Комментарий к статье «Насилие в отношении обучающихся психиатров: результаты европейского исследования»

14

Общая информация

Рубрика издания: Письма в редакцию

Тип материала: рецензия

DOI: https://doi.org/10.17816/CP195

Получена: 25.06.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Чумаков Е.М., Петрова Н.Н., Вадивель Р., Бхугра Д., Вентрильо А. Комментарий к статье «Насилие в отношении обучающихся психиатров: результаты европейского исследования» // Consortium Psychiatricum. 2022. Том 3. № 4. С. 5–7. DOI: 10.17816/CP195

Полный текст

Pereira-Sanchez с соавт. (2021) в своей статье поднимают важные и актуальные вопросы, касающиеся проявления пациентами насилия в отношении обучающихся психиатрии. Подавляющее большинство ординаторов из Европы сообщили о том, что сталкивались с насилием со стороны пациентов в том или ином виде [1]. Неудивительно, что это оказало стойкий негативный эффект на их психологическое здоровье. Недавние исследования, касающиеся высокой подверженности обучающихся и молодых врачей профессиональным психологическим факторам [23], недвусмысленно указывают на то, что психиатры нуждаются не только в улучшении учебных и рабочих условий, но и, в случае необходимости, в своевременной и компетентной психологической и медицинской помощи. Однако авторы [1] отмечают, что респондентов, сообщивших о насилии со стороны пациентов своему начальству, было очень мало. Возможно, такой результат связан с тем, что молодые специалисты не восприняли такой опыт как достаточно «серьезный» повод для обращения к руководству, или что, по обманчивому убеждению, опасались, что руководство не воспримет инцидент всерьез.

Целью нашего международного исследования было изучить опыт начинающих карьеру психиатров, работающих в учреждениях, осуществляющих в том числе недобровольную госпитализацию и принудительное лечение пациентов в рамках действующего законодательства соответствующих стран, а также выявление тех аспектов их работы, модификация которых потенциально может улучшить ситуацию [4].

Мы также определили, как часто они сталкивались с проявлениями к себе физической агрессии со стороны пациентов. В этом интернациональном, кросс-секциональном исследовании, проведенном с помощью анонимного онлайн-опроса, приняло участие 142 психиатра из 43 стран (52,8 % жен.; средний возраст 32,6±3,9). Из них, 38 (26,8 %) были обучающимися психиатрии. Большинство респондентов (78,2 %) сталкивались с физическим насилием со стороны пациентов. Почти четверть (22,5 %) из них расценивают примененное к ним физическое насилие как жизнеугрожающее. Почти две трети (64,7 %) респондентов обратились за профессиональной психологической помощью после инцидента, остальные не обращались. В 46,8 % случаев, психиатры получали поддержку от коллег ординаторов и/или старших коллег. Поддержку исключительно от старших коллег получило 32,4 % респондентов.

Оба исследования были проведены в один временной промежуток. Результаты этих исследований указывают на острую потребность обучающихся психиатрии в поддержке как от их старших коллег в клинике, так и от ответственных за их учебный процесс, на персональном уровне. Более того, с точки зрения этики, образовательным учреждениям изначально надлежит создавать благоприятные условия для практической подготовки молодых специалистов. Несмотря на то, что в настоящее время проводится периодическое формальное обучение персонала оценке рисков, процесс клинической практики должен включать в себя надлежащий инструктаж по взаимодействию с агрессивными пациентами с целью их эффективного лечения [5].

Исследователи предложили особые программы, нацеленные на предотвращение случаев проявления агрессии со стороны пациентов [6]. Они включают в себя оценку состояния таких пациентов, выработку стратегий взаимодействия с ними, инструменты для их эффективной диагностики, информацию о проведении лечебных вмешательств (в том числе фармакотерапии), принципы обеспечения безопасности труда [7], а также техники по деэскалации конфликтных ситуаций [8]. На данный момент, однако, данные программы продемонстрировали ограниченную эффективность в эмпирических исследованиях [8], что, скорее, препятствует их более широкому внедрению в программы практической подготовки обучающихся психиатрии. Таким образом, важно уделить больше внимания исследованию эффективности подобных программ.

Результатом нашего исследования, вызывающим опасения, стало то, что треть респондентов не получили никакой помощи. Похожий результат был обнаружен в более раннем исследовании [9]. С целью эффективного преодоления молодыми специалистами последствий пережитого ими насилия необходимо незамедлительно принять меры не только по обучению их техникам избегания физического конфликта, но и по осуществлению немедленной помощи, в случае, если таковые произошли.

В связи с этим необходимо разработать особые рекомендации по оказанию психологической помощи жертвам насилия со стороны пациентов. Образовательным учреждениям следует разработать правила, предотвращающие акты насилия со стороны пациентов в пределах стационара и отделений интенсивной помощи. Мы рекомендуем ввести четкие инструкции, а также закрепить за отделениями персонал, который обеспечит физическую и психологическую защиту специалистов, а также сможет собирать информацию о случаях проявления пациентами агрессии. Оказанная персоналом поддержка может помочь воспрепятствовать профессиональному выгоранию и длительному стрессу среди специалистов, таким образом смягчая психологические последствия столкновения с насилием. С целью создания для обучающихся врачей должных условий, необходимо, чтобы на правительственном уровне были закреплены соответствующие правила и были выделены необходимые средства. Соответствующим государственным надзорным органам надлежит контролировать безопасность рабочего пространства врачей, чтобы пациенты получали наилучшую профессиональную помощь.

Литература

  1. Pereira-Sanchez V, Gürcan A, Gnanavel S, Vieira J, Asztalos M, Rai Y, Erzin G, Fontaine A, Pinto da Costa M, Szczegielniak A. Violence Against Psychiatric Trainees: Findings of a European Survey. Acad Psychiatry. 2022 Apr;46(2):233–237. doi: 10.1007/s40596-021-01539-3.
  2. Bhugra D, Sauerteig SO, Bland D, Lloyd-Kendall A, Wijesuriya J, Singh G, Kochhar A, Molodynski A, Ventriglio A. A descriptive study of mental health and wellbeing of doctors and medical students in the UK. Int Rev Psychiatry. 2019 Nov-Dec;31(7-8):563–568. doi: 10.1080/09540261.2019.1648621.
  3. Chumakov EM, Gvozdetsky AN, Vasilchenko KF, Golygina SE, Marachev MP, Osadashiy YuYu, Potanin SS, Fedotov IA, Shishkina IO, Petrova NN. Characteristics and determinants of professional burnout among early career psychiatrists in Russia — results of a cross-sectional study. V.M. Bekhterev review of psychiatry and medical psychology. 2022;56(1):63–78. doi: 10.31363/2313-7053-2022-1-63-78.
  4. Chumakov E, Petrova N, Vadivel R, Pinto da Costa M, Bhugra D, Ventriglio A. Use of Compulsory Treatment by Early-Career Psychiatrists: An International Survey. Psychiatr Serv. 2021 Nov 1;72(11):1276–1281. doi: 10.1176/appi.ps.202000303.
  5. Antonius D, Fuchs L, Herbert F, Kwon J, Fried JL, Burton PR, Straka T, Levin Z, Caligor E, Malaspina D. Psychiatric assessment of aggressive patients: a violent attack on a resident. Am J Psychiatry. 2010 Mar;167(3):253–259. doi: 10.1176/appi.ajp.2009.09010063.
  6. Feinstein RE. Violence prevention education program for psychiatric outpatient departments. Acad Psychiatry. 2014 Oct;38(5):639–646. doi: 10.1007/s40596-014-0160-5.
  7. Schwartz TL, Park TL. Assaults by patients on psychiatric residents: a survey and training recommendations. Psychiatr Serv. 1999 Mar;50(3):381–383. doi: 10.1176/ps.50.3.381.
  8. Price O, Baker J, Bee P, Lovell K. Learning and performance outcomes of mental health staff training in de-escalation techniques for the management of violence and aggression. Br J Psychiatry. 2015 Jun;206(6):447–455. doi: 10.1192/bjp.bp.114.144576.
  9. Cannavò M, La Torre F, Sestili C, La Torre G, Fioravanti M. Work Related Violence As A Predictor Of Stress And Correlated Disorders In Emergency Department Healthcare Professionals. Clin Ter. 2019 Mar-Apr;170(2):e110–e123. doi: 10.7417/CT.2019.2120.

Информация об авторах

Чумаков Егор Максимович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0429-8460, e-mail: chumakovegor@gmail.com

Петрова Наталия Николаевна, доктор медицинских наук, заведующий кафедры психиатрии и наркологии, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4096-6208, e-mail: petrova_nn@mail.ru

Вадивель Рамия, Регистратор стажеров, Окружной совет здравоохранения Вайкато , ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7055-5250, e-mail: dr.ramya.v@gmail.com

Бхугра Динеш, почетный профессор психического здоровья и культурного разнообразия, Институт психиатрии, психологии и неврологии, Королевский колледж Лондона, Лондон, Великобритания, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0613-2480, e-mail: dinesh.bhugra@kcl.ac.uk

Вентрильо Антонио, PhD, MD, Кафедра клинической и экспериментальной медицины, Университет Фоггии, Италия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3934-7007, e-mail: a.ventriglio@libero.it

Метрики

Просмотров

Всего: 29
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 14
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0