Вестник практической психологии образования
2014. Том 11. № 3. С. 74–89
ISSN: 2658-3100 (online)
Методические материалы для практических занятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания студентов вуза
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Работа с персоналом и развитие квалификаций
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Веселова Е.К. Методические материалы для практических занятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 3. С. 74–89. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n3/Veselova (дата обращения: 12.12.2024)
Полный текст
Теоретическое вступление
В философии и этике понятия «нравственность» и «мораль» обозначают одну и ту же предметную область, поэтому часто в литературе эти понятия означают одно и то же. В психологии же существует различение понятий «нравственность» и «мораль», связанное с разграничением областей изучения [7, 9]. Мораль рассматривается как совокупность норм поведения, взаимодействия людей, формирующихся в социуме и как присущая каждому социальному сообществу, обеспечивает внешние мотивы морального поведения: «я должен», «так принято», «все так делают», «меня накажут, если я этого не сделаю» и т. д.
Нравственность личности — психологическое, субъективное образование, многомерное и многосложное по своей структуре, основным механизмом реализации которого в поведении является совесть. Функционирующая совесть обеспечивает внутренние мотивы поведения: «меня замучает совесть», «я не могу нанести вред другому человеку», «я перестану себя уважать», «мне жаль моего товарища», «я поступлю так, несмотря на материальный ущерб» и т. д.
Воспитание совести является важнейшей психологической задачей духовно-нравственного воспитания личности, которое включает не только донесение до сознания учащихся содержания нравственных норм, но и формирование устойчивой позитивной личностной идентичности. Это сложный многоплановый процесс, требующий определенных социально-психологических условий, влияющих на ценностно-мировоззренческое самоопределение студентов. Обладание нравственностью, с точки зрения психологии, означает хорошую рефлексию в сфере принятия решений морального выбора и устойчивое использование внутренних мотивов нравственного поведения.
В настоящее время имеется настоятельная потребность в специальных программах и практических курсах любого объема, в которых ставились бы задачи нравственного воспитания, но их явно недостаточно. Предлагаемые нами методические материалы направлены на восполнение этого недостатка. В рамках программ вузовского обучения эти материалы могут быть использованы в курсах практической психологии при подготовке специалистов любых профессий, но особенно специалистов психолого-педагогических направлений. Материал организован таким образом, что его можно использовать в любом объеме, исходя из целей и задач конкретного учебного курса и планирования специальных занятий, направленных на осознание и прояснение убеждений и взглядов учащихся на собственные мотивы принятия решений в ситуациях морального выбора.
Под нравственной сферой личности мы понимаем совокупность психологических механизмов, обеспечивающих поведение человека, соответствующее нравственным нормам. Существует общепринятое научное определение нравственности как системы регуляции поведения человека, куда включаются следующие компоненты: 1) убеждения о смысле жизни человека и о его назначении в мире; 2) представления о «добре» и «зле», 3) правила поведения («то, что следует делать и чего не следует») [12]. Соответственно этому определению, непосредственные правила поведения (нравственный закон), которые реализует человек в своей жизни, зависят от его мировоззрения, религиозных взглядов на мир, на человека и на его назначение в мире. Таким образом, философы и этики указывают на два возможных источника мораль- ного/нравственного закона в сознании человека. Один источник — внешний, возникающий в культурно-исторической среде в форме взглядов конкретного социума и предлагаемый личности для интери- оризации. Другой источник — внутренний, иррациональный, неизменяемый, присущий от природы каждому человеку и данный ему в форме совести, имеющий название естественного нравственного закона. Соотношение этих двух моральных законов на уровне индивидуального сознания человека может быть различным. Они могут совпадать, а могут сильно различаться и даже противоречить друг другу. То, что предлагает социум в качестве обычного решения какой-либо стандартной ситуации морального выбора, может отвергаться совестью, то есть у человека будут возникать чувства неправильности, несправедливости происходящего. Но решение по совести может и совпадать с моралью, принятой в обществе, если в обществе приняты позитивные моральные и нравственные идеалы [4, 5].
Психологически этические категории «добра» и «зла» («хорошо» и «плохо») человек осваивает в форме опыта переживаний в социальных ситуациях морального выбора, и опыт принятия решения в этих ситуациях становится внутренним субъективным опытом. Ситуация морального выбора состоит в том, что человеку здесь и сейчас приходится делать выбор между часто притягательными для него ценностями, предлагаемыми социумом, и голосом совести, который противоречит принятию такого решения
Наиболее объемные эмпирические исследования индивидуального морального сознания и мотивов нравственного поведения проводились Л. Колбергом [1, 11]. Л. Колберг разработал специальный метод изучения морального сознания, представляющий собой структурированное интервью, в ходе которого респонденту предлагается решить моральную дилемму и развернуто обосновать свой выбор. В ходе интервью выясняются мотивы нравственных поступков предполагаемых героев дилеммы, что рассматривается как понимание мотивов нравственного поведения самим респондентом. По результатам интервью каждому респонденту присваивается принадлежность к определенной стадии морального развития в соответствии с теорией морального развития Л. Кол- берга. Однако такой метод обладает рядом методологических и методических недостатков. Прежде всего, с точки зрения полноты изучения нравственной сферы личности, структурирование вопросов интервью ограничивает возможное многообразие мотивации морального поведения и ставит респондента в искусственные условия моральной дилеммы c узким диапазоном выбора вариантов решения. Кроме того, основным недостатком не только метода, но и вообще теории Л. Колберга специалисты считают невозможность прогнозировать реальное моральное поведение личности на основе результатов обследования при помощи его интервью [1, 8]. К этому надо добавить и то, что этот метод разработан именно для обоснования теории нравственных стадий и мало пригоден для решения других задач исследования и формирования нравственной сферы личности. Большим препятствием для использования методики Л. Колбер- га в методическом плане является ее громоздкость и большие затраты времени на проведение одного интервью (работа с одним респондентом может продолжаться не один час).
Исследование детерминант морального поведения личности осуществили И.Г. Дубов и А.А. Хвостов [6]. Они специально отметили феномен расхождения между декларируемыми личностью моральными нормами и реально исполняемыми ею на практике. При этом человек часто искренне полагает, что будет вести себя в будущих ситуациях морального выбора в соответствии с декларируемыми им высокими моральными нормами, но в реальности этого не происходит. Кроме того, мотивами моральных действий часто являются не те этические принципы, которые находятся на вершине иерархии ценностей в индивидуальном сознании (позиция «абсолютизма»), а те, которые в наибольшей степени оправдывают достижение целей, обусловленных доминирующими в данный момент потребностями (позиция «релятивизма»).
В результате такой многомерности обыденного сознания человек как субъект морального действия может принимать решения и как «абсолютист», и как «релятивист». Это может менять степень обязательности его действий, удельный вес ориентации на утилитарные (материальные) ценности, степень ориентации на собственную совесть, нормы и авторитеты социума и т. д. Такая неоднозначность и непрогнози- руемость поведения в ситуациях морального выбора свидетельствует о плохой осознаваемости личностью собственных взглядов, убеждений, позиций, мотивов нравственного выбора. Именно на прояснение, осознание студентами собственных убеждений и позиций и направлен метод погружения в ситуации морального выбора — «Друг-советчик» [3], который состоит из набора ситуаций морального выбора, предлагаемый студентам на практических занятиях сначала для самостоятельного решения, а затем для обсуждения индивидуальных решений в групповой дискуссии.
Теоретическую основу метода «погружения в ситуацию морального выбора «Друг-советчик» можно сформулировать так: существует естественный нравственный закон, ядром которого являются десять заповедей Моисея. Десять заповедей можно рассматривать как основное ядро нравственности человека, как минимум, необходимый для обладания человеком «человечностью». Этот набор норм включается и в общечеловеческие нравственные нормы и соответствует этическим нормам всех мировых религий. Сегодня можно говорить о кризисе морали, что выражается в «размывании» основных нравственных норм, существовавших около двух тысячелетий и составлявших ядро большинства моральных кодексов прошлого.
Методика «Друг-советчик» (ДС), имеющая целью повлиять на формирование нравственной сферы личности и на процесс ее нравственного самоопределения, основана на исследовании возможного поведения личности в достаточно конкретных жизненных ситуациях морального выбора, которые имеют однозначное этическое решение с традиционных мировоззренческих позиций. Однако привходящие жизненные обстоятельства часто делают принятие этически позитивного решения непростым, неоднозначным, и индивидуальные решения студентом предлагаемых в методике ситуаций проективным образом раскрывают его предпочтения в морально-нравственной области. Если эти предпочтения в большинстве предлагаемых студенту ситуаций сильно отличаются от этически однозначных традиционных решений, то можно говорить о значительном отклонении нравственных правил этого студента от традиционно принятых.
Суть метода состоит в том, что студентам предлагаются для разрешения ситуации, каждую из которых можно рассматривать как ситуацию морального выбора. Студент как бы «погружается» в конкретную ситуацию, вполне реальную в жизни. Методика имеет проективный характер, так как не накладывает никаких ограничений на процесс принятия решения. В основе каждой ситуации лежит моральный выбор — возможность нарушить или выполнить какую-либо общепринятую моральную норму.
Важным аспектом состояния нравственной сферы личности является ее связь с психологическим и социальным здоровьем. Среди критериев здоровья личности состояние ее нравственной сферы занимает особое место. Например, в качестве наиболее часто упоминаемых критериев психического и социального здоровья называют: честность, совестливость, справедливость, чувство долга, ответственность за себя и других, бескорыстие [10]. В этот перечень входят также и качества личности, обеспечивающие ее моральную надежность, а именно: высокая фрустра- ционная устойчивость, самоконтроль, неагрессив- ность, необидчивость, оптимизм, способность планировать и осуществлять свой жизненный путь (наличие смысла жизни). Эти вопросы о личностных качествах будущих профессионалов, которыми являются студенты вузов, могут подниматься и обсуждаться в процессе групповой дискуссии по поводу предлагаемых ситуаций морального выбора.
Существует также взгляд на психические нарушения, неадекватность и дезинтеграцию личности как на разрушение, прежде всего, нормативной регуляции поведения, причем не просто в форме проявлений социальной неадекватности, а именно как на нарушения внутренней личностной регуляции, которая, проявляется в нравственной сфере [2]. В качестве показателей нравственного неблагополучия личности называют следующие: нечуткость к важным социальным нормам; бессердечное равнодушие к чувствам других людей (черствость, жесткость); безответственность и пренебрежение социальными и профессиональными нормами; низкий порог разряда агрессии (агрессивность); склонность к обвинению окружающих и выдвижению благовидных объяснений своему поведению; отсутствие самоконтроля; эгоцентричность, потворство по отношению к себе; постоянное желание быть признанным; обидчивость и манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей; неспособность проявлять теплые чувства по отношению к другим людям (отчужденность). Эти аспекты также могут проявляться в индивидуальном выборе решений ситуаций морального выбора студентами и таким образом становится доступными для обсуждения в группе и дальнейшего осознания собственных неблагоприятных качеств участниками обсуждения.
Методика имеет два варианта: ДС-1 и ДС-2. Текст методик ДС-1 и ДС-2 разработан нами совместно с С.А. Черняевой. Методика ДС-1 содержит 14 ситуаций и может быть использована в курсах с небольшим количеством часов, методика ДС-2 содержит 31 ситуацию и рассчитана на большее количество часов. Общее количество часов преподаватель планирует сам. В случае проведения занятия по плану групповой дискуссии имеется возможность выбрать отдельные ситуации в соответствии с темой, запланированной преподавателем, и варьировать время, затрачиваемое на все занятие. Длительность обсуждения каждой ситуации может быть различной в зависимости от количества предлагаемых преподавателем вопросов. При психодиагностическом варианте использования метода необходимо предлагать студентам полный текст методик ДС-1 и ДС-2. Обе методики рассчитаны на студентов в возрасте от 18 лет до 30 лет.
1. Работа с методикой «Друг-советчик-1»
1a. Вариант использования методики «Друг-со- ветчик-1» в групповых дискуссиях
Индивидуальное задание на первом этапе занятия заключается в том, чтобы дать совет другу в трудных ситуациях морального выбора. Учащихся просят дать совет другу в форме развернутого ответа в виде текста любого объема и свободного содержания в каждой из предложенных трудных ситуаций. На втором этапе проведения занятия студенты садятся в круг и обсуждают каждую ситуацию с точки зрения своих взглядов и убеждений.
Для включения в набор ситуаций были отобраны аналоги жизненных ситуаций, в которых моральный выбор касался бы общепринятых моральных норм. В набор включены ситуации, основанные на самых общих нормах отношений между людьми: «не убей», «не укради», «почитай отца и мать», «не клевещи», «не завидуй», «не лги» и т. п. Включены также некоторые нормы более высокого нравственного поведения: «будь милосердным», «не мсти», «не разводись с женой (или мужем)», «помогай больному и старому»; и наиболее общепринятые нравственные нормы: «уважай старших по возрасту и учителей», «будь верным своему слову», «не бросай своих детей», «не доноси», «не оставляй близкого человека в беде», «не нарушай законы», «возвращай долги».
Цель занятия: осознание собственной нравственной позиции и мотивов принятия решения в ситуациях морального выбора студентами.
Задачи:
— ответить на 14 ситуаций морального выбора;
— обсудить в группе современное отношение к моральным нормам, затронутым в ситуациях методики ДС-1, и сравнить с традиционными решениями этих ситуаций.
Оснащение: текст методики «Друг-советчик-1».
Порядок работы. На первом этапе студентам предлагается в течение 25 минут индивидуально поработать с ситуациями и написать на листке свои решения (для этого преподаватель должен иметь наборы ситуаций в количестве присутствующих на занятии студентов). При проведении в группе после индивидуальной работы предлагается групповое обсуждение ситуаций морального выбора, представленных в методике.
Студентам предлагается 14 ситуаций морального выбора (см. ниже) и следующая инструкция: «Представьте себе, что к Вам обращается Ваш друг или подруга с просьбой дать совет в трудной ситуации. Дайте этот совет на каждый вопрос в письменной форме одной или несколькими фразами».
Перечень ситуаций, включенных в текст методики «Друг-советчик-1»:
1. Мой возлюбленный меня бросил. Я беременна. Что ты мне посоветуешь?
2. Мне представляется удобный случай поквитаться со своим давним недругом. Стоит ли?
3. Я неожиданно выиграла 100 тысяч долларов. Как ты думаешь, как этим распорядиться?
4. Представляешь, вчера, придя домой, я обнаружила, что продавец в магазине самообслуживания не взял с меня денег за кофточку. Что ты мне посоветуешь?
5. Мы с тобой договорились завтра встретиться и пойти в ресторан, но мне только что позвонил друг и просил помочь с переездом. Как мне поступить?
6. За мной очень красиво ухаживает один молодой человек. Ты знаешь, что мой муж не обращает на меня внимания. Конечно, он бы ни о чем не узнал. Что ты мне посоветуешь?
7. Мне говорят, что, нанимаясь на работу, полезно сказать, что я уже имею опыт в этой области. Тогда, вероятно, я могу рассчитывать на большую зарплату. А ты как думаешь?
8. Мне нужен твой совет: издатель моей книги предложил мне для занимательности вставить несколько эротических сцен. Тогда книга станет бестселлером. Соглашаться ли мне?
9. Посоветуй, пожалуйста: мне предложили освободить от уплаты в качестве налога крупную сумму, если я сделаю пожертвование на одно из следующих предприятий:
а) строительство больницы;
б) строительство церкви;
в) приют для бездомных животных;
г) организация конференции УФОлогов;
е) школу одаренных детей;
ж) другая цель.
10. Мать моей жены постоянно делает мне замечания по поводу воспитания сына. Она считает, что он не должен ходить в кружок карате, и постоянно таскает его в церковь. Посоветуй, что делать?
11. Мы договорились с соседями по очереди убирать лестницу, а старуха из 12-й квартиры никогда не убирает, говорит, что не в состоянии. Что нам с ней делать?
12. В наших супружеских отношениях нет больше любви и понимания. Как поступить?
Табл. 1. Перечень моральных норм и вопросов для группового обсуждения, соответствующих ситуациям ДС-1
Моральная норма, соответствующая ситуации |
Вопросы для обсуждения в группе |
1. «Не убей» |
Является ли аборт убийством? Когда появляется душа у человека: а) в момент зачатия; б) в момент рождения; в) в период формирования у плода нервной системы? Что испытывает женщина, сделавшая аборт? Какие последствия могут произойти в последующей жизни женщины, сделавшей аборт? |
2. «Не мсти» |
Как можно охарактеризовать чувство мести? Какие чувства сопровождают месть? Какому мировоззрению присуща нравственная норма «не мсти»? Возможно ли восстановление отношений после реализации мести? Что такое обида? Что такое прощение? |
3. Социально одобряемая норма помощи близким людям или осуществления благотворительности |
Что такое благотворительность? Надо ли помогать деньгами родителям и членам семьи? Что лучше: «брать» или «давать»? Какие чувства испытывает человек, осуществляющий благотворительность? |
4. «Не укради» |
Какие чувства испытывает человек, взявший чужое? Если взятая вещь не является очень ценной, можно ли ее не отдавать? Повлияет ли не отданная вещь на последующие взаимоотношения? |
5. Норма, требующая помогать друзьям |
Надо ли всегда помогать друзьям, даже если это бывает трудно? Что такое настоящий друг? Как поддерживаются дружеские отношения? Что возможно сделать для друга? |
6. «Не прелюбодействуй» |
Возможна ли измена мужу/жене, возлюбленному/возлюбленной? Каковы последствия измены? Какие чувства испытывают взаимодействующие стороны? |
7. «Не лги» |
Что такое ложь? Как ложь сказывается на взаимоотношениях людей? |
8. Запрет соблазнять большой круг людей описанием эротических сцен |
Честно ли поступает автор серьезной книги, привлекая читателей эротикой? Что такое соблазн? |
9. Одобрение социальной ответственности, благотворительности |
Что такое социальная ответственность? Зачем нужна благотворительность? |
10. Норма, предписывающая терпимо относиться к взглядам близких, которые не разделяешь |
Как относиться к религиозным взглядам близких людей? |
11. Норма, предписывающая уважать старших и оказывать помощь немощным людям |
Почему надо уважать старших по возрасту? Что такое сочувствие? Что такое «черствость»? |
12. Норма, рассматривающая развод супругов как однозначно негативное явление |
Почему развод — негативное явление? Какие чувства испытывают разводящиеся супруги? Что происходит с детьми, если их родители разводятся? |
13. Норма, рассматривающая развод с больным супругом/ супругой как безнравственное деяние |
Как относиться к близкому человеку, если он заболел? Что такое любовь? Что такое верность? Что мы должны нашим близким? |
14. «Будь верным своему слову» |
Что такое честность и порядочность? Нужно ли доверять деловым партнерам? |
13. Моя жена серьезно заболела. Врачи говорят, что энергия и привлекательность к ней больше не вернутся. Не знаю, как жить дальше?
14. Я давно заключил контракт, а сейчас он стал для меня невыгодным. Мой контрагент настаивает на продолжении работ, так как он вложил много средств. А мой адвокат говорит, что есть лазейка, при помощи которой можно расторгнуть контракт. Что ты мне посоветуешь?
Порядок проведения занятия: после того как преподаватель убеждается в том, что инструкция понятна студентам, он дает им 25 минут на индивидуальную работу.
Преподаватель, ведущий занятие, должен иметь опыт модерирования групповых дискуссий, чтобы направлять общее обсуждение ситуаций в нужное русло. В таблице 1 дается вспомогательная информация для преподавателя по организации дискуссии по каждой ситуации морального выбора. Для каждой ситуации дается традиционная моральная норма и перечень вопросов, которые могут быть обсуждены в связи с этой ситуацией.
Преподаватель в конце занятия должен подвести итог дискуссии.
1б. Психодиагностический вариант использования методики «Друг-советчик-1»
Цель занятия: самоанализ состояния нравственной сферы личности студентом.
Задачи:
— ответить на перечень из 14 ситуаций методики «Друг-советчик-1» (перечень приведен выше);
— обработать результаты собственных ответов в соответствии с инструкцией;
— составить психодиагностическое заключение по своим результатам;
— обсудить по итогам психодиагностики позитивные и негативные качества нравственной сферы личности.
Инструкция к самостоятельной обработке результатов ответов на вопросы ДС-1 студентами.
Обработка результатов ответов на вопросы ДС-1 предполагает два возможных варианта: 1) подсчет показателя «моральная неустойчивость»; 2) подсчет показателя «индекс нравственности».
Показатель «моральная неустойчивость»
При подсчете показателя «моральная неустойчивость» ответу студента в каждой ситуации присваивается одна из трех категорий: 1) позитивный моральный выбор — полное соответствие традиционному моральному стандарту — 0 баллов; 2) негативный моральный выбор — отрицание традиционного морального стандарта, мнение о необязательности его выполнения — 1 балл; 3) промежуточные варианты — уклончивые, неопределенные ответы, отсутствие ответа на данный вопрос — 0,5 балла. Последняя категория ответов может рассматриваться как проявление защитной реакции на ситуацию морального выбора. При подсчете показателя «моральная неустойчивость» ситуации №№ 3, 9, 10, 11 не рассматриваются как ситуации морального выбора и не включаются в количественную обработку, ответы на них используются только для качественного анализа. Обрабатываются только 10 ситуаций. Сумма баллов по десяти вопросам используется как показатель моральной неустойчивости личности, который может принимать значения от 0 до 10 баллов.
Показатель «индекс нравственности»
При подсчете показателя «индекс нравственности» ответу студента в каждой ситуации присваивается одна из трех категорий: а) позитивный моральный выбор — полное соответствие традиционному моральному стандарту — 2 балла; б) негативный моральный выбор — отрицание традиционного морального стандарта, мнение о необязательности его выполнения — 0 баллов; в) промежуточные варианты — уклончивые неопределенные ответы, отсутствие ответа на данный вопрос — 1 балл. При подсчете показателя «индекс нравственности» обрабатываются 11 ситуаций (в обработку не включаются ситуации №№ 3, 9,10).
Индекс нравственности подсчитывается как сумма баллов, полученных за позитивные и уклончивые решения по всем 11 ситуациям морального выбора. Диапазон изменения от 0 до 22 баллов.
Кроме того, подсчитывается количество уклончивых ответов, количество позитивных решений морального выбора и количество негативных решений морального выбора, которые также могут рассматриваться как общие показатели состояния нравственной сферы личности. Индивидуальные данные можно сравнить со средними данными по студенческой выборке, приведенными в таблицах 2 и 3, и обсудить их в группе.
Инструкция студентам для интерпретации индивидуальных результатов
Сначала проводится качественный анализ ответов на конкретные ситуации на основе информации, представленной в таблице 1. Анализируется отношение студента к конкретным нравственным нормам.
Далее анализируются количественные значения показателей «моральная неустойчивость» и «индекс нравственности».
Если показатель «моральная неустойчивость» выше среднего значения (5 баллов), то это свидетельствует о том, что моральные установки студента неустойчивы, снижены нравственная направленность, ответственность и самоконтроль. Чем выше этот показатель, тем вероятнее склонность к доминантности, наличие дипломатичности и осторожности в общении, которая связана со стремлением скрывать свои взгляды на моральные нормы. Возможны также проявления некоторых признаков личностного неблагополучия: наличие ощущения фрустрированности, напряженности, тревожности, пессимистический взгляд на происходящие события, ухудшение произвольного контроля внимания в результате внутреннего конфликта из-за «размывания» моральных критериев.
При показателе «индекс нравственности» ниже среднего значения (10 баллов для мужчин и 12 баллов для женщин) можно прогнозировать ослабление роли нравственных норм в регуляции поведения и наличие повышенной агрессивности, которая может выражаться как в импульсивных реакциях, так и в агрессивном отношении к социальному окружению и в стремлении к доминированию. Чем ниже индекс нравственности, тем в большей степени будут проявляться данные тенденции.
Пример обработки протокола ответов респондента по методике ДС-1 приведен ниже.
Далее студенты пишут психодиагностическое заключение по результатам обработки своего протокола.
Возможно обсуждение индивидуальных результатов в группе при наличии доверия к преподавателю, доверительной атмосферы в группе и тактичного отношения членов группы друг к другу в процессе обсуждения индивидуальных результатов.
II. Работа с методикой «Друг-советчик-2»
НА. Вариант использования методики «Друг- советчик-2» в групповых дискуссиях
Методика ДС-2 используется в курсах с большим количеством часов, отведенных в программе на блок «Духовно-нравственное воспитание».
Индивидуальное задание на первом этапе занятия заключается в том, чтобы дать совет другу в трудных ситуациях морального выбора. Учащихся просят дать совет другу в форме развернутого ответа в виде текста любого объема и свободного содержания в каждой из предложенных трудных ситуаций. На втором этапе проведения занятия студенты садятся в круг и обсуждают каждую ситуацию с точки зрения своих взглядов и убеждений.
Для включения в набор ситуаций были отобраны аналоги жизненных ситуаций, в которых моральный выбор касался бы общепринятых моральных норм. Количество ситуаций расширено по сравнению с вариантом методики ДС-1. В набор включены ситуации, основанные на самых общих нормах отношений между людьми: «не убей», «не укради», «почитай отца и мать», «не клевещи», «не завидуй», «не лги», «не завидуй», «будь честным и справедливым» и т. п. Включены также некоторые нормы более высокого нравственного поведения: «слушай свою совесть», «будь милосердным», «не мсти», «не разводись с женой (мужем)», «помогай больному и старому»; и наиболее общепринятые нравственные нормы: «уважай старших по возрасту и учителей», «будь верным своему слову», «не бросай своих детей», «не доноси», «не оставляй близкого человека в беде», «не нарушай законы», «возвращай долги».
Табл. 2. Средние значения общих показателей по ДС-1 (N = 208, средний возраст респондентов — 19,1 г., данные получены при подготовке диссертации ... доктора психол. наук)
№ |
Общие показатели состояния нравственной сферы по ДС-1 |
Среднее, среднеквадратичное отклонение по выборке |
Диапазон изменения показателя (min/max) |
1. |
Индекс нравственности |
11,77±3,78 |
1-21 |
2. |
Количество позитивных ответов |
4,78±2,0 |
0-10 |
3. |
Количество уклончивых ответов |
2,18±1,5 |
0-7 |
4. |
Количество морально негативных советов |
3,98±2,0 |
0-10 |
Табл. 3. Средние значения общих показателей по ДС-1 (у мужчин и женщин, средний возраст 19,1 лет, данные получены при подготовке диссертации ... доктора психол. наук)
№ |
Показатели нравственной направленности по ДС-1 |
Студенты -мужчины, N=62 |
Студенты-женщины, N=62 |
Уровень значимости различий |
1. |
Индекс нравственности |
10,0±3,66 |
12,4±3,67 |
P<0,001 |
2. |
Количество позитивных ответов |
3,8±1,9 |
5,2±1,91 |
P<0,001 |
3. |
Количество морально негативных советов |
4,7±2,06 |
3,8±1,87 |
P<0,05 |
Цель занятия: осознание собственной нравственной позиции и мотивов принятия решения в ситуациях морального выбора студентами.
Задачи:
— ответить на 31 ситуацию морального выбора;
— обсудить в группе современное отношение к моральным нормам, затронутым в ситуациях методики ДС-2, и сравнить с традиционными решениями этих ситуаций.
Оснащение: текст методики «Друг-советчик -2».
Порядок работы. На первом этапе студентам предлагается в течение 30-40 минут индивидуально поработать с ситуациями и написать на листке свои решения (для этого преподаватель должен иметь наборы ситуаций в количестве присутствующих на занятии студентов). При проведении в группе после индивидуальной работы предлагается групповое обсуждение ситуаций морального выбора, представленных в методике.
Студентам предлагается 31 ситуация морального выбора (см. ниже) и следующая инструкция: «Представьте себе, что к Вам обращается Ваш друг или подруга с просьбой дать совет в трудной ситуации. Дайте этот совет на каждый вопрос в письменной форме одной или несколькими фразами».
Протокол результатов обработки ответов на ситуации методики ДС-1
Дата 5.02.2010 Код 2312 Возраст — 18 л. Пол — мужской. Конфессия (или мировоззрение) — материалист
№ |
Ответы на ситуации |
Показатели, баллы |
|
|
|
Моральная неустойчивость |
Индекс нравственности |
1. |
Сделать аборт |
1 |
0 |
2. |
Да |
1 |
0 |
3. |
Вложить деньги в бизнес, положить в банк, купить недвижимость и т. д. |
Количественно не обрабатывается |
|
4. |
Оставить деньги себе, если они для тебя много значат (материальные трудности) |
1 |
0 |
5. |
Если это настоящий друг, то нужно помочь |
0 |
2 |
6. |
Если этот молодой человек тебе нравится, то встречайся с ним |
1 |
0 |
7. |
Нужно сказать |
0 |
2 |
8. |
Включить эти сцены |
1 |
0 |
9. |
Вариант а) |
Количественно не обрабатывается |
|
10. |
Послать ее подальше |
Количественно не обрабатывается |
|
11. |
Поставить старуху на место |
Количественно не обрабатывается |
0 |
12. |
Развод |
1 |
0 |
13. |
Нужно продолжать жить с женой, морально поддержать ее |
0 |
2 |
14. |
Расторгнуть контракт |
1 |
0 |
|
Суммарный балл |
8 |
6 |
Перечень ситуаций, включенных в текст методики «Друг-советчик-2»:
1. Мои родители все время осуждают мой образ жизни. Что посоветуешь?
2. Моя сестра чудачка, она может подавать милостыню всем встречающимся ей нищим, а потом у нее всегда не хватает денег. Как мне на нее повлиять?
3. Заведующий кафедрой предложил мне баллотироваться по конкурсу на место моего научного руководителя, говорит, что я его больше устраиваю. Старик, конечно, обидится. Как быть?
4. Однокурсница дала мне свой конспект для подготовки к зачету, а мне не хочется его возвращать. Она прилежная, снова напишет. Что скажешь?
5. У моей сестры родился ребенок с синдромом Дауна, она хочет отказаться от него, спрашивает моего совета, что ей посоветовать, как ты думаешь?
6. Моя мама часто болеет. Я подыскала для нее замечательный Дом для престарелых, где за ней будет уход, да и мне посвободнее. Она почему-то не хочет. Посоветуй что-нибудь.
7. Ты мой лучший друг, я хочу спросить по секрету, мне предлагают большие деньги, но работа, по-види- мому, связана с доставкой наркотиков, хотя прямо об этом и не говорят. Деньги мне очень нужны, а принимать наркотики я ведь никого не заставляю.
8. Родители просят регулярно помогать им, говорят, что пенсии не хватает. Что скажешь?
9. Я с приятелем устроился сторожить одну контору. Можно будет пользоваться компьютером в свое удовольствие. — А они разрешают? — А я и спрашивать не собираюсь!
10. Моя жена ставит под угрозу нашу семейную жизнь. У нее заболела подруга, так она теперь днюет и ночует у нее, а дома посуда немытая, обеда нет и не убрано. Что делать?
11. Мой адвокат предлагает мне надежный механизм, позволяющий мне не платить до двух третей всей суммы полагающегося налога. Не знаю, как быть?
12. Я влюбилась в мужа моей приятельницы. Думаю, что это самая большая любовь в моей жизни. Что мне с этим делать?
13. Наш куратор предлагает мне подтвердить, что именно Михаил был инициатором беспорядков в студенческом общежитии. Я не знаю, так ли это, но очень боюсь, что меня отчислят за участие в этих событиях. Что делать?
14. У меня виртуальный роман (в Интернете) с одной замужней женщиной. Со мной это впервые. Хорошо ли это?
15. Меня просят пожертвовать деньги на помощь беженцам. Никаких налоговых льгот я не получу. Послать им деньги?
16. В наших супружеских отношениях нет больше любви и понимания. Как поступить?
17. Моя тетя умерла, не оставив завещания, по закону наследник я. С ней жила много лет, помогая ей, ее подруга. Она очень нуждается, но и для меня деньги не лишние. Как мне поступить?
18. Меня мучает совесть по поводу некоторых моих поступков в прошлом. Иногда просто плакать хочется. Что мне с этим делать?
19. Мне надоела эта выскочка Алина, она всегда в любимчиках ходит. Я хочу сказать профессору, что она списала свой реферат из Интернета. Здорово будет?
20. Моя сестра разводится со своим мужем и хочет, чтобы дети остались с ней. Говорит, что он ей угрожал, и просит меня подтвердить это на суде. Сам я не слышал этого, но сестре хотел бы помочь. Что делать?
21. Знаешь, одна моя приятельница жалуется, что ее муж совершенно не понимает ее, и что она не разводится с ним только из-за детей. Она очень симпатичная женщина и явно неравнодушна ко мне. Как мне к этому относиться?
22. Девушка, с которой я встречаюсь, ходит в церковь каждое воскресенье, а мне хотелось бы проводить время по-другому. Что мне ей сказать?
23. Мой возлюбленный меня бросил. Я беременна. Что ты мне посоветуешь?
24. Представляешь, вчера, придя домой, я обнаружила, что продавец в магазине самообслуживания не взял с меня денег за кофточку. Что ты мне посоветуешь?
25. За мной очень красиво ухаживает один молодой человек. Ты знаешь, что мой муж мало обращает на меня внимание. Конечно, он бы ни о чем не узнал. Что ты мне посоветуешь?
26. Мой друг пригласил меня разобраться с человеком, который ему много задолжал. Он предложил мне взять с собой оружие на всякий случай. Что ты мне посоветуешь?
27. Мне нужен твой совет: издатель моей книги предложил мне для занимательности вставить несколько эротических сцен. Обещает, что книга станет бестселлером. Соглашаться ли мне?
28. Моя жена серьезно заболела. Врачи говорят, что энергия и привлекательность к ней уже не вернутся. Не знаю, как жить дальше.
29. Есть один контракт, который стал для меня невыгодным. Мой контрагент настаивает на продолжении работ, так как он вложил много средств. А мой адвокат говорит, что есть лазейка, при помощи которой можно отказаться от моих обязательств. Что ты мне посоветуешь?
30. Мне представляется удобный случай поквитаться со своим давним недругом. Стоит ли?
31. Мой бывший приятель занялся бизнесом и очень разбогател. Вчера он позвонил мне и пригласил на день рождения. Наверное, хочет похвастаться своим новым домом. Идти мне к нему, как ты думаешь?
Порядок проведения занятия: после того, как преподаватель убеждается в том, что инструкция понятна студентам, он дает им 40 минут на индивидуальную работу для ответа на 31 ситуацию.
После того как все студенты справились с заданием, группа рассаживается за круглый стол и проводится совместное обсуждение каждой ситуации. Преподаватель, ведущий занятие, должен иметь опыт модерирования групповых дискуссий, чтобы направлять общее обсуждение ситуаций в нужное русло. Каждый студент зачитывает свое решение ситуации и аргументирует его. В таблице 4 дается вспомогательная информация для преподавателя по организации дискуссии по каждой ситуации морального выбора. Для каждой ситуации дается традиционная моральная норма и перечень вопросов, которые могут быть обсуждены в связи с этой ситуацией. При разборе каждой ситуации обсуждаются разные аспекты морального выбора, в дискуссии поднимаются социальные и психологические проблемы современного общества и высказываются различные мировоззренческие взгляды. Каждый студент получает обратную связь от группы в ответ на свое видение трудной ситуации морального выбора. При проведении занятий с будущими педагогами-психологами обсуждаются профессионально важные проблемы типов мотивации морального поведения: уделяется внимание роли внутренних и внешних мотивов в регуляции нравственного поведения. Могут быть затронуты вопросы применимости конкретной моральной нормы в современном обществе; значение конкретной нормы для благополучия социума и каждого члена общества; обязательность/необязательность исполнения конкретной нормы каждым человеком; трудность исполнения нормы.
1б. Психодиагностический вариант использования методики «Друг-советчик-2»
Цель занятия: самоанализ состояния нравственной сферы личности студентом.
Задачи:
— ответить на перечень из 31 ситуацию методики «Друг-советчик-2» (перечень приведен выше);
— обработать результаты собственных ответов в соответствии с инструкцией;
— составить психодиагностическое заключение по своим результатам;
— обсудить по итогам психодиагностики позитивные и негативные качества нравственной сферы личности.
Инструкция к самостоятельной обработке результатов ответов на вопросы ДС-2 студентами.
Качественный анализ ответов на конкретные ситуации позволяет выявить отношение респондента к конкретным нравственным нормам (см. таблицу 4).
Количественная обработка результатов ответов на вопросы ДС-2 предполагает два этапа: 1) подсчет общих показателей; 2) контент-анализ ответов на ситуацию в соответствии с заданными категориями.
Обработка результатов ответов на вопросы ДС-2 состоит в подсчете четырех общих показателей (I, P, U, O) и 12 категорий (V, VM, VNM, NR, RAC, A-, T, F, E, M, C, A+), выделяемых в текстах ответов на 31 ситуацию на основе контент-анализа.
Общие показатели. При подсчете показателя «индекс нравственности» (I) ответу респондента в каждой ситуации присваивается одна из трех категорий: 1) позитивный моральный выбор — полное соответствие традиционному моральному стандарту — 2 балла; 2) негативный моральный выбор — отрицание традиционного морального стандарта, мнение о необязательности его выполнения — 0 баллов; 3) промежуточные варианты — уклончивые, неопределенные ответы, отсутствие ответа на данный вопрос — 1 балл. Индекс нравственности подсчитывается как сумма баллов, полученных за позитивные и уклончивые решения по всем 31 ситуациям морального выбора.
Подсчитывается также количество уклончивых, неопределенных ответов (U), количество позитивных решений морального выбора (P) и количество негативных решений морального выбора (O), которые также рассматриваются как показатели состояния нравственной сферы личности.
Далее студенты проводят контент-анализ своих ответов в соответствии с категориями, приведенными в таблице 5 после перечисления общих показателей.
Пример обработки протокола ДС-2 и подсчета показателей нравственной направленности приведен ниже.
После подсчета всех показателей, студенты могут воспользоваться таблицей 6 для сравнения своих данных со средними по выборке из 95 человек.
Интерпретация результатов количественной обработки.
При показателе индекса нравственности ниже среднего значения (37 баллов) можно прогнозировать ослабление роли нравственных норм в регуляции поведения.
При значении показателя U (количество уклончивых ответов) ниже среднего значения (10 баллов) можно диагностировать закрытость респондента, нежелание раскрывать свое отношение к моральным нормам.
Если значение показателя О (количество негативных решений) приближается к максимальной цифре — 20-21 балл, можно говорить о жесткой позиции неприятия моральных норм и нежелания скрывать это.
Анализ наличия в тексте ответов на вопросник ДС-2 дополнительных категорий (выделенных на основе контент-анализа ответов 95 студентов-психологов) позволяет описать индивидуальные особенности принятия решения в ситуации морального выбора.
Табл. 4. Перечень моральных норм и вопросов для группового обсуждения, соответствующих ситуациям ДС-2
№ Моральная норма, соответствующая ситуации |
Вопросы для обсуждения в группе |
1 «Почитай своих родителей» |
Какими должны быть отношения между детьми и родителями? Есть ли у человека обязанности перед своими родителями? |
2 «Будь милосердным» |
Что такое милосердие? Надо ли помогать нуждающимся? Что лучше, «брать» или «давать»? |
3 «Уважай своих учителей» |
Почему надо уважать своих учителей? |
4 «Будь честным, порядочным, возвращай взятое на время» |
Какие чувства испытывает человек, взявший чужое? Если взятая вещь не является очень ценной, можно ли ее не отдавать? Повлияет ли неотданная вещь на последующие взаимоотношения? |
5 «Не бросай своих детей» |
Какова ответственность родителей перед малолетними детьми? Какие чувства испытывает мать, отдавая своего ребенка? |
6 «Почитай своих родителей. Не бросай их в старости» |
Какова ответственность взрослых детей по отношению к престарелым родителям? |
7 «Не нарушай закон. Не наноси вред людям» |
Каковы последствия нарушения закона для человека? Как относиться к наркомании? |
8 «Помогай родителям» |
Почему надо помогать родителям? |
9 «Будь честным. Соблюдай условия трудового договора на работе» |
Надо ли выполнять указания начальства? Надо ли соблюдать условия трудового договора? |
10 Норма, требующая помогать друзьям, особенно если они в беде |
Что такое дружба? Как сохранять дружеские отношения? Надо ли всегда помогать друзьям, даже если это бывает трудно? Кто такой настоящий друг? Как поддерживаются дружеские отношения? Что возможно сделать для друга? |
11 «Не обманывай государство. Будь гражданином» |
Что такое честность и порядочность? Надо ли всегда платить налоги? Надо ли быть гражданином? |
12 «Не пожелай чужой жены/мужа. Не разбивай чужую семью» |
Собственные чувства всегда важнее чувств другого человека? Какие чувства испытывает человек, когда ему изменила жена/муж? Возможно ли счастье, построенное на беде другого человека? |
13 «Не лжесвидетельствуй» |
Что такое ложный донос на другого человека? Какие мотивы движут человеком, который это делает? |
14 «Не изменяй супруге/супругу» |
Является ли виртуальный роман изменой? Каковы могут быть последствия виртуального романа? |
15 «Будь милосердным. Помогай нуждающимся» |
Что такое милосердие? Что испытывает человек, помогая нуждающимся безвозмездно? |
16 Норма, рассматривающая развод супругов как однозначно негативное явление |
Почему развод — негативное явление? Какие чувства испытывают разводящиеся супруги? Что происходит с детьми, если их родители разводятся? |
17 «Будь благодарен за помощь. Оплачивай долги» |
Что такое благодарность и неблагодарность? Как они влияют на взаимоотношения людей? |
18 «Слушай собственную совесть» |
Что такое совесть? Что испытывает человек, поступая не по совести? Зачем нужна совесть? Какая бывает совесть? |
19 «Не завидуй» |
Что такое зависть? Как она влияет на взаимоотношения людей? |
20 «Не лжесвидетельствуй» |
Что такое лжесвидетельство? Каковы могут быть последствия лжесвидетельства? |
21 «Не пожелай жены другого. Не разбивай чужую семью» |
Какие чувства испытывает человек, когда ему изменила жена/муж? Возможно ли счастье, построенное на беде другого человека? Что чувствуют дети при разводе родителей? Можно ли наладить отношения между супругами? |
22 Норма, предписывающая терпимо относиться к взглядам близких, которые не разделяешь сам |
Как относиться к религиозным взглядам близких людей? |
23 «Не убей» |
Является ли аборт убийством? Когда появляется душа у человека: а) в момент зачатия; б) в момент рождения; в) в период формирования у плода нервной системы? Что испытывает женщина, сделавшая аборт? Какие последствия могут произойти в последующей жизни женщины, сделавшей аборт? |
24 «Не укради» |
Можно ли украсть, если за это тебе ничего не будет? Если взятая вещь не является очень ценной, можно ли ее не отдавать? |
25 «Не прелюбодействуй» |
Каковы последствия измены мужу/жене, возлюбленному/возлюбленной? Какие чувства испытывают взаимодействующие стороны? |
26 «Не планируй даже в мысли нанести другому человеку физическое увечье» |
К чему приводят угрозы физической безопасности человека? Является ли это методом взаимодействия с партнерами по бизнесу? |
27 Запрет соблазнить большой круг людей описанием эротических сцен |
Честно ли поступает автор серьезной книги, привлекая читателей эротикой? Что такое соблазн? |
28 Норма, рассматривающая развод с больным супругом/ супругой как безнравственное деяние |
Как относиться к близкому человеку, если он заболел? Что такое любовь? Что такое верность? Что мы должны нашим близким? |
29 «Будь честным, не нарушай деловых обязательств» |
Что такое честность и порядочность? Как повлияет нарушение договора на деловые отношения? Нужно ли доверять деловым партнерам? |
30 «Не мсти» |
Как можно охарактеризовать чувство мести? Какие чувства сопровождают месть? Какому мировоззрению присуща нравственная норма «не мсти»? Возможно ли восстановление отношений после реализации мести? Что такое обида? Что такое прощение? |
31 «Не завидуй. Сохраняй дружеские отношения» |
Что такое зависть? Как она влияет на дружеские отношения? |
Если показатель V встречается более 3-4-х раз можно говорить о склонности к конструктивности решений, тенденции давать волевые конкретные советы в ситуациях морального выбора.
Показатель VM отражает тенденцию респондента обосновывать моральный выбор внешними мотивами, такими как долг, социальные нормы, закон, последствия поступка. Этот показатель отражает степень осознания необходимости соблюдать нравственные нормы и думать о последствиях своего выбора. Частые ссылки на внешние мотивы выбора (более 4-х раз) говорят об ориентации личности на нормы социума, а также могут свидетельствовать о наличии чувства ответственности у респондента.
Показатель VNM отражает тенденцию принятия решения на основе внутренних мотивов в ситуациях морального выбора — то есть избегания чувства вины путем следования указаниям своей совести, умение понимать ситуацию «сердцем» и слышать его веления. Чем чаще встречаются ссылки на внутреннюю мотивацию, тем вероятнее склонность к спонтанности принятия решения в ситуации морального выбора без оглядки на мнение окружающих. Большое количество ссылок на внутренние мотивы может свидетельствовать о хорошей рефлексии и мировоззренческой зрелости личности, то есть о наличии осознанного смысла жизни и нравственных правил, управляющих поведением личности.
Табл. 5. Перечень показателей для обработки ответов на вопросы ДС-2
Обозначение |
Смысл показателя |
I (индекс нравственности) |
Сумма баллов позитивных и неопределенных ответов |
P |
Количество позитивных ответов |
U |
Количество уклончивых ответов |
О |
Количество негативных ответов |
V (конструктивность) |
Количество конкретных предложений решения ситуаций морального выбора в ответе выражает волевое устремление, конструктивность принятия решений |
VM (внешние мотивы) |
Количество высказываний, отражающих внешние мотивы обоснования предлагаемого решения (ссылки на долг, социальные нормы, закон, последствия) |
VNM (внутренние мотивы) |
Количество высказываний, отражающих внутренние мотивы обоснования предлагаемого решения (чувство вины, стыда, ссылки на совесть, сердце, переживания) |
NR (нравственный релятивизм) |
Количество высказываний, выражающий нравственный релятивизм («делай так, как тебе больше нравится или удобнее») |
RAC (рационализация) |
Количество высказываний, выражающих рациональный подход к решению ситуаций (рациональное, логическое, причинное объяснение предлагаемого решения) |
А- (отрицательные эмоции) |
Количество высказываний, содержащих отрицательные эмоции в реакции на ситуацию (осуждение, пренебрежение, гнев, раздражение, враждебность, отстранение и т. д.) |
T (отчужденность) |
Количество высказываний, отражающих эмоциональное отстранение от героя ситуации (эмоциональное отчуждение, нежелание влиять на поступки героя, нежелание нести ответственность за поступки друга и разделять с ним трудности решения; каждый решает сам) |
F (общие советы) |
Количество общих советов (скорее отговорок, которые неизвестно к чему приведут) |
Е (позитивный выбор при условии) |
Количество советов сделать позитивный выбор, но при условии, если есть возможность |
M («изоляция») |
Количество советов устранить чувства, эмоции (изоляция) |
A+ (положительные эмоции) |
Количество высказываний, включающих положительные эмоции в реакции на ситуацию (одобрение, похвала, высказывания о положительных чувствах любви, дружбы) |
Пример протокола с ответами на вопросы методики ДС-2 (с обработкой результатов)
Протокол № 5
Дата 12.04.2010 Код 7243 Возраст — 20 л. Пол — м.
№ Ответы на ситуации (выделенные категории отмечены курсивом) |
Выделенные в тексте ответов категории |
I (индекс нравственности), баллы |
1. «Спроси, что конкретно им не нравится» |
RAC |
1 |
2. «Посоветуй подавать вещами или едой, но не деньгами. Так лучше» |
RAC |
2 |
3. «Делать то, что для тебя важнее — не обещать или занять должность» |
NR |
1 |
4. «Верни» |
^в |
2 |
5. «Поговорить с психологом» |
T |
1 |
6. «Будь с нею дома, не отдавай в дом престарелых» |
|
2 |
7. «Откажись» |
^в |
2 |
8. «Это дело твоей совести. Если видишь, что родители нуждаются, помогай им, несмотря на то, что они говорят» |
VNM |
2 |
9. «Надо спросить» |
|
2 |
10 «Потерпеть и не придавать немытой посуде и отсутствию обеда судьбоносного значения» |
RAC |
2 |
11. «Если это надежно и ты не попадешься — согласись» |
RAC |
0 |
12. «Жить» |
|
1 |
13. «Я тоже» |
|
1 |
14. «Конечно» |
|
0 |
15. «Если есть возможность — пошли» |
E |
2 |
16. «Все сначала обговорить и как можно яснее обозначить друг другу ситуацию» |
RAC |
1 |
17. «Решай сама, как тебе подсказывает совесть» |
VNM, NR |
1 |
18. «Забыть и раскаяться в прошлом, постараться не повторять» |
VNM, М, RAC |
2 |
19. «Не надо» |
_ |
2 |
20. «Не вмешивайся, пусть решают сами» |
T |
1 |
21. «Пусти на самотек» |
T |
1 |
22. «Ничего, это ее право» |
RAC |
2 |
23. «Найди его и сообщи об этом, постарайся привлечь к участию сперва. Потом как знаешь» |
RAC, Т |
0 |
24. «Оставь, как есть...» |
T |
0 |
№ Ответы на ситуации (выделенные категории отмечены курсивом) |
Выделенные в тексте ответов категории |
I Индекс нравственности, баллы |
25. «Поддайся соблазну, чтоб от него избавиться» |
RAC |
0 |
26. «Смотря насколько ты веришь в честность своего друга и насколько сильна ваша взаимопомощь» |
RAC |
0 |
27. «Да» |
|
0 |
28. «Как будет получаться» |
|
1 |
29. «Отказаться от обязательств» |
T |
0 |
30. «Если у тебя зуд от потребности это сделать — делай» |
NR |
0 |
31. «Иди, хотя и просто ради любопытства» |
|
1 |
I (индекс нравственности) |
34 балла |
Категории, характеризующие нравственную сферу студента, найденные в тексте протокола:
RAC — рационализация, рациональное объяснение предлагаемого решения — 11
Т — отчужденность, нежелание влиять на решение — 6
Е — совет сделать позитивный выбор при определенном условии — 1
М — совет устранить, изолировать чувства, эмоции — 1
NR — нравственный релятивизм, попустительство в моральной сфере, «делай как тебе лучше» — 3
VNM — внутренняя мотивация морального выбора (указание на совесть, сердце, раскаяние, внутренние переживания) — 3
Наличие высказываний типа NR — нравственный релятивизм говорит об отсутствии оценивания поведения другого человека в ситуации морального выбора. Это может быть связано с закрытостью, обособленностью от других, склонностью к соперничеству и ревности, завистливостью.
Наличие в ответах всяческих объяснений и обоснований решения — рационализация (RAC) может указывать на зависимость поведения от групповых ценностей и норм; на выраженную потребность в социальном одобрении и принятии.
(А-) — частое упоминание отрицательных эмоций в высказываниях свидетельствует о высокой аффи- лиативной потребности, эмпатии.
Наличие высказываний типа T (нежелание влиять на поступки героя ситуации) может быть связано с эмоциональным отчуждением, нежеланием нести ответственность за поступки друга и разделять с ним трудности решения. Каждый решает сам. Большое число таких высказываний (более 8-и) свидетельствует о самодостаточности, уравновешенности, спокойствии, отсутствии тревожности, недостатке эмпатии.
Наличие в ответах высказываний типа E (совет сделать позитивный выбор, но при условии, если есть возможность) в количестве более 3-х говорит об относительности нравственных норм респондента. Чем больше таких высказываний, тем в большей степени респондент в ситуации морального выбора ориентируется на свои личные интересы и потребности.
Наличие высказываний типа F (формальные советы, скорее отговорки) связаны с импульсивностью в принятии решения, чувством неполноценности у дающего советы.
Показатель М — количество советов устранить чувства, изолировать их может быть связано с желанием защититься от мук совести в ситуациях морального выбора путем изоляции эмоций.
А+ (количество проявлений положительных эмоций в ситуациях морального выбора) связано с наличием эмпатии, с доверчивостью, терпимостью к людям, уступчивостью, откровенностью.
После обработки своего протокола студенты составляют психодиагностическое заключение о состоянии собственной нравственной сферы. После этого возможно обсуждение индивидуальных результатов в группе при наличии доверия к преподавателю, доверительной атмосферы в группе и тактичного отношения членов группы друг к другу в процессе обсуждения индивидуальных результатов.
Табл. 6. Средние значения показателей нравственной направленности по ДС-2 (студенты вуза, возраст 19-21 г., данные получены при подготовке диссертации ... доктора психол. наук)
Показатель нравственной направленности |
Среднее значение N= 95 |
Диапазон изменения показателя |
I |
36,85±6,71 |
11-51 |
P |
13,16± 4,26 |
1-22 |
U |
10,69±5,12 |
3-26 |
О |
6,93±4,19 |
0-21 |
V |
2,61±2,52 |
0-10 |
VM |
3,65±2,48 |
0-14 |
VNM |
1,71±1,98 |
0-12 |
NR |
4,13±2,87 |
0-14 |
RAC |
7,63±4,89 |
0-18 |
А- |
5,59±3,26 |
0-15 |
T |
3,65±4,10 |
0-21 |
F |
0,80±1,27 |
0-6 |
Е |
1,83±1,72 |
0-9 |
M |
0,54±0,67 |
0-2 |
A+ |
2,91±2,08 |
0-9 |
Литература
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 3. — С. 5_17.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978. — 312 с.
- Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб, 2007. — С. 359_374.
- Веселова Е.К. Экзистенциально-онтологическая концепция нравственного функционирования личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. — 2003. — Вып. 2 (№ 14). — С. 92_106.
- Веселова Е.К. Совесть как психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 127_135.
- Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании различных групп населения // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 87_99.
- Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. — 1993. — № 1. — С. 32_43.
- Майер У. Судит как герой, а поступает как подлец? Морально-педагогические размышления о теоретической дихотомии в этическом воспитании // Этика. Наука. Образование. Воспитание: Альманах. — Вып. 1. — Омск, 2001. — С. 67_76.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 192 с.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2002. — 256 с.
- Kohlberg L. Essays on Moral Development. — New York; Toronto, 1984.
- Nowell_Smith Patrick H., Religion and Morality // Encyclopedia of Philosophy. — New York: Macmillan and The Free Press, 1967. — Vol. 7. — P. 150.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 822
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 819
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 11