Методические материалы для практических занятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания студентов вуза

594

Аннотация

Методика погружения в ситуации морального выбора «Друг-советчик» предлагается для проведения практических занятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания в вузе. Дается два варианта использования методики: 1) проведение групповых дискуссий со студентами на тему возможных решений предлагаемых ситуаций морального выбора; 2) психодиагностический вариант: оценка студентами на занятии собственных показателей нравственной направленности и индивидуальных характеристик нравственной сферы с последующим составлением психодиагностического заключения.

Общая информация

Рубрика издания: Инструментарий

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Веселова Е.К. Методические материалы для практических занятий в рамках программ духовно-нравственного воспитания студентов вуза [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 11. № 3. С. 74–89. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2014_n3/Veselova (дата обращения: 22.03.2023)

Фрагмент статьи

В философии и этике понятия «нравственность» и «мораль» обозначают одну и ту же предметную область, поэтому часто в литературе эти понятия означают одно и то же. В психологии же существует различение понятий «нравственность» и «мораль», связанное с разграничением областей изучения.

Литература

  1. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20, № 3. — С. 5_17.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978. — 312 с.
  3. Веселова Е.К. Метод исследования нравственной сферы личности // Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. — СПб, 2007. — С. 359_374.
  4. Веселова Е.К. Экзистенциально-онтологическая концепция нравственного функционирования личности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. — 2003. — Вып. 2 (№ 14). — С. 92_106.
  5. Веселова Е.К. Совесть как психологический феномен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 127_135.
  6. Дубов И.Г., Хвостов А.А. Моральная детерминация поведения в обыденном сознании различных групп населения // Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 87_99.
  7. Знаков В.В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания // Психологический журнал. — 1993. — № 1. — С. 32_43.
  8. Майер У. Судит как герой, а поступает как подлец? Морально-педагогические размышления о теоретической дихотомии в этическом воспитании // Этика. Наука. Образование. Воспитание: Альманах. — Вып. 1. — Омск, 2001. — С. 67_76.
  9. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 192 с.
  10. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб: Речь, 2002. — 256 с.
  11. Kohlberg L. Essays on Moral Development. — New York; Toronto, 1984.
  12. Nowell_Smith Patrick H., Religion and Morality // Encyclopedia of Philosophy. — New York: Macmillan and The Free Press, 1967. — Vol. 7. — P. 150.

Информация об авторах

Веселова Елена Константиновна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии человека, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ имени А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5513-305X, e-mail: elkonves16@yandex.ru