Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 3. С. 40–45
ISSN: 2658-3100 (online)
Резолюция XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством»
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: обзорная статья
Для цитаты: Резолюция XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 40–45. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2019_n3/Resolution (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством»[1] (далее — Конференция), проведенная 20-22 ноября 2019 г в открытом интерактивном режиме в рамках реализации Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, и адресных социальных проектов[2], обсудила результаты и перспективы формирования и развития реестра практик работы с детством с доказанной эффективностью.
Организаторами и соорганизаторами Конференции выступили: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Агентство стратегических инициатив, Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по поддержке семьи, материнства и детства, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Рабочая группа «Ребенок и его право на семью» при Координационном совете при Правительстве РФ по реализации в России плана мероприятий Десятилетия детства на 2018-2020 гг., Секция «Образование в интересах детей» Совета при Правительстве Российской Федерации по попечительству в социальной сфере.
Партнеры Конференции: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кафедра социальной и дифференциальной психологии ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов».
Информационными партнерами Конференции стали: Международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня», Агентство социальной информации, «Учительская газета», интернет-сайт ФГБОУ ВО МГППУ www.мгппу.рф, Медиагруппа «Актион-Образование», журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», портал психологических изданий PsyJournals.ru, интернет-сайт Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru, сетевой журнал «Вестник практической психологии образования».
В Конференции приняло участие более шестисот человек из 68 субъектов Российской Федерации: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, специалисты в области детства, российские и зарубежные эксперты, представители общего и профессионального образования, аспиранты, ученые, педагогические работники, члены общественных организаций, представители социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества, члены Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», представители системы здравоохранения, Министерства внутренних дел, Следственного комитета Российской Федерации.
В рамках Конференции 19 ноября 2019 года в ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» при поддержке Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, Высшей школы экономики и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» было проведено целевое программное мероприятие «Special Event: Конференция «Система защиты детства на постсоветском пространстве», в ходе которого были представлены и обсуждены пути развития и перспективы систем защиты детства на территории постсоветских государств: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Молдовы, России, Таджикистана, Украины, Узбекистана, Эстонии.
Открытие Конференции состоялось 20 ноября 2019 года в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», по поводу которого были организованы актовые лекции отечественных и зарубежных экспертов: «Методология формирования реестра практик с доказанной эффективностью», «Проблемы девиантного поведения детей и подростков: подходы к оценке эффективности лучших практик», «Специальное образование и приемные / усыновленные дети: обзор литературы».
21 ноября 2019 года Конференция объединила семь круглых столов и симпозиумов по разным стратегическим направлениям развития государственной социальной политики в области детства: «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью», «Инклюзивные практики в общем образовании», «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик», «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности», «Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения: лучшие практики психологической помощи», «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования», «Воспитание — основа качества образования: лучшие практики», что позволило выявить и обсудить отечественные и зарубежные социальные практики, в том числе с доказанной эффективностью; выполнить анализ наиболее успешных региональных практик, выявленных в ходе реализации мероприятий Десятилетия детства.
Симпозиумы и круглые столы прошли на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБНУ «Психологический институт РАО», Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Общественной палаты Российской Федерации, Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Программа симпозиумов и круглых столов включала презентацию социальных, психолого-педагогических практик в сфере детства, прошедших верификацию и рекомендуемых к расширенной апробации, а также научные доклады и открытые дискуссии по проблемам выявления и оценки лучших практик работы с детством в социальной сфере с научно обоснованной эффективностью.
В рамках круглого стола «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью» был представлен передовой отечественный и международный опыт по обеспечению прав ребенка жить и воспитываться в семье, по повышению эффективности профилактической работы с семьями разных категорий, рассмотрены возможности применения доказательной базы специалистами при определении моделей поддержки для ребенка или семьи в целях повышения качества жизни детей, их благополучия, а также материалы по проекту «Реформирование работы органов опеки и попечительства».
На симпозиуме «Инклюзивные практики в общем образовании» были продемонстрированы технологии организации и практической реализации инклюзивного образования в форме «ресурсных практик» на базе коррекционных школ, региональные модели и программы развития ранней помощи, сетевые практики реализации инклюзивного образования, а также предложения по применению доказательного подхода в сфере развития инклюзивного образования.
Участники симпозиума «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик» провели профессиональное обсуждение факторов, провоцирующих данное поведение, опыта работы по выстраиванию региональных систем превенции суицидального поведения и проблем эффективности реализованных программ профилактической работы.
В рамках симпозиума «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности» продемонстрированы практики работы с одаренными и талантливыми детьми с доказанной эффективностью; проведено обсуждение вопросов доказательности практик поддержки и развития одаренных детей.
Симпозиум «Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения: лучшие практики психологической помощи» был посвящен проблемам наполнения реестра практик с доказанной эффективностью, разработки научно обоснованных подходов к внедрению российских и адаптации зарубежных методик работы с социальными рисками детства в системе образования.
В рамках симпозиума «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования» прошла отдельная сессия, посвященная подведению итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019.
На симпозиуме «Воспитание — основа качества образования: лучшие практики» состоялся открытый профессиональный диалог по обсуждению методологии доказательности социальных практик в области воспитания с экспертами — лауреатами Всероссийского конкурса «Успешная школа».
В рамках пленарного заседания Конференции 22 ноября 2019 года, проведенного в здании Правительства Москвы, участники обсудили вопросы доказательного подхода и формирования реестра лучших практик работы с детством, одобрили итоги формирования реестра лучших управленческих региональных и муниципальных практик в рамках Десятилетия детства, прошедших конкурсный отбор Агентства стратегических инициатив, ознакомились с результатами работы круглых столов и симпозиумов Конференции, одобрили итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019, рекомендовали к применению «Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства»[3] в целях формирования практик с доказанной эффективностью, а также при подготовке и обучении специалистов сферы детства.
Участники Конференции выразили благодарность организаторам мероприятия ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Агентству стратегических инициатив, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Общественной палате Российской Федерации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Федеральному ресурсному центру по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, предоставившим свои площадки для проведения профессионального обсуждения, а также модераторам и выступающим за личный вклад в профессиональное развитие научных и педагогических кадров и совершенствование психолого-педагогических, социальных и иных практик работы с детством.
Участники конференции приняли следующие рекомендации и предложения.
1. В рамках выполнения п. 129 Плана основных мероприятий до 2020 года «Создание реестра лучших практик, выявленных в ходе реализации мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на основе выработанных единых критериев оценки» рекомендовать:
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Агентству стратегических инициатив, Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
— разработать модель распределенного реестра лучших социальных практик (в том числе практик с доказанной эффективностью), выявленных в ходе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства;
— организовать описание представленных в рамках симпозиумов конференции практик работы с детством на основе стандарта доказательности социальных практик для обеспечения их дальнейшей независимой экспертизы на своих сайтах.
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Агентству стратегических инициатив:
— разработать систему независимой оценки эффективности (качества) социальных практик в сфере детства на основе стандарта доказательной практики.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
— предусмотреть создание межрегиональной сети научных лабораторий для организации системы независимой оценки эффективности (качества) социальных практик на базе высших учебных заведений и научных организаций;
— разработать систему поддержки вузов и профессиональных объединений, которые осуществляют информационную, научно-методическую поддержку образовательных учреждений и социально-ориентированных НКО, включенных в экспертную и экспериментальную деятельность по апробации и оценке эффективности лучших практик.
Министерству просвещения Российской Федерации:
— предусмотреть грантовую поддержку для организаций в регионах с целью внедрения лучших практик, выявленных в ходе реализации Плана мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства;
— разработать программу поддержки экспериментальных и инновационных площадок по апробации лучших практик работы с детством, разработать типовое положение об их деятельности.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и социальной сфере:
— оказать всестороннюю поддержку внедрения стандарта доказательной практики в сфере детства и руководствоваться им при проведении региональных конкурсов на лучшие программы, практики, методы работы, а также при создании региональных банков программ и пр.;
— организовать поддержку, в том числе грантовую, организациям, разрабатывающим и реализующим на практике социальные технологии с доказанной эффективностью;
— участвовать в формировании заказа на проведение научно-исследовательских работ для обоснования доказательности практик в сфере детства по проблемам, актуальным для региона.
2. В целях повышения эффективности работы в области профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального, виктимного поведения среди обучающихся рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
— создать реестр валидных методик, рекомендованных для проведения психологической диагностики, направленной на выявление социально-психологической дезадаптации и риска аутоагрессивного поведения обучающихся;
— провести мероприятия в целях методической поддержки психологических служб коррекционных образовательных организаций по вопросам профилактики самоповреждающего, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних (с интеллектуальными нарушениями и иными видами нарушений психического развития);
— рассмотреть возможность нормативного закрепления времени для проведения психологическими службами в образовательных организациях мероприятий по профилактике негативных проявлений среди обучающихся;
— рассмотреть возможность аккумулирования лучшего опыта региональных практик в сфере профилактики негативных проявлений среди обучающихся с целью их использования специалистами системы профилактики различных регионов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:
— обеспечить системное, регулярное дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) по вопросам профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения несовершеннолетних и молодежи, проблемам профессионального выгорания для специалистов системы профилактики (педагоги-психологи, педагоги, педагоги дополнительного образования, специалисты КДНиЗП и пр.).
3. В целях выявления одаренности, обучения, развития и поддержки одаренных детей рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
— включить в задачи приоритетного развития одаренных детей воспитание гармонично развитой личности, развитие морально-нравственных качеств детей и подростков и их социальной ответственности;
— расширить направления исследований в области выявления детей с высоким потенциалом развития, не демонстрирующих высокие достижения в предметных олимпиадах. Обеспечить создание научно обоснованного и надежного банка отечественного инструментария, способствующего выявлению разных видов одаренности (высокого потенциала развития) у детей и подростков;
— обратить особое внимание на решение проблемы поддержки одаренных детей в массовых общеобразовательных школах. Способствовать распространению эффективных образовательных практик и моделей выявления, поддержки и развития одаренных детей в массовых общеобразовательных организациях;
— содействовать созданию системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в системе образования на основе научно обоснованных требований (стандартов) к квалификации специалиста в этой области. Конкретизировать и расширить направления исследований ключевых проблем подготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в системе образования.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»:
— выработать алгоритмы и механизмы эффективного взаимодействия науки и практики, всех участников образовательного процесса и представителей разных общественных и профессиональных сообществ в области поддержки и содействия развитию одаренных и талантливых детей и молодежи.
4. В целях развития психолого-педагогической практики в системе образование рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
— создать банк методик, программ, технологий, являющихся лучшими практиками в деятельности педагога-психолога в России.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»:
— обеспечить продвижение лучших практик, программ, технологий в регионы Российской Федерации;
— обеспечить развитие различных форм конкурсных работ для специалистов в области детства: практико-ориентированные проекты (программы, технологии), научные проекты, научно-исследовательские разработки.
5.Поддержать проект Агентства стратегических инициатив по реформированию деятельности специалистов органов опеки и попечительства и обеспечить размещение разработанного по итогам проекта законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации деятельности органов опеки и попечительства» на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в целях расширенного общественного обсуждения и последующего представления в Правительство Российской Федерации.
6.В целях продвижения доказательного подхода в сфере детства и формирования реестра лучших практик рекомендовать:
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»:
— опубликовать в журнале «Социальные науки и детство» научные обзоры по тематике конференции, лучшие практики с доказательствами их эффективности.
Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования
России»:
— создать на своей базе постоянно действующие экспертные комиссии с полномочиями проведения всероссийских конкурсов лучших практик на основе доказательного подхода по актуальным направлениям в сфере детства.
[1] Мероприятие проведено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-013-20198.
[2] «Реформирование работы органов опеки и попечительства», «Модель инновационной реабилитационно-образовательной среды: пространство возможностей» (проект поддержан фондом Президентских грантов).
[3] Разработан в рамках Проекта «Развитие СО НКО: доказательность социальных практик» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Метрики
Просмотров
Всего: 267
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 80
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0