Об итогах Всероссийской научно-практической конференции «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты»

19

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Об итогах Всероссийской научно-практической конференции «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 17–22. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2017_n4/overall_results (дата обращения: 04.12.2024)

Полный текст

 

Завершила работу Всероссийская научно­практическая конференция «Образование в цифровую эпоху: психологические аспекты», на площадке которой прошло общественное обсуждение перспектив развития образования и его психологического обеспечения в условиях цифровой экономики.

Конференция состоялась с 11 по 18 октября 2017 года в рамках XI Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие — 2017», организованного Федерацией психологов образования России и Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Институтом психологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, факультетом психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы», «Центром психологической диагностики и консультирования города Челябинска».

В конференции приняли участие представители 53 субъектов Российской Федерации: руководители и специалисты федеральных и региональных органов власти, осуществляющих управление в сфере образования; руководители и специалисты центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психологических служб образовательных организаций; члены профессиональных общественных организаций и методических объединений.

С ключевыми докладами на конференции выступили:

доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, президент Федерации психологов образования России В.В. Рубцов — доклад «Анализ практики применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в образовательных организациях (результаты мониторинга регионального опыта)»;

доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, член президиума Федерации психологов образования России И.В. Дубровина — доклад «С заботой о ребенке»;

кандидат психологических наук, вице-президент Федерации психологов образования России, советник ректора НИУ ВШЭ Е.И. Метелькова — доклад «Траектории развития образования в эпоху цифровой экономики»;

заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ми­нобрнауки России И.О. Терехина — доклад «Современное состояние развития психологической службы в образовании»;

заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ми­нобрнауки России Л.П. Фальковская — доклад «Приоритетные направления государственной политики развития системы профилактики асоциального поведения обучающихся в образовательной среде»;

кандидат педагогических наук, директор ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический

Доклад И.В. Дубровиной

Доклад Е.И. Метельковой

центр Департамента образования города Москвы» Л.Е. Олтаржевская — доклад «Психологизация образовательной среды: ресурсы, возможности, ожидаемые результаты»;

руководитель «Центра психологической диагностики и консультирования города Челябинска», общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области, председатель межведомственного совета по психологической безопасности детей и подростков на базе Регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания Ж.Г. Кулькова — доклад «Межведомственное взаимодействие в обеспечении медиабезопасности детей и подростков: вклад психологов образовательных организаций».

Участники конференции обсудили направление «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» на период до 2024 года, поскольку именно в указанном направлении программы сконцентрированы инициативы, в наибольшей степени связанные с системой образования.

Доклад Л.П. Фальковской

Острая дискуссия развернулась при обсуждении перспектив дальнейшего развития психологической службы в условиях цифровизации образования в контексте открывающихся возможностей по управлению, стандартизации, прогнозированию — с одной стороны. И появления новых рисков, связанных с особенностями функционирования сетевой среды, её влияния на развитие детей и подростков и на детско-родительские и детско-прародительские отношения — с другой. Преодоление намечающегося разрыва поколений, профилактика рисков девальвации жизненных смыслов и ценностей в сетевой среде, освоение базовых компетенций цифровой экономики определены как важнейшие задачи системы образования и психологической службы как ее важной составляющей.


Доклад Л.Е. Олтаржевской

Прошедший круглый стол «Белые пятна в нормативно-правовой базе психологической службы в системе образования» был посвящён обсуждению пробелов, выявленных в практической реализации права обучающихся (испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации) на психологическую помощь в процессе обучения. Данное право закреплено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пробелы относились, в первую очередь, к нормативному и методическому обеспечению.

Участники конференции обсудили общие подходы к определению перечня законодательных инициатив и нормативных правовых актов, необходимых для ликвидации пробелов в регламентации деятельности психологической службы и ее специалистов — в целях обеспечения качества, доступности и безопасности психологической помощи обучающимся (независимо от социального и экономического положения семей, в которых они воспитываются, и территории проживания).

Согласованная позиция была сформирована в отношении необходимости разработки нормативных правовых актов, в целях обеспечения практической реализации положений Федерального закона регламентирующих:

— деятельность психолого-медико-педагогической комиссии,

— организацию психологического обеспечения ин­клюзивного образования и содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности.

Также с целью исполнения положений Федерального закона участниками форума было высказано единодушное мнение о необходимости установить единые стандарты, регламенты, порядки организации для таких процессов, как:

— оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,

— оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ,

— обучение и воспитание обучающихся как направление деятельности Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, психологической помощи, психолого-медико­педагогической коррекции, а также таких осуществляемых образовательными организациями функций, связанных с предоставлением образования, как реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, психолого-педагогическое консультирование, коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия,

— профориентация,

— социальная адаптация,

— психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ,

— оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Отмечена необходимость дополнения базового перечня услуг в части оказания ранней помощи.

Единого подхода требует работа, направленная на мониторинг эффективности профильных организаций. Тех, чьей задачей является: оказание поддержки в области образования, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в развитии и социальной адаптации (все это является одним из направлений деятельности Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

Участники круглого стола отметили, что отсутствие единых стандартов, а также использование методик и технологий, не стандартизированных на российской выборке обучающихся и воспитанников, — не позволяет в полной мере реализовать право ребёнка на качественную и доступную психологическую помощь на территории Российской Федерации.

Одновременно, до сих пор не конкретизирована рабочая нагрузка на педагога-психолога с учетом реализуемых им направлений работы и контингента обучающихся, которым он оказывает психологическую помощь.

Остается открытым вопрос воспитания личности и культуры молодого поколения, вступающего в цифровую эпоху. При подготовке специалистов важно обратить внимание не только на формирование ком­петенций цифровой эпохи, но и на общую профессиональную и общекультурную подготовку.

Конструктивная дискуссия на круглом столе под председательством доктора психологических наук, директора Института психологии РГПУ им. А.И. Гер­цена, директора Центра экспертиз СПбГУ Л.А. Цветковой и доктора психологических наук, профессора Института психологии РГПУ им. А.И.Герцена Е.Н. Вол­ковой развернулась при обсуждении проекта методических рекомендаций по аттестации педагогов-психологов. В представленных методических рекомендациях заявлена вариативность критериев аттестации, вариативные трудовые функции предлагается оценивать, исходя из типа образовательной организации и направления деятельности психолога. От участников круглого стола поступили предложения по доработке документа.

Одновременно, представленная на рассмотрение Коллегии Минобрнауки России в ноябре 2017 года Концепция развития психологической службы образования в Российской Федерации (совпадающая по планируемому периоду реализации со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы) обуславливает необходимость постоянного мониторинга содержания и процедур аттестации педагогов-психологов и их модификации — с учётом тех изменений, которые возникают под влиянием актуальных социально-экономических и технологических факторов.


И.В. Дубровина, Л.П. Фальковская, Е.И. Метелькова

Актуальные направления работы педагога-психолога в образовательной организации в полной мере были представлены в рамках секционного заседания под председательством доктора психологических наук, профессора, действительного члена Российской академии образования, члена президиума Федерации психологов образования России И.В. Дубровиной, кандидата психологических наук, первого проректора Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга Р.В. Демьянчука, директора научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения Волгоградской государственной академии последипломного образования, председателя Волгоградского регионального отделения Федерации психологов образования России П.П. Кучегашевой.

С основными докладами на секции выступили:

О.Е. Баксанский (г. Москва) — «Психологическая парадигма образования в современных условиях»,

Т.Н. Баширова (г. Казань) — «Организация муниципальной психологической службы в Республике Та­тарстан»,

М.В. Гречишкина (г. Москва) — «Психологическая компетентность в структуре личности педагога»,

Т.Д. Дубовицкая (г. Сочи) — «Психологическая структура межличностного конфликта»,

Т.Б. Иванова (Ярославская область, г. Рыбинск) — «Развитие понятийного мышления и речи у детей с СДВГ старшего дошкольного возраста»,

Т.Ю. Лосева (Краснодарский край, пос. Мостовс­кой) — «Применение методов комплексной сказкоте- рапии в образовательном учреждении»,

Н.Н. Пачина (г. Липецк) — «Методика выявления готовности использования электронных систем обнаружения заимствований в обнаружении плагиата в учебных и научных работах субъектами образовательного процесса»,


Выступает Т.Л. Чепель

И.А. Рогова (Кемеровская область, п.г.т. Краснобродский) — «Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями»,

Л.В. Сысоева (г. Краснодар) — «Тренинговая работа как эффективный инструмент решения сепарационных проблем в студенческом возрасте»,

Е.Н. Украинская (г. Красноярск) — «Модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей 1 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в рамках введения ФГОС в условиях образовательной организации КГБОУ “Красноярская школа-интернат №2”»,

Е.А. Кабанченко (г. Барнаул) — «Развитие психологической компетентности родителей в рамках деятельности детского образовательного центра»,

И.М. Ильичева (Московская область, г. Коломна) — «Содержательные аспекты духовно-нравственного воспитания в современной школе»,

Р.А. Катунова (Воронежская область, г. Бобров) — «Учебный курс «Психология человека» как ресурс воспитания психологической культуры обучающихся»,

Л.Ю. Роменская (г. Ижевск) — «Использование технологии социального театра в работе педагога-психолога».

Высокий профессиональный интерес вызвал круглый стол «Антисуицидальная профилактика: риски, ресурсы, новые возможности» под председательством заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Л.П. Фальковской и руководителя «Центра психологической диагностики и консультирования города Челябинска», общественного помощника Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Ж.Г. Кульковой.

В ходе круглого стола специалисты обсуждали технологии работы по профилактике и предотвращению детских и подростковых суицидов. Педагоги-психологи осознают возможные угрозы и психологические риски современных цифровых технологий, интернет-ресурсов и технологических инноваций в сфере электронных гаджетов. Наибольшую опасность для подростков, как самой активной категории пользователей социальных сетей, представляет колоссальный разрыв между реальным социально-психологическим портретом ребёнка, который доступен для педагогов и родителей, и статусом ребёнка в интернет-пространстве, который является максимально значимым для него и референтной для него группы сверстников.

Педагоги-психологи понимают значимость и стремятся профессионально обеспечить взаимодействие с администрацией и педагогами: учителями, классными руководителями, социальными педагогами, воспитателями, — внутри образовательных организаций. При этом основной целевой аудиторией для просветительском-профилактической деятельности педагоги-психологи видят родителей (законных представителей) обучающихся. Исследования показывают стабильно высокую значимость мнения родителей в принятии подростками решений по существенным для себя вопросам. Информирование родителей обучающихся о «сигналах» суицидального риска и о специалистах, организациях, оказывающих квалифицированную экстренную помощь, осуществляется педагогами-психологами практически во всех регионах России.

Межведомственное взаимодействие психологов образовательных организаций со специалистами учреждений здравоохранения, социальной защиты, НКО, религиозными организациями, психологическими коммерческими организациями существенно повышает эффективность и оперативность первичной, вторичной и третичной профилактики суицидов среди детей и подростков. Опыт педагогов-психологов города Челябинска по обеспечению классных руководителей и родителей «маркерами» суицидальных настроений, проявляющихся на персональных страницах учеников в сети «ВКонтакте», показывает возможность расширения спектра диагностических показателей для проектирования эффективной анти- суицидальной профилактики.

Педагоги-психологи настаивают на ограничении публикаций и демонстрируемых в новостных рубриках СМИ материалов, связанных с суицидами детей и подростков. Это позволит исключить «эффект Верте­ра». Обсуждение в СМИ данного вопроса должно носить исключено профессиональный, высококвалифицированный характер.

Профессиональное сообщество практических психологов образования поддерживает разработку и внедрение просветительско-профилактических программ антисуицидальной направленности, предоставляя для презентации и экспертной оценки площадку всероссийского конкурса психолого-педагогических программ. На ежегодном всероссийском психологическом форуме «Обучение. Воспитание. Развитие» проводятся мастер-классы и практикумы по профилактике асоциального, в том числе суицидального, поведения детей и подростков. Материалы педагогов-психологов по данной теме публикуются в научно­практическом журнале «Вестник практической психологии образования».

Участники круглого стола выступили с инициативой создания сетевой рабочей группы педагогов-психологов различных регионов по разработке и апробации специализированного психодиагностического и коррекционно-профилактического инструментария для антисуицидальной работы с детьми, подростками, их родителями (законными представителями).

Наибольший интерес участники Форума проявили к опыту практической работы коллег непосредственно с подростками-суицидентами, с их одноклассниками, с педагогическим коллективом и родителями обучающихся. Педагоги-психологи испытывают потребность в энергоемких эффективных техниках оперативной психологической помощи как самим подросткам, так и их ближайшему окружению. На сегодняшний день дефицитарность в данном вопросе представляют и методы психодиагностики, и методы экстренной психотерапевтической (немедицинской) помощи. Педагоги-психологи обратились к научным работникам, к профессорско-преподавательскому составу ведущих институтов страны с пожеланиями создания лабораторий изучения суицидального поведения детей и подростков. Практические психологи ждут от лидеров отечественной психологической науки современных, в том числе компьютеризованных, методик выявления суицидальных рисков, апробированных и показавших свою эффективность программ профилактической и психокоррекционной работы с детьми и подростками.

Педагоги-психологи готовы к повышению квалификации в направлении антисуицидальной работы в дистанционном режиме.

Крайне сложными, с точки зрения участников круглого стола, являются вопросы, связанные с предотвращением вовлечения подростков в «группы смерти» и киберпреступность в отношении детей. Противостоять этим вызовам можно только при активной гражданской позиции всех лиц, взаимодействующих с ребёнком, и при сильных, волевых решениях структур и лиц, отвечающих за интернет-безопасность, медиа­безопасность жителей региона и страны.

Уверенность в успешности антисуицидальной профилактики среди несовершеннолетних педагогам-психологам придаёт заинтересованность и профессионализм в принятии решений на всех уровнях управления страной, включая Президента России Участники Форума могли бы продвинуться в антисуицидальной работе с детьми, получив со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием поддержку в обозначении данного направления своей практической деятельности как приоритетного, значимого. Руководители образовательных организаций в перечне задач специалиста не всегда уделяют этому направлению должное внимание.


Ж.Г. Кулькова и Л.П. Фальковская

На круглом столе «IT-технологии в психолого-педагогическом сопровождении: традиции и инновации» кандидатом педагогических наук, директором ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы» Л.Е. Олтаржевской была представлена централизованная модель оказания психолого-педагогической помощи в системе образования города Москвы, которая предусматривает единый стандарт предоставляемых услуг детям и семьям. Коллеги познакомились с автоматизированной информационной системой «Сопровождение», которая является ресурсом обеспечения доступности и качества психолого-педагогической помощи. Автоматизированная система даёт возможность управления образовательным процессом в условиях удалённых территориальных отделений, а также возможность контроля деятельности на уровне специалиста и руководителей различного уровня, решает задачи формирования единой актуальной базы контингента, ведения индивидуального образовательного маршрута ребёнка, сбора и предоставления аналитических и статистических данных и многое другое. Была представлена база «Межрайонный совет директоров», которая позволяет вести статистический учёт и анализировать данные по организации работы со школами города Москвы по различным направлениям деятельности.

Завершил работу конференции семинар-веби­нар «Обсуждение регионального опыта применения профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» под председательством члена Президиума Федерации психологов образования России, советника при ректорате Московского государственного психолого­педагогического университета Ю.М. Забродина и члена Президиума Федерации психологов образования России, проректора по инклюзивному образованию Московского государственного психолого-педагогического университета С.В. Алехиной. В рамках семинара-вебинара были озвучены опыт и проблемы применения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и определены задачи актуализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (на основании оценки экспертов регионов). Итогом стали рекомендации участников семинара-вебинара, включенные в состав резолюции форума.

В резолюции участники форума сформулировали стратегические задачи, без решения которых реализация норм закона в части обеспечения государственных гарантий обучающихся на психологическую помощь в процессе обучения находится в зоне риска.

 

 

Метрики

Просмотров

Всего: 35
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 19
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1