Психоанализ подростков

6646

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Вертманн А. Психоанализ подростков // Консультативная психология и психотерапия. 1999. Том 7. № 3. С. 133–154.

Фрагмент статьи

Исследования подросткового возраста долгое время считались «пасынком» психоанализа, возможно потому, как это предположила Анна Фрейд в 1936г., что «атмосфера переживаний» юношеских лет не поддается воспроизведению в более взрослом возрасте. Аналогичное замечание о трудности припоминания аффектов подросткового возраста делает Питер Блос (Blos, 1973, с.136). Те самые «быстро сменяющиеся настроения», которые так типичны для подростка, редко возникают в переносе именно в силу их бурного и нестабильного характера: они вызывают большую тревогу, и поэтому в анализе взрослых их реконструировать трудно.

Исследования подросткового возраста производят впечатление почти такой же фрагментарности, как и сам этот возрастной период: «Мы наблюдаем резкую смену теорий и методов, которая привела к неоднозначным результатам. В то время как в традиционной психологической теории подросткового возраста длительное время господствовала концепция кризиса, в последние годы возникает тенденция акцентировать успешность протекания переходного периода и недооценивать меру нагрузки и напряженности» (Seiffge-Krenke, 1994, с.13). Интересно, что работы о подростковом возрасте написаны преимущественно авторами, придерживающимися эго-психологического подхода (например, Анна Фрейд, Питер Блос, Мозес и Эгле Лауфер), тогда как кляйнианцы интересуются подростковыми конфликтами лишь постольку, поскольку в подростковых переживаниях можно прорабатывать фрагменты ранних нарушений.

Во всех психоаналитических работах на протяжении последних 80 лет пубертат рассматривается как прерывание предшествующего развития. В качестве характерной особенности этой промежуточной ступени выступает смена объекта, сопровождаемая сильными аффектами. При чтении статьи З.Фрейда «Перестройка в пубертате» («Три очерка по теории сексуальности», 1905) может сложиться впечатление, что этот «разрыв» происходит еще до наступления пубертата, поскольку Фрейд указывает на «двухфазность развития сексуальности у человека». «Ранний расцвет» инфантильной сексуальной жизни в возрасте от двух до пяти лет, который в своей высшей точке выглядит как интерес к собственным гениталиям, в возрасте между шестью и одиннадцатью годами, по-видимому, прекращается. Таким образом, в ходе «латентного периода» (термин предложен Вильгельмом Флиссом) сексуальные фантазии отходят на задний план. Вместо этого ребенок укрепляет свои идентификации с родителями и распространяет их на представителей внешнего окружения (например, на учителей), которые приобретают функцию образца или модели.

Литература

  1. Blos P. Adoleszenz. Eine psychologische Interpretation. Klett, Stuttgart, 1973.
  2. Blos P. The Adolescent Passage. New York, 1979.
  3. Brocher Т., Eckensberger D. Zur psychoanalytischen Theorie des Jugendalters. In: Neidhardt T. (Hrsg.): Jugend im Spektrum der Wissenschaft. Juventa, 1970.
  4. Dalsimer K. From preadolescent Tomboy to early adolescent girl. Psychoan. Study Child, 34, 1979, 445-461.
  5. Erdheim M. Psychoanalyse und Unbewusstheit in der Kultur (darin Teil III), Suhrkamp tb wiss; Ffm 1988.
  6. Erdheim M. Die gesellschaftliche Production von Unbewusstheit. Eine Einfuhrung in den ethnopsychoanalytischen Prozess. Subrkamp, Frankfurt, 1982.
  7. Erdheim M. Psychoanalyse, Adoleszenz und Nachiraegtichkeit. Psyche, 10/1993.
  8. Erikson E.H. Jugend und Krise. Klett, Stuttgart, 1970.
  9. Erikson E.H. Der junge Mann Luther. Szczesny Verlag Muenchen, 1958.
  10. Freud A. Das Ich und die Abwehrmechanismen (1936). Kindler Tb Geist und Psyche, Nr. 2001.
  11. Freud A. Probleme der Pubertaet. Psyche 14, 1960, 1-23.
  12. Freud S. Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie (1905). GW V.
  13. Kaplan L.J.: Abschied von der Kindheit. Klett-Cotta, Stuttgart, 1988.
  14. Laufer  M.: Zentrale  Onaniephantasie, definitive Sexual-organisation und Adolezenz. Psyche, 34, 1980, 365-384.
  15. Laufer M. и. М.Е. Adolescence and Developmental breakdown. Karnac, London, 1984.
  16. Laufer M. и. M.E. Adoleszenz und Enfwicklungskrise. Klett-Cotta, Stuttgart, 1994.
  17. Mertens W. Entwicklung der Psychosexualitaet und der Geschechtsidentitaet. Bd. 2, Kindheit u. Adoleszenz. Verl. W. Kohlhammer, Stuttgart, 1994.
  18. Seiffge-Krenke I. Psychoanalytische Therapie Jugendlicher. Kohlhammer, Stuttgart, 1994.
  19. Streek-Fischer A. "Geil auf Gewalt". Psychoanalytische Bemerkungen zu Adoleszenz und Rechtsextremismus. Psyche, 8/1992, 745-768.
  20. Streek-Fischer A. Entwicklungslinien der Adoleszenz. Narzissmus und Uebergagndsphaenomene. Psyche, 9/1994, 509-528.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 2012
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 6646
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 38