Вестник практической психологии образования
2017. Том 14. № 4. С. 39–46
ISSN: 2658-3100 (online)
I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы»
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 39–46. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/conference (дата обращения: 25.11.2024)
Полный текст
26-27 октября 2017 года на базе НИУ ВШЭ состоялась I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: реальность и перспективы»
(далее — Конференция).
Организаторами конференции выступили ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГАОУ ВО «Московский физико-технический университет», общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России».
Информационная поддержка Конференции осуществлялась на сайте Конференции
Организационный комитет Конференции.
Председатель оргкомитета: Макарова Ирина Вилориевна, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ.
Члены оргкомитета:
Анашкина Елена Владимировна, сотрудник Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ;
Барабанов Родион Евгеньевич, преподаватель, АОЧУ ВО МФЮА, член московского отделения Федерации психологов образования России и Российского психологического общества;
Баранова Екатерина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана по учебной работе гуманитарно-педагогического факультета РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева, член московского отделения Федерации психологов образования России;
Бузина Татьяна Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, заместитель декана факультета клинической психологии МГМСУ;
Гильяно Альбина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева, член московского отделения Федерации психологов образования России;
Голубятникова Дарья Александровна, психолог отдела социально-психологического сопровождения МФТИ;
Гришина Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии МГЛУ;
Рикель Александр Маркович, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
Смирнова Наталия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, ведущий психолог Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ, доцент кафедры педагогики и психологии МГМСУ;
Соловьева Екатерина Сергеевна, сотрудник Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ;
Тхостов Александр Шамилевич, доктор психологических наук, заведующий кафедрой нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
Уколова Елена Михайловна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психо-
И.В. Макарова, председатель оргкомитета конференции, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ
Делегация Пермского государственного национального исследовательского университета: директор Центра психолого-педагогической помощи С.Ю. Жданова и психологи Центра
Л.З. Зарипова и А.В. Печеркина логии личности департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ;
Умняшова Ирина Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, председатель московского отделения Федерации психологов образования России;
Чистовский Дмитрий Иванович, социальный психолог, член Петровской академии наук и искусств.
Участниками Конференции стали специалисты и руководители психологических служб образовательных организаций высшего образования, административные работники вузов, преподаватели и научные сотрудники вузов, докторанты, аспиранты, соискатели, студенты.
Цель Конференции: консолидация ресурсов профессионального сообщества для развития психологической службы высшей школы.
Задачи Конференции:
1. Обмен опытом организации психологических центров, определение траекторий и стратегий развития психологической службы в высшей школе.
2. Разработка и обсуждение нормативно-правовых основ и документов, регламентирующих деятельность психологических служб высшей школы.
3. Обсуждение основных принципов и регламентов функционирования психологических служб высшей школы.
4. Организация платформы для сотрудничества с органами государственной власти для формирования и развития системы психологической поддержки молодежи.
5. Институализация профессионального сообщества, объединяющего психологические службы высшей школы.
Программа Конференции включала в себя пленарное заседание, работу 9 секций и 2 круглых столов, стендовые доклады участников конференции, мастер- классы практических психологов, психотерапевтов и психиатров.
На пленарном заседании были представлены выступления, отражающие современное состояние психологической службы высшей школы, а также прогнозы и перспективы ее развития:
University counselling service: реальность и мечты (И.В. Макарова, директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ);
Трудности в работе психотерапевта внутри организации — тревожные треугольники (А.Я. Варга, руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ);
Консультирование и обучение как форма организации психологической службы в вузе (С.Н. Костромина, заведующая кафедрой психологии личности факультета психологии СПбГУ);
Социально-психологическое сопровождение обучающихся. Взгляд менеджера (А.А. Герасимов, начальник отдела социально-психологического сопровождения МФТИ);
Психологическая служба в университете: организационные, этические и методические проблемы (А.И. Тащева, доцент кафедры социальной психолоии и психологии личности Академии психологии и педагогики ЮФУ);
Пленарное заседание. Выступление руководителя магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ А.Я. Варги
Профессиональное сообщество как ресурс развития психологической службы вуза (Е.И. Метелькова, вице-президент Федерации психологов образования России).
В рамках работы секции «Опыт работы и тенденции развития психологической службы высшей школы» (модераторы: И.В. Макарова (Москва), О.А. Никифорова (Томск), Д.А. Голубятникова (Москва)) были представлены доклады, отражающие опыт работы психологических служб вузов: Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Белорусского государственного университета, Национального исследовательского Томского политехнического университета, Московского государственного института международных отношений (университет), Московского физико-технического института, Астраханского государственного технического университета.
Обсуждение представленных докладов показало разнообразие направлений работы, функций и приоритетов психологических служб разных университетов. Было отмечено, что на развитие служб психологической помощи студентам в разных вузах значимое влияние оказывают следующие факторы: специфика региона; особые потребности вуза; специализация вуза (технический, классический университеты); наличие или отсутствие других психологических подразделений (например, наличие факультета психологии); количество студентов в вузе и число студентов, проживающих в общежитии; разнообразие студенческой аудитории по национальному, культурному, религиозному факторам.
Участники круглого стола обозначили необходимость создания площадки для обмена опытом и обсуждения важных вопросов организации и развития психологических служб в университетах.
Участники секции «Специфика психологической работы в мультикультурном образовании» (модераторы: О.Е. Хухлаев, С.В. Жундрикова, Д.И. Чистовский (Москва)) отметили актуальность темы секции, так как в большинстве современных учреждений высшего образования обучаются студенты разных национальностей, особенно в вузах, где активно реализуются программы по обмену студентами различных вузов (региональные и международные). При организации обучения и психологического сопровождения крайне важным является учет культурной специфики студентов вузов. Наиболее распространенная форма сопровождения студентов, обучающихся в отличных от постоянного места проживания вузах (в другом регионе или стране), — волонтерское сопровождение студентов однокурсниками, которые обучаются и потоянно проживают в данном регионе (стране). Студенты-волонтеры оказывают тьюторское сопровождение иногородним (иностранным) студентам, оказывая им поддержку в учебном процессе; разъясняя особенности и традиции вуза и региона, где проходит обучение; помогают устанавливать межличностные связи и т. д.
Директор Центра социально-психологической помощи «Доверие» Управления организационновоспитательной работы Астраханского государственного технического университета М.Г. Потапова
Психологическая служба вуза (в случае ее наличия в вузе) проводит психологическое консультирование студентов по вопросам адаптации к жизни к России или в конкретном регионе. При этом крайне важным аспектом, влияющим на эффективность психологического консультирования в мультикультурном образовательном пространстве, является наличие у консультанта межкультурной компетентности, заключающейся в знании и способности учитывать особенности культуры клиентов в процессе решения профессиональных задач.
Специалисты — участники секции «Психологическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями» (модераторы: Р.Е. Барабанов, М.А. Одинцова, А.А. Спирина (Москва)) обозначили важность обсуждения проблемы инклюзивного образования в рамках высшего учебного заведения и необходимость изучения проблемных областей, связанных с организацией работы психологической службы со студентами, имеющими особые образовательные потребности.
Заседание секции «Опыт работы и тенденции развития психологической службы высшей школы», сопредседатели О.А. Никифорова, руководитель Центра социальной работы НИУ ТПУ, и Д.А. Голубятникова, психолог отдела социально-психологического сопровождения МФТИ
Студент с ОВЗ нуждается в индивидуальной (персонифицированной) социально-психологической траектории (индивидуальном образовательном маршруте), который возможно спроектировать в процессе взаимодействие профессорско-преподавательского состава, психологической службы, родителей студентов и самих студентов с особыми образовательными потребностями. В процессе выступлений была подчеркнута важность довузовской социально-психологической подготовки абитуриентов с ОВЗ к академической жизни в условиях высшего учебного заведения.
На секции «Специфика диагностики и консультирования в психологической службе вуза» (модераторы: Н.Б. Смирнова, А.С. Гильяно, Е.М. Баранова (Москва)) были заслушаны и обсуждены 6 докладов, в которых были представлены данные о тематике обращений студентов за психологической помощью, опыт использования различных диагностических методов, а также проблемы, встающие перед психологом, работающим в системе высшего образовании.
Участники обсудили статистические данные изменений, произошедших в восприятии студентами учебной процесса в вузе, усиление влияния родителей студентов на образовательный процесс в вузе, вопросы помощи педагогам в связи с этими изменениями. На секции была представлена концепция психологической службы СПбГУ. Коллеги поделились опытом организации работы стажеров в процессе консультирования, решения этических вопросов психологического консультирования, когда студент обращается за консультацией к преподавателю, и обсудили причины доминирования обращений за психологической помощью со стороны студентов, обучающихся психологическим специальностям.
Также на секции была представлена организация работы Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ: как студенты выбирают консультанта, ка-
Заседание секции «Специфика психологической работы в мультикультурном образовании», председатель О.Е. Хухлаев, доцент МГППУ ково видение роли консультанта клиентом, какие случаи являются наиболее сложными и как происходит психологическое сопровождение этих ситуаций. По итогам секции участники вынесли решение о необходимости регулярного обсуждения и определения (уточнения рамок) форм и методов диагностической и психотерапевтической работы, которые целесообразно использовать в вузе.
В процессе работы секции «Проблемы и специфика психопрофилактической работы в высшей школе» (модераторы: Т.С. Бузина, В.Л. Малыгин (Москва)) обсуждались вопросы, связанные с профилактикой и сохранением психического здоровья студентов: профилактика стрессовых расстройств и профилактика зависимостей (от психоактивных веществ и различных видов интернет-зависимости). Участники секции отметили, что сегодня для студенческой аудитории актуальной является профилактика социально значимых инфекций, так как для молодежи актуален сексуальный путь их распространения (например, для ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита С), при этом употребление психоактивных веществ также актуализирует все пути распространения этих инфекций.
В заключение работы секции участники пришли к выводу о том, что профилактическая работа должна проводиться системно, включаясь в различные формы и направления вузовской работы, в том числе и в учебный процесс; консультантам вузовских психологических служб необходимо повышать свою компетентность в области психического здоровья и психической патологии, иметь в штате клинического психолога, а также тесно сотрудничать с медицинскими учреждениями, оказывающими специализированную помощь в области психиатрии и наркологии.
Участники секции «Психологическое сопровождение адаптации студентов» (модераторы: М.А. Кулыгина (Москва), Е.Р. Исаева (СПб)) отметили, что проблемы адаптации студентов являются краеугольными в программе психологического сопровождения в вузе. Это связано как со стрессовой насыщенностью студенческого периода, так и с повышенной уязвимостью лиц юношеского возраста на этапе профессионального и личностного становления.
В представленных на секциях докладах были затронуты вопросы влияния академических нагрузок на психоэмоциональное состояние студентов, причины эмоционального выгорания и утраты интереса к обучению, трудности, с которыми сталкиваются в процессе обучения студенты из зарубежных стран, особенности реверсивного культурного шока как последствие академической мобильности. В качестве формы эффективного сопровождения первокурсников в целях более продуктивной адаптации рассматривались программы дружественной поддержки и школы наставничества. Затрагивались вопросы этических норм при оказании психологической поддержки. Были сформулированы важные предложения по выявлению групп риска с учетом академического рейтинга, повышению учебной и профессиональной мотивации студентов-медиков, разработке этапов психологической помощи студентам, возвращающимся после зарубежных стажировок, обозначены возможности и ограничения привлечения студентов старших курсов к кураторству первокурсников.
На секции «Психологическая поддержка и сопровождение студентов в кризисных и тяжелых жизненных ситуациях» (модератор: Е.В. Борисоник (Москва)) обсуждались мишени работы психологической службы университета с разными группами студентов, находящихся в кризисной ситуации. Обсуждались проблемы студентов, выросших в алкогольной семье, студентов без попечения родителей, студентов-сирот и факторы возникновения социальной тревожности у лиц с гомосексуальными предпочтениями, обучающихся в вузе. Один из вопросов обсуждения был посвящен тому, как способность к эмпатии и качество интерперсональных отношений влияют на возможность преодоления кризисных ситуаций. Участники обсудили различные способы организации помощи студентам в кризисных ситуациях в рамках психологической службы университета. Итогами работы секции стало решение о необходимости выделения групп риска среди студентов, информирования их о психологической службе университета, выстраивания взаимодействия со специалистами врачами-психиатрами, поддержки контактов с организациями, способными оказать более специализированную помощь, такими как «Взрослые дети алкоголиков». Также участники секции отметили, что существует потребность в подготовке специалистов психологической службы вуза, осуществляющих работу со студентами в кризисной ситуации.
В процессе работы секции «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения студентов высшей школы» (модераторы: Т.С. Бузина, С.Б. Кондратьева (Москва)) были рассмотрены психологические факторы профессионального становления студентов различных специальностей. Обсуждалась необходимость психологического сопровождения профессионального становления студентов на разных этапах обучения в вузе. Актуальными проблемами являются финансирование данного направления, включение данного направления в учебный план в виде элективных курсов и факультативов.
В процессе работы секции «Профессиональная подготовка специалистов для психологической службы высшей школы» (модераторы: Е.М. Уколова, А.С. Пляскина (Москва)) участники обсудили опыт подготовки специалистов для психологической службы вуза в различных программах высшего аобразо- вания. Был представлен опыт НИУ ВШЭ в области подготовки психологов-консультантов в магистратуре в рамках экзистенциально-аналитического подхода (программа «Консультативная психология. Персоно- логия») и системного подхода (программа «Системная семейная психотерапия»); в программах последипломного образования (стажерская программа для психологов на базе Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ); дополнительного профессионального образования специалистов психологических служб (очные и дистанционные программы государственных и негосударственных образовательных учреждений). Собравшиеся познакомились с опытом коллег Пермского государственного национального исследовательского университета в области развития профессиональных компетенций специалистов для психологической службы с широким использованием возможностей образовательного пространства — в процессе ведения спецкурсов, практик, проектной и волонтерской работы со студентами психологического профиля.
Участники секции представили анализ возможностей и ресурсов психологической службы как реального субъекта образовательного пространства вуза и ее значимости в решении проблемы повышении качества высшего образования. Участники предложили развивать сотрудничество психологических служб вузов по вопросам подготовки и повышения квалификации специалистов для работы в психологической службе вуза.
В процессе работы круглого стола «Нормативно-правовое обоснование функционирования психологических центров в вузах» (модераторы: Н.П. Петрова (Краснодар), И.В. Макарова, И.Б. Умня- шова (Москва)) были затронуты вопросы необходимости и актуальности организации профессионального сообщества специалистов психологических служб вузов. Участники отметили, что профессиональное сообщество психологов вузов может оказывать научно-методическую поддержку специалистам высшей школы, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение студентов, администрации вузов по вопросам организации психологической службы, а также инициировать и принимать участие в публичных обсуждениях документации, регулирующей профессиональную деятельность специалистов. Результатом работы секции стали предложения, изложенные в итоговой резолюции.
Заседание секции «Проблемы и специфика психопрофилактической работы в высшей школе», сопредседатели Т.С. Бузина, зав. кафедрой общей психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова, и В.Л. Малыгин, зав. кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии МГМСУ им. А.И. Евдокимова
По инициативе студентов Московского государственного психолого-педагогического университета был организован круглый стол «Взаимодействие психологической службы вуза со студентами: проблемы и пути их решения». Модераторами мероприятия выступили студенты МГППУ Е.И. Тимонов, М.В. Киктенко, Н.С. Лаврешкин, Е.С. Самсонова, Э.С. Коломийцева и студенты НИУ ВШЭ А.Д. Самотонина, А.Д. Кияткина. Ведущие круглого стола представили результаты авторского исследования, в котором приняло участие 135 студентов различных московских вузов. Основные задачи исследования заключались в выявлении осведомленности студентов о деятельности психологических служб в вузах, анализе основных запросов студентов к психологам вузов, а также анализе форм оказания психологической помощи студентам.
Участники круглого стола обозначили основные трудности взаимодействия психологической службы со студентами (доступность психологического консультирования, низкая информированность студентов о работе психологической службы и т. д.) и пути их решения (привлечение студентов старших курсов для решения ряда задач психологической службы; ориентация на развитие полезных в учебе и жизни качеств и умений; создание на базе психологических служб стажировочной площадки для студентов психологов; организация обмена опытом и знаниями между студенческими органами самоуправления и психологической службой для разработки индивидуальной для каждого университета формы эффективного взаимодействия).
В рамках программы Конференции проходила работа 7 мастер-классов.
1. «Как ПРАКТИЧЕСКИ обучать психолога, или Как обучать психологов практическим навыкам?» Ведущие: М.В. Головкина, зам. руководителя отделения психологического консультирования и психотерапии НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа», Л.В. Абуховская, руководитель отделения психологического консультирования и психотерапии НОЧУ ДПО «Институт практической психологии и психоанализа».
Круглый стол «Взаимодействие психологической службы вуза со студентами: проблемы и пути их решения». Модераторы: Е.И. Тимонов и М.В. Киктенко, студенты МГППУ
2. «Игра в песок по-взрослому: песочная терапия как метод помощи первокурсникам в адаптации к обучению в вузе». Ведущая: Е.А. Гришина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии Московского государственного лингвистического университета.
3. «Расстройства пищевого поведения: причины, симптомы, лечение». Ведущая: М.Е. Мацнева, врач- психиатр Центра изучения расстройств пищевого поведения.
4. «Оффлайн-консультация: как сделать ее максимально полезной». Ведущая: Д.А. Голубятникова, психолог отдела социально-психологического сопровождения МФТИ.
5. «Перспективы и возможности психологических служб вузов с точки зрения современной суицидологии». Ведущая: О.Э. Калашникова, клинический психолог кризисного психиатрического отделения ГКБ №20 им. А.К. Ерамишанцева г. Москвы, заведующая кафедрой неклассической суицидологии Института организационной психологии, сертифицированный экзистенциально-гуманистический психотерапевт, DBT-терапевт.
6. «Консультирование студентов в образовательной среде вуза с использованием приемов и техник метода Хакоми Р. Курца». Ведущая: Е.В. Жатько, кандидат психологических наук, доцент, руководитель психологической службы АНО ВО «Московский гуманитарный университет»
7. «Применение в образовательном процессе вуза программы “Психологическое сопровождение первокурсников ЮФУ (преодоление «кризисов перехода» из одной образовательной среды в другую в системе образования)”». Ведущие: А.И. Тащева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, С.В. Гриднева, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики Южного федерального университета.
Во время закрытия участники выразили поддержку предложения организаторов конференции о необходимости создания профессионального сообщества специалистов высшей школы, осуществляющих психологическое сопровождение студентов.
Итоговая резолюция конференции
1. Организовать обсуждение вопроса о создании профессионального сообщества специалистов высшей школы, осуществляющих психологическое сопровождение студентов. Информацию о возможности принять участие в обсуждении разместить на сайте конференции.
Возможные варианты создания профессионального сообщества «Психологическая служба вуза»:
секция на базе общественной организации «Федерация психологов образования России» (ФПРО);
секция на базе общественной организации «Российское психологическое общество» (РПО);
секция на базе иных профсообществ психологов;
самостоятельная саморегулируемая общественная организация.
2. Рекомендовать профессиональному сообществу «Психологическая служба вуза» включить в план работы следующие направления:
1) Участие в реализации Концепции развития психологической службы в системе образования РФ до 2025 года, в том числе в разработке Положения о Службе.
2) Разработка предложений и рекомендаций к типовому Положению о психологической службе вуза, учитывающих следующие аспекты: организация взаимодействия психологических служб внутри вуза (между разными филиалами); материально-техническое оснащение деятельности службы; научно-методическое сопровождение; форма договора на оказание психологических услуг студентам; возможности включения студентов психологического профиля в деятельность службы вуза (стажировка, практика и т. д.).
3) Разработка профессионального стандарта «Психолог высшей школы».
4) Разработка нормативной нагрузки психологов вузов и описание функционала специалистов, осуществляющих психологическое сопровождение студентов.
5) Разработка предложений для государственной программы, которая обеспечит организацию работы межвузовского центра (объединение социально-психологических служб вузов)
6) Разработка этических принципов и норм оказания психологической помощи в вузе. Участие в проекте ФПОР, направленном на внесение предложений в изменение этического кодекса специалиста Службы практической психологии образования (в случае создания секции «Психологическая служба вуза» в ФПОР).
7) Проведение научных исследований, направленных на выявление реальных проблем специалистов психологической службы вуза.
8) Организация работы рубрики «Психологическая служба вуза» в журнале профессионального сообщества «Вестник практической психологии образования».
9) Усиление просветительской деятельности, направленной на популяризацию профессии «психолог», в том числе для освещения деятельности психологической службы вузов (мультимедийные и интернет-площадки).
10) Организация обсуждения актуальных вопросов деятельности психологической службы вуза и обмена опытом специалистов службы на регулярной основе (ежегодная конференция, постоянно действующий семинар и т. п.).
3. Рекомендовать профессиональному сообществу «Психологическая служба вуза» при создании проектов документов и методических рекомендаций, направленных на информирование специалистов высшей школы о лучших практиках организации психологического сопровождения студентов, проводить профессиональную, экономическую и юридическую экспертизу документов, организовывать публичные обсуждения в профессиональном сообществе (конференции, вебинары, обсуждение в социальных сетях и т. д.).
4. Рекомендовать вузам включить в план работы психологической службы и/или в план учебной/ вне- учебной работы реализацию программ адаптации и реадаптации студентов, социально-психологические тренинги по тайм-менеджменту, стресс-менеджменту и профессиональному самоопределению. Допускать к проведению вышеуказанных мероприятий только дипломированных психологов или специалистов, прошедших дополнительную подготовку.
5. Рекомендовать психологическим службам вузов осуществлять психологическую поддержку интегрированного (инклюзивного) обучения, которая должна включать психодиагностический этап, разработку индивидуальных образовательных траекторий для студентов с особыми образовательными потребностями, организацию консультативной и развивающей работы с обучаемыми с особыми потребностями (цель — психологическая поддержка студента) и других студентов (цель — формирование толерантного сознания).
6. Рекомендовать психологическим службам вузов рассмотреть возможность взаимодействия с органами студенческого самоуправления для повышения уровня информированности студентов о деятельности службы и включения студентов психологического профиля в деятельность психологической службы вуза в качестве практикантов/стажеров (по возможности).
Метрики
Просмотров
Всего: 51
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2