Внутренний объект в зеркале символизации

623

Аннотация

В соответствии с современными взглядами, основную роль в психоана¬литическом лечении играют два фактора, определяющие терапевтические изменения: осознание пациентом ранее неосознаваемых конфликтов и про¬работка тех взаимосвязей и процессов, в которых находит отражение динамика его внутреннего конфликта. Процесс проработки предполагает переструктурирование внутренних объектов и построение новых аффек¬тивно-поведенческих схем жизненного взаимодействия. В настоящее время в теории психоанализа заметна устойчивая тенденция к привлечению «ге-нетической эпистемологии» Жана Пиаже, помогающей понять те меха¬низмы, благодаря которым новый опыт, получаемый пациентом на этапе осознания инфантильных конфликтов, включается в старые поведенческие «клише» (Tenzer, 1983, 1984; Wachtel, 1980; McReynolds, 1978; Томэ, Кехеле, 1996). По мнению автора, возможности использования подхода Пиаже в психоаналитических исследованиях, в частности для объяснения природы константности внутренних объектов и их позитивного переструктуриро¬вания, далеко не исчерпаны. В русле современных представлений когнитив¬ной психологии в статье обсуждается процесс построения константно¬сти внутренних объектов на ранней «пресимволической» фазе развития символической функции.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Холина Н.А. Внутренний объект в зеркале символизации // Консультативная психология и психотерапия. 2000. Том 8. № 4. С. 95–112.

Литература

  1. Бейтс Е. Интенции, конвенции и символы // В кн.: Психолингвистика. М., «Прогресс». 1984.
  2. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // В кн.: Психолингвистика. М., «Прогресс», 1984.
  3. Винникотт Д. Разговор с родителями. М., «Класс». 1994.
  4. Винникотт Д. Маленькие дети и их матери. М., «Класс», 1998.
  5. Винникотт Д. Способность к одиночеству. Антология современного психоанализа. М., 2000.
  6. Кафка Дж. Сознание и тень времени. МПЖ. № 2,1996.
  7. Кьеркегор С. Повторение. М., «Лабиринт». 1997.
  8. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб, Б.С.К., 1997.
  9. Томэ X., Кехеле X. Современный психоанализ. М.. «Прогресс-Литера», 1996.
  10. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. М., «Эксмо-пресс», 1999.
  11. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения. Тбилиси, «Мреани», 1991.
  12. Фрейд З. Анализ фобии пятилетнего мальчика. М., «Просвещение», 1990.
  13. Balint M. (1935). In: Balint M. (1952). Primary love and psycho-analytic technique. L., Hogarth, p.49-72.
  14. Bowlby J. (1969). Attachment and loss. Vol.1: Attachment. N.Y. Basic Books.
  15. Freud A. (1937). The ego mind the mechanisms of defence. L., Hogarth.
  16. Gaddini E. (1992). A Psychoanalytic Theory of infantile Experience. L., Routledge.
  17. Kellogg W., Kellogg L. (1933). The ape and the child. A study of environmental influence upon early behavior. N.Y., McGraw-Hill.
  18. Klein M.(l945) Oedipus complex in the light of early anxieties. Int. J. Psychoanal. 26: 11-33.
  19. Kohut H. (1984). How does analysis cure? Chicago-London, Chicago University Press.
  20. Kris E. (1975). The nature of psychoanalytic propositions and their validation // In: Newman L.M. Selected papers of E.Kris, N.Y., Yale University Press.
  21. Loewald H. (1980). Papers on psychoanalysis. L, New Haven, Yale University Press.
  22. Maratos О. (1973). Development of imitation. Papers Presented at the British Psycho­logical Society Conference.
  23. McReynolds P. (1976). Assimilation and anxiety // In: Zuckermann М., Spilberger C.D. (eds.), Emotions and anxiety. New concepts, methods, and application. Erlbaum, Hillsdale. p.35-86.
  24. Piaget J. (1962). Play, dreams, and imitation in childhood. N.Y., Norton.
  25. Pierce C. (1932). Collected Papers. C.Jartshorne and P.Weiss. Cambridge, Mass.: Har­vard University Press.
  26. Reynolds P. (1976). Play, language and human evolution // In: Play: its role in evolution and development, J.Bruner. A.Jolly & K.Sylva Harmondsworth: N.Y., Penguin, Basic Books.
  27. Spitz R. (1965). The evolution of dialogue // In: Schur M. Drives, affects, behavior, vol 2. N.Y., International University Press, p.170-190.
  28. Tenzer A. (1983). Piaget and psychoanalysis. Some reflection on insight. Contemp. Psy­choanal., 19: 319-339.
  29. Tenzer A. (1984). Piaget and psychoanalysis 2. The problem of working through. Contemp. Psychoanal., 20: 421-436.
  30. Wachtel P. (1980). Transference, schema and assimilation. The relevance of Piaget to the psychoanalytic theory of transference. Annual Psychoanal., 8: 59-76.
  31. Winnicott D. (1965). The maturational processes and the facilitating environment. Studies in the theory of emotional development. N.Y., International University Press.

Информация об авторах

Холина Н.А., кандидат психологических наук, Член Московского психоаналитического общества, практикующий психотерапевт.

Метрики

Просмотров

Всего: 1138
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 623
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1