Консультативная психология и психотерапия
2002. Том 10. № 4. С. 198–200
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Особый взгляд на благодарность
Общая информация
Рубрика издания: Анализ случая
Для цитаты: Локтионова А.В. Особый взгляд на благодарность // Консультативная психология и психотерапия. 2002. Том 10. № 4. С. 198–200.
Полный текст
Богатая женщина не раз помогала детскому дому. Однажды к ней подошел мальчик и сказал: “У меня ничего нет, но я хочу сделать вам подарок”, и он протянул ей чистый платочек. Женщина испытала неловкость, более того, она вспомнила, что такой подарок – плохая примета. Она хотела отказаться и просто дать мальчику денег. Но, посмотрев на него, неожиданно приняла подарок и поблагодарила.
Позже, рассказывая в телевизионной передаче про этот случай в детском доме, она пыталась еще что-то объяснить, но не находила слов. Правильно ли она поступила? Что произошло между ней и мальчиком? Почему это так растрогало ее?
О благодарности (Берт Хеллингер)
Он чувствовал себя обязанным Богу за спасение жизни в опасной ситуации, и спросил друга: “Как мне выразить мою благодарность, чтобы она была достойна Его?”
В ответ друг рассказал историю.
Мужчина полюбил женщину. Он полюбил ее всем сердцем и попросил выйти за него замуж. Она же хотела чего-то другого. Как-то они переходили улицу, и ее сбила бы машина, если бы не спутник: в последний момент он выхватил ее из-под колес. Немного отойдя от случившегося, она сказала ему: “Теперь я выйду за тебя замуж”.
– Как ты думаешь, что почувствовал этот мужчина? – спросил друг.
Тот не ответил.
– Видишь, – сказал друг, – может быть, так и Богу с тобой.
Благодарность – это еще одна, редкая возможность установить баланс между “давать” и “брать”. Когда я благодарю, я действую не по принуждению со стороны дающего, а потому, что это единственный соизмеримый с ситуацией ответ. Для инвалида или для больного, для умирающего, а иногда и для любящего. Помимо потребности вернуть баланс, действует еще и любовь. Та элементарная любовь, которую люди испытывают по отношению друг к другу, которая притягивает и удерживает вместе, подобно силе притяжения, действующей в физических телах. Эта любовь сопровождает любое “давать” и “брать”, и им предшествует. В момент принятия она проявляется как благодарность. Благодарность означает, что я признаю то, что ты даешь мне, независимо от того, смогу ли я это когда-нибудь вернуть. Я принимаю это от тебя как подарок. Тот, кто благодарит в ответ, говорит: твое внимание и признание для меня более ценно, чем все то, что ты мне даешь.
Услышав от Берта Хеллингера эту новеллу о благодарности, я смогла понять смысл того, что произошло в детском доме. Для мальчика было важно поблагодарить женщину, а она в этот момент растерялась.
Какого ответа требовала от нее ситуация? Принять благодарность.
Какая потребность ребенка была скрыта за его жестом? Потребность в любви, в признании и уравнивании. Ощущая себя – слабым, беспомощным и берущим (и являясь им), он совершил жест, который позволил ему почувствовать, что он – дает. Но взвешивание производится на других весах, на другом уровне. По другому счету. Поймет ли взрослая женщина, что мальчик, предлагая ей подарок, устанавливает новые отношения? Сможет ли она в них вступить и придать ролевым отношениям новое, более глубокое измерение?
За его жестом я вижу послание: “Я – есть, независимо от того, что смогу тебе дать. Я есть для тебя. Но сможешь ли ты принять мой дар, признать мой подарок, дать мне толику любви – есть ли ты для меня?”
Жест обретает окончательное значение в момент ответа. Ведь он осмысляется в диалоге, в толковании. В силах женщины было превратить (истолковать) выраженный жестом порыв души в жест манипулятора-попрошайки: “Ну, вот тебе еще, – в ответ, – еще и в десять раз больше”. И в этом случае мальчик навсегда запомнил бы урок: ценность этой жизни – “иметь”, отношения измеряются материальным.
Но его жест был обращен к человеку в этой сильной женщине, к интимной стороне ее души, к ее персоне. Она могла бы сказать: “Твоя признательность для меня важнее того, что ты можешь для меня сделать, оставь платочек себе”. Но тогда она сохранила бы за собой роль дающего, лишив ребенка возможности пережить новый опыт. Отбросив тревогу, связанную с приметами, приняв его подарок и поблагодарив, она сделала нечто большее, чем делала для детского дома до сих пор и смогла бы сделать для мальчика. Она “ввела” в общение смирение и благодарность, любовь, про которую говорил Берт Хеллингер. Она признала, что и он может быть дающим, она приняла его подарок, обозначив понимание его настоящей ценности – ценности отношений.
Их взаимодействие стало встречей двух людей. Мальчика поняли и приняли. Простая благодарность позволила ребенку пережить особое чувство: твой дар принят сильным и богатым человеком, который владеет многими ценными вещами, и твой дар принят как особый – с благодарностью. Он смог прочувствовать, что любовь и признание тебя в качестве равного – это нечто совершенно особое и более ценное, чем все, что ты можешь получить. Ибо благодарностью мы подтверждаем не только то, что даем друг другу, но и то, чем друг для друга являемся, – опорами социального, человеческого бытия.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 687
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2