В статье описан случай краткосрочной проблемно-ориентиро-ванной терапии. Кли-ентка автора (он же – психотерапевт) претерпевала острую социальную ситуацию, тре-бующую немедленного разрешения. Этому переживанию сопутствовали личностный кризис и тот хронологический, к которому в своем развитии подошла ее нуклеарная семья. Соответственно в ходе своей работы терапевт преследовал три цели: помощь клиентке в активизации внутренних ресурсов для решения социальной проблемы; снижение тревоги, связанной с ее личностным кризисом; содействие сепарации клиентки от родительской системы и большей адаптивности ее нуклеарной семьи. Состояние острого кризиса задало рамку короткой терапии.
Работа проводилась автором в эклектической, или интегративной, манере. В каче-стве основной модели для анализа случая, интерпретации происходящего и планиро-вания интервенций использовалась теория семейной системы М.Боуэна. Базовыми принципами терапии выступили постулаты гуманистической психологии, согласно которым, в частности, терапевту приписывается роль главным образом фасилитатора. Высокий уровень тревоги клиентки обуславливал ригидную защиту на рациональном уровне, но он же способствовал необычайной яркости и лаконизму представляемых ею образов, метафор. Поэтому в качестве средств работы были выбраны техники Геш-тальттерапии, а также Time-Line терапии.
Автор отдает предпочтение “исторической” манере подачи материала, излагая его в той последовательности, в какой факты, семейный анамнез и события всплывали в процессе работы, длившейся на протяжении пяти сессий, по полтора часа каждая. Сама последовательность переключения фокуса внимания клиентки служит отражением процессов ее внутренней жизни.
В авторские задачи не входил строгий научный анализ случая или иллюстрация с его помощью работы терапевтических методов и техник. Цель статьи – продемонстриро-вать, главным образом, талантливость и компетентность клиента как в создании про-блемы, так и в ее решении*.
Для цитаты:Минеева О.А. Семейные паттерны в зеркале внутренней метафоры // Консультативная психология и психотерапия. 2002. Том 10. № 3. С. 142–153.
Фрагмент статьи
Татьяна, миниатюрная хрупкая женщина, обратилась за помощью, когда ее четырнадцатилетний сын стал уходить из дома. Он прогуливал школу, по два-три дня проводя время в подвале с компанией, не возвращаясь домой даже ночью. Как многие родители, она обратилась в консультацию с надеждой изменить своего “неправильного” ребенка. Но как многие подростки, тот сказал: “Это для тебя проблема, ты и иди!” Вот так мы и начали с ней работать.