К теории шизофрении (Окончание)

820

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Бейтсон Г., Джексон Д.Д., Хейли Д., Уикленд Д. К теории шизофрении (Окончание) // Консультативная психология и психотерапия. 1993. Том 2. № 2.

Фрагмент статьи

Клинические иллюстрации

Ситуацию двойного зажима иллюстрирует анализ небольшого происшествия, имевшего место между пациентом-шизофреником и его матерью. Молодого человека, состояние которого заметно улучшилось после острого психотического приступа, навестила в больнице его мать. Обрадованный встречей, он импульсивно об­нял ее, и в то же мгновение она напряглась и как бы окаменела. Он сразу убрал руку. «Разве ты меня больше не любишь?» – тут же спросила мать. Услышав это, молодой человек покраснел, а она заметила: «Дорогой, ты не должен так легко смущаться и бояться своих чувств». После этих слов пациент был не в состоянии оста­ваться с матерью более нескольких минут, а когда она ушла, он набросился на санитара и его пришлось фиксировать.

Очевидно, что такого исхода можно было избежать, если бы молодой человек был способен сказать: «Мама, тебе явно стало не по себе, когда я тебя обнял. Тебе трудно принимать проявления моей любви». Однако для пациента-шизофреника такая возмож­ность закрыта. Его сильная зависимость и особенности воспита­ния не позволяют ему комментировать коммуникативное поведе­ние матери, в то время как она не только комментирует его ком­муникативное поведение, но и вынуждает сына принять ее слож­ные, путаные коммуникативные последовательности и как-то с ними справляться. В чем состоит эта сложность, путаность для пациента?

Литература

  1. Bateson G. Social Planning and the Concept of Deutero-Learning // Conference on Science, Philosophy and Religion, Second Symposium. – N.Y.: Harper. 1942.
  2. Bateson G. A Theory of Play and Fantasy // Psychiatric Research Reports, 1955, 2: 39-51.
  3. Carpenter C.R. A Field Study of the Behavior and Social Relations of Howling Monkeys // Comp. Psychol. Monogr., 1934, 10: 1-168.
  4. Domarus E. von. The Specific Laws of Logic in Schizophrenia // J.S.Kasanin (ed.). Language and Thought in Schizophrenia. – Berkeley: University of California Press, 1944.
  5. Erickson M.H. Personal communication, 1955.
  6. Fromm-Reichmann F. Personal communication, 1956.
  7. HarlowH.F. The Formation of Learning Sets // Psychol. Review, 1949, 56: 51-65.
  8. Hilgard J.R. Anniversary Reactions in Parents Precipitated by Children // Psychiatry, 1953, 16: 73-80.
  9. Hull C.L., et al. Mathematico-deductive Theory of Rote Learning. – New Haven: Yale University Press, 1940.
  10. Jackson D.D. An Episode of Sleepwalking // Journal of the American Psychoanalytic Association, 1954a, 2: 503-508.
  11. Jackson D.D. Some Factors Influencing the Oedipus Complex // Psychoanal. Quart., 1954b, 23: 566-581.
  12. Jackson D.D. The Question of Family Homeostasis // Psychoanal. Quart., 1957, 31, Part 1: 79-90.
  13. Lorenz K.Z. King Solomon's Ring. – N.Y.: Crowell, 1952.
  14. Perceval J. A Narrative of the Treatment Experienced by a Gentleman During a State of Mental Derangement, Designed to Explain the Causes and Nature of Insanity, etc. – L.: Effingham Wilson, 1836 & 1840.
  15. Whitehead A.N. & Russell B. Principia Mathematica. – Cambridge: Cambridge University Press, 1910.

Информация об авторах

Бейтсон Грегори, Британский и американский антрополог, исследователь в области социализации, лингвистики, кибернетики, США

Джексон Д.Д.

Хейли Дж.

Уикленд Дж.

Метрики

Просмотров

Всего: 981
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 820
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5