В разных шкафах разные скелеты

492

Аннотация

Излагаемая здесь идея превратилась в статью во многом благодаря обсуждениям ее с Сергеем Аграчевым, его советам и замечаниям. Приношу также благодарность Наталии Кигай и Ирине Тепикиной, а особенно Анне Казанской за их неоценимую помощь.

Общая информация

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Тимофеева М.Н. В разных шкафах разные скелеты // Консультативная психология и психотерапия. 1998. Том 6. № 2. С. 85–94.

Фрагмент статьи

В своих произведениях Фрейд чрезвычайно часто использует слова «тайна», «секрет», «загадка». Кажется, они даже являют­ся ключевыми для разрабатываемой им концепции организации и функционирования человеческой психики. Один из краеуголь­ных камней теории Фрейда – эдипова ситуация как универ­сальная структурная единица – помимо всегда рассматривае­мого аспекта отношений Лай-Эдип-Иокаста имеет другой, воз­можно, не менее важный для Фрейда аспект – отгадывание загадок Сфинкс[1].

В работе про маленького Ганса Фрейд пишет: «...рождение его сестры дало толчок для мыслительной работы... Перед ним стояла большая загадка, откуда появляются дети, – может быть, первая проблема, разрешение которой начинает пробуж­дать духовные силы ребенка и которая в измененном виде вос­произведена, вероятно, в загадке Фиванского Сфинкса» (Фрейд, 1990).

Править Фивами может только человек, который знает тай­ны человеческой жизни, связь между жизнью и смертью. (Со­хранилось сообщение о драме Эсхила «Сфинкс», где Сфинкс сама должна была отгадать загадку, которую ей загадывал Си­лен, державший птичку: «Какое у меня в руках существо – живое или мертвое?» На этот вопрос не существует правиль­ного ответа, так как птичку можно мгновенно превратить из живого существа в мертвое (Ярхе, 1990). Не правда ли, очень красноречиво?) Маленькому Гансу и любому ребенку, чтобы развиваться и «править» своей жизнью, нужно найти ответ на определенные вопросы, главные из которых: значение первич­ной сцены (откуда берутся дети), что такое кастрация и со­блазнение. Все эти темы – или первофантазии – «связаны с первоначалами. Подобно коллективным мифам, они призваны дать общее представление, а также «решение» главных проблем, стоящих перед ребенком. Какая бы реальность ни возникала перед субъектом, требуя объяснения или «теории», эти фанта­зии драматизируют ее, доводят ее до изначального момента, до исходной точки истории. Так, в «первосцене» образно представ­лено возникновение субъекта, в фантазии соблазнения – воз­никновение сексуальности, в фантазии кастрации – происхож­дение различий между полами» (Лапланш, Понталис, 1996). За­метим еще интересную деталь – совпадение или архетип. В «коллективном мифе» об Эдипе существенной является необ­ходимость нетрадиционного способа ответа на вопрос:



[1] Существует путаница с половой принадлежностью чудовища с лицом и грудью женщины, телом льва (львицы?) и птичьими крыль­ями. Вообще-то, это она – Сфинкс, но традиционно слово «Сфинкс» в русском языке было мужского рода, что создавало большие слож­ности. Приведем для иллюстрации кусочек текста из Энциклопедии Южакова: «Замечателен миф о Фиванском Сфинксе, который счи­тался дочерью Тифона и Ехидны...» Ситуация становится особенно забавной, если принять во внимание тот факт, что Сфинкс обычно трактуется (особенно в юнгианской традиции) как архаическая женская фигура, Великая Мать – Прародительница (Stein, 1990).

Литература

  1. Большая Энциклопедия под ред. С.Н.Южакова, С.-П., 1904, т.18, с.159.
  2. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997, с.206-207.
  3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996, с.333-337.
  4. Софокл. Эдип-царь. В кн. Античная драма. БВЛ, М., 1970.
  5. Тимофеева М. Историческая, политическая, социальная и ре­альная реальности в психоанализе. МПЖ, 2, 1996, с.87-90.
  6. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. В кн.: Психо­логия бессознательного. М., 1990, с. 113.
  7. Фрейд З. Случай Человека-Волка (Из истории одного детского невроза). В кн. Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. Киев, 1996.
  8. Ярхе Б.И. Сфинкс. В кн. Мифологический словарь. М., 1991, с.519-520.
  9. Clit  R.О. Totalitarian frame and Narcissistic Functioning. Paper presented at the XIIIth IPSO Congress, San Francisco, California, 1995.
  10. Kolod S. Psychoanalysis in Russian Context, in print, 1998.
  11. O'Shaughnessy E.W.R. Bion's theory of thinking and new techniques in child analysis. Journal of Child Psychotherapy, 7, 2, 1981, p.181-189.
  12. Stein R, Incest and Human Love. Dallas, Texas, 1990, p.65-78.
  13. Winnicott D.W. Communication between Infant and Mother, and Mother and Infant, Compared and Contrasted. In: Babies and Their Mothers. Reading, Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Co., 1987a.
  14. Winnicott D.W. Newborn and His Mother. In: Babies and Their Mothers, 1987b.

Информация об авторах

Тимофеева Мария Николаевна, Член Московского психоаналитического общества, практикующий психотерапевт, преподаватель совместного курса МПО и Института психотерапии и психоанализа по психоаналитической терапии.

Метрики

Просмотров

Всего: 969
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 492
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1