Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению

923

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 2.

Фрагмент статьи

В настоящее время не только в зарубежной, но и в отечественной психологии (см., например, работы Г.А.Кова­лева, А.Ф.Копьева, Л.А.Петровской, А.С.Спиваковской, В.В.Столина, А.У.Хараша, Т.С.Яценко и др.) общепризнана значимость практического освоения психологических знаний и умений в ходе особым образом организованных занятий. Осуществляются попытки создания различных методических программ и руководств для проведения такого рода занятий. Данная статья представляет собой подобную попытку, пред­принятую в русле теоретико-практической работы К.Роджерса и его последователей.

В качестве основы для описания взаимоотношений «фасилитатор – группа» были использованы два следующих источника:

1) описание процесса развития группового взаимодейст­вия, характерного для т.н. «групп встреч», представленное в работах К.Роджерса (Rogers, 1968, 1970, 1972, 1983, 1986, 1987 и др.);

2) опыт участия автора в группах встреч, проводившихся высококвалифицированными фасилитаторами (К.Роджерсом, Н.Роджерс, Р.Сэнфорд, С.Спектор, М.Боуэн, Ф.Мейси), а также собственный опыт фасилитации групп встреч.

Литература

  1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии, 1992, № 3-4. – С.24-33.
  3. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К.Роджерса и Р.Сэнфорд. Сообщение I. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1989, № 2 – С.4-8.
  4. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.                   
  5. Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамки // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. – С.5-24.
  6. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, № 2 (в печати).
  7. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгру­энтности // Вопросы психологии, 1993, № 4. – С.68-73.
  8. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
  9. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.                                                  
  10. Шутс В. Глубокая простота. – СПб.: Роза Мира, 1993.
  11. Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. – Киев: Освiта,1993.
  12. Gordon Th. Teacher Effectiveness Training. – N.Y.; Peter H.Wyden, 1975.
  13. Rogers С. Interpersonal Relationship USA 2000. // Jour­nal of Applied Behavioral Science, 1968, v.4.          
  14. Rogers C. Carl Rogers on Encounter Groups. – N.Y.: Harper and Row, 1970.
  15. Rogers C. The Process of the Basic Encounter Group // Cathcart R. a.o. (Eds.) Small Group Communication. – N.Y., 1972.
  16. Rogers C. Freedom to Learn for the 80's. – Columbus-Toronto-London-Sydney: Ch.Merrill, 1983.
  17. Rogers C. The Rust Workshop. // Journal of Humanistic Psychology. 1986, Vol. 26, № 3, p.23-45.
  18. Rogers C. Inside the World of the Soviet Professional. // Journal of Humanistic Psychology. 1987, Vol.27, № 3, p.277-304.
  19. Wither K. The Spectrum of Consciousness. – Wheaton-Madras-London: The Theosophical Publishing House, 1985.

Информация об авторах

Орлов Александр Борисович, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Высшей школы экономики, Москва, Россия, e-mail: aorlov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1176
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 923
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2