Консультативная психология и психотерапия
1994. Том 3. № 3
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения
Общая информация
Рубрика издания: Мастерская и методы
Для цитаты: Калитеевская Е.Р. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 3.
Фрагмент статьи
Теоретическое обоснование метода
Парадоксальная социометрия (ПСМ), которой посвящена данная статья, представляет собой метод работы с экзистенциальным уровнем переживания собственного «Я». Вначале мы назвали этот метод «социометрия наоборот» (Калитеевская, 1986), затем это название было изменено на настоящее без изменения самой сути метода. Эта техника применялась нами в работе с различными группами пациентов молодого возраста (от 16 до 30 лет). Первоначально ПСМ предназначалась для обучения членов группы оказанию друг другу эмоциональной поддержки и стабилизации самооценки в эмоционально напряженных ситуациях личностноролевой дифференциации и структурирования группы. Однако опыт работы с этой техникой продемонстрировал большие возможности этого метода, в частности, применительно к трансформации «Я-концепции». Мы полагаем, что «Я» представляет собой не отдельную структуру, а форму переживания человеком своей личности. В нем мы выделяем уровень физического (телесного) Я, уровень социального Я, уровень психологического Я (в совокупности эти три уровня образуют «образ Я»), и уровень экзистенциального Я, близкого к принятому в зарубежной психологии понятию «эго». «Образ Я» или «Я-концепция» часто рассматривается как мишень психотерапевтического воздействия и как показатель его эффективности. Мы, однако, склонны считать стержневой характеристикой соотношения не знак самооценки, а механизм его функционирования и место в отношениях субъекта с миром. Самоотношение выступает механизмом обратной связи в регулировании отношений человека с миром. Однако гипертрофия роли механизмов обратной связи, чаще всего связанная с гипертрофией роли внешних оценок в процессе воспитания, может привести к тому, что достижение и сохранение положительной самооценки становится основной целью. Превращаясь в самоцель, самооценка заслоняет от человека мир, что приводит к искажению отношений личности с миром, к эгоцентрической, гомеостатической фиксации человека на самом себе. Безусловно, позитивное самоотношение является предпосылкой личностной свободы, ибо дает человеку внутреннее право на активность, «мужество быть» (Tillich, 1952) и свободу выбора. В то же время В.Франкл (1990) отмечал, что счастье и самореализация могут быть доступны человеку лишь как побочный результат его активности, направленной на реализацию смыслов и ценностей. Если же пытаться сделать их целью – они ускользают. Самоотношение относится к тому же кругу феноменов. Равным образом бессмысленно стремиться к свободе и ответственности ради них самих – как позитивное «Я», переживаемое, как и аутентичность, это лишь механизмы, «инструменты», обеспечивающие личностную автономию и контакт с миром, направляемый смыслами и ценностями. Эти инструментальные механизмы личностной самодетерминации служат основой здорового развития личности. Наше понимание механизмов здорового развития личности близко концепции «позитивной дезинтеграции» К.Домбровского (Dambrowski, 1964), согласно которой развитие понимается как дезинтеграция сложившихся структур и функций и их постеленная интеграция на более высоком уровне, опосредованная личностными структурами высшего порядка. Развитие, способности к позитивной дезинтеграции – основа формирования позитивного гибкого автономного Я, открытого миру, чувства самоценности в сочетании с расширением поля выбора и готовности принять ответственность за свои выборы. Нами был разработан метод парадоксальной социометрии как один из возможных путей фасилитации процесса позитивной дезинтеграции самоотношения. Этот метод направлен на расшатывание ригидного образа Я, переживаемого в терминах ролей, расщепление образа Я, определяемого внешними оценками, и реинтеграцию самоотношения на базе автономного эго. Метод ПСМ применяется нами в групповой психотерапевтической работе, основывающейся на гештальте как философском принципе (Perls, 1969; Энрайт, 1994) и использующей групповую динамику в качестве ведущего терапевтического механизма (Исурина, 1990, Yalom, 1985). Показанием к использованию ПСМ может быть сочетание следующих групповых процессов: 1) ролевая дифференциация группы; 2) избегание группой прояснения отношений между участниками; 3) возникновение манипуляций, связанных с фиксацией ролевых стереотипов и «ярлыков», то есть навязыванием «ролей».
Литература
- Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концепции отношений. // Групповая психотерапия. М., 1990, с.89-120.
- Калитеевская Е.Р. Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1986.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
- Dambrowski К. Positive Desintegration. Boston, 1964.
- Perls F.S. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, CA, 1969.
- Tillich P. The Courage to Be. N.Y., 1952.
- Yalom I.D. The Theory and Practice of Group Psychotherapy. N.Y., 1985.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2055
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 16