Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения

Общая информация

Рубрика издания: Мастерская и методы

Для цитаты: Калитеевская Е.Р. Парадоксальная социометрия как метод позитивной дезинтеграции самоотношения // Консультативная психология и психотерапия. 1994. Том 3. № 3.

Фрагмент статьи

Теоретическое обоснование метода

Парадоксальная социометрия (ПСМ), которой посвящена данная статья, представляет собой метод работы с экзистен­циальным уровнем переживания собственного «Я». Вначале мы назвали этот метод «социометрия наоборот» (Калитеевс­кая, 1986), затем это название было изменено на настоящее без изменения самой сути метода. Эта техника применялась нами в работе с различными группами пациентов молодого возраста (от 16 до 30 лет). Первоначально ПСМ предназнача­лась для обучения членов группы оказанию друг другу эмоци­ональной поддержки и стабилизации самооценки в эмоцио­нально напряженных ситуациях личностноролевой дифферен­циации и структурирования группы. Однако опыт работы с этой техникой продемонстрировал большие возможности это­го метода, в частности, применительно к трансформации «Я-концепции». Мы полагаем, что «Я» представляет собой не отдельную структуру, а форму переживания человеком своей личности. В нем мы выделяем уровень физического (телесно­го) Я, уровень социального Я, уровень психологического Я (в совокупности эти три уровня образуют «образ Я»), и уровень экзистенциального Я, близкого к принятому в зарубежной психологии понятию «эго». «Образ Я» или «Я-концепция» часто рассматривается как мишень психотерапевтического воздействия и как показатель его эффективности. Мы, одна­ко, склонны считать стержневой характеристикой соотноше­ния не знак самооценки, а механизм его функционирования и место в отношениях субъекта с миром. Самоотношение вы­ступает механизмом обратной связи в регулировании отноше­ний человека с миром. Однако гипертрофия роли механизмов обратной связи, чаще всего связанная с гипертрофией роли внешних оценок в процессе воспитания, может привести к тому, что достижение и сохранение положительной самооцен­ки становится основной целью. Превращаясь в самоцель, са­мооценка заслоняет от человека мир, что приводит к искаже­нию отношений личности с миром, к эгоцентрической, гомеостатической фиксации человека на самом себе. Безусловно, позитивное самоотношение является предпосылкой личност­ной свободы, ибо дает человеку внутреннее право на активность, «мужество быть» (Tillich, 1952) и свободу выбора. В то же время В.Франкл (1990) отмечал, что счастье и самореали­зация могут быть доступны человеку лишь как побочный ре­зультат его активности, направленной на реализацию смыслов и ценностей. Если же пытаться сделать их целью – они ус­кользают. Самоотношение относится к тому же кругу феноме­нов. Равным образом бессмысленно стремиться к свободе и ответственности ради них самих – как позитивное «Я», пере­живаемое, как и аутентичность, это лишь механизмы, «ин­струменты», обеспечивающие личностную автономию и кон­такт с миром, направляемый смыслами и ценностями. Эти инструментальные механизмы личностной самодетерминации служат основой здорового развития личности. Наше понима­ние механизмов здорового развития личности близко концеп­ции «позитивной дезинтеграции» К.Домбровского (Dambrowski, 1964), согласно которой развитие понимается как дезинтегра­ция сложившихся структур и функций и их постеленная интеграция на более высоком уровне, опосредованная личнос­тными структурами высшего порядка. Развитие, способности к позитивной дезинтеграции – основа формирования позитивно­го гибкого автономного Я, открытого миру, чувства самоценности в сочетании с расширением поля выбора и готовности принять ответственность за свои выборы. Нами был разрабо­тан метод парадоксальной социометрии как один из возмож­ных путей фасилитации процесса позитивной дезинтеграции самоотношения. Этот метод направлен на расшатывание ригидного образа Я, переживаемого в терминах ролей, расщеп­ление образа Я, определяемого внешними оценками, и реинтеграцию самоотношения на базе автономного эго. Метод ПСМ применяется нами в групповой психотерапевтической работе, основывающейся на гештальте как философском принципе (Perls, 1969; Энрайт, 1994) и использующей групповую дина­мику в качестве ведущего терапевтического механизма (Исурина, 1990, Yalom, 1985). Показанием к использованию ПСМ может быть сочетание следующих групповых процессов: 1) ролевая дифференциация группы; 2) избегание группой про­яснения отношений между участниками; 3) возникновение ма­нипуляций, связанных с фиксацией ролевых стереотипов и «ярлыков», то есть навязыванием «ролей».

 

Литература

  1. Исурина Г.Л. Механизмы психологической коррекции личности в процессе групповой психотерапии в свете концеп­ции отношений. // Групповая психотерапия. М., 1990, с.89-120.
  2. Калитеевская Е.Р. Клинико-психологические особенности подростков и юношей с хроническими соматическими заболе­ваниями. Автореф. дисс. канд. псих. наук. Л., 1986.
  3. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  4. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
  5. Dambrowski К. Positive Desintegration. Boston, 1964.
  6. Perls F.S. Gestalt Therapy Verbatim. Lafayette, CA, 1969.
  7. Tillich P. The Courage to Be. N.Y., 1952.
  8. Yalom I.D. The Theory and Practice of Group Psychother­apy. N.Y., 1985.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 2092
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 29