Консультативная психология и психотерапия
1998. Том 6. № 2. С. 85–94
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
В разных шкафах разные скелеты
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психотерапевтический цех
Для цитаты: Тимофеева М.Н. В разных шкафах разные скелеты // Консультативная психология и психотерапия. 1998. Том 6. № 2. С. 85–94.
Фрагмент статьи
В своих произведениях Фрейд чрезвычайно часто использует слова «тайна», «секрет», «загадка». Кажется, они даже являются ключевыми для разрабатываемой им концепции организации и функционирования человеческой психики. Один из краеугольных камней теории Фрейда – эдипова ситуация как универсальная структурная единица – помимо всегда рассматриваемого аспекта отношений Лай-Эдип-Иокаста имеет другой, возможно, не менее важный для Фрейда аспект – отгадывание загадок Сфинкс[1].
В работе про маленького Ганса Фрейд пишет: «...рождение его сестры дало толчок для мыслительной работы... Перед ним стояла большая загадка, откуда появляются дети, – может быть, первая проблема, разрешение которой начинает пробуждать духовные силы ребенка и которая в измененном виде воспроизведена, вероятно, в загадке Фиванского Сфинкса» (Фрейд, 1990).
Править Фивами может только человек, который знает тайны человеческой жизни, связь между жизнью и смертью. (Сохранилось сообщение о драме Эсхила «Сфинкс», где Сфинкс сама должна была отгадать загадку, которую ей загадывал Силен, державший птичку: «Какое у меня в руках существо – живое или мертвое?» На этот вопрос не существует правильного ответа, так как птичку можно мгновенно превратить из живого существа в мертвое (Ярхе, 1990). Не правда ли, очень красноречиво?) Маленькому Гансу и любому ребенку, чтобы развиваться и «править» своей жизнью, нужно найти ответ на определенные вопросы, главные из которых: значение первичной сцены (откуда берутся дети), что такое кастрация и соблазнение. Все эти темы – или первофантазии – «связаны с первоначалами. Подобно коллективным мифам, они призваны дать общее представление, а также «решение» главных проблем, стоящих перед ребенком. Какая бы реальность ни возникала перед субъектом, требуя объяснения или «теории», эти фантазии драматизируют ее, доводят ее до изначального момента, до исходной точки истории. Так, в «первосцене» образно представлено возникновение субъекта, в фантазии соблазнения – возникновение сексуальности, в фантазии кастрации – происхождение различий между полами» (Лапланш, Понталис, 1996). Заметим еще интересную деталь – совпадение или архетип. В «коллективном мифе» об Эдипе существенной является необходимость нетрадиционного способа ответа на вопрос:
[1] Существует путаница с половой принадлежностью чудовища с лицом и грудью женщины, телом льва (львицы?) и птичьими крыльями. Вообще-то, это она – Сфинкс, но традиционно слово «Сфинкс» в русском языке было мужского рода, что создавало большие сложности. Приведем для иллюстрации кусочек текста из Энциклопедии Южакова: «Замечателен миф о Фиванском Сфинксе, который считался дочерью Тифона и Ехидны...» Ситуация становится особенно забавной, если принять во внимание тот факт, что Сфинкс обычно трактуется (особенно в юнгианской традиции) как архаическая женская фигура, Великая Мать – Прародительница (Stein, 1990).
Литература
- Большая Энциклопедия под ред. С.Н.Южакова, С.-П., 1904, т.18, с.159.
- Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997, с.206-207.
- Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996, с.333-337.
- Софокл. Эдип-царь. В кн. Античная драма. БВЛ, М., 1970.
- Тимофеева М. Историческая, политическая, социальная и реальная реальности в психоанализе. МПЖ, 2, 1996, с.87-90.
- Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. В кн.: Психология бессознательного. М., 1990, с. 113.
- Фрейд З. Случай Человека-Волка (Из истории одного детского невроза). В кн. Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. Киев, 1996.
- Ярхе Б.И. Сфинкс. В кн. Мифологический словарь. М., 1991, с.519-520.
- Clit R.О. Totalitarian frame and Narcissistic Functioning. Paper presented at the XIIIth IPSO Congress, San Francisco, California, 1995.
- Kolod S. Psychoanalysis in Russian Context, in print, 1998.
- O'Shaughnessy E.W.R. Bion's theory of thinking and new techniques in child analysis. Journal of Child Psychotherapy, 7, 2, 1981, p.181-189.
- Stein R, Incest and Human Love. Dallas, Texas, 1990, p.65-78.
- Winnicott D.W. Communication between Infant and Mother, and Mother and Infant, Compared and Contrasted. In: Babies and Their Mothers. Reading, Massachusetts: Addison-Wesley Publishing Co., 1987a.
- Winnicott D.W. Newborn and His Mother. In: Babies and Their Mothers, 1987b.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 969
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 492
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1