Психолог в соматической клинике – интервью с О.А. Максаковой

1744

Аннотация

Максакова Ольга Арсеньевна – вице-президент Ассоциации больничной психологической помощи, кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт, старший научный сотрудник отделения реабилитации НИИ нейрохирургии им. Бурденко.

Общая информация

Рубрика издания: Мнения, позиции, дискуссии

Для цитаты: Психолог в соматической клинике – интервью с О.А. Максаковой // Консультативная психология и психотерапия. 1997. Том 5. № 1.

Фрагмент статьи

Вопрос: Ольга Арсеньевна, психолог в соматической клинике – явление у нас в стране весьма экзотическое. Не могли бы Вы немного рассказать, чем занимается психолог в соматической клинике, каков круг проблем, с которым ему приходится сталкиваться?

Ответ: Во-первых, в клинике, где все определяется высокотех­нологичными подходами к больному, где пациент отделен от врача многими опосредующими приборами и инструментами, психолог нужен для создания человечного отношения к больному. В каждой конкретной клинике перед психологом стоят разные задачи. Общей является необходимость создания благоприятной психологической атмосферы, но способы ее создания различны и зависят от профи­ля клиники, болезни пациента и лечащего персонала. Я работаю в нейрохирургической клинике, где оперируются опухоли и сосудистые аномалии головного мозга, где лечат больных после черепно-мозго­вых травм. В нашей клинике у психолога есть конкретные фазы работы с пациентом, связанные с лечебным процессом. Первый этап – работа в дооперационном периоде – психологическая подготовка к операции. Она пока чаще проводится с детьми и включает пси­ходиагностику с использованием проективных тестов для определе­ния уровня тревоги и психотерапевтическую работу, направленную на формирование позитивного отношения к операции, установки на восстановление и выздоровление. Мы применяем элементы НЛП, эриксонианского гипноза, процессуально-ориентированной терапии, работаем с детскими рисунками. Второй этап – ранний после­операционный период – включает работу с такими симптомами, как тошнота, головокружение, нарушения сна, измененные состояния сознания, судорожные припадки др. Эта работа проводится в тес­ном контакте с другими специалистами – реаниматологами и реабилитологами. Используются методы телесно-ориентированной и процессуальной терапии, НЛП, ароматотерапии. И последний этап – психологическая реабилитация больного и частичная адаптация его к жизни вне клиники. Наряду с другими специалистами, мы зани­маемся переобучением пациентов и восстановлением утраченных в результате болезни и операции функций: работаем с парезами, на­рушениями мышечного контроля, речевыми расстройствами, наруше­ниями памяти, внимания, гнозиса, праксиса, схемы тела и т.д.

Важ­ную роль в такой работе играют нейропсихологическая диагности­ка, когнитивный тренинг и поведенческая терапия. Особое место на этом этапе отводится семейной терапии: мы формируем у родствен­ников понимание их роли в социализации и личностном развитии пациента, выстраиваем новый паттерн отношений в семье с учетом интересов каждого. Не менее важная задача – работа с персона­лом клиники в плане преодоления «синдрома сгорания», формы ко­торого весьма разнообразны: от соматических заболеваний до ут­раты чувства профессионального долга и жестоких конфликтов в коллективе.

Метрики

Просмотров

Всего: 1972
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1744
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0