Консультативная психология и психотерапия
1994. Том 3. № 2
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению
Общая информация
Рубрика издания: Теория и методология
Для цитаты: Орлов А.Б. Фасилитатор и группа: от интерперсонального к транс-персональному общению // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 2.
Фрагмент статьи
В настоящее время не только в зарубежной, но и в отечественной психологии (см., например, работы Г.А.Ковалева, А.Ф.Копьева, Л.А.Петровской, А.С.Спиваковской, В.В.Столина, А.У.Хараша, Т.С.Яценко и др.) общепризнана значимость практического освоения психологических знаний и умений в ходе особым образом организованных занятий. Осуществляются попытки создания различных методических программ и руководств для проведения такого рода занятий. Данная статья представляет собой подобную попытку, предпринятую в русле теоретико-практической работы К.Роджерса и его последователей.
В качестве основы для описания взаимоотношений «фасилитатор – группа» были использованы два следующих источника:
1) описание процесса развития группового взаимодействия, характерного для т.н. «групп встреч», представленное в работах К.Роджерса (Rogers, 1968, 1970, 1972, 1983, 1986, 1987 и др.);
2) опыт участия автора в группах встреч, проводившихся высококвалифицированными фасилитаторами (К.Роджерсом, Н.Роджерс, Р.Сэнфорд, С.Спектор, М.Боуэн, Ф.Мейси), а также собственный опыт фасилитации групп встреч.
Литература
- Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991.
- Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии, 1992, № 3-4. – С.24-33.
- Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К.Роджерса и Р.Сэнфорд. Сообщение I. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1989, № 2 – С.4-8.
- Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М., 1992.
- Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамки // Московский психотерапевтический журнал, 1993, № 3. – С.5-24.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии, 1995, № 2 (в печати).
- Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии, 1993, № 4. – С.68-73.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.
- Шутс В. Глубокая простота. – СПб.: Роза Мира, 1993.
- Яценко Т.С. Активная социально-психологическая подготовка учителя к общению с учащимися. – Киев: Освiта,1993.
- Gordon Th. Teacher Effectiveness Training. – N.Y.; Peter H.Wyden, 1975.
- Rogers С. Interpersonal Relationship USA 2000. // Journal of Applied Behavioral Science, 1968, v.4.
- Rogers C. Carl Rogers on Encounter Groups. – N.Y.: Harper and Row, 1970.
- Rogers C. The Process of the Basic Encounter Group // Cathcart R. a.o. (Eds.) Small Group Communication. – N.Y., 1972.
- Rogers C. Freedom to Learn for the 80's. – Columbus-Toronto-London-Sydney: Ch.Merrill, 1983.
- Rogers C. The Rust Workshop. // Journal of Humanistic Psychology. 1986, Vol. 26, № 3, p.23-45.
- Rogers C. Inside the World of the Soviet Professional. // Journal of Humanistic Psychology. 1987, Vol.27, № 3, p.277-304.
- Wither K. The Spectrum of Consciousness. – Wheaton-Madras-London: The Theosophical Publishing House, 1985.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1176
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 923
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2