Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности

5982

Аннотация

Изучение механизмов того влияния, которое оказывают на личность различные травматические события, а также факторов, определяющих процесс совладания человека с травмой, в наши дни приобретает особую актуальность. Как известно, травма воздействует на индивида на различных уровнях: биохимическом, психофизиологическом, эмоциональном, когнитивном, личностном, микро- и макросоциальном. Специальный интерес представляют посттравматические изменения личности человека – трансформация его взглядов на мир, окружающих людей и собственное “Я”. В данной работе делается попытка рассмотреть влияние психической травмы на когнитивно-личностном уровне, с точки зрения изменения тех базисных когнитивных убеждений, которые отражают глубинные установки личности по отношению к самому себе и окружающему миру.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Падун М.А., Тарабрина Н.В. Психическая травма и базисные когнитивные схемы личности // Консультативная психология и психотерапия. 2003. Том 11. № 1. С. 121–141.

Фрагмент статьи

Термин убеждения все чаще встречается в психологической литературе в связи с бурным развитием когнитивных и когнитивно-поведенческих направлений психотерапии. В когнитивной психотерапии понятия убеждения, схемы, правила, когнитивные паттерны, когниции в целом являются взаимозаменяемыми (Бек, Фримен, 2002). Если говорить более точно, схемы – это когнитивные структуры, которые организуют опыт и поведение; убеждения и правила отражают содержание схем и, следовательно, определяют содержание мышления, эмоций и поведения. Таким образом, вполне допустимо употребление понятий дисфункциональные схемы и дисфункциональные убеждения в одном значении, тем более, что понятие “схемы” достаточно полно разработано в психологической науке и имеет теоретическое и эмпирическое обоснование.

Литература

  1.  Вайсс Д. Как работает психотерапия: процесс и техника. – М., “Независимая фирма “Класс”, 1998. – 240с.
  2.  Калмыкова Е.С., Комиссарова С.А., Падун М.А., Агарков В.А. Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса. Психологический журнал. 2002, Т.23, № 6.
  3.  Кант И. Критика чистого разума // Собр. соч. в 8–ми томах. Т.3. М., 1994. - 741 с.
  4.  Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А.Бека, А.Фримена. – СПб.: Питер, 2002.
  5.  МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. – СПб.: Речь, 2001. – 560с.
  6.  Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., Питер, 2000.
  7.  Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
  8. Соколова Е.Т. Психотерапия: теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр “Академия”, 2002.  С. 220.
  9.  Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.
  10.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  11.  Affleck G., Allen D.A., Tennen H., McGrase B.J., & Ratzan S. (1985). Causal and control cognitions in parents' coping with chronically ill children. Journal of Social and Clinical Psychology, 3, 367–377.
  12. Bartlett F. (1932) Remembering. Cambridge: Cambridge University Press.
  13. Beck A.T. (1967). Depression: Clinical, experimental and theoretical aspects. New York: Harper & Row.
  14. Beck A.T. (1976). Cognitive therapy and the emotional disorders. New York: International University Press.
  15. Beck A.T., & Emery G. (1985). Anxiety disorders and phobias: A cognitive perspective. New York: Basic Books.
  16. Bowlby J. (1969). Attachment and loss. 1. Attachment. Basic Books, N.Y.: Guilford.
  17. Chemtob C., Roitblat H.L., Hamada R., Carlson J.G., Twentyman C.T. (1988). A cognitive action theory of post–traumatic stress disorder / Journal of Anxiety Disorders, Vol.2, p.253–275.
  18. Collins R.L., Taylor S.E., & Skokan L.A. (1990). A better world or a shattered vision? Changes in life perspectives following victimization. Social cognition, 8, 263–285.
  19. Coyn J.C.& Gotlib I.H. (1983). The role of cognition in depression: A critical appraisal. Psychological Bulletin, 94, 472–505.
  20. Cubany E.S. (1997). Thinking errors, faulty conclusions and cognitive therapy for trauma-related guilt. National Center for post-traumatic stress disorder. Clinical Quarterly, 7, p.6–8.
  21. Cubany E.S. (1998). Cognitive therapy for trauma-related guilt. / In: Cognitive-behavioral therapies for trauma / edited by V.M.Folette, J.B.Ruzek, F.R.Abueg. New York: The Guilford Press.
  22. Cubany E.S., Haynes S.N., Abueg F.R., Manke F.P., Brennan J.M. & Stahura C. (1996). Development and validation of the Trauma-Related Guilt Inventory (TRGI). Psychological Assessment, 8, 428–444.
  23. Eagle M.N. (1986). The psychoanalytic and the cognitive unconscious. / In R. Stern (Ed.) Theories of the unconscious (p.155-190). Hillsdaile, Analitic Press.
  24. Epstein S. (1990). Cognitive experiental self-theory.  In L. A. Pervin (Ed.) Handbook of personality: Theory and research (p.165-192). New York: Guilford.
  25. Foa E.B., Riggs D.S., Massie E.D. & Yarczover M. (1995). The impact of fear activation and anger on the efficacy of exposure treatment for PTSD / Behavior Therapy, 26, 487–499.
  26. Foa E. B, & Kozak M.J. (1986). Emotional processing of fear; Exposure to corrective information. Psychological Bulletin, 99, 20-35.
  27. Frank E., Anderson B., Stewart B.D., Dancu C., Hughes C. & West D. (1988). Efficacy of cognitive-behavior therapy and systematic desensitization in the treatment of rape trauma. Behavior therapy, 19, 403–420.
  28. Glasersfeld E. (1996). Radical Constructivism. A Way of Knowing and Learning. Studies in Mathematics Education Series 6, The Palmer Press, London-Washington, p.53-75.
  29. Horowitz M.J. (1991). Person schemas / In: Horowitz M.J. (ed) Person schemas and maladaptive interpersonal patterns. Univ. of Chicago Press, Chicago.
  30. Ingram R.E. (1986). Information processing approaches to clinical psychology. New York: Academic Press.
  31. Janoff-Bulman R. (1998). Rebuilding shattered assumptions after traumatic life events: coping processes and outcomes. In: C.R.Snyder (Ed.) Coping: The psychology of what works. N.Y. Oxford University Press.
  32. Janoff-Bulman R., McPherson Frantz C. (1997). The impact of trauma on meaning: from meaningless world to meaningful life. In: Power M., Brewin Ch.R. (Ed.) The transformation of meaning in psychological therapies: Integ rating theory and practice. N.Y. John Wiley & Sons Ltd.
  33. Janoff-Bulman R. (1992). Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. New York: Free Press.
  34. Joseph S., Williams R. & Yule W. (1993). Changes in oudook following disaster: The preliminary development of a measure to assess positive and negative responses. Journal of Traumatic Stress, 6, 271-279.
  35. Lang P.J. (1979). A bio-informational theory of emotional imagery. Psychophisiology, 16, 495–510.
  36. Lang P.J., Melamed B.G. & Hart J. (1970). A psychophysiological analysis of fear modification using an automated desensitization procedure. Journal of Abnormal Psychology, 76, 220-234.
  37. Lazarus R.S. (1966). Psychological stress and the coping process. – N.Y.: McGrow–Hill.
  38. McCann I.L., Pearlman L.A. (1990). Psychological trauma and the adult survivor: theory, therapy and transformation. New York: Brunner/Mazel.
  39. Meadows E.A., Foa E.B. (1998). Intrusion, arosial and avoidance. Sexual trauma survivors. / In: Cognitive–behavioral therapies for trauma / edited by V.M.Folette, J.B.Ruzek, F.R.Abueg. New York: The Guilford Press.
  40. Meichenbaum D., Fong G. (1993). How individuals control their own minds: A constructive narrative perspective. / In: Wender D.M. & Pennebaker J.W. (Eds), Handbook of mental control (p.473–489). New York: Prentice–Hall.
  41. Piaget J. (1976). Piaget's Theory / In: Inhelder B. and Chipman H.H. (Eds.) Piaget and His School, New York, Springer.
  42. Resick P.A., Schnicke M.K. (1992a). Cognitive processing therapy for sexual assault victims. Journal of consulting and clinical psychology, 60, 748–756.
  43. Resick P.A., Schnicke M.K. (1992b). Cognitive processing therapy for sexual assoult victims. In: E.B.Foa (Chair), Treatment of PTSD: An update. Paper presented at the eighth annual meeting of the International Society for Traumatic Stress Studies, Los Angeles, CA.
  44. Segal Z.V. (1988). Appraisal of the self–schema construct in cognitive models of depression. Psychological Bulletin. Vol. 103, No. 2, 147–162.
  45. Slap J.W., Saykin A.J. (1983). The schema: Basic concept in a nonmetapsychological model of the mind. Psychoanalysis and Contemporary Thought, 6, 305-325.
  46. Stein D.J. (1992). Schemas in the cognitive and clinical sciences: an integrative construct // Journal of Psychotherapy Integration, 2, 45-63.
  47. Tedechi R.G., Calhoun L.G. (1996). The Posttraumatic Growth Inventury: Measuring the positive Legacy of Trauma. Journal of Traumatic Stress, 3, 455- 471.
  48. Watchel P.L. (1982). Resistance: Psychodynamic and behavioral approaches. New York: Plenum Press.

Информация об авторах

Падун Мария Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9876-4791, e-mail: maria_padun@inbox.ru

Тарабрина Надежда Владимировна, доктор психологических наук, Главный научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ИПРАН), Москва, Россия, e-mail: nvtarab@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3142
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 5982
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5