зависимости от ситуации, куда и как направлено приспособление, может варьироваться от негативного до позитивного. Но в любом случае не будет иметь жесткой, однозначной позиции. В семье с доминантой «завоевание» — полезно все, что тебя не убивает и делает сильней.

В книге воспоминаний нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Луковица памяти» приводится эпизод, в котором описывается вера школьников старших классов в силу немецкого оружия. Сомневался только один мальчик. Спустя многие годы стало известно, что он сомневался в силу того, что его отец был осведомлен об истинном положении дел на северном фронте фашистской Германии. Родительский «фильтр» оказался сильней всей пропагандисткой машины нацизма.

На усиление современной идеологической функции семьи влияет целый ряд факторов:

—   индивидуализация общества, ослабление традиционных социальных связей;

—   ценностная многополярность общества;

—   либерализация ценностных установок;

—   отсутствие четкой зависимости между мировоззрением и положением в обществе;

—   перевод идеологических ценностей в плоскость

прагматичных, рациональных установок как государственная идеология периода глобализации (жесткие установки объединяют, нравственные ценности разъединяют).

Для Государства не принципиально, какой вектор идеологии выбирает семья. Принципиальны только некоторые политико-идеологические установки. Поэтому семья, хочет она этого или не хочет, оказывается в жесткой позиции идеологического центра для своих детей.

Семья как эксперт

В современном мире экспертные оценки становятся товаром, причем товаром достаточно опасным. Роль экономических экспертных оценок обнажил современный финансовый кризис (продукты, экология и т. д.). Жестким прагматичным установкам угрожает не идеология — они способны приспособиться к любым идеологическим условиям, — а обоснованные верифицированные экспертные оценки.

Сегодня семья вынуждена оценивать правдивость рекламы услуг и товаров, проводить тщательный маркетинговый анализ перед серьезной покупкой, оценивать достоверность разнообразной информации. Современная молодая мама вряд ли станет кормить малыша строго по рекомендациям телевизионной рекламы.

Современный ребенок с детства приучается, что доверять можно только семье. Не случайно самым популярным и надежным видом бизнеса становится семейный бизнес.

Семья как гарант

На сегодняшний день самым эффективным уполномоченным по правам ребенка является собственная семья. Современные условия жизни не позволяют ребенку полностью автономизироваться даже после совершеннолетия. Государственных льгот и гарантий недостаточно для того, чтобы арендовать жилье, начать собственный безопасный бизнес или планомерно строить карьерный рост. Часто современную молодежь упрекают в инфантильности. Но следует задаться другим вопросом: а ждет ли государство энергичную, инициативную, дерзкую, а следовательно, малоуправляемую молодежь?

Существующую государственную систему вполне удовлетворяет та ситуация, при которой семья берет на себя основные функции защиты и развития интересов и прав несовершеннолетних детей и даже молодых людей. Но и дети часто становятся единственными гарантами благополучной старости своих родителей.

Таким образом, семья в современной России остается главным, а подчас и единственным социальным институтом, вызывающим доверие собственных детей. Очевидно, что речь идет о некоем усредненном образе семьи и усредненной среде ее общественного бытия. Невозможно в процентах и различных коррелятах математически верно рассчитать все эти отношения, но, по всей видимости, этот образ доминирует.

В тоже время, семья испытывает потребности в поддержке собственных социализирующих функций. Эти потребности могут актуализироваться в определенной ситуации, но они естественным образом присущи любому типу семьи в любой ситуации социального развития.

Семья как друг

Это наиболее проблематичная сфера взаимоотношений семьи и ребенка — семья как центр эмоционально-личностных переживаний. С одной стороны, отношения в семье, безусловно, являются самым сильным фактором эмоциональной жизни ребенка. Каждая мелочь, каждый нюанс архитектоники семейных отношений вызывают в душе ребенка эмоциональный отклик, побуждают его к различным эмоциональным реакциям. Все казавшиеся подростку первостепенными отношения с друзьями-сверстниками отходят на второй план в случае серьезных семейных проблем. Проблемы взаимоотношений ребенка с родителями способны повлиять на всю его последующую жизнь, определяя его психологические комплексы и направляя его жизненные усилия.

В тоже время, семья все реже становится сферой эмоциональной безопасности, раскрепощенности, доверительности и теплоты. Это происходит по ряду причин.

Эмоциональная безопасность ребенка нарушается в семье с прагматично-эгоистичными установками. Родители готовят ребенка как свое будущее, как опору в старости — «чтоб было кому стакан воды подать», как партнера по совместному бизнесу. В такой ситуации родители считают, что ребенок всецело принадлежит им, а всякие посторонние эмоции и переживания ослабляют контроль, делают ситуацию неуправляемой. Поэтому приватные чувства и переживания ребенка могут быть осмеяны, принижены, подвергнуты остракизму, стать предметом торга и манипулирования. «Мы позволим тебе гулять с теми- то или увлекаться тем-то, если ты будешь делать то- то и то-то...» — подобные рассуждения заставляют ребенка скрывать свои чувства, маскировать их нарочитым безразличием.

Эмоциональная раскрепощенность — это вопрос либеральных отношений, степени свободы в чувственной, эмоциональной жизни. Отношения эмоциональной скованности и обедненности могут воспроизводиться многими поколениями по схеме «нам этого родители не позволяли — и нашим детям мы этого не позволим». По мнению таких родителей, раскрепощенный, свободный в чувствах ребенок может стать «легкой добычей» жестокого и прагматичного времени. Кроме того, эмоционально богатый ребенок может растратиться в чувствах и переживаниях, отвлечься от «главных задач жизни» — добычи жизненных благ и защиты собственных интересов.

Эмоциональная доверительность может снизиться в силу некомпетентности родителей, их неготовности воспринять ребенка таким, каков он есть, и принять его индивидуальные, специфично-личностные цели и задачи развития. В такой семье родители понимают, что плохо манипулировать ребенком, эмоционально его закрепощать, но не осознают, каким иным образом взаимодействовать с ребенком. Очень часто это те родители, которых в детстве самих эмоционально подавляли и ограничивали. Такие родители осознали, что это негативный опыт, но в то же время они не приобрели позитивного и считают, что лучше, чем неуместно вмешиваться в эмоциональную жизнь ребенка, просто предоставить ему в эмоциональном плане большую свободу и автономность. Такие родители не вмешиваются в эмоциональную жизнь своих детей, но и мало в ней принимают живого участия. Эмоциональные отношения становятся холодными, и на первый план в семейных отношениях выдвигаются хозяйственно-бытовые заботы и прагматичные цели карьерного и профессионального роста.

Эмоциональная теплота может возникнуть только в семье, где дети и родители объединены общими духовно-нравственными, базовыми человеческими потребностями. Дети и родители сопереживают и сострадают друг другу только в том случае, если осознают и уважают личностные потребности друг друга, принимают индивидуальность каждого и разделяют общую ответственность. Эмоциональная теплота в отношениях — это та ценность, которая порождается глубокой любовью и привязанностью.

Эмоциональные отношения в семье являются той «ахиллесовой пятой» во взаимоотношениях родителей и детей, в которую попадает «стрела» криминальных и асоциальных сил, всех тех, кто заинтересован в манипулировании современными молодыми людьми в своих корыстных целях. Зачастую такие цели маскируют свою выгоду эмоциональной заботой и сочувствием. Неудачные эмоциональные отношения в семье больно ранят детей — иных озлобляют, а иных делают неуверенными в себе, одинокими и болезненно ранимыми.

Именно эмоциональная разобщенность детей и родителей создает иллюзию потери семьей контроля над детьми — дети уходят в субкультуры, автономизи- руются и эмансипируются, обнаруживают экстравагантные формы эмоциональных переживаний. На самом деле влияние семьи за счет иных ключевых функций остается прочным. Но в жизни семьи происходят внешне не сразу заметные изменения — так, как если бы в семейном очаге огонь оставался бы по-прежнему ярким, но от него перестало бы исходить тепло.

Новые функции родителей и необходимые компетенции

Согласно библейской истине, наше человеческое детство возникло ранее родительства. В индивидуальном опыте феномен первичности детства определяет более «недовольное» отношение к родительству и более умильное к собственному детству. В большей или меньшей степени каждый ребенок убеждает себя, что когда он станет родителем, то непременно будет все делать по велению детей — конфеты вместо манки, дискотека вместо сольфеджио, понимание вместо требовательности. Но т. н. семейный сценарий возвращает все на круги своя, и дети с удивительными подробностями воспроизводят отношение своих родителей к собственным детям. На самом деле феномен этот очень прост — в отношениях с собственными детьми мы просто-напросто по-прежнему сами хотим оставаться детьми, а следовательно, поступать так, как нам нравится и удобно, и как можно дольше не взрослеть, чтобы не поступать так, как необходимо, прежде всего, другим. В этом смысле самое краткое определение родительства — это готовность меняться самому, чтобы изменить других. А антитеза родительства — это попытка изменять других, чтобы не меняться самим. Отношения детей и родителей — это отношение мудрого слуги и неразумного господина. Но современный семейный сценарий богат самыми затейливыми сюжетами:

— дети как «подносчики стакана воды», — дети как бизнес-проект,

— дети-мстители как месть миру за обиды родителей,

— дети как носители родительских маний и несбыв- шихся надежд,

— дети как родительское бессмертие и продолжатели рода, бизнеса, дачного огорода, нерешенных кроссвордов и всего того, что родителям так хотелось бы взять с собой, когда уже ничего взять нельзя...

В каждой из названных ролей есть правда жизни, и есть ее полное извращение. Памятуя сентенцию Платона о том, что высшая добродетель — это мера всех вещей.

Чтобы лучше понять, что есть родительство, надо задаться вопросом: а когда оно начинается? У роди­тельства есть очень верная точка отсчета — желательность беременности и ее причинность. Если ребенок был ожидаем и был самоценностью, то это его прочный фундамент на всю последующую жизнь. Более того, современные исследователи доказали, что желательная беременность усиливает и интеллект, и иммунитет. Нежелательная беременность напротив, подрывает социальное и физическое здоровье ребенка. Также опасна и негативная причинность — удержать любимого, занять свою пустую жизнь, доказать, отомстить, освободиться или просто удивить.

Привычный круговорот детско-родительских отношений в однофамильной саге прерывается в трех случаях:

— внезапное, волею случая (другое имя Бога) взросление одного из членов семьи (может произойти и в раннем детстве);

— смешение крови и традиций, создающих новую семейную реальность;

— эпоха перемен — когда ничто не в силах удержаться на прежних местах и реальность открывается под неожиданным углом зрения.

Есть и еще один универсальный феномен роди­тельства, который ставит под вопрос земное предназначение родителей и заставляет снова задуматься о библейском — а может быть, мы только божьи дети и только в его воле? Если, не зная биографии Максима Горького, прочитать детство Алексея Пешкова глазами доктора Фрейда, то прогноз будет неутешителен — интеллекту взяться неоткуда, эмоциональный садизм налицо, каторжное будущее обеспечено. Но «великий пролетарский» писатель сумел написать собственный, ни на чей не похожий удивительный жизненный сценарий. И напротив, сколько благочестивых семей порождают социальных монстров. Здесь впору задаться вопросом, за что спросится с родителей — за то, что они делали, или за то, что получилось не по их воле? Без третьего свидетеля — божественного провидения со всей исчерпывающей очевидностью на этот вопрос мы не ответим.

Родительская любовь не всегда все побеждает. Иногда в ней сгорают сами родители, так и не сумев согреть ребенка, который разделился с ними чужим влиянием, общественными катастрофами, собственным бесчувствием, которое тоже, увы, подчас приходится признавать. Чаще, конечно, дети и родители в равной степени друг друга любят и в той же равно степени не любят. Причем дети любят чаще и больше, но не всегда и не всех.

Если же признать любовь понятием метафизическим и не в полной мере поддающимся нашему человеческому и житейскому рассуждению, следует разобраться в том, что в большей степени может быть понято рационально и тем же путем исправлено. Здесь на вопрос «Что же делает совершенными родителями» можно ответить тремя утверждениями: — во-первых, взросление;

— во-вторых, хороший слух — способность слышать и понимать ребенка;

— в-третьих, способность быть современными.

Первое утверждение заключается, прежде всего, в главной готовности подчинять собственные желания, прихоти, мании глубинным личностным потребностям и нуждам своих близких, как детей, так и всех других членов семьи.

Второе утверждение — тема отдельного разговора.

А вот что значит, для родителей быть современными, мы постараемся ответить.

Быть современными — это не просто знание молодежного сленга, модных привычек и стиль в одежде. Быть современным значит, говоря словами Поэта, «слышать зов будущего», понимать, что необходимо сделать сегодня, чтобы быть готовым к завтрашнему дню. На мой взгляд, необходимо выделить целый ряд новых родительских функций, которые требуют специальных компетенций, вызванных переменами в современном российском обществе. Новые или изменившиеся функции семьи не могут быть осуществлены без соответствующих компетенций и ресурсов, и быстро меняющаяся социальная реальность не оставляет сомнений в необходимости нового просветительского проекта. Суть новой формы просветительства не столько в накоплении знаний и переваривании уже накопленных, сколько в необходимости новых ценностей и ориентиров, позволяющих реализовать собственный потенциал.

Государство передает семье часть своих социальных полномочий

Современное российское государство идет по пути передачи все большего числа своих социальных функций обществу. Однако общество далеко не всегда готово эти функции принять и реагирует лишь в случае крайней необходимости. Таким образом, про-


блема воспитания и социализации детей, оказавшись в поле общественных интересов, в целом переадресована семье. Если в советский период коммунистическим воспитанием занималась школа, то сейчас почти все вопросы воспитания переданы семье.

В семейной политике так же, как, например, в вопросе развития местных властей, должен существовать принцип — «не принимать полномочия без финансирования». Но на сегодняшний день социальные полномочия передаются семье без компенсирования затрат. Развивающий отдых ребенка, качественное дополнительное образование, социокультурное развитие семья осуществляет самостоятельно, государство отчасти компенсирует только расходы семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Новые социальные функции, которые сегодня переданы семье, требуют от родителей компетентных ответов на следующие вопросы:

— наличие семейной воспитательной программы (что и как мы воспитываем у ребенка, при этом худшая абстракция — «настоящий человек»);

— партнеры и ресурсы, способные помочь семье в осуществлении этой программы;

— сколько средств семейный бюджет затрачивает на:

1) развивающий отдых ребенка (именно развивающий); 2) на его дополнительное образование;

3) на социокультурное развитие; 4) на вовлечение ребенка в реальную социальную деятельность (организация социальных проектов, мероприятий, социальное творчество ребенка); 5) на профилактику здорового образа жизни.

Мы часто критикуем государство, бюджет которого минимален в вопросах культуры, образования, профилактической работы. Но давайте посмотрим на бюджет наших семей, и какие суммы занимают в нем (помимо необходимого) престижные покупки, пляжный отдых, взрослые хобби и развлечения.

Семья определяется в нравственно-ценностном выборе

Государственной идеологии нет, и в ее прежнем виде она не может возникнуть. Если глобальные вопросы решаются на базе общечеловеческих ценностей, то огромное множество повседневных нравственных выборов, имеющих не меньшее значение для человека, семья должна осуществить самостоятельно. Семья самостоятельно отвечает на вопросы: — выбора религиозных ценностей;

— политико-идеологические ориентиров;

— ценности личности и личностного развития.

Вопрос ценности личности, понимание ее фундаментальных потребностей и оснований — ключевой вопрос ценностного воспитания. Попробуйте сформулировать миссию и предназначение вашего ребенка в нравственных понятиях не обще-абстрактных, а в конкретно-личностных.

Как вообще оценивать личностное развитие? На какую систему нравственных ценностей ориентироваться? В каких случаях необходимо давать нравственную оценку?

Распространенная система, зиждущаяся на принципах «жить не хуже других», «жить как все» и «жить лучше других», убивает ценность индивидуальной личности. При том что в реальной социальной жизни эта ценность возрастает.

Семья становится значимым институтом образования

Информационная эпоха полностью изменила облик образовательного процесса, а грядущая эпоха креативности, творчества задает новые образовательные цели и средства. Современная школа в силу своей консервативности не успевает за этими изменениями. Цель образования — подготовить ребенка к жизни, а цель современной школы — подготовить ребенка к ЕГЭ. Целый ряд образовательных функций требует от семьи повышенной компетентности.

От семьи требуется реализации целого ряда образовательных задач:

— когнитивное развитие ребенка — память, внимание, мышление, воображение, аналитические навыки и проч.;

— социальные компетенции — формирование навыков, необходимых для успешного общения и взаимодействия, выбора профессии, личностного развития, здорового образа жизни, гражданского участия и т. д.,

— развитие воображение и творчества, формирование эмоционально-творческого восприятия реальности;

— первичная профессионализация и помощь ребенку в построении индивидуальной траектории карьерного, профессионального и личностного роста.

Семья живет в изменяющемся социуме

Социальные нормы и традиции стремительно меняются. Одно из ключевых направлений этих трансформаций — это стремительный рост автономности личности. Современная цивилизация прилагает все усилия к тому, чтобы каждый отдельный человек обладал как можно большим потенциалом жизнеосуще- ствления. Как следствие — распадаются привычные социальные отношения кооперации и взаимодействия, усиливается индивидуализм и эгоцентричность, сокращается публичное пространство личности и возрастает ее интимная зона. Дети продолжают общаться и взаимодействовать со сверстниками внешне по-прежнему, но внутренне все больше отдаляясь от них.

Вторая значимая тенденция современного социума — это придание личности потребительского статуса, коммерциализация всех традиционных социальных отношений. Человек человеку не друг, товарищ и брат, а потребитель, бизнес-партнер и продюсер.

Третья существенная тенденция — это трансформация традиционных социальных норм, возрастание их относительности и неясности. Сущностные, базовые нормы нравственности подвергаются ревизии. Принцип «главное, чтобы не было войны» девальвировал другие опасности, снизил значение многих нравственных норм, которые могли бы привести к конфронтации.

В этих условиях семья становится последним бастионом прежней социальности — люди доверяют, взаимодействуют, рассматривают интересы каждого как общие, нуждаются друг в друге.

В этих условиях семья вынуждена стать для ребенка общественной организацией, компанией друзей, сферой реализации социальной активности и ответственности:

—   семья формирует социальные компетенции детей — навыки общения и взаимодействия, социальной активности и гражданственности, личностного развития и т. д.;

—   семья — сфера социальной активности ребенка: помощь ближним, организация общих мероприятий, опыт социального проектирования, персональная социальная ответственность и самореализация;

—   семья — друг: эмоциональная поддержка, принятие, интерес к внутреннему миру и понимание индивидуальных особенностей.

Семья противостоит возрастающему манипулированию

Формы корыстного манипулирования становятся все более изощренными. Нами манипулируют маркетологи, политики, сектанты, криминал, социальное окружение. В этой связи для семьи важно мудро соблюдать две противоположенные тактики:

—   с одной стороны, сохранить у ребенка доверие к социуму, готовность и открытость к взаимодействию, инициативность и ответственность в социальных отношениях;

—   с другой стороны — предупредить возможности манипулирования сознанием ребенка.

Семья в преддверии эпохи креатива

На смену информационной эпохе грядет эпоха кре­атива, творчества. Рациональные отношения и ценности сменяются эмоциональными, дробный анализ — яркими метафорами, эффективное подражание — индивидуальным творческим переосмыслением.

Особое значение приобретает эмоциональный мир человека. Психологи и психотерапевты называют наш век — веком депрессий. Острые эмоциональные реакции одинокого, незащищенного человека ведут к депрессиям, сердечным заболеваниям, к огромному разнообразию психосоматических нарушений. Что важно для семьи:

—   большее внимание уделять эмоциональному внутреннему миру ребенка, осознавать реальную ценность эмоций;

—   стать психотерапевтом для своих детей, заниматься профилактикой психического здоровья;

—    научить детей управлять своими эмоциями;

—   заниматься с детьми творчеством, развивать воображение;

—   уделять большее внимание культурному развитию, культурным компетенциям;

—   создавать для детей условия и возможности проявления их творческой индивидуальности.

Семья и новые стратегии на рынке труда

Современный рынок труда отличается большой гибкостью, краткостью заключаемых контрактов и особыми требованиями к индивидуальным уникальным возможностям.

Рынок труда предъявляет каждому человеку повышенные требования по целому ряду параметров, которые должны быть осознаны родителями:

—    проявление индивидуальности,

—    выбор карьерной стратегии,

—   способность самостоятельно создать рабочее место,

—   приоритет факторов личностного смысла при выборе профессии.

Семья — ключевое звено в формировании социального капитала

Социальный капитал, включающий в себя нормы взаимности, доверие, и реальные социальные сети, в которые включен человек, по мнению современных ученых, является ключевым фактором национального развития. В России уровень социального капитала не позволяет преодолеть негативный порог коррупции, привлечь инвестиции и сформировать ответственное и компетентное гражданское общество. Ключевым звеном в процессе формирования социального капитала является семья, поскольку ребенок воспроизводит ее отношение к обществу.

С целью формирования социального капитала семья:

—    устанавливает добрососедские отношения;

—    развивает нормы взаимности и взаимопомощи;

—   формирует у ребенка отношение доверия к социальным институтам;

—    занимается общественной деятельностью;

—    проявляет активную гражданскую позицию;

—   создает реальные социальные сети с другими семьями.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Пример тем для Школы родительской компетентности, созданной на базе Женского делового центра Департамента труда и занятости города Москвы и школы № 1910 ЮВАО г. Москвы

Требования окружающего мира,
на которые семья должна ответить
компетентно и ответственно

Дети и родители

Феномен родительства в современном обществе

—   Какие требования окружающий мир предъявляет современной семье

—     Роль матери и отца

—     Стратегия и тактика семейного воспитания

—   Что значит быть компетентными и современными родителями

—     Как составить воспитательную программу семьи

На каком языке разговаривать с современным ребенком

—     Как понять внутренний мир ребенка

—     Как найти с ребенком общий язык

—   Какие сущностные личностные потребности лежат в основе поведения детей

—   Как всегда оставаться в диалоге со своими детьми

—     Как помочь ребенку понять и выразить самого себя

—   Как выбрать верную позицию в диалоге с ребенком

Психологический портрет современного ребенка

—     Чего больше всего боятся современные дети

—     На что они надеются

—     В чем уникальность современных детей

—     Что ценится в детской и подростковой среде

—     Что ребенок вынужден защищать

—   Как на детей влияет то, что они смотрят, слушают, читают

—     В чем хотят, но боятся признаться

—   Кто в реальности является образцами для подражания

—     Как оценивать рост и развитие своих детей

—   Как составить психологический портрет собственного ребенка

Чему мы учим детей и чему должны научиться у них

—   Какие ценности необходимо сформировать у ребенка

—   Какие практические умения и навыки, прежде всего, необходимы в современной жизни

—     Необходимые установки и убеждения

—   Компетенции, которым никто, кроме семьи, не научит

—     Что дети видят лучше, чем родители

—     Чему следует учиться у детей

—     Как сформировать CV или учебный план семьи

Уберечь от беды

Как не допустить беды

и как быть, если она случилась

Зависимости

—     Табак

—     Алкоголь

—     Компьютер и игры

—     Дурное влияние компании

—     Наркотики

—     Секты и подростковые субкультуры

—     Манипуляторы и мошенники

—     Как не стать жертвой

—   Диагностика аддиктивных рисков (рисков зависимости) ребенка

—   Построение индивидуальной стратегии профилактики зависимости

Психологические проблемы

—     Депрессии и фрустрации

—     Суицид

—     Нарушения поведения

—     Эмоциональные срывы

—     Нарушения психического здоровья

—     Патопсихологический характер

—     Апатия и отвращение к жизни

—     Отсутствие интересов и потребностей

—     Безволие и лень

—   Особые индивидуальные психологические потребности и проблемы

—     Диагностика психического состояния ребенка

—   Построение стратегии индивидуальной профилактики психэмоциональных нарушений

Антисоциальность

—     Агрессия

—     Криминальные наклонности

—     Анархия и недисциплинированность

—     Разочарование в общественных ценностях и устоях

—     Отказ от активной социализации

—     Отсутствие социальной ответственности

—   Построение семейной программы социализации Безнравственность

—     Эгоцентризм

—     Цинизм

—     Отсутствие авторитетов

—     Инфантилизм

—     Невоспитанность и черствость

—     Отсутствие нравственных ориентиров

—     Безответственность

—     Отсутствие сострадания и милосердия

—     Неприятие нравственных ценностей семьи

—     Отношение к труду и требованиям

—   Как формировать нравственные убеждения ребенка без лицемерия и фарисейства

—   Помощь в ребенку в построении ценностной картины мира

Позитивное воспитание

Мотивация

—   Как пробудить интересы и потребности ребенка в развитии

—    Проблематизация личностного роста

—   Как выявить индивидуальность и уникальность ребенка

—   Как помочь ребенку осознать свою миссию и предназначение

—     Социальные роли детей

—     Выбор профессии

—   Первичная профессионализация и отношение к труду

—   Построение индивидуальной траектории профессионального, карьерного и личностного роста ребенка

Компетентность

—     Социальная

Личностно-психологическая

Эмоциональная

Когнитивная (интеллектуальная)

Соматическая (здоровье, здоровый образ жизни) Как построить семейную программу формирования социальных компетенций ребенка

Позитивный опыт

Как поддерживать ребенка

Как поощрять и наказывать

Как создать условия для проявления индивидуальности и уникальности

Как помочь ребенку преодолеть свои слабости и стать сильным

Как создать условия для социальной поддержки ребенка

Как поступать в сложных педагогических ситуациях Как разработать семейную программу создания развивающей среды вашего ребенка

Совместный успех

Как у ребенка сформировать представление об успехе, успешной жизни

Как подготовить ребенка к успеху

Как вдохновлять детей на победы

Какие семенные проблемы дети и родители должны решать вместе

Семейные социальные проекты

Как наполнить детско-родительские отношения доверием и любовью

 

Информация об авторах

Решетников Олег Викторович, кандидат педагогических наук, директор, Институт общественного служения, психолог школы № 1910 ЮВАО, Руководитель Учебно-методического центра дополнительного профессионального образования и профессиональной переподготовки ЖДЦ Департамента труда и занятости населения

Решетникова Ольга Николаевна, начальник отдела социального образования, Институт общественного служения, координатор программы «Школа родительской компетентности»

Метрики

Просмотров

Всего: 628
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 551
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2