Вестник практической психологии образования
2019. Том 16. № 4. С. 7–21
doi:10.17759/bppe.2019160401
ISSN: 2658-3100 (online)
Аналитический обзор по тематике XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством»
Общая информация
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2019160401
Для цитаты: Рубцов В.В., Забродин Ю.М., Леонова О.И. Аналитический обзор по тематике XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 4. С. 7–21. DOI: 10.17759/bppe.2019160401
Полный текст
XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (далее — Конференция), проведенная 20-22 ноября 2019 г. в открытом интерактивном режиме в рамках реализации Плана основных мероприятий Десятилетия детства, обсудила результаты и перспективы формирования и развития реестра практик работы с детством с доказанной эффективностью.
В Конференции приняло очное участие более 500 человек из 8 стран мира: России, Испании, Финляндии, Израиля, Германии, Великобритании, США, Азербайджана. Из них иностранных участников — 11. Российских участников — 533 человека.
Иностранные гости из организаций и университетов:
• Сильберман Школа социальной работы в Хантер колледже Университета Нью-Йорк (США),
• Университет Южного Мэна (США),
• рабочая группа ISPCAN по сбору данных о жестоком обращении с детьми (Working Group on Child Maltreatment Data) (Лондон, Великобритания),
• некоммерческая организация «Child and Family Training» (Лондон, Великобритания),
• общественный интеграционный центр профессионального обучения «Valle de Elda» (Испания),
• социальный центр «Aseman Lapset» («Дети вокзала») (Хельсинки, Финляндия),
• общественная организация «AVP (Akzeptanz, Vertrauen, Perspektive)» («Признание, Доверие, Перспектива») (Германия),
• НПО «Ламерхав» (Израиль),
• научно-практический исследовательский центр «Оила» («Семья») (Ташкент, Узбекистан).
Из научных организаций и вузов России:
• Московский государственный психолого-педагогический университет,
• Психологический институт Российской академии образования
• Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,
• Армавирский государственный педагогический университет,
• Кубанский государственный университет,
• Уральский государственный педагогический университет,
• Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
• Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
• Тульский государственный университет,
• Дагестанский государственный педагогический университет,
• Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского,
• Российский университет дружбы народов,
• Московский педагогический государственный университет,
• Кубанский государственный университет,
• Оренбургский государственный педагогический университет,
• Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,
• Московский институт психоанализа,
• Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
• Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова,
• Алтайский государственный педагогический университет,
• Оренбургский государственный медицинский университет.
В ходе Конференции обсуждались:
• научно-практические разработки в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с научно обоснованной эффективностью,
• опыт проведения фундаментальных и прикладных исследований, основанных на деятельностном и культурно-историческом подходах, способствующих решению актуальных проблем психологического сопровождения учебной деятельности и минимизации социальных рисков современного детства.
Конференция стимулировала обсуждение особенностей влияния социальной среды на личность обучающихся с опорой на научные идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, а также распространение результатов фундаментальных и прикладных исследовательских проектов, проводимых в разных частях мира, с целью совершенствования психолого-педагогических условий реализации образовательного процесса.
В ходе конференции был проведен анализ:
научно-практических разработок в области психологического сопровождения образования в современной школе;
реализации деятельностного подхода в построении адресной психолого-педагогической поддержки и помощи младшим школьникам и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, детям- инвалидам, детям-сиротам, детям, находящимся в конфликте с законом, и др.;
прикладных и междисциплинарных исследований, направленных на решение задач профилактики социальных рисков в системе общего образования;
практик психолого-педагогической и социальной работы с детством, реализуемых в системе образования.
Открытие Конференции состоялось 20 ноября 2019 года в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».
По случаю открытия с приветственной речью выступили:
• врио ректора ФГБОУ ВО МГППУ А.А. Марголис,
• генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко М.А. Морозова,
• советник ректора ФГБОУ ВО МГППУ Г.В. Семья,
• директор проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Б.Б. Соловьев,
• президент ФГБОУ ВО МГППУ, руководитель международной кафедры ЮНЕСКО «Культурно -историческая психология детства» В.В. Рубцов.
В связи с открытием Конференции были организованы актовые лекции отечественных и зарубежных экспертов.
Доктор психол. наук В.В. Рубцов выступил с докладом на тему «О создании реестра лучших социальных практик, выявленных в ходе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства». В докладе были затронуты вопросы социального взаимодействия и обучения, а также проведения научных исследований и применения иных методов, призванных обеспечить полноту доказательности сведений о степени достижения заявленных результатов за счет реализации социальных практик.
С презентацией «Методология формирования реестра практик с доказанной эффективностью» выступили канд. психол. наук Т.Г. Подушкина и канд. соц. наук Э.Ш. Гарифулина. Выступающие проанализировали принципы применения доказательного подхода, основанного на использовании исследовательских научных методов для изучения влияния практики и поиска аргументов, свидетельствующих, что комплекс осуществляемых в рамках практики действий приводит к желаемым изменениям.
Доктор психол. наук Е.Г. Дозорцева рассмотрела научно-практические проблемы девиантного поведения детей и подростков, его виды, результаты научных исследований.
С научным обзором по теме «Специальное образование и приемные / усыновленные дети: обзор литературы» выступила профессор Ильза Эрнер, ассоциированный профессор Сильберман Школы социальной работы в Хантер колледже Университета Нью-Йорк, США.
21 ноября 2019 года Конференция объединила семь круглых столов и симпозиумов по различным профильным направлениям развития научных исследований в области детства:
• «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью»,
• «Инклюзивные практики в общем образовании»,
• «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик»,
• «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности»,
• «Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения: лучшие практики психологической помощи»,
• «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования»,
• «Воспитание — основа качества образования: лучшие практики».
Это позволило выявить и обсудить отечественные и зарубежные социальные практики, в том числе с доказанной эффективностью; выполнить анализ наиболее успешных региональных практик.
Симпозиумы и круглые столы прошли на базе Московского государственного психологопедагогического университета, Психологического института РАО, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Общественной палаты Российской Федерации, Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Программа симпозиумов и круглых столов включала презентацию социальных, психологопедагогических практик в сфере детства, прошедших верификацию и рекомендуемых к расширенной апробации, а также научные доклады и открытые дискуссии по проблемам выявления и оценки лучших практик работы с детством в социальной сфере с научно обоснованной эффективностью.
В рамках круглого стола «Ребенок и его право на семью: практики с доказанной эффективностью» (руководители: канд. психол. наук А.А. Марголис, канд. соц. наук Э.Ш. Гарифулина, доктор психол. наук Г.В. Семья, Ю. Куокканен) обсуждались стратегические направления развития межведомственного взаимодействия в повышении эффективности защиты детства от рисков и вызовов современной социальной среды; был представлен передовой отечественный и международный опыт по исследованию эффективности профилактической работы с семьями разных категорий, рассмотрены возможности применения доказательной базы при анализе моделей поддержки для ребенка или семьи в целях повышения качества жизни детей.
Проблематика докладов была посвящена:
• верификации практики непрерывного сопровождения детей с выраженными интеллектуальными нарушениями (Е.А. Романова);
• научно-практическим основам и экспериментальной практике профилактики дезадаптации ребенка в приемной семье (И.П. Шанцева);
• обсуждению опыта восстановления семейных и родственных связей воспитанников интернатных учреждений (Д.А. Зевина);
• проблеме повышения уровня доказательности реализации практик сопровождении замещающих семей (Г.Х. Самсонова);
• развитию наставничества в субъективном благополучии детей в условиях институционализации (магистрант ГБОУ ВО МГППУ Н.Г. Зайцева);
• формам развивающего взаимодействия с семьями воспитанников, направленным на снижение психоэмоционального напряжения у родителей и повышение мотивации их на совместное чтение, обсуждение книг, интеллектуальную, творческую деятельность (Т.А. Волокитина);
• анализу данных исследования, проведенного в рамках судебной психолого-педагогической экспертизы в ситуации развода родителей (канд. психол. наук И.С. Якиманская);
• проблеме актуализации субъектности матери в период восстановления родительских прав и эффективным практикам в современных психолого-педагогических исследованиях (доктор психол. наук Н.Н. Васягина);
• проблеме социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с интеллектуальными нарушениями (магистрант ГБОУ ВО МГППУ А. Шеда) и др.
На симпозиуме «Инклюзивные практики в общем образовании» (руководители: канд. психол. наук С.В. Алехина, канд. пед. наук А.В. Хаустов, доктор пед. наук Т.А. Соловьева) рассматривались теоретические и прикладные аспекты применения деятельностного подхода в решении задач психологопедагогического сопровождения обучения, воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, предложения по применению доказательного подхода в сфере развития инклюзивного образования, а также были продемонстрированы:
• технологии организации и практической реализации инклюзивного образования в форме «ресурсных практик» на базе коррекционных школ,
• региональные модели и программы развития ранней помощи,
• сетевые практики реализации инклюзивного образования.
Канд. пед. наук А.В. Хаустов и канд. пед. наук М.А. Шумских в своем докладе представили анализ накопленного опыта ресурсной поддержки инклюзивного образования на примере работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.
О.В. Груздева отметила необходимость повышения кадрового потенциала в муниципальных образованиях региона, включая узкопрофильную подготовку специалистов ранней помощи, и охарактеризовала тенденции развития системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, как инструмента формирования инклюзивной образовательной среды в ДОУ и СОШ.
Л.Е. Трушталевская представила доклад об инклюзии в дополнительном образовании детей и практике эффективного взаимодействие специалистов.
Преподаватель адаптивной физической культуры М.В. Соловьева выступила с представлением методики проведения занятий АФК для детей с РАС в инклюзивной практике по реализации индивидуальных реабилитационно-образовательных маршрутов.
И.В. Форсеева представила обоснованность применения арт-педагогических практик в работе с детьми дошкольного возраста с РАС в рамках развития теории о роли искусства в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии (Л.С. Выготский, А.И. Граборов, В.П. Кащенко, Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли).
А.Н. Екимова рассказала о построении сетевого взаимодействия образовательных и общественных организаций как эффективном механизме создания современной системы инклюзивного образования на муниципальном уровне — в рамках развития инклюзивного образования как неотъемлемой части системы социализации, которая требуется в современном обществе.
А.М. Синельникова выступила по теме, связанной со спецификой взаимодействия школы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, где подчеркнула необходимость методической поддержки семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, и участия членов семей в реализации реабилитационнообразовательных маршрутов детей с ОВЗ и инвалидностью.
Канд. психол. наук Е.В. Самсонова в своем выступлении отразила основные тенденции развития тью- торского сопровождения в инклюзивном образовании.
Необходимость дифференцированного подхода при продумывании образовательного маршрута и специфики сопровождения в образовательной организации, когда речь идет об инклюзивном обучении, подчеркнула канд. психол. наук Н.Я. Семаго. Она выступила с анализом причин проблем инклюзивного обучения детей с РАС.
Участники симпозиума «Профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования: презентация лучших практик» (руководители: канд. психол. наук Л.П. Фальковская, доктор психол. наук Е.Г. Дозорцева, канд. психол. наук О.В. Вихристюк) провели профессиональное обсуждение:
• факторов, провоцирующих суицидальное и виктимное поведение,
• опыта работы по выстраиванию региональных систем превенции суицидального поведения,
• проблем эффективности реализованных программ профилактической работы.
Участники симпозиума в своих выступлениях (в докладах и комментариях) отметили высокую значимость для системы образования комплексных мер, направленных на профилактику суицидального и вик- тимного поведения. В докладах участников симпозиума (канд. психол. наук К.В. Сыроквашина, канд. мед. наук Г.С. Банников, канд. психол. наук Е.В. Нуцкова, А.С. Медведева, Н.В. Кальмук) освещались темы:
• актов агрессивного поведения обучающихся с использованием оружия (скулшутинг);
• факторов, провоцирующих суицидальное и виктимное поведение;
• сексуального злоупотребления по отношению к несовершеннолетним посредством сети интернет (онлайн-груминга) и возможных мер его профилактики;
• форм и методов предупреждения суицидального и аутоагрессивного поведения обучающихся общеобразовательных и коррекционных учебных организаций.
В докладах канд. пед. наук Т.А. Малых, Е.А. Никитенко, Э.Г. Сахаровой, Ю.И. Шуваловой был представлен опыт работы по выстраиванию региональных систем превенции суицидального поведения (с учетом межведомственного взаимодействия). Ряд докладчиков подробно остановились на вопросах эффективности предлагаемых методов и технологий работы, проанализировали эффект, полученный в результате реализации программ профилактической работы.
В рамках симпозиума «Поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности» (руководители: канд. психол. наук П.А. Сергоманов, доктор психол. наук Н.Б. Шумакова, канд. тех. наук И.А. Шуйкова) продемонстрированы практики работы с доказанной эффективностью с одаренными и талантливыми детьми; проведено обсуждение вопросов доказательности практик поддержки и развития одаренных детей.
Представленные на симпозиуме доклады (канд. психол. наук П.А. Сергоманов, В.А. Егоров, доктор психол. наук Е.И. Щебланова, доктор психол. наук А.А. Мелик-Пашаев, доктор психол. наук Н.Б. Шумакова, доктор психол. наук Т.Н. Тихомирова, доктор психол. наук А.И. Савенков, канд. психол. наук А.С. Обухов, доктор психол. наук Л.И. Ларионова, канд. психол. наук Н.В. Маркина, канд. психол. наук З.Н. Новлянская, доктор биол. наук Е.И. Николаева, канд. психол. наук Е.С. Белова, канд. тех. наук И.А. Шуйкова, канд. психол. наук О.Г. Холодкова, Ю.И. Семенов, канд. ист. наук Ю.Г. Маковецкая, канд. психол. наук З.А. Вейсова, доктор психол. наук С.В. Сарычев, О.Н. Степанова, канд. пед. наук Е.Г. Евдокимова, канд. психол. наук С.О. Петрова, доктор психол. наук М.М. Далгатов, С.А. Ермолаев, А.С. Калимов, доктор пед. наук В.И. Казаренков) обеспечили основу для проведения конструктивного диалога, в котором были затронуты разные аспекты проблемы выявления, развития и поддержки одаренных и талантливых детей, связанные с выполнением основных задач государственной политики в области образования.
Одной из проблем, вызвавших самую большую дискуссию, была проблема выявления одаренных детей, так как она непосредственно связана со все еще дискуссионным понятием одаренности и, прежде всего, скрытой или потенциальной одаренности. В современной науке существует представление, согласно которому одаренность рассматривается как высокий интеллектуально-творческий потенциал ребенка, который в процессе взаимодействия со средой (обучения и развития) начинает проявляться в высоких достижениях в тех или иных областях деятельности. Это современное научное понимание одаренности фактически признано во многих странах и рекомендовано Европейской ассоциацией по развитию одаренных детей. Особо отмечен значительный разрыв между теориями, исследованиями одаренности и существующей практикой выявления и поддержки одаренных детей.
Современная научная методология диагностики и поддержки одаренных детей основана на понимании необходимости расширения группы «одаренные и талантливые дети» за счет включения в нее детей с разными видами одаренности и применения множественных критериев диагностики (а не одного-двух), на понимании важности создания условий для выявления и развития одаренных детей. В отечественной практике основным критерием выявления одаренных детей до сих пор остаются высокие достижения в конкурсах (олимпиадах), и как следствие — количество учащихся, привлекаемых в программы для одаренных детей разного типа в нашей стране, существенно меньше, чем, например, в США.
В то же время, были представлены и новые проекты и модели, отраженные в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование». На симпозиуме был представлен опыт Алтайского края, Якутии, Владимирской, Саратовской, Липецкой областей по созданию региональных «Сириусов» — центров поддержки и развития одаренных детей, созданию «Кванториумов», в том числе мобильных, позволяющих развивать потенциально одаренных детей и расширить охват детей, вовлеченных в систему развития одаренности. Участники симпозиума отметили, что в современных условиях социальноэкономического кризиса и больших вызовов, стоящих перед обществом, возрастает роль личности, творческих способностей, лидерских качеств и социальных умений в реализации одаренности и таланта во взрослой жизни. Что обусловливает важность психолого-педагогических исследований, обеспечивающих основу для создания эффективных практик поддержки и развития соответствующих способностей и умений.
Серьезной проблемой остается поддержка, обучение и развитие одаренных детей в массовых общеобразовательных школах. Прежде всего, это относится к детям в возрасте от 6 до 12 лет (с 1-го по 6-й класс). Если с 11-12 лет перед ребенком резко расширяются возможности развития как в условиях специализированных классов и школ, так и в системе дополнительного образования, то начальная школа и первые два класса средней являются тем «узким горлышком», через которое далеко не все одаренные дети могут пройти.
Отмечено, что в школах по-прежнему преобладают практики применения углубленных (продвинутых) программ по предмету (как в условиях основного, так и дополнительного образования) при дефиците применения обогащенных программ, которые вносят большой вклад в развитие социальных умений, способствуют интеграции сильных сторон личности. По данным отечественных и зарубежных исследований, это снижает вероятность высоких достижений и реализации высокого потенциала одаренности во взрослой жизни.
Участники симпозиума обсудили проблему рисков искажения личностного развития одаренных детей, неоправданных надежд, отсутствия морально-нравственной ответственности, смысловой опустошенности. Подчеркнули необходимость постановки задачи воспитания гармонично развитой личности в качестве одной из приоритетных. Особое внимание было уделено проблеме подготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми. Участники симпозиума подчеркнули, что имеется дефицит квалифицированных специалистов (прежде всего, педагогов и психологов) для работы с одаренными детьми. Целостная система подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми пока не создана.
Такая система должна основываться на научно обоснованном «стандарте», который определяет необходимый круг и уровень знаний, умений и диспозиций для педагогов и психологов, работающих с одаренными детьми. Участники особо подчеркнули важность науки и проведения масштабных исследований для решения задач государственной политики в области образования одаренных детей. Разрозненность и фрагментарность исследований негативно сказывается на методологическом, научно-методическом и практическом уровнях решения задачи выявления одаренности, обучения, развития и поддержки одаренных.
Симпозиум «Профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения: лучшие практики психологической помощи» (руководители: канд. психол. наук Н.В. Дворянчиков, Е.А. Новосельцева, канд. психол. наук Р.В. Чиркина, С. Аруин) был посвящен проблемам:
• наполнения реестра практик с доказанной эффективностью,
• разработки научно обоснованных подходов к внедрению российских и адаптации зарубежных методик работы с социальными рисками детства в системе образования.
Сергей Аруин, руководитель Интеграционного союза г. Дюссельдорф, Германия, представил современные проблемы, риски взросления в Германии, а также новые технологии и метод преодоления радикализации, дезадаптации и криминализации современной молодежи в группах риска.
Натан Гельман, директор НПО «Ламерхав» (Израиль), рассказал о методах и технологиях продвижения значимых социальных изменений в жизни молодых людей из групп риска, о процедуре оценки эффективности программ социально-психологического вмешательства.
Хейкки Туркка и Юлия Саархольм (Хельсинки, Финляндия) представили доклад «Анализ и решение сложных затяжных конфликтов среди детей и молодежи. Конкретные инструменты влияния на противоправное поведение и конфликты в молодежной среде (уличная медиация и др.)» по проекту «Дети вокзала».
О ресурсах и профессиональной подготовке в области социальной интеграции, а также испанской системе защиты детства и юридических мерах, применяемых к юным правонарушителям, рассказали д-р Кристобаль Мельгарехо-Ромеро и проф. Мария Хесус Гарсия Сото (Испания).
Л.М. Карнозова сообщила об опыте проведения качественных исследований по вопросам создания системы восстановительного правосудия в России.
Т.И. Шульга рассказала об исследовании представления подростков о девиантном поведении и практической работе на базе детской комнаты полиции.
Доктор психол. наук Е.Н. Волкова осветила результаты исследования по оценке распространенности насилия и жестокого обращения с детьми.
Канд. психол. наук В.Е. Курочкина рассказала о профилактике девиантного поведения подростков через развитие критического мышления в восприятии медиапродукции.
Результаты использования инновационной технологии «Мозартика» для коррекции картины мира подростков, находящихся в конфликте с законом, представила П.Э. Руссавская.
Канд. психол. наук Е.М. Шпагина обобщила исследования о жестоком обращении с детьми (виды, последствия и профилактика).
1.Ф. Акимова представила доклад о родительском всеобуче как компоненте модели раннего выявления и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях образовательной системы Томской области.
3 .Б. Билолова (Ташкент, Республика Узбекистан) проанализировала особенности развития критического мышления у трудновоспитуемых подростков.
Ф.А. Акрамова подвела итоги исследования семьи как социально-психологического фактора девиантного поведения несовершеннолетних и проведения коррекционных работ.
Магистранты ГБОУ ВО МГППУ М.А. Коновалова и Ю.В. Тишкова представили доклад «Программа «Умелый класс»: творческий и позитивный подход к формированию социальных навыков у учащихся начальной школы».
В рамках симпозиума «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования» прошла отдельная секция, посвященная подведению итогов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде — 2019. На симпозиуме авторы программ, получивших наиболее высокую оценку экспертов, выступили с презентацией опыта применения программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования.
Ю.Е. Еремина, А.А. Васильева, О.А. Байдык, Е.Н. Архаткина представили опыт реализации коррекционно-развивающей программы для детей 6-11 лет с нарушением саморегуляции деятельности.
О.А. Шакирова рассказала о результатах выполнения программы коррекционно-развивающей работы «Дари добро».
Е.Я. Батищева выступила с презентацией развивающей психолого-педагогической программы по формированию произвольности поведения и рефлексивных способностей детей старшего дошкольного возраста «Калейдоскоп исследований».
С.А. Орлова представила модель организации работы психологической службы в системе образования.
О.Б. Яковлева выступила с итогами работы по образовательной (просветительской) психологопедагогической программе «Развитие эмоционально-оценочного отношения воспитателей к детям».
С.В. Бравославская, Н.М. Маликова, Ж.В. Аванесян рассказали о реализации профилактической психолого-педагогической программы «Мама всегда рядом!».
Л.В. Алеева, Н.Ю. Терешкова, Е.Г. Акулова в своем выступлении подчеркнули особенности разработки и применения комплекса инклюзивных технологий «От одиночества — к людям».
Симпозиумом «Анализ лучших программ и технологий психолого-педагогической работы в системе образования» руководили: доктор психол. наук И.В. Дубровина, доктор психол. наук Ю.М. Забродин, доктор психол. наук Е.С. Романова.
В рамках симпозиума также состоялась дискуссионная площадка «Развитие квалификации профессиональных кадров для детей» по профессионально-общественному обсуждению моделей профессиональной подготовки специалистов и повышения эффективности работы с детьми в условиях общего образования с позиций компетентностного и системно-деятельностного подхода. В рамках дискуссионной площадки выступили: Ю.В. Торкаченко, Г.К. Шагивалиева, О.В. Ситникова, И.Н. Маркова, О.С. Гимаджиева, Н.Р. Косолапова, А.С. Морозова, Т.П. Попова, М.И. Илюшина, Н.Н. Чупракова, Е.С. Кузнецова, С.Н. Морозюк, Ю.В. Свободина, О.А. Ямщикова.
На симпозиуме «Воспитание — основа качества образования: лучшие практики» (руководители: канд. пед. наук П.Г. Положевец, канд. психол. наук А.В. Милехин) состоялся открытый профессиональный диалог по обсуждению методологии доказательности социальных практик в области воспитания с экспертами — лауреатами Всероссийского конкурса «Успешная школа» (С.С. Ильина, Е.С. Бараева, А.А. Волкова, П.Е. Красновид).
Организаторы, участники и гости симпозиума высоко оценили значимость и востребованность обсуждаемой темы для государственной политики в социальной сфере. Такая консолидация усилий ученых и практиков в выявлении в ходе профессионального обсуждения передовых социальных практик работы с детством будет способствовать решению актуальных задач Десятилетия детства, объявленного в нашей стране указом Президента Российской Федерации.
Также участники симпозиума обратили особое внимание на смысловое единство и взаимосвязь, взаимозависимость целей, поставленных в рамках майского Указа Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» перед системой образования страны:
• обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования,
• вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования,
• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Очевидно, что достижение одной цели без кропотливой работы над другой целью невозможно. Воспитание, а точнее воспитывающая образовательная среда школы, — это колоссальный ресурс повышения качества образования и, пожалуй, главное условие формирования учебной и не только учебной мотивации. Именно эта среда формирует не только будущего профессионала, но и, прежде всего, гражданина страны.
Планом основных мероприятий до 2020 года, реализуемых в рамках Десятилетия детства, определено создание Реестра лучших практик работы с детством с доказанной эффективностью. Открытый профессиональный диалог по обсуждению методологии доказательности социальных практик в области детства с экспертами-лауреатами Всероссийского конкурса «Успешная школа», чей опыт инновационных практик современной педагогики (например, таких ее направлений, как госпитальная педагогика, театральная педагогика, педагогика успеха) известен и востребован в стране и мире, во многом определит перспективы формирования и развития Реестра. Участниками Симпозиума предложена инициатива осуществления деятельностной экспертизы стандарта доказательности и его методологии с целью выстраивания обратной связи и, как возможный результат, включения представленных на симпозиуме практик в Реестр.
В рамках пленарного заседания Конференции 22 ноября 2019 года, проведенного в здании Правительства Москвы, участники обсудили вопросы доказательного подхода и формирования реестра лучших практик работы с детством, ознакомились с результатами работы круглых столов и симпозиумов Конференции, одобрили итоги Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2019, рекомендовали к применению «Стандарт доказательности социальных практик в сфере детства» в целях формирования практик с доказанной эффективностью, а также при подготовке и обучении специалистов сферы детства.
Канд. психол. наук Н.А. Иванова в своем докладе представила реестр лучших управленческих региональных и муниципальных практик в рамках Десятилетия детства. Она указала, что при создании модели управления качеством социальных услуг в сфере детства в качестве обязательного условия должна быть предусмотрена организация оценки социальных практик при участии профессиональных сообществ, социальных общественных институтов, представляющих интересы родителей, их детей.
Канд. психол. наук М.В. Захарова рассказала о детском телефоне доверия как уникальной практике оказания психологической помощи детям, которая была введена в 2010 году (в год проведения в России общенациональной кампании по профилактике жестокого обращения с детьми) и предусматривала дополнительную возможность оказания помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, испытывающим на себе жестокость и насилие, как канал информирования о фактах проявления жестокости и насилия по отношению к детям. Докладчица подчеркнула, что почти 10-летний опыт выполнения проекта позволяет выявить и сформировать картину психологического благополучия детей. По результатам мониторинга обращений на детский телефон доверия, в структуре звонков преобладают обращения от детей и подростков (около 59% от общего числа звонков на единых номер).
Канд. психол. наук М.В. Гордеева рассказала о практике выявления и распространения практик работы с замещающими семьями; с женщинами, имеющими намерение отказаться от новорожденных; семьями, воспитывающим детей-инвалидов; детьми, подвергшимся жестокому обращению, где наиболее востребован психологический компонент на всех этапах подготовки и сопровождения данных работ. Докладчик констатировала, что требуется особое внимание и выстраивание моделей взаимодействия специалистов, работа межведомственных команд.
К.Г. Франк представила доклад о принципах разработки и реализации программ поддержки социально уязвимых категорий населения.
Канд. психол. наук А.А. Марголис остановился в докладе на трех основных категориях: доказательный подход в социальной сфере как таковой, стандарт доказательной практики и реестр практик с доказанной эффективностью. Он подробно изложил научную основу проблемы и обозначил вопросы создания распределенного реестра, в котором представлены адресные технологии и региональные программы, определяющие принятие управленческих решений.
Крис Сахончик (США) выступила с докладом, в котором отразила результаты работы по развитию стратегического планирования в интегрированные практики по созданию адресных условий для детства в целях достижения необходимых результатов для детей, семей, о которых мы заботимся. Она разъяснила, что описанная Коттером процедура стратегического управления зарекомендовала свою актуальность в области обеспечения детского благополучия.
Дженни Грей (Великобритания) представила доклад о применении доказательной базы при работе с детьми, пережившими жестокое обращение и насилие, а также с их семьями. Она продемонстрировала возможности применения методов когнитивно-поведенческой терапии, основанных на понимании травмы в задачах уменьшения травматических симптомов, тревожных расстройств и депрессии у детей.
Канд. соц. наук Э.Ш. Гарифулина в своем выступлении рассматривала проблему комплексной психологической работы с кровной семьей ребенка, помещенного на временное размещение в детское учреждение.
Канд. психол. наук С.В. Алехина указала, как в сфере практической реализации инклюзивного образования выделяются успешные ресурсные практики, в том числе, при которых коррекционная школа становится ресурсной базой для обычной, массовой школы. Кроме того, докладчица продемонстрировала особенности выстраивания модели профессиональной кооперации на основе тьюторских практик.
Канд. психол. наук О.В. Вихристюк обобщила результаты исследования проблем профилактики агрессивного поведения обучающихся с использованием оружия (т.н. schoolshooting), факторов, провоцирующих данное поведение, сексуального злоупотребления по отношению к несовершеннолетним посредством сети интернет (онлайн-груминга), форм и методов предупреждения суицидального и аутоагрессивного поведения обучающихся в общеобразовательных и коррекционных учебных организациях.
Доктор психол. наук Н.Б. Шумакова выступала по вопросу доказательности практик поддержки детей с выдающимися способностями и подчеркнула роль воспитания, гармоничного развитии личности, развития социальных умений, творческих способностей в развитии детской одаренности.
Канд. психол. наук Е.М. Шпагина представила результаты исследования вопросов поддержки специалистов в области профилактики девиантного поведения школьников и проблему разработки системы мотивирующих стимулов для педагогов, психологов, социальных педагогов, представителей администрации, осуществляющих апробацию и внедрение практик и технологий профилактики рисков детства.
Доктор психол. наук Е.С. Романова выступила с анализом психолого-педагогических программ, реализуемых в образовательных организациях, где подчеркнула важность:
• теоретической проработки по выбранной проблеме практической деятельности с акцентом на современные концепции, существующие разработки;
• соотнесение целей и задач с актуальными проблемами в образовательной и социальной средах;
• инновационной составляющей;
• методического обеспечения для решения диагностических и коррекционных задач;
• привлечения возможностей современных цифровых технологий в реализацию целей и задач работы педагогов-психологов.
Доктор психол. наук В.В. Рубцов выступил по вопросу воспитательных практик, где акцентировал внимание на включении воспитательной практики в процесс образования и важности эмоционального отношения детей, имеющих проблемы, которое становится для них мощным фактором воспитания и развития.
Ключевыми фундаментальными научными проблемами, которые обсуждались на Конференции, стали:
• анализ социальной ситуации развития современного школьника в системе положений культурноисторической научной школы;
• теоретические и прикладные аспекты применения деятельностного подхода в решении задач психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития различных категорий детей (дети-сироты, дети-инвалиды, одаренные дети, дети с девиантным поведением и др.);
• профессионально-общественное обсуждение моделей профессиональной подготовки специалистов и
повышения эффективности работы с детьми в условиях общего образования с позиций компетент- ностного и системно-деятельностного подхода;
• стратегические направления развития межведомственного взаимодействия в повышении эффективности защиты детства от рисков и вызовов современной социальной среды;
• риски социальной и образовательной инклюзии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и возможности их минимизации;
• выявление и оценка практик социальной и психолого-педагогической работы с детством, реализуемых в системе образования Российской Федерации.
Важным аспектом обсуждения стал вопрос практического обучения специалистов в сфере образования.
Проведение столь масштабного мероприятия очень знаково и востребовано для формирования новых и развития существующих направлений в изучении особенности влияния социальной среды на личность обучающихся. Консолидация усилий ученых и практиков в выявлении и профессиональном обсуждении передовых социальных практик работы с детством направлена на решение актуальных задач мероприятий Десятилетия детства, объявленного в нашей стране указом Президента Российской Федерации с 2018 года. Поддержка семей, доступность качественного обучения и воспитания, культурного развития, безопасность и равные возможности для детей — приоритеты государственной политики в сфере защиты прав детей в России, залог благополучия и стабильности страны.
Чрезвычайно важно, что Конференция была направлена на усовершенствование научной обоснованности реализуемых в социальной сфере и сфере образования практик работы с детством. В ходе конференции на основании обсуждения текущей ситуации и перспектив развития научных идей Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова проведен анализ регионального опыта в области применения научно обоснованных моделей и технологий психолого-педагогической работы в сфере детства.
Экспертная оценка данных практик на основе положений деятельностного и культурно-исторического подходов, а также требований основополагающих документов государственной политики в сфере образования и учета передового регионального и международного опыта позволила выявить лучшие технологии психолого-педагогического сопровождения образования. Профессиональное обсуждение в научнопедагогическом сообществе лучших практиках работы с детством направлено на развитие научной обоснованности реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством, научно-методического сопровождения профилактики социальных рисков в системе общего образования, а также сотрудничества и взаимодействия субъектов образовательной среды.
Практическое использование научных результатов мероприятия позволит усовершенствовать критериальный аппарат выявления и оценки практик психолого-педагогической работы в сфере детства с научно обоснованной эффективностью в решении таких задач, как:
• реализация права ребенка на семью;
• минимизация рисков социальной и образовательной инклюзии детей с ОВЗ и инвалидностью в общем образовании;
• профилактика суицидального и виктимного поведения несовершеннолетних в системе образования;
• поддержка и развитие детей, проявивших выдающиеся способности;
• профилактика агрессивного, делинквентного, криминального поведения;
• усовершенствование моделей профессиональной подготовки специалистов и повышение эффективности работы с детьми в условиях общего образования с позиций компетентностного и системнодеятельностного подхода;
• развитие межведомственного взаимодействия в повышении эффективности защиты детства от рисков и вызовов современной социальной среды.
Дополнительная информация о мероприятии:
В рамках Конференции, в которой приняло участие более 500 человек из 68 субъектов Российской Федерации, а также зарубежные эксперты в области детства, были обсуждены вопросы доказательного подхода и формирования реестра лучших практик работы с детством, наиболее успешные психологические и социальные практики, межведомственные модели работы в сфере детства. Материалы Конференции, в том числе сборник статей, презентации участников, фото- и видеоматериалы, размещены на сайте https://rospsy.ru.
Решения, принятые по результатам проведенного мероприятия
УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ ПРИНЯЛИ СЛЕДУЮЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1. В рамках выполнения п.129 Плана основных мероприятий до 2020 года «Создание реестра лучших практик, выявленных в ходе реализации мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на основе выработанных единых критериев оценки» рекомендовать:
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Агентству стратегических инициатив, Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
• разработать модель распределенного реестра лучших социальных практик (в том числе практик с доказанной эффективностью), выявленных в ходе мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства;
• организовать описание представленных в рамках симпозиумов конференции практик работы с детством на основе стандарта доказательности социальных практик для обеспечения их дальнейшей независимой экспертизы на своих сайтах.
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Агентству стратегических инициатив:
• разработать систему независимой оценки эффективности (качества) социальных практик в сфере детства на основе стандарта доказательной практики.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
• предусмотреть создание межрегиональной сети научных лабораторий для организации системы независимой оценки эффективности (качества) социальных практик на базе высших учебных заведений и научных организаций;
• разработать систему поддержки вузов и профессиональных объединений, которые осуществляют информационную, научно-методическую поддержку образовательных учреждений и социальноориентированных НКО, включенных в экспертную и экспериментальную деятельность по апробации и оценке эффективности лучших практик.
Министерству просвещения Российской Федерации:
• предусмотреть грантовую поддержку для организаций в регионах с целью внедрения лучших практик, выявленных в ходе реализации Плана мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства;
• разработать программу поддержки экспериментальных и инновационных площадок по апробации лучших практик работы с детством, разработать типовое положение об их деятельности;
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования и социальной сфере:
• оказать всестороннюю поддержку внедрения стандарта доказательной практики в сфере детства и руководствоваться им при проведении региональных конкурсов на лучшие программы, практики, методы работы, а также при создании региональных банков программ и пр.;
• организовать поддержку, в том числе грантовую, организациям, разрабатывающим и реализующим на практике социальные технологии с доказанной эффективностью;
• участвовать в формировании заказа на проведение научно-исследовательских работ для обоснования доказательности практик в сфере детства по проблемам, актуальным для региона.
2. В целях повышения эффективности работы в области профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального, виктимного поведения среди обучающихся рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
• создать реестр валидных методик, рекомендованных для проведения психологической диагностики, направленной на выявление социально-психологической дезадаптации и риска аутоагрессивного поведения обучающихся;
• провести мероприятия в целях методической поддержки психологических служб коррекционных образовательных организаций по вопросам профилактики самоповреждающего, аутоагрессивного поведения несовершеннолетних (с интеллектуальными нарушениями и иными видами нарушений психического развития);
• рассмотреть возможность нормативного закрепления времени для проведения психологическими
службами в образовательных организациях мероприятий по профилактике негативных проявлений среди обучающихся;
• рассмотреть возможность аккумулирования лучшего опыта региональных практик в сфере профилактики негативных проявлений среди обучающихся с целью их использования специалистами системы профилактики различных регионов.
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования:
• обеспечить системное, регулярное дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) по вопросам профилактики агрессивного, аутоагрессивного, суицидального поведения несовершеннолетних и молодежи, проблемам профессионального выгорания для специалистов системы профилактики (педагоги-психологи, педагоги, педагоги дополнительного образования, специалисты КДНиЗП и пр.).
3.В целях выявления одаренности, обучения, развития и поддержки одаренных детей рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
• включить в задачи приоритетного развития одаренных детей воспитание гармонично развитой личности, развитие морально-нравственных качеств детей и подростков и их социальной ответственности;
• расширить направления исследований в области выявления детей с высоким потенциалом развития, не демонстрирующих высокие достижения в предметных олимпиадах. Обеспечить создание научно обоснованного и надежного банка отечественного инструментария, способствующего выявлению разных видов одаренности (высокого потенциала развития) у детей и подростков;
• обратить особое внимание на решение проблемы поддержки одаренных детей в массовых общеобразовательных школах. Способствовать распространению эффективных образовательных практик и моделей выявления, поддержки и развития одаренных детей в массовых общеобразовательных организациях;
• содействовать созданию системы подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в системе образования на основе научно обоснованных требований (стандартов) к квалификации специалиста в этой области. Конкретизировать и расширить направления исследований ключевых проблем подготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми в системе образования.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»:
• выработать алгоритмы и механизмы эффективного взаимодействия науки и практики, всех участников образовательного процесса и представителей разных общественных и профессиональных сообществ в области поддержки и содействия развитию одаренных и талантливых детей и молодежи.
4.В целях развития психолого-педагогической практики в системе образования рекомендовать:
Министерству просвещения Российской Федерации:
• создать банк методик, программ, технологий, являющихся лучшими практиками в деятельности педагога-психолога в России.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации, общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»:
• обеспечить продвижение лучших практик, программ, технологий в регионы Российской Федерации;
• обеспечить развитие различных форм конкурсных работ для специалистов в области детства: практикоориентированные проекты (программы, технологии), научные проекты, научно-исследовательские разработки.
5.Поддержать проект Агентства стратегических инициатив по реформированию деятельности специалистов органов опеки и попечительства и обеспечить размещение разработанного по итогам проекта законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации деятельности органов опеки и попечительства» на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в целях расширенного общественного обсуждения и последующего представления в Правительство Российской Федерации.
6.В целях продвижения доказательного подхода в сфере детства и формирования реестра лучших практик рекомендовать:
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»: опубликовать в журнале «Социальные науки и детство» научные обзоры по тематике конференции, лучшие практики с доказательствами их эффективности.
Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России»: создать на своей базе постоянно действующие экспертные комиссии с полномочиями проведения всероссийских конкурсов лучших практик на основе доказательного подхода по актуальным направлениям в сфере детства.
Фактическая форма представления результатов мероприятия
Отчет о проведении XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством».
Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством».
Специальный выпуск сетевого журнала «Вестник практической психологии образования» по итогам XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством».
Каталог лучших практик работы с детством «Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде».
Публикация пост-релиза о проведении XV Международной научно-практической конференции «Психология образования: лучшие практики работы с детством» в средствах массовой информации: международный мультимедийный пресс-центр МИА «Россия сегодня», Агентство социальной информации, «Учительская газета», интернет-сайты Московского государственного психолого-педагогического университета http://мгппу.рф и Ь|Ир://профстандартпедагога.рф, Медиагруппа «АктионМЦФЭР», журнал «Справочник педагога-психолога. Школа», Портал психологических изданий PsyJournals.ru, интернет-сайт Федерации психологов образования России http://www.rospsy.ru, информационный портал «Детская психология www.childpsy.ru».
Библиографическое описание сборников трудов мероприятия
XV Международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством»: Сборник материалов конференции 20-22 ноября 2019 года / ред. В.Э. Пахальян, сост.: С.В. Алехина, О.И. Леонова и др. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 202 с.
Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог — 2019: Коллективная монография / под ред. В.В. Рубцова, Ю.М. Забродина, И.В. Дубровиной, Е.С. Романовой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. 297 с.
Сетевое издание «Вестник практической психологии образования». 2019. № 2 (2). 119 с.
Сетевое издание «Вестник практической психологии образования». 2019. № 3 (3). 140 с.
Ссылки на информационные ресурсы в сети Интернет:
https://sn.ria.ru/20191125/1561542468.html
https://www.oprf.ru/ru/press/anno/newsitem/51420?PHPSESSID=8osk84hdkql2ihpu11qk73a611
http://www.ug.ru/archive/81595
http://www.ug.ru/archive/81656
http://timchenkofoundation.org/novosti/luchshie-praktiki-raboty-s-detstvom/
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 540
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 152
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0