Патологическая тревога, витальность и мужество

1056

Общая информация

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Для цитаты: Патологическая тревога, витальность и мужество // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 2.

Фрагмент статьи

Природа патологической тревоги

Мы рассмотрели три формы экзистенциальной тревоги – тревоги, заданной самим существованием человека. Неэкзистенциальная тревога, возникающая вследствие случайных происшествий в человеческой жизни, упоминалась лишь мимоходом. Теперь пора рассмотреть ее систематически. Разумеется, онтология тревоги и мужества, представленная в этой книге, не может претендовать на то, чтобы предло­жить психотерапевтическую теорию невротической тревоги. Сегодня обсуждается множество таких теорий; некоторые ведущие психотерапевты, и прежде всего сам Фрейд, пред­ложили разные интерпретации тревоги. Однако у всех этих теорий есть общий знаменатель: тревога – это осознание нерешенных конфликтов между структурными элементами личности. Это могут быть конфликты между бессознательными влечениями и репрессивными нормами, между разными влечениями, стремящимися завладеть центром личности, между воображаемыми мирами и опытом реального мира, между стремлением к величию и совершенству и опытом собственной ничтожности и несовершенства, между желанием быть принятым людьми, обществом или Вселенной и опытом отверженности, между волей быть и тем невыносимым, по-видимому, бременем бытия, которое вызывает явное или скрытое желание не быть. Все эти конфликты, бессознательные, подсознательные или сознательные, непри­знанные или признанные, дают о себе знать в кратковремен­ных или продолжительных состояниях тревоги.

Как правило, основополагающим считается какое-либо одно из этих объяснений тревоги. Практики и теоретики психо­анализа исследуют базовую тревогу не с точки зрения куль­туры, а с точки зрения психологии. Однако, как кажется, большинству этих попыток недостает критерия для различе­ния между основным и производным. Каждое из этих объ­яснений содержит указания на реальные симптомы и основ­ные структуры. Но так как изучаемый материал очень раз­нообразен, то выделение одной из его частей в качестве наиболее важной, как правило, оказывается неубедитель­ным. И это не единственная причина того, что психотера­певтическая теория тревоги, хотя она и содержит блестя­щие идеи, сегодня находится в трудном положении. Другая причина – отсутствие четкого различения между экзистен­циальной и патологической тревогой, а также между главными формами экзистенциальной тревоги. Глубинная психо­логия сама по себе не в состоянии провести такие разли­чения; это задача онтологии. Всю совокупность психологи­ческого и социологического материала можно переработать в последовательную и всеобъемлющую теорию тревоги лишь в свете онтологического понимания человеческой  природы.

Метрики

Просмотров

Всего: 1031
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1056
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1