Эрготерапия детей-беженцев с посстравматическими стрессовыми расстройствами

657

Аннотация

Одним из неизбежных последствий, вызванных военными действиями, развернувшимися на территории Чеченской республики в 1994-1996 и 1999-2001гг., стали различные психические нарушения у детей. Исследование посттравматических стрессовых расстройств (ПТСР) у детей само по себе проблематично ввиду отсутствия точного диагностического инструментария. Диагностические критерии данного феномена, представленные в МКБ-10, не учитывают его возрастных аспектов, а те критерии, которые даются в DSM-IV, хотя и включают ряд дополнительных указаний для детского возраста, остаются все же не-достаточными, ибо не отражают всего клинического многообразия психических нарушений, которые возникает у детей в результате травматического стресса (см.: МКБ, 1994; Тарабрина, Соколова и др., 1996). Тем не менее, с посттравматическими расстройствами у детей приходится работать, и важность исследований в этой области лишь возрастает – с точки зрения, прежде всего, адекватности и эффективности оказания помощи пострадавшим (Тарабрина, Лазебная, 1992; Тарабрина, Соколова, op.cit.; Цыганков, Былим, 1998). С другой стороны, хотелось бы подчеркнуть и другую сторону дела: ценность как можно более точных сведений о психическом состоянии детей, переживших войну, – в противовес наметившейся тенденции к преувеличению имеющихся на этот счет данных. Вывод о всеобщей, тотальной травматизации не только детей, но и взрослых, с которым нередко приходится сталкиваться, на мой взгляд, можно объяснить именно отсутствием профессионального подхода к диагностике и лечению ПТСР, поскольку в регионах военных конфликтов работает немало парапрофессионалов (справедливости ради, надо заметить, что упрек в непрофессионализме не умаляет значимости деятельности па-рапрофессионалов в рамках психосоциальной помощи).

Общая информация

Рубрика издания: Мастерская и методы

Для цитаты: Ахмедова Х. Эрготерапия детей-беженцев с посстравматическими стрессовыми расстройствами // Консультативная психология и психотерапия. 2001. Том 9. № 4. С. 196–205.

Литература

  1. Международная классификация болезней (10 пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. – ВОЗ, СПб, “Оверлайд”, 1994.
  2. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посстравматичесикх стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы. // Психологический журнал, т.13, № 2, 1992, с.14-29.
  3. Тарабрина Н.В., Соколова Е.Д., Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Посттравматическое стрессовое расстройство: психологические и клинические особенности. Вопросы терапии. // Materia Medika, № 1(9), 1996, с.57-68.
  4. Хохлов Л.К. Посттравматическое стрессовое расстройство и проблема коморбидности. // Социальная и клиническая психиатрия, 1998, №2, с.116-122.
  5. Цыганков Б.Д., Былим А.И. Психические нарушения у беженцев и их медико-психологическая коррекция: Руководство для врачей. Кисловодск, 1998.
  6. American Psychiatric Association (1994), Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th edition (DSM-IV). Washington DC: American Psychiatric Association.
  7. Eth S., Pynoos R. Posttraumatic stress disorder in children. – Washington D.S.: APA Press, 1985.
  8. Freud A., Burlingem D. Children and war. NY, Ernst Willard, 1943.
  9. Lipovsky J. Posttraumatic stress disorder in children. Community Health, 14, 42-51, 1991.
  10. Pfefferbaum B. Posttraumatic stress disorder in children: a review of the past 10 years. // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. 36(11):1503-11, 1997 Nov.
  11. Stress. Psychiatry and war. International symposium. – Paris. Val de Grace, 26-27 Juin, 1992.
  12. Terr L.C. Childhood traumas: an outline and overview. America Journal of Psychiatry, 148, 10-20, 1991.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1105
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 657
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0