Введение

75

Общая информация

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2020170100

Для цитаты: Бурлакова И.А., Ягловская Е.К. Введение [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 7. DOI: 10.17759/bppe.2020170100

Полный текст

Многолетний опыт психологической службы в системе дошкольного образования, с одной стороны, определил ряд положительных тенденций в решении практических задач, направленных на обеспечение полноценного развития детей. В первую очередь, эти тенденции связаны с постепенным смещением акцента с задач диагностического обследования на задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, профилактики проблем и трудностей в познавательной и социальной сферах развития, психологической помощи детям.

Вместе с тем, и поныне существует определенный дефицит экспериментальных исследований, позволяющих решать указанные задачи на едином научно обоснованном методологическом основании. Нарушению целостности психологического сопровождения способствует и увлечение современных педагогов-психологов зарубежной практикой, которая иногда резко контрастирует с положениями культурно-исторической концепции и деятельностного подхода, лежащими в основе современного дошкольного образования.

На фоне положительных тенденций можно отметить и еще одну важную проблему, с которой сталкивается дошкольная психологическая служба. Включение дошкольного образования в общую систему образования, к сожалению, часто приводит к потере понимания специфики психологического сопровождения детей дошкольного возраста, к доминированию в нем задач подготовки детей к школе и формированию психологической готовности к обучению. Фактически в современной практике часто наблюдается отход от принципа амплификации развития (А.В. Запорожец), что приводит к тому, что не только педагоги затрудняются решать задачи развития и образования на основе детских видов деятельности, но и психологи не могут дать эффективные рекомендации по устранению таких проблем.

Конечно же, статьи, размещенные в данном тематическом номере, не позволяют решить все указанные выше вопросы, но можно надеяться, что ознакомление с ними будет способствовать сохранению специфики дошкольного детства при реализации психологического сопровождения. Также хотелось отметить, что в номер включены статьи по наиболее актуальным вопросам психологического сопровождения: работа психолога с родителями, с детьми-мигрантами, влияние компьютеризации на развитие детей, — ознакомление с которыми поможет в решении конкретных практических задач.

В представленных статьях выражаются авторские точки зрения, поэтому все заинтересованные в оптимизации решения профессиональных задач могут поделиться своим опытом решения подобных проблем или собственными исследованиями различных вопросов психологического сопровождения дошкольного образования, посредством статей на страницах журнала начать диалог или дискуссию.

Информация об авторах

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Ягловская Елена Константиновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0587-2823, e-mail: yaglovskayaek@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 307
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 75
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5